В связи с эволюцией греческого общества
ГЛАВА III
ПЕРВЫЕ ЭТАПЫ ГРЕЧЕСКОЙ ДРАМЫ
Общий характер развития греческой драмы до Эсхила в связи с эволюцией
греческого общества. Сдвиги в области идеологии. Лирика — ведущий жанр
поэзии в эту эпоху. Драма — ведущий литературный жанр V в. до н. э..
Греческая трагедия до Эсхила
ОБЩИЙ ХАРАКТЕР РАЗВИТИЯ ГРЕЧЕСКОЙ ДРАМЫ ДО ЭСХИЛА
В СВЯЗИ С ЭВОЛЮЦИЕЙ ГРЕЧЕСКОГО ОБЩЕСТВА
Дошедшие до нас источники не могут дать полной картины развития греческой драмы и театра от начала их зарождения до середины V в. до н. э.
Произведения Эсхила, Софокла, Еврипида и Аристофана уже предстают перед нами как величайшие создания искусства, в которых глубина идейного содержания сочетается с совершенной художественной формой. Очевидно, что драма V в. до н. э. бесконечно далеко ушла от примитивной драмы более раннего периода. Однако всех этапов этой интереснейшей эволюции мы не знаем.
Можно установить лишь некоторые самые общие линии этого развития, обусловленного эволюцией греческого общества в VIII—V вв. до н. э. В греческом обществе в течение указанного времени происходил процесс разложения родового строя и образования рабовладельческих городов-государств, сопровождавшийся ожесточенной социальной борьбой демоса (крестьян, ремесленников, торговцев) с землевладельческой аристократией.
Господство аристократии в конце концов было сломлено. Самый ход борьбы в разных местах Греции шел неодинаково, но ее конечным результатом было возникновение рабовладельческого государства в форме античного полиса.
Приведем пример борьбы между аристократией и демократией в Афинах, где в 594 г. до н. э. правитель Солон, который был наделен своими согражданами чрезвычайными полномочиями, приступил к проведению ряда реформ.
Первой и самой крупной реформой Солона было снятие задолженности с земельных участков мелких и средних землевладельцев — с их полей были убраны «долговые камни». Одновременно с уничтожением долгов запрещались на будущее время кабала и личное рабство. Проданные раньше в рабство за долги на чужбину теперь возвращались на родину.
Солон провел и политическую реформу, уничтожив политические привилегии аристократов («эвпатридов»). Он разделил всех граждан Аттики по имущественному положению на четыре класса. За основу этого деления был принят земельный ценз, то есть доход, получаемый с земли. В конституцию таким образом был введен новый элемент — частная земельная собственность, и соразмерно ее величине стали устанавливаться права и обязанности граждан.
Законодательство Солона окончательно оформило государство и заложило основы афинской демократии. Из страны крупного родового землевладения Аттика после реформ Солона сделалась страной среднего и мелкого землевладения. Однако реформы Солона не могли удовлетворить все слои афинского общества.
Недовольны были крайние группы — богатые возмущались уничтожением долговых обязательств, бедные ожидали от Солона передела земель. Поэтому и после Солона борьба между аристократией и демократией в Афинах продолжалась. Во время тирании Писистрата, захватившего власть в свои руки в 560 г. до н. э., много имений, конфискованных у аристократов, было распределено между беднейшими крестьянами, для нуждающихся земледельцев был введен доступный кредит, в интересах торговцев и ремесленников создан значительный торговый и военный флот. Заключительный этап этой борьбы между аристократией и демократией в Афинах падает на последние годы VI в. до н. э., когда переворот, произведенный в 509 г. Клисфеном. окончательно уничтожает господство аристократии и последние остатки родового строя.
Вскоре после этого Афинам пришлось возглавить борьбу греков с персами. Эта борьба привела к установлению афинской морской державы. А затем наступает расцвет афинской рабовладельческой демократии, который уже падает на время после греко-персидских войн.