Эволюция основных теорий политической социологии.
В XIX и в первой половине XX в. в политической социологии господствовали теории разделения властей, классовой борьбы и политической активности. Во второй половине XX в. они были заменены теориями политической системы, социального конфликта и политической культуры. В основе этой трансформации лежит изменение как самой политической действительности (переход от автократии к демократии в большинстве стран мира), так и изменение научных представлений о ней (переход от методологического монизма к плюрализму).
Эволюция основных теорий политической социологии.В истории политической социологии наблюдается эволюция теорий и понятий, в процессе которой на смену прежним объясняющим конструкциям приходят новые. При этом старые теоретические представления не отбрасываются полностью, а включаются в систему новых представлений в качестве их частного случая, занимающего подчиненное положение.
В XIX и в первой половине XX в. в политической социологии господствовали теории разделения властей, классовой борьбы и политической активности. Во второй половине XX в. они были заменены теориями политической системы, социального конфликта и политической культуры. В основе этой трансформации лежит изменение как самой политической действительности (переход от автократии к демократии в большинстве стран мира), так и изменение научных представлений о ней (переход от методологического монизма к плюрализму).
Теория разделения властей исходила из противопоставления гражданского общества и государства. Отсюда идея взаимоограничения и взаимоуравновешивания отдельных институтов власти как средства против их неограниченного господства над гражданами.
Возникшая на основе этой теории система представительной демократии в течение длительного времени обеспечивала контроль различных социальных слоев над деятельностью структур государственной власти. Однако трагический опыт ряда стран в первой половине XX в. (например, легальный приход к власти нацистов в Германии) заставил пересмотреть господствующие теоретические представления.
Американский ученый Гэбриэл Алмонд в докладе на ежегодном собрании национальной ассоциации политических наук в 1956 г. констатировал переход от парадигмы (теории) разделения властей к парадигме (теории) политических систем. Он предложил распространить идею разделения властей на институты не только государственной власти (законодательной, исполнительной и судебной), но и гражданского общества (партии, заинтересованные группы, ассоциации, средства массовой информации и т.д.). Фактически это означало переход от принципа разделения властей к принципу разделения функций между всеми политическими институтами, как государственными (официальными, конституционными), так и общественными (неофициальными, неконституционными).
Теория социального конфликта возникла в качестве дополнения к теории систем и альтернативы теории классовой борьбы, разработанной К. Марксом и его последователями. У Маркса классовая борьба является следствием ненормального состояния системы общественных отношений, основанного на частной собственности. Упразднение этой собственности способствует отмиранию классов и классовой борьбы. Современная теория конфликтов (Дарендорф) считает социальную напряженность важнейшим условием нормального функционирования и развития любой общественной системы. Он утверждает, что источником конфликтов является не собственность, а власть. Классы в его понимании — это группы людей, конфликтующие в сфере власти. Неравенство их политического положения (господствующее или подчиненное) является причиной социальных конфликтов. Конфликты существуют всегда в скрытой или явной, острой или ослабленной форме. Они обостряются в том случае, если власть монополизируется одной частью населения, а другая его часть лишается не только доступа к власти, но и перспективы его получения в будущем. Упразднить конфликты невозможно, потому что в их основе лежит дифференциация людей на группы с несовпадающими интересами, а углубление дифференциации общества — признак его прогрессивного развития. Бесконфликтное общество обречено на деградацию и гибель. Современная теория конфликта, в отличие от теории классовой борьбы, раскрывает механизм предотвращения и разрешения открытых столкновений между общественными группами в рамках существующей политической системы без ее революционной замены другой системой. Она показывает, что неотъемлемой частью этого механизма является способ политических действий людей, который называется политической культурой. От умения людей создавать, использовать и изменять политические институты в значительной мере зависит характер протекания конфликтов.
Теория культуры дополняет теории политической системы и социального конфликта. Эта теория основана на утверждении, что решение всех проблем политической жизни зависит от соответствия системы политических институтов любой страны политическим качествам и политическим традициям ее населения. Для эффективного функционирования и своевременного изменения этих институтов необходимо не простое, а компетентное участие людей в политической жизни. Теория культуры сменила теорию политической активности, господствовавшую в социологии до середины XX в. Теория политической культуры исходит из того, что основным условием эффективной деятельности и стабильного существования системы власти в той или иной стране является ее соответствие политическим традициям и ценностным ориентациям населения этой страны.
Политические традиции.
Политические традиции представляют собой форму трансляции от поколения к поколению политического опыта, обычаев, представлений, норм, ценностей, институтов. Передается из поколения в поколение то, что позволяет людям адаптироваться к условиям окружающей природной и социальной среды. На основе такой адаптации возникают специфические общности людей, которые называют этносами. Этносы приспосабливаются к условиям окружающей среды посредством создания специфических стандартов поведения — стереотипов, которые передаются от поколения к поколению. Трансляция и усвоение стереотипов образует традиции.
В процессе этногенеза (сложения этносов) возникают, транслируются и трансформируются не только стереотипы сознания и поведения, но и соответствующие им социальные институты, в том числе и политические. Институты представляют собой форму объективации стереотипов.
Определенные исторические формы государства возникали и разрушались вместе с возникновением и разрушением соответствующих комплексов этнических стереотипов. Старые институты так же, как и старые стереотипы, не исчезали бесследно, а сохранялись в преобразованном виде в новых этнополитических системах. Политические институты и стереотипы существуют независимо от людей и передаются от поколения к поколению в ходе политической социализации — усвоения новыми поколениями созданного предшествующими поколениями.
Политические традиции оказывают решающее воздействие на характер функционирования и трансформации институтов государства и гражданского общества. Политическая система любой страны может быть стабильной и эффективной лишь в том случае, если она создается и развивается в соответствии с политическими традициями этой страны, если она учитывает укоренившиеся в политическом сознании и поведении ее населения стереотипы. Традиции отличают одну страну от другой, выражая особенности ее рождения и исторического пути, модифицируя все компоненты ее политической жизни.