Участники политического конфликта
Понятие «участник политического конфликта» значительно шире понятия «субъект политического конфликта». Если субъект имеет в политическом конфликте собственные интересы и цели, использует свои способы и методы достижения этих целей, обладает определенными ресурсами, необходимыми для политической борьбы, и проявляет повышенную политическую активность и инициативу, то участник, как правило, не обладает многими из перечисленных качеств. Понятием «участник» охватываются различные категории индивидов, групп, социальных общностей, институтов, так или иначе вовлеченных в политический конфликт.
Участники конфликта — это индивиды, группы, организации, институты, принимающие участие в конфликте на стороне того или иного субъекта. Участник может сознательно или не вполне сознавая цели и задачи противостояния принять участие в конфликте, а может быть случайно или помимо своей воли вовлеченным в конфликт. Например, во время крупных международных военных конфликтов небольшие государства вынуждены воевать на стороне крупной державы, даже если это противоречит их национальным интересам; родственники и друзья помогают отстоять интересы близкого для них человека; случайные прохожие помимо их воли могут быть вовлечены в уличную драку.
В ходе развития конфликта статусы «участников» и «субъектов» могут меняться местами. Например, субъект достиг намеченных целей, и у него нет больше оснований для продолжения борьбы, но у участника появились свои интересы в «чужом» конфликте и уже он сам инициирует продолжение борьбы. Но при любом варианте развития событий противоборствующий социальный субъект будет стремиться привлечь на свою сторону достаточное для безусловной победы в конфликте число «сторонников-участников» и соответствующие ресурсы. Особенно это свойственно политическим субъектам, так как политические конфликты затрагивают интересы больших социальных групп — потенциальных участников политического конфликта.
Участники политического конфликта — это индивиды, группы, организации, трудовые коллективы, социальные общности, политические институты, государства, в силу тех или иных причин и обстоятельств вовлеченные в конфликт и принимающие в нем участие.
Итак, противоборствующая сторона политического конфликта сама может представлять достаточно сложную, состоящую из многих элементов структуру, основу которой составляет субъект конфликта.
«Жертва» в структуре противоборствующей стороны. Особенностью приведенной выше структуры политического конфликта является то, что в качестве одного из вероятностных элементов в составе каждой противоборствующей стороны присутствует «жертва». Она может появиться как в ходе развития конфликта, в результате конфликтных действий сторон, так и вне конфликта, но стать причиной или поводом для его начала. Под «жертвой» имеются в виду пострадавшие в результате конфликтных действий люди, непосредственно не причастные к конфликту. В ходе развития конфликта положение «жертвы» в структуре конфликта может меняться.
Третья сторона конфликта
Некоторые исследователи отождествляют такие понятия, как «неосновные участники конфликта», «косвенные участники», «третья сторона». Например, В. П. Ратников пишет:«К неосновным участникам конфликта относятся все остальные участники конфликта. Их часто именуют такжекосвенными участниками конфликта. По определению им принадлежит второстепенная роль в возникновении и развитии конфликта. Часто неосновных участников конфликта называют еще третьей стороной» .
С таким отождествлением понятий можно согласиться, но с рядом оговорок (справедливости ради необходимо сказать, что раньше и автор настоящей работы допускал возможность отождествления косвенной и третьей сторон конфликта). Третья сторона действительно занимает в структуре конфликта вполне определенное «место». В одних конфликтах потребность в третьей стороне может и не возникнуть, а в урегулировании других ее роль может быть решающей. Поэтому отождествлять ее с косвенными или неосновными участниками, на наш взгляд, некорректно.
Итак, кроме противоборствующих сторон, в структуру социально-политического конфликта может входить третья сторона, которая включает посредников, судей, миротворцев и др. Структура и функции третьей стороны в конфликте достаточно подробно описаны в зарубежной и отечественной литературе. Поэтому мы остановимся только на ее основных характеристиках и функциях.
Третья сторона призвана тем или иным образом способствовать разрешению конфликта. Она может предложить свои услуги в разрешении конфликта сама, вмешаться в конфликт по просьбе конфликтующих сторон, ее участие в урегулировании конфликта может быть инициировано «общественностью».
Функции и значение третьей стороны в переговорном процессе во многом обусловлены ее статусом на переговорах. М. М. Лебедева выделяет следующие функции третьей стороны:
- посредничество - участие в переговорном процессе с целью оптимизации процесса поиска взаимоприемлемого решения. Оно осуществляется с обоюдного согласия переговаривающихся сторон;
- оказание «добрых услуг» - эта функция менее значимая и обязывающая, чем посредничество. Она может ограничиться, например, предоставлением своей территории для проведения переговоров или способствовать налаживанию коммуникаций. Оказание добрых услуг возможно при согласии даже одной стороны;
- наблюдение за ходом переговоров - наблюдатели самим фактом присутствия на переговорах создают условия для снижения напряженности между сторонами и способствуют конструктивному диалогу, но сами непосредственно в переговорный процесс не вовлекаются;
- арбитраж - его главное отличие в том, что решения, принимаемые арбитром, становятся обязательными для исполнения каждой из сторон1.
Третья сторона должна обладать определенными качествами и характеристиками, а именно:
- политическим капиталом - опытом в разработке и принятии важных политических решений, в успешном разрешении сложных политических противоречий;
- компетентностью - знаниями и навыками, необходимыми для успешного решения конкретных (типичных) конфликтов;
- авторитетом и доверием договаривающихся сторон и общественности;
- беспристрастностью — позиция третьей стороны в переговорном процессе должна быть максимально нейтральной.
Третьей стороне отводится промежуточная (равноудаленная) позиция между конфликтующими сторонами. Ее основная функция в конфликте — способствовать его урегулированию, что не исключает и ее особого интереса в «чужом» конфликте. Роль третьей стороны в политическом конфликте, как правило, считается не только престижной, но и выгодной. Она свидетельствует о том, что субъект (субъекты), исполняющий эту роль, обладает различными положительными качествами.
Третья сторона может не только выполнять посреднические функции в конфликте, но и непосредственно принимать окон- нательное решение по его урегулированию (разрешению). Таким статусом третья сторона может обладать в следующих случаях:
- конфликтующие стороны наделяют третью сторону необходимыми полномочиями и обязуются выполнять принимаемые ею решения. Такое посредничество можно назвать арбитражем;
- соответствующие государственные или международные организации наделяют третью сторону необходимыми полномочиями для урегулирования конфликта (обязательный арбитраж).
В современном мире доминирующую роль как в провоцировании политических конфликтов, так и в их урегулировании играют мощные в экономическом и военном плане государства и блоки. Они в любом межгосударственном конфликте могут играть роль «косвенной стороны» и участвовать в формировании третьей стороны.
Косвенные стороны конфликта
Многие исследователи выделяют в структуре конфликта неосновных, или «косвенных» участников: «Кроме основных бывают косвенные участники в конфликте (страны, блоки, политические и национальные движения), которые не принимают активных действий в конфликте, но поддерживают ту или иную сторону...». Ряд авторов говорят о неосновных, или «косвенных» субъектах конфликта, под которыми подразумеваются некие силы, которые не принимают непосредственного участия в конфликте, но имеют свой особый интерес в «чужом» конфликте и, так или иначе, влияют на его динамику.
На наш взгляд, роль «косвенных» субъектов и участников, особенно в социально-политических, межэтнических и международных конфликтах, в современном мире настолько велика, а их структура и формы «вмешательства» в конфликты настолько многообразны, что этому явлению в большей мере соответствует определение «косвенная сторона конфликта». Это означает, что косвенный субъект для достижения своих целей и интересов в потенциальном и реальном «чужом» конфликте создает некую взаимодействующую структуру — косвенную сторону.
Понятие «косвенная сторона конфликта» может иметь сложную структуру, включающую следующие составляющие: латентных субъектов (организаторов-сценаристов) конфликта, подстрекателей, провокаторов, спонсоров и др. Суть деятельности косвенной стороны заключается в том, чтобы добиваться своих целей, формально не принимая непосредственного участия в том или ином конфликте. Кроме того, обладая необходимыми экономическими, политическими и иными ресурсами, косвенная сторона может подготовить и спровоцировать необходимый ей конфликт «в нужное время» и «в нужном месте». Например, ни для кого не секрет, что «цветные революции» в Сербии, Грузии, Украине готовились и финансировались западными (прежде всего американскими) спецслужбами.
Косвенная сторона, как правило, воздействует на конфликт опосредованно: Показывает всестороннюю помощь одной («своей») стороне конфликта; 2) создает различные сложности для противостоящей стороны; 3) оказывает давление на третью сторону для того, чтобы в процессе урегулирования конфликта принимаемые решения отвечали интересам косвенной стороны. Кроме того, косвенная сторона всячески стремится войти в состав третьей стороны и играть там доминирующую роль, с тем чтобы контролировать процесс урегулирования конфликта, добиваться принятия выгодных для себя решений. В особых случаях, когда способы опосредованного влияния на конфликт не приносят желаемого результата, косвенная сторона может «скинуть маску» и принять непосредственное участие в конфликте в качестве реального субъекта. Например, в ходе югославского конфликта (конец 90-х гг. XX в.) США неоднократно превращались из косвенной стороны конфликта в непосредственного его участника (субъекта).
Организуемые и провоцируемые косвенной стороной конфликты могут быть всего лишь тактической операцией в более крупном стратегическом противостоянии (противоборстве) политических «тяжеловесов». Например, в годы «холодной войны» два противостоящих военно-политических блока — НАТО и Варшавский договор по всему миру организовывали и провоцировали различного рода политические и этнические конфликты с целью ослабления позиций противостоящей стороны. В современном мире основными организаторами таких конфликтов является США и исламские фундаменталисты (международный терроризм).
Роль косвенной стороны в политических (военных) конфликтах, политических (государственных) переворотах настолько велика (иногда и решающая), что впору говорить об этом феномене как о фактическом «заказчике» того или иного конфликта, а «легитимных» субъектов противоборства рассматривать как исполнителей хорошо оплачиваемого «заказа». По крайней мере, большинство международных террористических организаций являются исполнителями воли определенной косвенной стороны. Аналогичную роль играют некоторые радикальные националистические организации и в России.
Вопрос
Конфликт проще предупредить, чем тратить усилия на его разрешение. Для того чтобы политический конфликт не стал неожиданностью, необходимы:
1. наличие эффективной нормативно-правовой системы, в которой на законодательном уровне заложены основные правовые нормы как для предотвращения политических конфликтов, так и для их урегулирования и разрешения. На уровне отдельной политической системы (государства) основу такой правовой системы составляет конституция и другие основополагающие законодательные акты, на уровне международных отношений — различные двусторонние, многосторонние и общие международные правовые акты. Наличие нормативно-правовой системы позволяет решать многие возникающие между политическими субъектами противоречия, а в случае возникновения конфликта — оперативно институционализировать его;
2. готовность всех субъектов политического процесса соблюдать существующую систему правовых норм;
3. организация и проведение мониторинга по выявлению потенциально конфликтных зон и принятие мер по предотвращению конфликтов.
В случае возникновения конфликта необходимо:
- выявить причины и мотивы конфликта, его объективную и субъективную составляющие;
- определить реальных субъектов, имеющих свой интерес в конфликте;
- выявить конфликтную установку сторон — их цели и ожидания, намерения;
- оценить состояние внешних условий, в которых развивается конфликт, например наличие объективных критериев для институционализации конфликта или «внешних» факторов влияния на конфликт.
Следующий этап в урегулировании и разрешении политического конфликта предполагает ряд последовательных процедур, таких как:
- ииституционализация конфликта — определение общих правил и принципов в разрешении конфликта;
- легитимизация - готовность конфликтующих сторон соблюдать принятые нормы и правила в процессе разрешения конфликта;
- структурирование конфликтующих групп - выявление (субъективация) носителей преследуемых в конфликте интересов и определение количественных и качественных характеристик участников конфликта;
- редукция - последовательное ослабление конфликта за счет перевода его на другой уровень.
М. М.Лебедева предлагает следующие принципы урегулирования конфликта.
Принцип постепенности позволяет сторонам подготовиться к началу непосредственного урегулирования конфликта: выявить точки зрения, снизить напряженность в отношениях, сформировать взаимное доверие сторон друг к друг, проработать различные варианты решений и лишь затем приступить к согласованию окончательного решения.
В условиях вооруженного конфликта принцип постепенности предполагает прохождение ряда фаз:
- прекращение насильственных действий — снижение уровня противостояния, стабилизация ситуации;
- установление диалога, подготовка к проведению переговоров;
- начало переговорного процесса;
- выполнение достигнутых договоренностей.
Принцип синхронности предполагает, что стороны должны находиться одновременно на одной фазе.
Существует много способов для завершения политического конфликта: устранение объекта конфликта; замена одного объекта другим; разделение объекта конфликта между сторонами; устранение одной из сторон конфликта; изменение позиций одной или обеих сторон; изменение характеристик объекта; получение новых сведений об объекте или наложение на него дополнительных условий; недопущение непосредственного или опосредованного взаимодействия участников (например, введение в зону соприкосновения конфликтующих сторон миротворческого контингента); приход участников конфликта к единому решению или обращение их к «арбитру» при условии подчинения любому его решению. В основном они направлены на изменение самой конфликтной ситуации путем либо воздействия на участников конфликта, либо изменения характеристики объекта конфликта и др.
Возможны и другие способы завершения конфликта, например силовые. Так, военный конфликт между боснийскими сербами, мусульманами и хорватами был прекращен методом принуждения. Миротворческие силы (НАТО, ООН) буквально принудили конфликтующие стороны сесть за стол переговоров.
Возможные варианты урегулирования политических конфликтов
Способы урегулирования политических конфликтов в демократической системе зависят, прежде всего, от вида конфликта. Если мы имеем дело с горизонтальным конфликтом, субъектами которого обычно выступают политические институты и организации, функционирующие в рамках существующей политической системы (например, исполнительная и законодательная ветви власти), то данный конфликт является полностью институционализированным и его урегулирование предопределено законодательно закрепленными правилами политической борьбы (например, конституцией). Урегулирование таких конфликтов во многом зависит от существующих правовых норм и от умения политических лидеров находить компромиссы. Если в ходе дискуссий, дебатов, переговоров, работы согласительных комиссий не удается найти компромисс и конфликт заходит в тупик, то в демократическом государстве используются следующие варианты его разрешения:
- обращение в конституционный суд;
- отставка правительства;
- роспуск парламента и назначение досрочных парламентских выборов;
- организация и проведение референдума по спорным вопросам и др.
В политической жизни современной России уже имел место прецедент референдума о доверии (недоверии) Президенту РФ Б. Н. Ельцину (1993 г.). По итогам референдума президент получил поддержку большинства избирателей, но в силу ряда причин (важнейшей из которых является несовершенство существующего законодательства) урегулировать конфликт между исполнительной и законодательной властью тогда не удалось.
Более сложными в плане урегулирования являются вертикальные статусно-ролевые конфликты, возникающие между центром и регионами. Регионы могут не только претендовать на повышение своего социально-экономического и политического статуса, но и стремиться к полной политической независимости. Такие конфликты могут привести к широкомасштабным боевым действиям и многочисленным жертвам. Наглядный пример неудачного разрешения такого конфликта — война в Чечне. Успешными примерами разрешения подобных конфликтов в России является заключение договоров между центром и отдельными субъектами РФ, например Татарстаном.
Но, пожалуй, самыми сложными для урегулирования и разрешения являются вертикальные режимные политические конфликты. Субъектами таких конфликтов выступают, с одной стороны, государственные институты и организации, выражающие интересы господствующих слоев населения и правящей элиты, с другой — оппозиционные организации, представляющие подвластные массы. Конечной целью режимного политического конфликта является смена (сохранение) существующей политической системы. В таких конфликтах особенно велика цена ошибок и просчетов. Негативное развитие подобного конфликта может привести общество к гражданской войне.
Сложность в разрешении режимных политических конфликтов заключается еше и в том, что оппозиционная сторона может игнорировать существующие правила политической борьбы, требовать их изменения, действовать незаконными методами, подстрекать широкие слои населения к массовым выступлениям и неповиновению властям. В этой борьбе «законность» и «незаконность» носят взаимопереходящий характер. «Незаконные» действия оппозиции в случае ее победы приобретают законность, а «законные» действия потерпевшей поражение правящей элиты становятся незаконными. Примером манипулирования «законностью» может служить Октябрьская революция 1917 г. в России.
Для того чтобы не допустить негативного развития радикального политического конфликта, необходим своевременный и всесторонний анализ конфликтной ситуации, который позволяет ответить на следующие ключевые вопросы:
- Каковы основные причины возникновения конфликта?
- Каковы истинные намерения и цели сторон?
- Какие силы задействованы в конфликте и какие силы могут принять участие в ходе развития конфликта?
- Кому выгодно конфликтное развитие событий?
На основании результатов анализа делается прогноз возможного развития событий; определяются возможные варианты урегулирования конфликта; разрабатывается план урегулирования и разрешения конфликта; определяются тактические и стратегические задачи.
Реализация плана урегулирования конфликта предполагает следующую последовательность действий:
- снижение эмоционального напряжения конфликтующих сторон;
- определение предмета спора и локализация конфликта;
- выработка правил взаимодействия конфликтующих сторон;
- организация диалога между конфликтующими сторонами и информирование общественности о позициях сторон и принимаемых мерах по урегулированию конфликта;
- отделение проблемы от субъективной заинтересованности участников конфликта и сосредоточение внимания на се разрешении.
Если в результате принятых мер урегулировать или локализовать конфликт не удалось и его дальнейшее развитие представляет угрозу для общества, то властные структуры должны быть готовыми применить силу или остановить развитие конфликта под угрозой применения силы.