Идеолог Брестской унии иезуит Пётр Скарга
Последствия подписания унии.Польское правительство считало унию обязательным для всех православных на территории Речи Посполитой. Православная религия оказалась на положении незаконной. Уния насаждалась силой. С помощью Брестской церковной унии польские паны и католическое духовенство надеялись денационализировать и ополячить русский и белорусский народы. Русские и белорусские крестьяне, мещане, казаки боролись против навязывания католичества и униатства. Это была борьба против феодального и национально-религиозного гнета, против господства шляхетско-католической Польши. Она имела национально-освободительный характер.
Цели и задачи, характер, социальные слои и основные этапы национально-освободительной войны. Историческая роль Б. Хмельницкого.
Большая часть русских земель в первой половине XVII в. входила в состав шляхетской Речи Посполитой. Крестьяне и городское население подвергались не только феодальной эксплуатации, но и являлись объектом национального и религиозного угнетения: официальным языком, на котором велось все делопроизводство, был польский, православная церковь подвергалась гонению, национальная культура унижению. Богдан Хмельницкий в начале войны скажет о ее причинах: «Причиной, которая вынудила казаков подняться войной на ляхов, было не то, что ляхи несправедливо отбирали у них села и дома, не то, что лишали их земной родины, не то, что нагружали их работами, все это еще могли бы терпеть казаки, а то, что ляхи, вынуждая казаков отступать от благочестивых догматов и присоединяться к неверному учению, злым юродством уничтожали села и дома нетленных душ».
Уже с конца XVI в. вспыхивают мощные крестьянско-казацкие восстания. Их участники выступают против шляхетского гнета, за сохранение родного языка, обычаев предков, за православную веру. Наибольший размах получили восстания Северина Наливайко, Трясило, Ивана Сулимы, Павлюка, Якова Острянина. В 1638 г. польский сейм ввел «Ординацию Войска реестрового Запорожского», согласно которой войско возглавили поставленные поляками комиссар, есаулы, полковники; выборность казацких старшин отменяли, казаков лишили права своего суда. Устанавливался реестр в 6 тысяч человек, запрещалось поддерживать отношения с запорожцами-сечевиками.
«Бранным пламенем объялся дрееле мирный славянский дух и завелось казачество – широкая, разгульная замашка русской природы», – писал Н.В.Гоголь. Где казак, там воля. Лишение казачьей вольницы, национальный гнет вызывали новые волнения. Реестровые казаки признали Ординацию 1638 года. Нереестровые холопы, мещане не хотели подчиниться, многие уходили в Белгород, Севск, Путивль, другие русские города и уезды. Русские власти принимали их. Места, где они селились, располагались на границе с Диким полем. Впоследствии они стали именоваться Слобожанщиной.
В конце января 1648 г. в Запорожской Сечи под руководством Б.Хмельницкого началось новое восстание против шляхетской Речи Посполитой, положившее начало Освободительной войне народа.
Этапы. I этап 1648 – 1649 гг.
Это время создания из разрозненных крестьянских и казацких отрядов народно-освободительной армии и первые победы восставших: у урочища Желтые Воды и у Корсуни (май 1648 г.), когда наголову была разгромлена армия коронного гетмана Н.Потоцкого. Летом 1648 г. восстание переросло в Освободительную войну. В сентябре 1648 г. войско Хмельницкого одержало победу под Пилявцами, осадило Львов, Замостье и в январе 1649 г. казаки во главе с Б.Хмельницким торжественно, под «радостные крики народа и приветствия православного духовенства» вступили в Киев. В августе 1649 г. в бою под Зборовом польские войска во главе с королем Яном Казимиром понесли большие потери. От полного истребления их спасло предательство крымского хана.