Эволюция основных теорий политической социологии.

В XIX и в первой половине XX в. в политической социологии господствовали теории разделения властей, классовой борьбы и политической активности. Во второй половине XX в. они были за­менены теориями политической системы, социального конфликта и политической культуры. В основе этой трансформации лежит из­менение как самой политической действительности (переход от автократии к демократии в большинстве стран мира), так и изме­нение научных представлений о ней (переход от методологического монизма к плюрализму).

Эволюция основных теорий политической социологии.В истории политической социологии наблюдается эволюция теорий и понятий, в процессе которой на смену прежним объясняющим конструкциям приходят новые. При этом старые теоретические представления не отбрасываются полностью, а включаются в систему новых представлений в качестве их частного случая, занимаю­щего подчиненное положение.

В XIX и в первой половине XX в. в политической социологии господствовали теории разделения властей, классовой борьбы и политической активности. Во второй половине XX в. они были за­менены теориями политической системы, социального конфликта и политической культуры. В основе этой трансформации лежит из­менение как самой политической действительности (переход от автократии к демократии в большинстве стран мира), так и изме­нение научных представлений о ней (переход от методологического монизма к плюрализму).

Теория разделения властей исходила из противопоставления гражданского общества и государства. Отсюда идея взаимоограни­чения и взаимоуравновешивания отдельных институтов власти как средства против их неограниченного господства над гражданами.

Возникшая на основе этой теории система представительной демо­кратии в течение длительного времени обеспечивала контроль раз­личных социальных слоев над деятельностью структур государст­венной власти. Однако трагический опыт ряда стран в первой по­ловине XX в. (например, легальный приход к власти нацистов в Германии) заставил пересмотреть господствующие теоретические представления.

Американский ученый Гэбриэл Алмонд в докладе на ежегодном собрании национальной ассоциации политических наук в 1956 г. констатировал переход от парадигмы (теории) разделения властей к парадигме (теории) политических систем. Он предложил распро­странить идею разделения властей на институты не только госу­дарственной власти (законодательной, исполнительной и судеб­ной), но и гражданского общества (партии, заинтересованные группы, ассоциации, средства массовой информации и т.д.). Фак­тически это означало переход от принципа разделения властей к принципу разделения функций между всеми политическими ин­ститутами, как государственными (официальными, конституцион­ными), так и общественными (неофициальными, неконституцион­ными).

Теория социального конфликта возникла в качестве дополнения к теории систем и альтернативы теории классовой борьбы, разра­ботанной К. Марксом и его последователями. У Маркса классовая борьба яв­ляется следствием ненормального состояния системы обществен­ных отношений, основанного на частной собственности. Упразд­нение этой собственности способствует отмиранию классов и классовой борьбы. Современная теория конфликтов (Дарендорф) считает социальную напря­женность важнейшим условием нормального функционирования и развития любой общественной системы. Он утверждает, что источником конфликтов является не собственность, а власть. Классы в его по­нимании — это группы людей, конфликтующие в сфере власти. Неравенство их политического положения (господствующее или подчиненное) является причиной социальных конфликтов. Кон­фликты существуют всегда в скрытой или явной, острой или ос­лабленной форме. Они обостряются в том случае, если власть мо­нополизируется одной частью населения, а другая его часть лиша­ется не только доступа к власти, но и перспективы его получения в будущем. Упразднить конфликты невозможно, потому что в их основе лежит дифференциация людей на группы с несовпадающими интересами, а углубление дифференциации общества — признак его прогрессивного разви­тия. Бесконфликтное общество обречено на деградацию и гибель. Современная теория конфликта, в отличие от теории классовой борьбы, раскрывает механизм предотвращения и разрешения от­крытых столкновений между общественными группами в рамках существующей политической системы без ее революционной заме­ны другой системой. Она показывает, что неотъемлемой частью этого механизма является способ политических действий людей, который называется политической культурой. От умения людей создавать, использовать и изменять политические институты в зна­чительной мере зависит характер протекания конфликтов.

Теория культуры дополняет теории политической системы и социального конфликта. Эта теория основана на ут­верждении, что решение всех проблем политической жизни зави­сит от соответствия системы политических институтов любой стра­ны политическим качествам и политическим традициям ее населе­ния. Для эффективного функционирования и своевременного из­менения этих институтов необходимо не простое, а компетентное участие людей в политической жизни. Теория культуры сменила теорию политической активности, господствовавшую в социологии до се­редины XX в. Теория политической культуры исходит из того, что основ­ным условием эффективной деятельности и стабильного су­ществования системы власти в той или иной стране является ее соответствие политическим традициям и ценностным ориентациям населения этой страны.

Политические традиции.

Политические традиции представ­ляют собой форму трансляции от поколения к поколению полити­ческого опыта, обычаев, представлений, норм, ценностей, институ­тов. Передается из поколения в поколение то, что позволяет людям адаптироваться к условиям окружающей природной и соци­альной среды. На основе такой адаптации возникают специфические общности людей, которые называют этносами. Этносы при­спосабливаются к условиям окружающей среды посредством созда­ния специфических стандартов поведения — стереотипов, которые передаются от поколения к поколению. Трансляция и усвоение стереотипов образует традиции.

В процессе этногенеза (сложения этносов) возникают, транслируются и трансфор­мируются не только стереотипы сознания и поведения, но и соот­ветствующие им социальные институты, в том числе и политичес­кие. Институты представляют собой форму объективации стерео­типов.

Определенные исторические формы государства возни­кали и разрушались вместе с возникновением и разрушением соот­ветствующих комплексов этнических стереотипов. Старые институты так же, как и старые сте­реотипы, не исчезали бесследно, а сохранялись в преобразованном виде в новых этнополитических системах. Политические институты и стереотипы существу­ют независимо от людей и передаются от поколения к поколению в ходе политической социализации — усвоения новыми поколения­ми созданного предшествующими поколениями.

Политические тра­диции оказывают решающее воздействие на характер функциони­рования и трансформации институтов государства и гражданского общества. Политическая система любой страны может быть ста­бильной и эффективной лишь в том случае, если она создается и развивается в соответствии с политическими традициями этой страны, если она учитывает укоренившиеся в политическом со­знании и поведении ее населения стереотипы. Традиции отличают одну страну от другой, выражая особеннос­ти ее рождения и исторического пути, модифицируя все компо­ненты ее политической жизни.

Наши рекомендации