Вопрос 20: органы государственной власти Республики Беларусь.
!!!! Парламент – Национальное собрание Республики Беларусь.Национальное собрание Республики Беларусь является высшим представительным и законодательным органом страны и состоит из двух палат: нижней – Палаты представителейи верхней – Совета Республики.
В состав Палаты представителей входят 110 депутатов, избрание которых осуществляется в соответствии с законом на основе всеобщего, свободного, равного, прямого избирательного права при тайном голосовании. Депутатом Палаты представителей может быть гражданин Республики Беларусь, достигший 21 года.
Совет Республики– палата территориального представительства. От каждой области и г. Минска на заседаниях депутатов местных Советов депутатов базового уровня и Минского городского Совета депутатов избираются по восемь членов Совета Республики; восемь членов назначаются Президентом Республики Беларусь. Членом Совета Республики может быть гражданин Республики Беларусь, достигший 30 лет и проживший на территории соответствующей области, г. Минска не менее пяти лет. Член Совета Республики не может быть одновременно депутатом Палаты представителей, членом Правительства; не допускается совмещение обязанностей члена Совета Республики с одновременным занятием должности Президента
Срок полномочий Национального собрания 4 года. Палаты собираются на две очередные сессии в год. Первая сессия открывается 2 октября; ее продолжительность не может быть более восьмидесяти дней.Вторая сессия открывается 2 апреля; ее продолжительность не может быть более девяноста дней. Внеочередные сессии созываются указами Президента.
!!!!!!! Исполнительную власть в Республике Беларусь осуществляет Правительство – Совет Министров Республики Беларусь– центральный орган государственного управления.
В состав Правительства входят председатель – Премьер-министр, его заместители, министры, а также руководители иных республиканских органов государственного управления.
Премьер-министр назначается Президентом Республики Беларусь с согласия Палаты представителей,
Правительство в своей деятельности подотчетно Президенту Республики Беларусь и ответственно перед Парламентом Республики Беларусь.
В Беларуси институт президентства был впервые введён в 1994 г
Президент Республики Беларусь
Президентом может быть избран гражданин Республики Беларусь по рождению, не моложе 35 лет, обладающий избирательным правом и постоянно проживающий в Республике Беларусь не менее десяти лет непосредственно перед выборами. Глава государства избирается на пять лет народом Республики Беларусь на основе всеобщего, свободного, равного и прямого избирательного права при тайном голосовании.
Судебная система.
Республиканская система судов строится на принципах территориальности и специализации. Она состоит из:
· Конституционного Суда
· системы общих и хозяйственных судов.
Конституционный Суд
Конституционный Суд Республики Беларусь формируется в количестве 12 судей из высококвалифицированных специалистов в области права. Шесть судей Конституционного Суда назначаются Президентом Республики Беларусь, шесть судей избираются Советом Республики. Председатель Конституционного Суда назначается Президентом с согласия Совета Республики. Срок полномочий членов Конституционного Суда — 11 лет.
К общим судам относятся Верховный Суд Республики Беларусь, областные, Минский городской, районные (городские).
К хозяйственным судам относятся Высший Хозяйственный Суд Республики Беларусь, хозяйственные суды областей и хозяйственный суд города Минска.
Судьи независимы и подчиняются только закону. Какое-либо вмешательство в деятельность судей по осуществлению правосудия не допускается и влечет ответственность по закону. Судьи не могут быть членами политических партий, других общественных объединений, преследующих политические цели, осуществлять предпринимательскую деятельность, выполнять иную оплачиваемую работу, кроме преподавательской и научно-исследовательской.
Вопрос 21 политические партии.
Современные политические партии берут свое начало в XIX в., решающую роль в процессе их формирования сыграли такие факторы как:
1. введение в ряде западных стран всеобщего избирательного права,
2. становление и развитие массового рабочего движения,
Политическая партия – это политическая организация, объединяющая лиц с общими интересами и идеалами, деятельность которой направлена на завоевание политической власти либо участие в ее осуществлении.
Признаки, отличающие современную политическую партию от других политических организаций:
- наличие организационной структуры;
- наличие определённой идеологии или политической ориентации, отражающей интересы, цели, идеалы социальных групп, общностей, классов;
- наличие программы совместной деятельности;
- выдвижение основной цели – «завоевание политической власти либо участие в ее осуществлении»;
- особый правовой режим, т.е. специфическое конституционно-правовое положение политических партий и нормативное регулирование их деятельности;
Структуру политической партии можно представить следующим образом:
ПАРТИЙНОЕ РУКОВОДСТВО |
РЯДОВЫЕ ЧЛЕНЫ ПАРТИИ |
Блок избирателей |
Современные политические партии выполняют ряд функций:
1. Функция представительства.
2. Функция борьбы за завоевание государственной власти либо участия в ее осуществлении;
3. Идеологическая функция.
4. Функция отбора и формирование политических лидеров и элит.
5. Функция социальной интеграции граждан.
6. Функция политической социализации и мобилизации граждан.
7. Функция контроля над властью.
По характеру и задачам деятельности, то все существующие партии обычно сводятся к следующим типам:
- Революционные, стоящие за глубокие, коренные изменения в общественных отношениях и политической системе;
- Реформаторские, выступающие за умеренные, постепенные изменения в общественных отношениях с сохранением основ существующей политической системы;
- Консервативные, стоящие на позициях сохранения основных черт сложившихся социально-политических отношений;
- Реакционные, ставящие перед собой задачи восстановления старых структур.
В зависимости от участия в осуществлении власти, партии подразделяются на:
- правящие,представители которых входят в состав правительства или занимают большинство мест в парламенте;
- оппозиционные,не вошедшие в состав органов государственной власти.
По условиям деятельности партии могут подразделяться на:
- легальные;
- полулегальные;
- нелегальные.
Часто партии размещают по шкале политического спектра справа налево:
- «левыми» принято считать партии, которые выступают за реализацию коммунистических, социалистических, социал-демократических идеалов (передачу средств производства в общественную собственность, твёрдые социальные гарантии);
- «правые» партии традиционно отстаивают сильное государство, сохраняющее частную собственность и сложившуюся социальную систему;
- «центристы» занимают промежуточное положение между «правыми» и «левыми».
Довольно распространённой в политической науке является классификация партий по принципам организации, предложенная французским учёным М. Дюверже. Он выделил два типа партий:
- кадровые
- массовые
Вопрос 22. Партийная системапредставляет собой совокупность всех существующих и действующих в стране политических партий, а также механизм их взаимодействия между собой, с государством, гражданами и другими политическими институтами в процессе осуществления политико-властных отношений.
На процесс образования и функционирования партийной системы влияет ряд факторов:
1. политический режим;
2. форма государственного правления (в условиях президентской формы чаще распространена 2-х партийность; при парламентской форме правления – многопартийность);
3. тип избирательной системы;
4. наличие деления общества по социально-классовому, этническому, религиозному или иному признаку, что приводит к образованию политических партий, выражающих интересы той или иной общности;
5. исторические и культурные традиции.
Типология партийных систем
однопартийные системы возникают в результате стремления государства монополизировать политическую власть.
двухпартийные системы (бипартизм)предполагают существование двух сильных политических партий, способных конкурировать между собой в борьбе за власть (не исключается присутствие других партий, которые, однако, не имеют реальных шансов на завоевание государственной власти).
многопартийные системы характеризуются тем, что в них реальный шанс завоевания государственной власти имеют более двух партий. Как правило, в многопартийных системах ни одна из партий не может завоевать абсолютного большинства голосов избирателей, поэтому правительства часто формируются как коалиционные, т.е. состоящие из представителей двух или более партий.