Урегулирование политических конфликтов в условиях взаимозависимости конфликтующих сторон
Политический конфликт — особая форма социального (политического) взаимодействия, в котором действия одной стороны зависят от действий другой. Взаимозависимость сторон в конфликте «вынуждает» их искать общие (частично совпадающие) интересы. «Чистый конфликт, в котором интересы двух противников полностью противоположны, — особый случай; он применяется в случае войны до полного истребления... По этой причине «выигрыш» в конфликте не имеет строго состязательного смысла; это не победа, одержанная над врагом. Здесь подразумевается выигрыш относительно своей собственной системы ценностей, и его можно добиться путем переговоров, компромиссов, а также избегая поступков, наносящих обоюдный ущерб». Такую стратегию в конфликте Т. Шеллинг называет теорией взаимозависимых решений. Наглядным примером подобных конфликтов являются «газовые» и «нефтяные» конфликты между Россией и Украиной (конец 2005 г.) и между Россией и Белоруссией (конец 2006 — начало 2007 г.). Взаимозависимость сторон в указанных конфликтах стала главным фактором, способствовавшим нахождению взаимоприемлемых компромиссов.
Особого внимания заслуживают разработанные Т. Шеллингомтеория сдерживания итеория ограниченной войны. Эти теории возникли на Западе в середине прошлого века, когда западные страны испытывали значительное давление со стороны СССР и всего социалистического лагеря. Сегодня сама Россия испытывает мощное давление со стороны расширяющегося НАТО, Европейского союза, Китая и других международных сил. Поэтому указанные теории могут применяться для решения определенных задач как по отдельности, так и в рамках единой стратегии конфликта. При этом сдерживание «столь же уместно между друзьями, как и между потенциальными противниками».
Основная идея (философия) предложенных Т. Шеллингом теорий состоит в том, что даже в самых сложных конфликтных ситуациях нельзя воспринимать противостоящую сторону в качестве абсолютного врага. Необходимо оставлять хоть какие-то шансы друг другу для нахождения компромиссов. При этом восприятие противоположной стороны, по мнению Т. Шеллинга, является более важным, чем логические рассуждения.
Понятие «враг» имеет глубинные корни. В архаичном обществе различные образы «врагов» давали представление о том, что представляет угрозу существованию группы (обществу). В христианстве понятие «враг» становится универсальным символом зла — «врагом рода человеческого». В период формирования национальной и «классовой» идеологии (Новое время) появляется понятие «враг народа» как один из способов национальной идентификации и массовой мобилизации. В сталинские времена в СССР на реальных и мнимых противников режима «навешивали» ярлык «враг народа».
В современной политике такая резкая поляризация, как «друг»-«враг», казалось бы, должна оставаться в прошлом, однако мы продолжаем оперировать этими архаичными категориями. По мнению К. Шмита, в определении понятия «политическое» одну из ключевых ролей играют категории «друг» и «враг»: «Специфически политическое различение, к которому можно свести политические действия и мотивы, — это различение друга и врага. Смысл различения друга и врага состоит в том, чтобы обозначить высшую степень интенсивности соединения или разъединения, ассоциации или диссоциации».
Для обозначения «высшей степени интенсивности соединения или разъединения» указанные категории могут использоваться, но они не являются политическими понятиями. Такая поляризация более характерна для тоталитарной идеологии и политики. Например, тоталитарные религии не приемлют промежуточных состояний: либо ты служишь богу, либо дьяволу — иного не дано. Иными словами, кто не верит и не молится так, как мы, — тот враг. В. И. Ленин, развивая теорию марксизма, выдвинул идею о том, что в классовой борьбе не может быть нейтральных людей. Сталинская политика довела эту идею до абсолюта: «кто не с нами, тот против нас», т. е. враг, а врагов принято уничтожать. Последствия такой дихотомии в идеологии и политике бывают весьма трагическими. Поэтому публичная политика старается не оперировать такими крайними категориями, как «друг»-«враг», а использует в соответствии с ситуацией «арсенал» промежуточных категорий.
Необходимо помнить, что даже в состоянии противоборства, кроме позиций «друг»-«враг», существует множество промежуточных состояний, например таких, как оппонент, противник, недруг и др.
Оппонент (от лат.opponens - возражающий) — лицо, имеющее противоположное мнение и выступающее с критикой в споре. Оппонировать — значит возражать, оспаривать чье-либо мнение. Следовательно, с оппонентом можно вести диалог: отстаивать свое мнение, уточнять позиции сторон, учитывать взаимные претензии, находить компромиссы и обоюдовыгодные соглашения.
Противник — дословно означает расположенный напротив кого-то, чего-то. Слово «противник» в русском языке имеет несколько значений: 1) человек, относящийся враждебно или негативно (отрицательно) к другому; 2) человек, стремящийся победить другого; 3) неприятель, враг. Но противник может быть врагом, а может и не быть им. Например, противник может быть и в дуэли, и в шахматной игре. Из приведенных определений следует, что с противником можно соревноваться, бороться, сражаться, т. е. доказывать свою правоту, свое преимущество в чем-либо, но его не обязательно уничтожать.
На основе анализа различных точек зрения можно сделать вывод, что существуют конфликты типа: «спор», «противоборство», «война». Возможны конфликтные ситуации, когда один и тот же конфликт может проходить стадииспор — противоборство — воина, и в зависимости от того, на какой стадии находится конфликт, стороны воспринимают друг друга как оппонентов, противников, врагов (табл. 3).
Таблица 3. Взаимозависимость динамики конфликта, субъективного восприятия сторонами друг друга и взаимных конфликтных установок
Тип конфликта (стадия развития) | Спор | Противоборство | Война |
Восприятие сторонами друг друга | Оппонент | Противник | Враг |
Конфликтная установка сторон | Диалог, компромисс | Соперничество, доминирование | Уничтожение |
Из табл. 3 следует, что от того, к какой категории — оппонент, противник, враг — отнесена противоборствующая сторона конфликта, во многом зависят и конфликтная установка сторон, и динамика развития конфликта, и методы ведения борьбы, и способы завершения конфликта. Поэтому в каждом конкретном случае необходимо учитывать особенности этих дефиниций и адекватное их применение. Рассмотрим, как и в каких случаях применяются эти понятия.
Конфликт в своей динамике может проходить различные уровни (стадии) противостояния, как в сторону эскалации противоборства (спор — противоборство — война), так и в сторону снижения накала борьбы (война — противоборство — спор). Соответственно меняются и другие параметры конфликта (см. табл. 3). Такое свойство динамики конфликта можно использовать в процессе урегулирования и разрешения конфликта. Для этого необходимо, например, конфликт типа «война» вначале перевести (трансформировать) в конфликт типа «противоборство», а затем — в конфликт типа «спор».
При этом важно, чтобы выбранный вариант соответствовал сложившейся ситуации и отвечал интересам и целям субъектов взаимодействия. Необходимо также помнить, что взаимодействие предполагает долговременную систему отношений. Поэтому не надо стремиться к демонстративной победе. Тактический выигрыш может обернуться стратегическим проигрышем, а демонстративная победа может даже оппонента превратить в потенциального и реального врага.
Вопрос
Политический кризис– состояние системы, при котором власть становится не способна выполнять свои организаторские и иные функции. Кризисы политической системы, уподобляясь болезням организма, могут быть легкими и тяжелыми. Бывают кризисы, которые приводят к разрушению не только политической системы, но и системы всего общества и его институтов управления.
Политические кризисы чаще всего связаны со сменой политической элиты. Такие кризисы не всегда приводят к полному изменению состава элит, правительственных кабинетов, правящих партий и т. д. и. как правило, разрешаются по результатам корректировки прежнего политического курса.
Целостные или тотальные политические кризисыпочти всегда влекут за собой появление новых элит либо кардинальные изменения всей социально-политической жизни, например в случаях осуществления революции, как это было в России в 1917 г. Развитие исторических событий приводит к появлению кризисов, и задача политической элиты состоит в том, чтобы такие кризисы разрешать без каких-либо серьезных последствий для социально-политической структуры государства.
Если политическая элита не справляется с задачами по социально-политическому развитию в условиях преодоления кризиса, она сменяется другой элитой, более подготовленной к действиям в жестких условиях. Чем естественнее, культурнее проходит процесс смены политических элит, тем более развитым можно считать общество и сами элиты.
Неспособность политической элиты дать ответ на вопрос о путях выхода из кризиса, ее нежелание расставаться с властью приводят к появлению тоталитарных форм правления – режимов усиленного идеологического и государственного подавления реакции населения страны на нестабильность и дефектность сложившейся политической ситуации.
Вопрос
Политический процесс - это последовательная, внутренне связанная цепь политических событий и явлений, а также совокупность последовательных действий различных субъектов политики, направленных на завоевание, удержание, укрепление и использование политической власти в обществе. Термином "процесс" (от лат. "processus" - продвижение) обычно характеризуют определенное движение, какой-либо ход, порядок движения, имеющий свое направление; последовательную смену состояний, стадий, эволюции; совокупность последовательных действий для достижения какого-либо результата. Основные виды политических процессов: › формирование органов политической системы: в ходе него создаются ранее не существовавшие политические учреждения и устанавливаются регулируемые специальными нормами отношения между ними; › воспроизведение компонентов и признаков политической системы в процессе ее функционирования: политическая жизнь складывается не только из непрерывного обновления, возникновения ранее не существовавших политических отношений и институтов, но и из действий по поддержанию этих отношений в стабильном состоянии через использование таких механизмов, как традиции, процедуры, юридические и идеологические предписания; › принятие и исполнение политических решений, определяющих задачи и способы их решений, осуществляющих выбор средств достижения политических целей, направления политических действий. Взаимосвязь этих процессов рождает сложное сочетание действий, направленных на обеспечение постоянства, незыблемости политических отношений и их изменения, на придание им динамики, обновления. Экстремальные виды политического процесса В зависимости от исторической эпохи, социального состава участников восстания характеризуются большим разнообразием. Их различают по степени интенсивности, длительности, по возможности успеха, уровню организованности, духовным и психологическим импульсам, которые вдохновляют участников. Любому восстанию присущ некоторый уровень организованности, большую роль здесь играют руководители, выдвигающие определенные цели. Эти цели находят обоснование в несложной программе, лозунгах. Наличием определенной степени организованности, целенаправленности восстание отличается от бунта - массового действия, имеющего очень высокую степень интенсивности, активности его участников, но еще больше ограниченного временем протекания, а также проблемой, причиной, его вызвавшей. Бунт - это почти всегда ответная реакция на какие-либо экстраординарные действия представителей господствующих политических групп, государственных органов, не перерастающая ограниченных задач сопротивления отдельным действиям правительства. Мятеж по степени интенсивности, эмоциональной напряженности близок к бунту, но в отличие от него имеет более ограниченное число участников. Мятеж возникает как результат продуманной, целенаправленной подготовки определенной группы лиц. Носит вооруженный характер, ставка делается на военную силу и основное ядро мятежников обычно составляет армия. С присоединением к его инициаторам более широкого состава участников мятеж быстро теряет качество организованного, целенаправленного действия, приобретает такие черты, как предельная широта предъявляемых обществу обвинении, нетерпимость к цивилизации, какому бы то ни было руководству, встает на путь его тотального отвержения. Человек здесь подчинен эмоциям, а его действия все более теряют связь с реальными условиями и возможностями общества. Такая логика развития быстро придает мятежу качества бунта, он исчерпывает свой преобразовательный потенциал и затухает. Если массы не присоединяются к мятежникам, то мятеж становится путчем, то есть выражается в вооруженных действиях, не опирающихся ни на широкую поддержку, ни на учет ситуации, ни на продуманную программу. Типы политических процессов По способам достижения динамического равновесия политической системы в ходе ее преобразований, предполагающих определенную последовательность политических изменений, можно выделить три типа политических процессов: ≈ технократический; ≈ идеократический; ≈ харизматический. Эта классификация представляет собой результат теоретического допущения, вычленения некоторых идеальных типов, которые в политической практике тесно взаимосвязаны, переплетены. Политический процесс технократического типа. Среди факторов политических изменений предпочтение отдается политическим технологиям и процедурам: нормам, традициям, процедурам принятия политических решений, способам легитимного наделения властью. Участники строго придерживаются тех политических ролей и функций, которые предписаны им законодательством, политическими традициями. Данный тип сложился в странах с относительно высокой однородностью культурной среды - в англосаксонских странах. Приверженность большинства населения традициям обеспечивает стабильность политической системы, сохранение высокой эффективности ее политических институтов, поскольку лидеры выступают в качестве носителя интересов тех институтов, которые они непосредственно представляют. Политический процесс идеократического типа характерен для традиционных обществ, где отсутствуют автономная личность, развитая дифференциация политических ролей и функций, находящихся на начальной стадии модернизации. Интегрировать разнородное в этнокультурном и социально-экономическом отношениях общество можно на основе общенациональной идеи. Политический процесс харизматического типа. Этот тип характерен для восточной культурной традиции, в рамках которого абсолютизируются роль и статус политического лидера, а нередко его просто обожествляют. Но не всегда политический лидер является лидером по должности. Он может быть и неформальным лидером. Харизматический тип политических изменений бывает эффективным при условии, если дополняется технократическим и идеократическим политическими процессами. При незрелости гражданского общества и политической инфраструктуры, при низкой правовой культуре и отсутствии общенационального согласия по поводу черт и свойств желаемого общества вновь приходится уповать на личность: ею может стать номенклатурный чиновник и просто демагог. Харизма лидера может основываться либо на его должностном статусе, либо на его способности выражать чаяния подавляющего большинства членов общества, используя при этом недовольство, протест и обещая непременно изменить ситуацию к лучшему.