Власть как социальное явление. Основные теоретико-методологические подходы к определению власти.

Власть – это присущее обществу волевое отношение между людьми.

Власть - явление социальное. Она появляется вместе с возникновением человеческого общества и существует во всяком человеческом обществе, поскольку всякое человеческое общество требует управления, которое обеспечивается властными полномочиями.

С возникновением государства возникает и государственная власть, выступающая в качестве одного из существенных признаков государства. Государственная власть характеризует суверенитет государства. Государственная власть не совпадает непосредственно с населением и осуществляется особым аппаратом - органами управления государства. Государственная власть в лице своих органов управления обладает силой государственного принуждения, т.е. имеет возможность поощрять и наказывать каждого члена общества, каждого гражданина.

2 основных подхода к определению власти: 1.поведенческий- характер-ет власть как особен.сущность,носителем кот-ой выступает отдельн. личность,лич-ть имеет силу,обладание кот-ой дает право на повелевание.В рамках данного подхода власть часто рассматр-ют как божественный дар и наделяют такими качествами как справедливость,ответственность,добропорядочность.Выв:природа власти объясняется биолог.и психолог.особенностями чел-ка и ее носителей.

2.социологический- власть трактуется в терминах соц.взаимодействия как отношения чего-нибудь и кого-нибудь;Такое взаимодействие предполагает наличие как мин-ум 2ух сторон.Наиболее распространенным в рамках данного подхода явл-ся позитивистско-социолог.определение власти,разработанное Веббером.Власть в этом случае понимается как способ-ть и возмож-ть одного индивида в определен.соц.условиях проводить собственную волю вопреки сопротивления другого.След-но в основе властных отношений лежат отнош-я господства и подчинения,складывающиеся м/ду субъектами властной воли и объектом властного воздействия.В рамках этих подходов стали формиров-ся разл.концепции к опред-ю власти,концепц.представляющие поведенческий подход:

1)теологическая(исходила из теолог-ого объяснения природы власти и строилась с помощью теории божественного права.Всякая господствующая власть,происходит от Бога,а все монархи,осуществляющие власть-лишь исполнители божьей воли.

2)биологич.(власть рассм-ся как механизм обуздания человеч.агрессивности, заложенной в наиболее фундаментальных инстинктах человека как биологич.сущ-ва.В струк-ре биологич.св-в присущих людям и жив-ым,агрессия выступает как инстинкт борьбы,направленный против представителей той же особи.Выв:в последствии биолог.трактовки власти послужили основанием права одних народов повелевать другими

3)бихевиористская(поведенческое понимание власти активно стало разраб-ся в 30х 19века.Властн.отнош-я выводились из природы человека, при этом производился отказ от моральных оценок политики.Чел-к рассм-ся как властолюбивое животное,в основе поступков и действий которого лежит стремление(часто неосознанное) к власти, оно выступает в кач-ве доминирующего мотива конкретной личности.Сам политич.процесс рассм-ся как столкновение индивидуальных стремлений к власти,в кот.побеждает сам.сильный.Баланс стремлений к власти обеспеч-ся сис-мой пол.институтов.Нарушение равновесия пол.сил приводит к кризисам и конфликтам

4)психоаналитич.(такая концепция опр-я власти доминировала в 50-60х 20века.Власть рассм-сь как способ господ-ва бессознательного над челов.сознанием.Индивид подчинялся силам,находящимся вне его сознания.Это происходило в результате того,что человеч.психике средствами скрытого и открытого манипулирования задаются особ.установки, подавляя рацион-ые мотивы.Манипуляция обеспеч-ет доминиров-ие страха,агрессии,стремления к агрессии.

5)мифологическая(отстаиваит-ся идея естественного происхожд-я власти,обладание властью связыв-ся с обладанием религиозн-ти,интеллект.и экономич. качествами,св-вами,определяющими превосходство одн.людей над другими. Естественно деление людей на сильных и слабых обусловлено их правом на власть.Однако для придания законности своим властным притязаниям сильные использовали мифы о божест.хар-ре власти и об обществен.воле, «воплощенной в институтах власти».Величие власти поддерживалось за счет коллективной памяти этих мифов.

6)структурно-функциональн. власть рассм-ся как отношение неравноправных субъектов, чье поведение обусловлено выполненными ролями,при этом предполагается,что соц.роль определяет стиль,тип,хар-р содерж-я ожидаемого от чел-ка поведения,соответствующего занимаимого им в общ-ве статуса.

7)конфликтологическая- власть рассм-ся как отнош-е господства и подчинения одного класса другим.Природа данного господ-ва обусловлена экономич.нерав-вом.Обладание собственностью обеспечивает экономически господствующему классу возможность подчинять своей воле эконом-ки зависимых классов. 8)дуалистическая-в основе власти лежит не простое отношение насилия и подчинения; она не только инструмент господства, но и средство интеграции социума, что предполагает признание легитимности власти управляющих со стороны управляемых. Дуалистическая концепция власти М.Дюверже нашла достаточно широкое признание в современной политической социологии

Наши рекомендации