Последняя фраза А.Я. Авреха весьма двусмысленна, и если не является 23 страница
Пока православие не обретет методологической философии, оно будет слепым благонамеренным орудием сионистской экспансии, как /стряпуха Фекла, добрая старуха, давно лишенная чутья и слуха" /а может, и ума?/ из "Домика в Коломне" А.С.Пушкина, написанного эзоповым языком. Без методологической философии Православию, как, впрочем, и другим христианским церквям, не разобраться, что в мире от Христа, а что от антихриста.
Церковный раскол 1653 г. оказался столь разрушительным для России, как в былые времена и сам импорт христианства из Византии, от последствий которого Россия к расколу уже оправилась. Просто не верится, что
Никон — идиот-самоучка. Хотелось бы знать, кто и как его выдвинул на пост патриарха. Заодно отметим, что в книге "Житие протопопа Аввакума* /Вост.-Сиб. изд-во, 1979г./ на вклейке после страницы 128 приведен портрет патриарха Никона из Титулярника 1672 г. Тип лица патриарха скорее иудейский, чем славянский»
* * *
Глупость вторая.
Российская "интеллигенция"— Бвлибердаев с его кругом понятий, не соответствующим никакой действительности - ни русской, ни зарубежной,— не предполагал СЕБЕ единой общенародной цели. Каждый Белибердаев имел свое особенное мнение о каждом другом Белибердаеве вместе с его мнением. /Это характерно и для наших дней/. Единственное их общее мнение, в котором сходилось большинство Белибердаевнх, что народ теме ни нуждается в благодеянии, но о характере этого благодеяния каждый Белибердае! все же имел свое особенное мнение, отличное от прочих мнений. Полярные крайние мнения сводились к двум: либо всем быть верноподданными слугами престола; либо в государстве всё разрушить, а затем... Белибердаевы не знали, что будет "затем..." - это знали Рабиновичи. Белибердевичи полагались на Рабиновичей и в основном интересовались "затем..." и склоняли к этой мысли Белибердаевнх.
В "Развитии капитализма в России" В •И.Ленина /ист.61/ есть такие слова: "Давно уже замечено, что русский крестьянин всего более беден сознанием своей бедности", - из чего можно было понять, что "мужик" живет своим умом и в благодеянии не больно нуждается, хотя и живет трудно. Поскольку мужик более всего беден сознанием своей бедности, то это создавало условия, позволяющие вывести Россию из кризиса без общенародного потрясения, что предпочтительнее, чем потрясения. Петр Аркадьевич Столыпин, отчасти изучивший вопрос о "мужике", решил, что хозяйственный, крепкий мужик сам разберется, что ему нужно, если его оберечь от опеки Белибердаева. Это и был бы выход из кризиса БЕЗ ПОТРЯСЕНИЙ. Однако Государственная Дума, полная Белибердаевнх, хотела выступать в роли общественного благодетеля и сочла проект Столыпина неудовлетворительным введу практически полного отсутствия в нем белиберды, выражавшей интересы каждого Белибердаева.
Законопроект о "столыпинской" реформе был принят на основании ст. 87 Основных законов в период между 1-й и 2-й Госдумами /см., например, "Молодая гвардия" & 3, 1990, стр.46/, когда Белибердаевы из Думы не мешали процессу государственного управления. Таким образом, единственное серьезное мероприятие, направленное на обеспечение стабильности Российской государственности, было принято и стало проводиться в жизнь не благодаря, а ВОПРЕКИ мнению Белибердаева. Прошло почти 90 лет с 9 ноября 1906 г., и внуки тех Белибердаевнх пишут и в правой прессе, и в
желтой прессе, что Д. А * Столыпин был прав. Петр Аркадьевич был отчасти прав тогда, в 1906 г., но современный Белибердаев полагает, что реформа Столыпина отвечает и потребностям России 1990 г. Со слов своего отца Белибердаева-среднего, отбывшего положенное в ГУЛАГе у Бермана- Белибердевича, Белибердаев - внук даже знает, что П.А. Столыпин даже не был "вешателем" с большой б|0свы, как об этом пишут и товарищ Ленин, и школьные учебники "истории", единственное, чего не понимают Белибердаевы, - это то, за что их мордуют из века в век. Объясним: мордуют их за то, что они живут либо во вчерашнем дне, либо в завтрашнем; а будут их мордовать до тех пор, пока не станут они жить в СЕГОДНЯШНЕМ, памятуя о ПРОШЛОМ и предполагая о народном БУДУЩЕМ.
Поэтому, пока верноподданный Белибердаев норовил залезть вместе с Авербахом /первый муж жены Я.М.Свердлова, крупный саратовский миллионер/ и Рубинштейном в кардан к 1-й гильдии купцу Староверову и всячески стеснял Староверова в его деле, потакая сионистскому лобби /Нессельроде, Витте и К0/, остальные Белибердаевы пребывали в состоянии либерализма и чистоплюйства и расшатывали Государство. Бее вместе Белибердаевы пребывали в жидовосхищении. Кто не страдал этими видами социального идиотизма, тот был нигилистом. Из числа нигилистов, кто не мог сдержать эмоций /то есть свое непонимание; когда есть понимание, то нет бури эмоций/,впали в разного рода политический экстремизм вплоть до терроризма, естественно, из лучших побуждений. Хотя современные Белибердаевы и осуждают терроризм/современный/,но памятники/названия улиц и т.п./ всем прошлым каховским в СССР сохранены.
По причине социального идиотизма поигрывая со стабильностью Российской государственности, Белибердаев не поддержал Петра Аркадьевича Столыпина, особенно когда террористов п МАРОДЕРОБ/ примазавшихся к революции 1905 г./, судивших всех самосудом /без участия адвокатуры, на что в Думе "левым" указывал правый В.В.Шульгин/, стали быстренько вешать решением военно-полевых судов, не давая адвокату Белибердевичу делать себе 1/Ш на политических процессах. Вообще, Белибердаев очень ценил хорошее отношение к себе Белибердевича и его мнение, и они вместе ругали царя, Столыпина и "тужили" о "мужике". По всей видимости, Петр Аркадьевич был единственным Интеллигентом в России, имевшим общегосударственный масштаб мышления и взявшим на себя БРШЯ концептуальной власти, которое лежало бесхозным у Николая П.
Концепция Столыпина обладала рядом недостатков / о ней скажем далее/, и Столыпин был подло убит до того, как успел их устранить.
А некоторые "нравственные" Белибердаевы, несмотря на чистоплюйство, заменившее им честь и достоинство, даже плясали от радости, узнав о смерти П.А.Столыпина.
Поскольку Белибердаев не предполагал СЕБЕ единой общенародной цели то он не предполагал к своей судьбы как части общенародной судьбы. Свалив в пурим 1917 г. Российскую государственность, он не имел концепции развития общества, полагаясь на Белибердевича в этом вопросе /если бы имел, то не ломал бы государственность/, и в жидовосхищении не задумывался о еврейском бандитском празднике пуриме. В итоге от своего "приятеля" Белибердевича Белибердаев получил то, что заслуживал: смерть в ходе осуществления "красного и белого террора"/ЧК - "чека" - скотобойня в перероде с еврейского/; изгнание; ГУЛАГ.
То, что Белибердаев не поддержал Петра Аркадьевича Столыпина - в этом его вторая глупость.
И ладно бы Белибердаева не предупреждали. Предупреждали - и А.С.Пушкин, и М.Ю.Лермонтов, и М.Е.Салтыков-Щедрин. Предупреждал и Ф.М.Достоевский: "Беда наша в том, что на практике народ отвергает нас. Это-то и обидно; ЭТОГО-ТО ПРИЧИНЫ И ДОЛЖНЫ МЫ ДОИСКАТЬСЯ /выделено мной: -авт., Родились мы на Руси, вскормлены и вспоены произведениями нашей родной земли, отцы и прадеды наши были русского происхождения. Но, на беду, всего этого слишком мало для того, чтобы получить от народа притяжательное местоимение "НАШ".
Комментарий для самоидентифицировавшихся "русских" Белибердевичей: Как видите, даже у ЗАВЕДОМО русских деятелей отечественной культуры болела душа по причине того, что народ не признаёт их своими. Однако они понимали свой ДОЛГ доискаться ПРИЧИН этого. В отличие от вас, у них не было облегчающей мысли о возможности списать все это на "зоологический антисемитизм" народа, поэтому часть из них все же доискивалась реальных причин и народ говорил о них "НАШ". Для вас открыт единственно этот путь.
* * *
Однако Белибердаев не внял предупреждениям, он полагая себя умным, почти таким же "умным", как его "приятель" Белибердевич. Белибердаев знал и умел много разных частностей, но не видел общего хода вешей ж полагался в этом вопросе на Белибердевича; именно по этой причине Белибердаевы, будучи прекрасными специалистами в частных отраслях знания, впали в социальный идиотизм и взяли на себя государственную власть - ТОЛЬКО ЧАСТЬ единой функции управления обществом, о чем они не имели ни малейшего представления. Белибердаевы не создали концептуального ядра, пользующегося доверием большинства из них, которое бы сделало после этого все необходимое для обеспечения стабильности новой государственности
* * *
К пуриму 1917 монархия потеряла государственное структурное управление. Общенародный кризис расширялся и углублялся. Кризис - не время для "демократического" изучения общественного мнения по тем или иным вопросам; же время для согласования в парламенте или предпарламенте / Учредительном собрании/ с полусотней противоречащих друг другу партий политической линии, призванной решить эти выявленные вопросы; не время, когда "ответственное правительство" проводит эту всеми согласованную политическую линию в жизнь, оглядываясь всякий раз на лидеров парламента. Парламентаризм способен к управлению в спокойной обстановке; к управлению, опирающемуся на слабые маневры, - чему нет места в длящемся глубоком кризисе. /Это же касается и СОВРШЕННОСТИ/.
Кризис - это время, когда только САМОЛАСТНАЯ хунта, имеющая концепцию выхода из кризиса, берет на себя государственную власть. Хунта осуществляет управление сильными маневрами. Она опирается на некоторую часть населения, верящую в её концепцию, и затыкает кулаком, железом и свинцом глотки всем несогласным. Хунта может вывести общество из кризиса только, если удовлетворит своей политикой подавляющее большинство политически активной толпы, живущей по преданию и рассуждающей по авторитету. Толпа после этого сама отступится от своих вождей Белибердаевых, которые, согласно мудрому замечанию полковника Скалозуба, обретут Вольтера в фельдфебеле. И поделом: чтобы делать политику, надо владеть философией, исключающей отсебятину, и знать Историю. Б противном случае кризис углубится и правящую хунту сметет новый хаос, из которого в стане к кормилу государственной власти новая хунта. Только после выхода из кризиса, когда большинство общества станет политически пассивно в силу удовлетворенности общим течением жизни и исчезнет необходимость в сильных маневрах для обеспечения общественного управления, тогда хунта уступит место "парламентаризму" или подлинной демократии, которые будут осуществлять слабые маневры в общественном управлении, пока вновь не доведут общество до кризиса /если неискусны/,требующего сильных маневров и хунты.
Царская власть в России тех лет - аналогична диктатуре хунты. Диктатура довела общество до кризиса. Вывести общество из кризиса могла только диктатура. Но Белибердаевы ВОПРЕКИ объективным законам общественного управления пожелали, чтобы из кризиса общество вывела "демократия" вместо того, чтобы создать ХУНТУ, диктатура которой приведет общество если не к демократии, то хотя бы к парламентаризму, по мере выхода из кризиса.
Поэтому, если монархия только потеряла управление существовавшими государственными структурами, то государственная власть Белибердаева довершила дело, и государственные структуры при ней просто разложились в плюрализме противоречащих друг другу мнений.
Этому способствовал также и следующий факт. Если власть царя обладала в народе даже в худшие времена авторитетом, освященным религией и историей, и царского слова было подчас достаточно, чтобы усмирить бунт, то власть Белибердаевнх сразу же должна была начать создавать себе авторитет, чтобы иметь право на прощение народом ее отдельных ошибок. Для этого нужно было немедленно твердо проводить в жизнь единственную концепцию, которую бы признал народ. Но у Белибердаевнх вместо одной концепции было множество "демократических* концепций, что не отвечало потребностям народа.
* * *
Комментарий:
1x На памятнике Николаю 1 перед Мариинским дворцом в Ленинграде, на Исаакиевской площади, есть барельеф, на котором изображено, как царь, узнав о бунте на Сенной площади, прискакал туда в пролетке и успокоил бунт словом.
* * *
Поскольку Белибердаевы не установили диктатуру сами, то за них это сделали Белибердевичи. Им оставалось только дождаться момента, когда белибердаевские государственные структуры окончательно разложатся и народ возненавидит само имя Белибердаевнх. Поскольку в России не было партии национального капитала, способной ограбить транснациональными расплатиться его богатствами с рабочими и помещиками - землевладелицами, а землей - с народом, то государственная власть просто не могла после Керенского и К0 достаться кому бы то ни было, кроме большевиков и близких к ним социалистических партий. Большевики - законные наследники Керенского и К0. Октябрьский эпизод1х Каменева/Розенфельда/ и Зиновьева /Апфельбаум/— безусловно нарушение внутрипартийной дисциплины / а
ВНЕпартийной/, но значение его нулевое для большевиков. Он имеет
что определенное значение для Временного правительства в том смысле из него
стало ясно: большевики готовы " взять власть, а Керенскому 2x и
прочим, наиболее озлобившим народ масонам, пора заказывать такси, чтобы
вовремя уехать и не пострадать, что, как известно, и было проделано.
* * *
Примечание 126 /В.И.Ленин, ПСС, т.34, стр.502/ сообщает следующее:
"Потерпев поражение на заседании ЦК 10/23/ октября 1S17 / в скобках дата по нов. стилю:- авт./, где обсуждался вопрос о восстании, Зиновьев и Каменев на следующий день - 11/24/ октября, обратились с заявление! в ЦК и письмом, озаглавленным "К текущему моменту", которое было адресовано Петербургскому, Московскому, Московскому областному, Финлявдско-
му областному комитетам РСДРБ/б/ и в большевистские (фракции ЦИК Советов и съезда Советов Северной области* В этом письме они выступали против принятого решения ЦК о вооруженной восстании. Не получив никакой поддержки на расширенном заседании Петербургского комитета 15/28/ октября, на котором было зачитано их письмо, и на расширенном заседании ЦК 16/29/ октября, где они снова выступили против вооруженного восстания, Зиновьев и Каменев пошли на прямое предательство. 13/31/октября в полуменьшевнстской газете "Новая жизнь” была опубликована заметка под заглавием: "Ю.Каменев о "выступлении", в котором Каменев от своего имени и от имени Зиновьева высказался против вооруженного восстания, выдав тем самым врагу важнейшее, секретное решение партии".
25.10/07.11/ 1917 произошло вооруженное восстание, на восьмой день после публикации "Новой жизнью" письма Розенфельда/Каменева/. За восемь дней Временное правительство не предприняло никаких мер для пресечения восстания. Да и обвинять его в этом бездействии / с 31.10 по 07.11 / нельзя: сил у Керенского не было. Балтийский флот был за большевиков и при необходимости огнем линейных кораблей стер бы столицу с лица земли. Гарнизон Петрограда также был в оппозиции правительству. Перебросить "верные" части в Петроград также было затруднительно: их не было - двумя месяцами раньше Корнилов уже не смог проделать того, за что современные либералы пеняют Керенскому. А.B.Деникин в своих воспоминаниях прямо пишет:
"Лояльность командного состава и полное отсутствие с его стороны активного противодействия разрушительной политике Петрограда превзошли все ожидания революционной демократии,
Корниловское выступление запоздало..." /подчеркнуто мной: авт./ — цит. по журналу "Слово" № 3, 1990, стр.73,74.
Но главное не в том: были силы или их не было. До сценарию власть должна была перейти к партии, которая уничтожит национальные правящие классы империи. Об этом всегда "забывают", когда пишут об "октябрьском эпизоде" "Каменева" и "Зиновьева" и пуримско-октябрь-ской революции. Но для исторически зрячих людей преемственность/смена вахты/ Керенский-Ленин была видна загодя до 7.11.1917. французский посол Морис Палеолог в своем дневнике в понедельник 14 мая 1917 г. записал: "Отставка Гучкова знаменует ни больше, ни меньше, как банкротство Временного правительства и русского либерализма. В скором времени Керенский будет неограниченным властелином России... в ожидании Ленина". /Ист.74, стр.466/. Так как партии национального капитала, способной установить диктатуру в России, не было, то у большевиков не было и РЕАЛЬНОГО конкурента /были только призрачные/ в борьбе за государственную власть. ВРЕМЯ РАБОТАЛО НА РСДРП/б/.
Возможно, что Временное правительство не успело сделать всего,ему положенного, по первоначальному сценарию надиудейского предиктора и по этой причине масон Троцкий/Кронштейн/ также был против восстания 10/23/ окября.
Но, чуть раньше пришли к власти большевики, чуть позже - это вопрос для глобального надиудейского предиктора непринципиальный. Важно то, что пришли они, а не новый Столыпин и хунта.
Попытки обменить бездействие Временного правительства, где только один человек не был масоном в октябре 1917, вне связи с иудейской "культурной" агрессией в Россию бесплодны» Поэтому от мыслей о бездействии Временного правительства после "предательства" Розенфельда и Апфельбаума читателей отвлекают бурей эмоций по поводу "октябрьского эпизода"Каменева" и "Зиновьева". Делать это легко, благо В.И.Ленин был человек, часто не сдерживавший эмоций.
* * *
2х Газета "Русский голос" /США/ J& 22 от 31.05.1990. пишет:"Другой интересный факт. Во всем Поволжье была всего одна знаменитая масонская ложа, основанная в 1818 году в городе Симбирске /ныне Ульяновск/. Называлась она "Путь к добродетели". Какого характера были эти добродетели, показала Февральская революция 1917 года, когда питомец этой ложи Керенский/Кирбис/ возглавил временное правительство, сплошь состоявшее из масонов".
В свете этого сообщения, особая революционность питомцев симбирс
кой гимназии, где директором был Керенский-папа, не должна вызывать
удивления.
* * *
Комментарий:
2x Преступное "демократическое" бездействие Временного правительства, приведшее в конце концов к хаосу и взятию власти большевиками, отмечают многие современники событий, хотя и пишут о них с различных национальных и классовых позиций, Но никто из них не вскрывает причин этого бездействия, а часть не понимает, как даже произошла пуримская революция. Причины бездействия становятся ясны только после осознания пуримско-октябрьской революции как агрессии Сиона в Россию.
Мы приведем некоторые выдержки из дневника Мориса Палеолога, на наш взгляд, хорошо показывающие события 1916-1917 гг., о которых учебники "истории" не вспоминают. /Даты - по новому стилю/.
ЗАПИСИ О ЦЕРКВИ./ 1916 год/— Суббота, 8 января.
Благодаря влиянию Распутина и его клики, нравственный авторитет русского духовенства падает с каждым днем.
Воскресенье, 13 февраля.
Отставной министр Кривошеий говорил мне вчера с отчаянием и отвращением: "Делаются и готовятся вещи отвратительные. Никогда не падал Синод так низко... Если кто-нибудь хотел бы уничтожить в народе всякое уважение к религии, всякую веру, он лучше не мог бы сделать... Что вскоре останется от православной церкви? Когда царизм, почуяв опасность, захочет на нее опереться, вместо церкви окажется пустое место... Право, я сам порой начинаю верить, что Распутин антихрист…”
Среда, 29 марта
Палеолог излагает точку зрения бывшего председателя совета министров Коковцева:
"Духовные силы страны переживают сейчас тяжелое испытание и вряд ли они его выдержат. Высшее духовенство почти сплошь находится в полном подчинении у Распутина и его клики. Это какая-то мерзкая болезнь, это гангрена, которая разъедает церковный организм. Я готов плакать от стыда при мысли о тех гнусных проделках, на которые теперь пускается Синод... Но для религии в России, в самом ближайшем будущем, есть не менее грозная опасность: это распространение революционных идей среди низшего духовенства, особенно среди молодых священников. Вы ведь знаете, как печально положение русских священников в материальном и духовном отношениях. Деревенский поп живет обыкновенно очень бедно и теряет совершенно чувство собственного достоинства, чувство стыда и уважение к своему сану и обязанностям. Крестьяне презирают его за праздность и за пьянство; между ними часто происходят ссоры из-за платы в требы, при этом, в случае чего, они готовы его оскорбить и даже побить Вы не можете себе представить, сколько накопляется обиды и злобы в .душ*. русского священника... Наши социалисты очень ловко воспользовались этим положением нашего духовенства. Уже лет десять как они ведут усиленную пропаганду среди деревенских попов, особенно среди молодежи. Таким образом, они вербуют борцов в ряды сторонников анархии /.../ "
1917 год
Суббота, марта.
Палеолог излагает взгляды Вятского епископа пресвященного Феофана:
*ООО он каждый день констатировал ужасающие успехи деморализации народа. Солдаты, пребывающие из армии, больные, раненые, отпускные, проповедуют гнусные идеи; они прикидываются неверующими атеистами; они доходят до богохульства и святотатства; видно сейчас, что они знались с интеллигентами и евреями... Кинематографе, которые теперь можно видеть в любом местечке, тоже являются причиной нравственного разложения. Эти мелодраматические приключения, сцены похищения, воровства, убийства слишком опьяняют простые души мужиков; их воображение воспламеняется, они теряют рассудок. Епископ этим объяснил небывалое число сенсационных
преступлений /. . ./ В подтверждение своих слов он показал императрице фотографии разгромленных магазинов, разграбленных домов, трупов изувеченных, с явно ненормальной дерзостью и преступностью... Он, наконец, указал на совсем недавно появившийся порок, о котором русские массы не имели даже никакого представления до последнего времени ж который представляет для них гнусную привлекательность: морфий. Зло вышло из всех этих военных госпиталей, покрывающих страну./.../ все знали в Вятке кабаки, в которых производилась торговля морфием. У полиции были основательные причины для того» чтобы закрывать на это глаза...
Преосвященный Феофан /тоже креатура Распутина; ранее пишет Палеолог: - авт./ заключил так:
Средство от подобного зла надо, казалось бы, искать в энергичном влиянии духовенства. Но я, к прискорбию, должен признаться вашему величеству, что всеобщая деморализация не пощадила наших священников, в особенности, сельских. Среди них есть настоящие святые, но большинство опустилось и испортилось. Они не имеют никакого влияния на своих прихожан. Все религиозное воспитание народа надо начинать сначала. А для этого надо прежде всего вернуть духовенству его нравственный авторитет. Первое условие - упразднить торговлю таинствами. /.../.
Воскресенье, 18 марта. " /.../ мне интересно видеть, как держат себя верующие во время воскресной обедни с тех пор, как имя императора упразднено в общественных молитвах. В православной литургии беспрерывно призывали благословение божие на императора, императрицу, цесаревича и всю императорскую фамилию; молитва эта повторялась поминутно, как припев. По распоряжению святейшего синода молитва за царя упразднена и ничем не заменена.
/,../
Припоминая свой утренний обход церквей, я задумываюсь над странным бездействием духовенства в Революции; оно не играло никакой роли; его нигде не видели; оно не проявило себя никак. Это воздержание, это исчезновение тем более удивительно, что не было торжества, не было церемонии, какого-либо акта общественной жизни, где церковь не выставляла бы на первом плане своих обрядов, костюмов, гимнов и Причину этого Палеолог объясняет это так:
"Во-первых, русский народ гораздо менее религиозен, чем кажется: он, главным образом, мистичен. /.../ Достаточно немного проникнуть в его сознание, чтобы открыть в нем неопределенную, смутную, сентиментальную и мечтательную веру, очень бедную элементами интеллектуальными и богословскими1"*, всегда готовую раствориться в сектантском анархизме. /.../ Скандалы преосвященного Гермогена, преосвященного Варнавы, преосвященного Василия, преосвященного Питирима и стольких других глубоко
оскорбили верующих:, В тот день, когда народ восстал, духовенство могло только безмолвствовать. /.../"
Четверг, 5 апреля.
"Сегодня большая церемония на Марсовом поле, где торжественно погребают жертвы революционных дней, "народных героев", "мучеников свободы" . Длинный ров вырыт вдоль поперечной оси площади. /…/
Под небом, закрытым снегом и разрываемый порывами ветра, эти бесчисленные толпы, которые медленно двигаются, Люйортируя красные гробы представляющие зрелище необыкновенно величественное.
И, еще усиливая трагический эффект, ежеминутно в крепости грохочет пушка. Искусство инсценировки врожденно у русских.
Но что больше всего поражает меня, так это то, чего не достает церемонии: духовенства. Ни одного священника, ни одной иконы, ни одной молитвы, ни одного креста. Одна только песня: Рабочая марсельеза.
С архаических времен святой Ольги и святого Владимира, с тех пор, как в истории появился русский народ, впервые великий национальный акт совершается без участия церкви. Вчера еще религия управляла всей публичной и частной жизнью; она постоянно врывалась в нее со своими великолепными церемониями, со своим обаятельным влиянием, с полным господством над воображением и сердцами, если не умами и душами./.../"
Воскресенье, 8 апреля.
"Р1счисляют приблизительно в один миллион количество лиц, присутствовавших в прошлый четверг на похоронной церемонии на Марсовом поле. Граж данский характер похорон не вызвал никакого народного протеста. Одни только казаки заявили, что совесть запрещала ж принять участие в похоронах без образа Христа, и остались в своих казармах.
- Но на следующий день странное беспокойство распространилось среди простонародья, в особенности, среди солдат, - чувство, в котором были: осуждение, угрызение совести, смутная тревога, суеверные предчувствия. Теперь сомнений не было: эти похороны без икон и попов были святотатством. Бог покарает на это. А казаки это поняли! Они не дали себя вовлечь в эту преступную авантюру; они всегда смекают!... Л потом, не нечестие ли выкрасить гробы в красный цвет? Есть лишь два христианских цвета для гробов: белый и желтый; это так известно, что об этом даже не упоминается в катехизисе. Таким образом, этим дьявольским измышлением выкрасить гробы в красный цвет осквернили покойников. Этого только не доставало!.. Вся церемония на Марсовом поле, должно быть, была устроена евреями!…
Этот протест публичного мнения сделался настолько распространенным и сильным, что Временное Правительство сочло долгом дать ему удовлет-
ворение. До его распоряжению священники пришли вчера прочитать заупокойные молитвы на могилах Марсова поля.
ЗАПИСИ О ГОСУДАРСТВЕННОМ ПРАВЛЕНИИ И ОБЩЕСТВЕ
1916 год
Среда, 16 февраля. /.../ Русское рабочее законодательство принципом и идеалом ставит государственную охрану рабочего. А в действительности получается одно полицейское вмешательство. Представители царской власти считают себя естественными и непогрешимыми судьями в случаях конфликтов между капиталом и трудом. Приемы их при этом таковы, что в рабочей среде накопляются открытое раздражение, постоянное стремление к борьбе и революционное и разрушительное настроение. Ни в какой другой стране нет столь частых и бурно протекающих забастовок. Специфической для России является провокаторская роль полиции при забастовках; это едва ли не самое позорное пятно, лежащее на нынешнем режиме. Эта провокация применяется давно. Но особенно пышно расцвета она только за последний десяток лет, со времени Плеве, убитого в 1904 г. Гнусные охранные отделения содержат в промышленных центрах многочисленных агентов, не дня наблюдения за революционными элементами, а дая того, чтобы их держать в руках, их поддерживать и позволять им выступать, когда охранка считает это нужным. Стоит "конституционалистам демократам" возвысить голос в обществе или Госдуме, или цари проявить какой-нибудь рабский уклон в сторону либерализма, как немедленно где-нибудь происходит забастовка. На небе появляется призрак революции, источающей кровавые лучи, как вестник дня страшного суда. Но казаки тут как тут. Порядок восстановлен, ещё раз охранное отделение спасло самодержавие и общество... чтобы, в конце концов, их бесповоротно погубить.
Пятница, 18 февраля. Палеолог приводит штаты из основных законов империи: ст.4: "оператор всероссийский есть монарх самодержавный и неограниченный. Повиноваться его верховной власти... сам бог повелевает". Но статья 7 смягчает это положение указанием, что император осуществляет законодательную власть в согласии с Госсоветом и с Госдумой".
Воскресенье, 27 февраля. /.../ Один из самых тревожных симптомов - это тот глубокий ров, та пропасть, которая отделяет высшие классы русского общества от масс. Никакой связи между этими двумя группами; их как бы разделяют столетия. Эта особенность более всего сказывается на отношениях чиновников с крестьянами /.../