Последняя фраза А.Я. Авреха весьма двусмысленна, и если не является 34 страница
* * *
Комментарий:
1х Видимо, об атом напоминает евреям Ф.Дюрренмат /живет в Швейцарии, пишет о ВЗАШЫ1ВЯВЯ1, "представитель" надиудейского глобального предиктора»:
"Бог Авраама, ставший богом иудеев, магометан и христиан, -"это опыт пустыни» /выделено нами: авт./, а не конечный вывод философии или концепции, и, если нет 7 нас этого опыта, то и не найдем мы слов, чтобы» говорить о нем, - о нем можно только молчать*./Вот и молчат о ЯВЛЕНИИ концептуальной власти: -авт./ ВЕК /Вестник еврейской культуры/ J* 2 /5/ 1990г. "Взаимосвязи» Ф.Дюрренмат /Главы из книги/ 1975г. /Ф.Дюрренмат Университету имени Бен-Гуриона в Беэр-Шеве - с благодарностью/.
А.С.Пушкин понимал это глубже:
Два чувства дивно близки нам, В них обретает сердце пищу: Любовь к родному пепелищу, Любовь к отеческим гробам.
Животворящая святыня! Земля была б без них мертва, Как ИУДЕЙСКАЯ пустыня И как алтарь без божества.
1оД.Бронштейн, "возглашая "теорию" перманентной революции, лишил возможности вечных странников революционной перестройки мира наконец-то обрести Родину, в результате кочевые демократы землю животворящую святыню любой страны, любой нации превращают в ИУДЕЙСКУЮ пустыню.
Примечание: У Пушкина вместо ИУДЕЙСКАЯ стоит многоточие. Желающие могут потренироваться в выборе эпитета к слову "пустыня" без нарушения содержательности и целостности пушкинской октавы.
* * *
Данную ему теорию "Троцкий", судя по его жизни, воспринимал как библейское пророчество, которое не может не исполниться как ЦЕЛОСТНОСТЬ во всей его полноте, как не может не исполниться Высшая воля. Будущее для него субъективно не было неизвестным, оно было очерчено этой теорией в общих чертах. В развитии общества, революции он видел ПРОЦЕСС воплощения в жизнь этого пророчества и видел сопротивление его воплощению; сам же он корректировал жизнь под "пророчество", но не корректировал прогнозную концепцию /"пророчество"/ в соответствии с изменениями жизни. Это линия поведения биоробота, запрограммированного раз и навсегда.
В теорию перманентной революции были вкраплены большие фрагменты действительной прогнозной концепции, которую проводил в жизнь глобальный надиудейский предиктор, исполнялись только частные этапы, соответствующие этой глобальной, тайной от общества концепции. Когда исполнилось все, что требовалось, то "Троцкий" стал не нужен вместе со "своей"
теорией и 4 Интернационалом, который захирел, так как не получал достаточной финансовой поддержки. И все его наследив хранится с тех пор в качеству "рассады*: на всякий случай. Но поскольку "Троцкий" свое честно отработал на надиудейской предиктор, в благодарность за это ему была представлена возможность унести ноги и жить на Западе. Требовалось только одно: молчать, но он об атом не догадался и думал, что он вождь на самом деле, и авторитетно ругал Сталина, что не соответствовало духу глобальной концепции в те годи. Поэтому он и погиб.
У Ленина не было концепции, которой бы он слепо подчинил свое поведение. В социализме он видел объективно необходимую, неизбежную ступень общественного развития, которой человечество достигнет обязательно, но каждый народ придет к нему своим, особым путем. Это же касалось и пути России в социализме. До 1917г. 1еквн не создал целостной прогнозной концепции перехода России к социализму, на которую бы опирался в своей политике и которая бы впоследствии корректировалась соответственно изменявшейся обстановке. Ленин был верен цели своей жизни - построению социализма хотя бы в одной стране, - но не был рабом своих прежних теорий, хотя и был раздавлен авторитетом Маркса и его наследия. Субъективно выбранная Лениным цель жизни не противоречила объективным перспективам развития общества, и вся деятельность Ленина была подчинена цели, а не "пророчествам". В соответствии с изменениями жизни Лениным корректировались ошибочные выводы прежних работ, и делались новые выводы. Но это всегда, во всех работах, были отдельные положения, не связанные в устойчивую целостную прогнозную концепцию развития. Марксистская схема исторического материализма - не концепция, а только схема, пустая форма, лишенная конкретного историко-фактологического содержания, т.е. она бесчеловечна; История - история люд ей, человечества; Кроме того, она не обладает полнотой и целостностью. Как было показано ранее, слишком многие явления остались вне ее, а без них она теряет устойчивость по отношению к добавлению новых фактов и рассыпается при попытке соединить с нею не описанные ею явления общественной жизни.
Отсутствие концепции видно и в приведенном тезисе о победе социализма в одной, отдельно взятой стране: "Победивший пролетариат этой страны, экспроприировав капиталистов и организовав у себя социалистическое производство, встал бы против остального, капиталистического мира, привлекая к себе угнетенные классы других стран..." Это изолированный тезис, констатирующий определенный факт. но не концепция, т.е. не прогноз процесса развития совокупности социальных явлений, в результате которого этот факт станет реальным; процесса объективного, но УПРАВЛЯЕМОГО СУБЪЕКТИВНО.
О достоверности такого тезиса, стоящего вне концепции, в то время большинство сказать ничего не могло, как, впрочем, и о достоверности любого противоположного тезиса. Такого рода изолированные тезисы подтверждаются зли опровергаются историческим развитием подчас свистя не одно столетие.
Об устойчивости же концепции /в отличие от достоверности тезиса/ и ее осуществимости отчасти можно судить достаточно обоснованно загодя, чему примером была приведенная критика "Троцким" "Двух тактик..." Исто рия подтвердила правоту "Троцкого" «- капиталистическая фаза развития не состоялась; буржуазно-демократическая революция переросла в социалистическую. Если Ленин убедился в ошибочности "Двух тактик..." как целостности в 1917г., то для "Троцкого" это было ясно уже в 190бг.Хотя безусловно, отдельные положения, высказанные в "Двух тактиках..•"«были подтверждены историческим развитием, но как целостность, концепция перехода к социализму, фрагментарно изложенная в "Двух тактиках..." не обладала устойчивостью и не воплотилась в жизнь. Ленин не вышел в своей деятельности на постановку и решение прогнозной задачи развития общества, что является основой для возникновения концептуальной власти, в силу калейдоскопичности его мировоззрения и историко-философского образования. Для Ленина будущее было субъективно закрыто. Отсюда его повторение наполеоновских слов: сначала ввязаться в бой, а там посмотри* Но Наполеон скорее всего, бросив эти красивые слова, весьма далекие от его истинных представлений о военном деле, вел себя в реальной жизни иначе, проявляя всегда большую заботу о разведке, рекогносцировке и т.п.; у Женина, однако, это уже не "красивые".пустые слова для "публики", а стиль жизни, стиль подхода к проблемам.
* * *
Комментарий:
Как известно, имя "Ленин" носит уже второй по счету советский арктический ледокол. Если ледокол в тяжелых льдах не может преодолеть лет в непрерывном движении, то он разгоняется, наползает на лед, снова отступает, опять разгоняется и наползает на лед; изменяет направление движения в поисках более легкого льда. Так он ведет караван судов, не способных к самостоятельному ледовому плаванию к общей для них цели. Если же на ледоколе есть возможность пользоваться данными авиационной ледовой разведки, то опытный капитан по ее результатам может заранее выбрать предпочтительный путь во льдах, что позволит и быстрее придти к цели и сэкономить топливо и ресурс техники.
Ленинизм может быть уподоблен каравану во льдах, который ледокол ведет к пели, всем известной, но без ледовой разведки. Поэтому можно полагать, что, если хватит топлива, то ледокол к цели пробьется. Но, если сложится тяжелая ледовая обстановка, то какая-то часть каравана
погибнет во льдах, будет брошена из-за перерасхода топлива и т.п.
Троцкизм может быть уподоблен такому же каравану, но лидер которого имеет единственную старую карту ледовой разведки и ей слепо верят. Кроме того, он пытается убедить и караван, что истинна только эта карта, и с этой целью он "подстригает" ледовые поля так, чтобы их конфигурация соответствовала карте. 3 конце концов он, уподобившись "Титанику", попытается ликвидироватьайсберг или неизвестный остров, вследствие чего караван погибнет. Если же айсберга или неизвестного острова не встретится, то караван все равно не дойдет до цели, так как им не хватит топлива, чтобы "подстричь" согласно карте ледовые поля»
Поэтому безопаснее следовать за первым, ледоколом, но еле лучше организовать на нем систематическое ведение ледовой разведки. В ледовом плавании ведение ледовой разведки - то же самое, что прогностическая деятельность в политике» И то, и то - основа концептуально:: деятельности по разработке стратегии достижения пели как в ледовом плавании, так и в общественном развитии.
Поэтому покушений на Троцкого до его выезда из СССР не было: под его руководством социализма построить было невозможно.
Ленин был уничтожен потому, что при его авторитетном руководстве и доверии к нему лично достаточно широких масс народа методом проб и ошибок к социализму пробились бы, останься он жив» Женин отстаивал свое мнение и на определенном этапе стаз не удобен для управления со стороны Его заменили Статным, о котором знали, что он всегда с большинством /а нужное большинство можно всегда создать и тем уже управлять поведением такого лидера/ и которого считали весьма ограниченным и послушным человеком.
После смерти Бенина письменный «ленинизм" канонизировался, окостенел и, в силу этого, став неусомнительной догмой, всё более и более отставал от реальной жизни.Со смертью Сталина он окончательно стал догмой вчерашних дней. Нё следует кокать т у кого из российских марксисте готовых рецептов для решения проблем сегодняшнего ^ня.9 но изучать и понимать их наследие НЕОБХОДИМО, Как и всякое историческое явление в ГЛОБАЛЬНОМ ИСТОРИЧЕСКОМ ПРОЦЕССЕ. Процессе ОБЪЕКТИВНОМ,но управляемом
* * *
В отличие от «Троцкого", который сам этого не ведая, посягнул на глобальную концептуальную власть, Ленин не посягал: на концептуальную власть даже в своей стране; он не поднимался выше идеологической власти /толкование "писания" без нарушения его святости/ и реакции на узе происшедшие изменения в общественной жизни. Правда "посягательство" "Троцкого" сильно напоминает эпизод из фильма С. Эйзенштейна "Иван Грозный",
в котором на слабоумного сына боярыни, руководившей заговором против Грозного, дальновидный царь Иван Васильевич надевает царские одежды и передает ему свои знаки царской власти. Эпизод кончается убийством слабоумного в храме одним из заговорщиков. В случае "Троцкого" архитекторы всемирного храма Соломона тоже не простили легкомысленного отношения к деятельности "профсоюза каменщиков".
В "социалистической" "благонамеренности" Лейбы Давидовича Бронштейна мы не сомневаемся /сейчас/! Но что он понимал под социализмом, диктатурой пролетариата и т.п. - вопросы темные...
* * *
Комментарий:
1х Но когдамы употребляем слово "благонамеренность",то мы всегда помним мудрость: "Благими намерениями вымощена дорога в ад";причем не только в "потусторонний",но и в неизбежныйдля большинства земной ад воплотившегося в жизнь "благонамеренного" экстремизма. Понятие "благонамеренность" также связано с другой мудростью: "Выстрелишь в прошлое из пистолета - будущее выстрелит в тебя из пушки"; эта пословица позволяет отчасти разграничить благонамеренность и благонамеренный экстремизм. Анализ прошлого не терпит эмоций. ЭМОЦИИ ПО ПОВОДУ ПРОШЛЫХ СОБЫТИЙ – РОСТКИ ИСТЕРИКИ И УЖАСА ОТ ВОПЛОЩЕНИЙ БУДУЩИХ
Если же вкратце, то "троцкизм" был "жив" неведомо как им полученным "пророчеством", О БУДУЩЕМ а "ленинизм" тем, что был верен цели и действовал целесообразно, никогда не отрываясь от реальных Пактов ПРОШЛОГО И НАСТОЯЩЕГО, хотя и не всегда правильно понимал их разделение и взаимоотношения. Но главное в том, что оба они были "под колпаком" у глобального предиктора в силу того, что не посмели переступить границы канонического марксизма с его недостоверными представлениями о глобальном историческом процессе и ложной политэкономией.
* * *
комментарий:
1х Хотя работа "Троцкого" "Итоги и перспективы. Движущие силы революции" и содержит раздел "Особенности исторического развития", касающийся анализа истории России, но из этого "анализа? видно прежде всего то, что Д.Д.Бронштейн не обладал систематическим историко-философским образованием и не имел содержательных понятии о глобальном историческом процессе, отличных от весьма общей, неконкретной и односторонней схемы марксизма.
* * *
Это отсутствие содержательных понятий о глобальном историческом процессе в сочетании с неосмысленной верой в пророчества, роднит Д.Д.Бронштейна с Петром Яковлевичем Чаадаевым/1794-1856/, автором "философических
писем», после которых ему пришлось написать "Апологию сумасшедшего?
* * *
Поэтому "пророчество" - теория перманентной революции - в обоих общих чертах и последующих частных деталях могла быть только следствием "наития», но не продуктом развития его внутренней мозаичной модели. И после "наития" в силу указанных причин она не развивалась, а то. только возглашалась другим в иных, новых формах. Тем не менее, изучение троцкистского наследия не менее необходимо, чем изучение марксистско-ленинского; тем более, что у "Льва" Давидовича есть подчас очень интересные наблюдения за происходящим вокруг него. Мы изложили свое мнение о "троцкизме" на основании информации сборника ист.81.
* * *
Поэтому после пурима 1917г. не "большевизм разбольшевичился" и стал "троцкизмом", как показалось "Троцкому", а ленинская реакция, ЦЕЛЕСООБРАЗНАЯ 3 КОНКРЕТНЫХ ИСТОРЩЙСЯН УСЛОВИЯХ, на бездеятельность. Временного правительства, не решавшего даже задач буржуазно-демократической революции и тянувшего с созывом Учредительного собрания, была такова, что на определенном этапе /только на этапе!!!/ ПОЛИТИЧЕСКАЯ ЛИНИЯ БОЛЬШЕВИЗМА ПО ЗАХВАТУ ВЛАСТИ, вытекающая из конкретной политической обстановки, на какое-то время вписалась в "пророчество" о "перманентной революции".
* * *
Окажись у власти вместо клики "Керенского"и К0 диктатура, выражающая долговременные интересы национального капитала, то и Ленина, и Троцкого сейчас, бы знали только специалисты-историки как мелких политических смутьянов и авантюристов, проходных пешек мирового сионо-нацизма. Но национальную диктатуру установить было некому...
24-29 апреля/7-12 мая/ 1917г. в Петрограде работала Седьмая/апрельская/ Всероссийская конференция РСДРП. Примечание № 144 в т.31 ПСС В.И.Ленина сообщает:
"Ввиду возникших в ЦК разногласий по вопросу об оценке и перспективах революции и задачах партии было единогласно принято решение продискутировать этот вопрос открыто. Материалом для дискуссии послужили "Апрельские тезисы? Ленина, напечатанные в "Правде" 7/20- апреля. Таким образом местные организаций имели возможность предварительно обсудить вопросы, включенные в повестку дня, выявить отношение к ним рядовых членов партии /подчеркнуто нами: - авт./.
Кроме того делегата?,! конференции, съехавшимся в Петроград;, был роздан машинописный текст брошюры "Задачи пролетариата в нашей революции", написанной Лениным как проект /стратегически концептуально бесплодный проект: -авт./ платформы перед конференцией. Во время конференции, не позднее 26 апреля /9 мая/, вышла работа Ленина "Письма о тактике».Письмо
■-
1-е", так что делегаты имели возможность ознакомиться с ней до голосования резолюции о текущем моменте.
Всероссийской конференции предшествовали конференции на местах; до ее открытия, от ряда организаций начали поступать сведении о присоединении к платформе В.И.Ленина.
На конференции присутствовал 131 делегат с решающим голосом и 18 с совещательным от 78 партийных организаций..., а также представители фронтовых и тыловых военных организаций, национальные организации Латвии» Литвы, Польши, Финляндии и Эстонии. /.../
Работы конференции протекали в обстановке только что разразившегося острого политического кризиса 21-22 апреля, вызванного нотой П.Н.Милюкова Англии и Франции о верности договорам империалистского царского правительства".
Далее примечание, дабы задним числом оправдать последовавшие затем репрессии, мимоходом пинает Л.Б.Каменева", А.И.Рыкова, Г.Я.Пятакова и Г.Е.«Зиновьева", высказывавших свое мнение, отличное от "Апрельских тезисов" и ряда других мнений, победивших в партии; как известно, все перечисленные погибли впоследствии под колесами Истории: причина их гибели - непонимание ими ОБЩЕГО ХОДА ВЙДЕЙ, а не дальновидная злонамеренность их лично, возникшая еще "до 1917г."
Заканчивается примечание словами: "Историческое значение VII апрельской конференции заключалось в том, что она приняла ленинскую программу перехода ко второму этапу резолюции в России, наметила план борьбы за перерастание буржуазно-демократической революции в социалистическую, выдвинула требование перехода cсей власти к Советам. Под этим лозунгом большевики готовили массы к пролетарской революции".
Так "Апрельские тезисы" стали для большевиков утвержденной программой действий.
Меньшевистское крыло РСДРП к этому времени не было единым: меньшевики-оборонцы стояли за продолжение войны, которая по-прежнему носила империалистический характер, за что они получили впоследствии название меньшевиков-империалистов; были меньшевики-межрайонцы, так называемые "центристы", идейно возглавляемые Л.Д."Троцким"/Ист.8б9стр,201/,возникшие еще до войны и колебавшиеся между большевистской и чисто меньшевистской точкой зрения по разным вопросам; и меньшевики-интернационалисты, стоявшие за прекращение войны, отколовшиеся от меньшевиков-империалистов.
Пуримский переворот был очередным поворотным рубежом в жизни РСДРП,
своего рода Юрьевым днем, когда происходило самое заурядное перемещение партийных масс от одних "вождей" к другим. "Вожди" выдвигали новый курс, и ставили новые цели, а масса выбирала подходящее себе. ГЕНЕРАЛЬНАЯ
политическая линия, выдвинутая Лениным в "Апрельских тезисах" и "предсказанная" "Троцким" в "Итогах я перспективах"... еще в 1906г., была поддержана большевиками, "межрайонцами" и интернационалистами/не только РСДРП/ в целом, хотя, безусловно, были отдельные, вполне естественные для политического поворота разногласия, даже между лидерами каждого из течений, о чем свидетельствует уже цитированное примечание 144 31 тома ПСС. Такое совпадение политического курса внутренне различных по своему мировоззрению политических течений могло быть только временным: до очередного поворотного рубежа, каким явился Октябрьский переворот* Внутрипартийная борьба после Октября - закономерное явление.
"Троцкий" прибыл в Петроград 5 мая н.ст.из США через Канаду, где был арестован англичанами и освобожден по ходатайству П.Н.Милюкова, временного министра иностранных дел, вмешавшегося под давлением Петроградского Совета. По приезде "Троцкий" вошел в состав руководства межрайонцев /межрегионалов тех лет/.
Как сообщает в биографическом очерке "Л.Д.Троцкий: политический портрет"/Ист.81.4/ Н.А.Васецкий, 10 мая на Петроградской городской конференции Межрайонной организации РСДРП выступил В.И.Ленин с предложением принципов слияния большевиков и межрайонцев.
"Во-первых, "объединение желательно немедленно". Во-вторых, следует включить по одному представителю "межрайонки" в редакцию "Правды",которую планировалось превратить во всероссийскую популярную газету и ДО /центральный орган/ будущей слившейся партии. 3-третьих, включить двух межрайонцев в комиссию по подготовке У1 съезда партии, и наконец, обеспечить в "Правде" и других печатных органах свободную дискуссию по спорным вопросам"./Ист.81.4, стр.20,со ссылкой на "Ленинский сборник",т.4, стр.302/.
"Троцкий0 на этой конференции отверг предложение о слиянии. Н.А.Васецкий приводит ленинскую запись слов "Троцкого": "...Большевики разбольшевичились - и я называться большевиком не могу... Признания большевизма требовать от нас нельзя"./Ист.81.4,стр.21/. Не хотел "Троцкий» и сохранения названия РСДРП/б/, на наш взгляд, он полагал, что события развиваются в соответствии с "его" теорией перманентной революции, вследствие чего большевизм должен признать правоту троцкизма перед объединением.
* * *
Комментарий:
Не последнюю роль в отказе от объединения видимо сыграли и плохие личные отношения между "вождями": отношение их к Временному правительству было одинаковым: временное должно уступить место постоянному -власти Советов, хотя обоснование этого курса у наг было разное. Поскольку
курс был единый, то вроде бы объективно ничто не мешало объединению. Однако на отношениях "вождей" лежал груз прежних взаимных оскорбление.
Известен всем ленинский эпитет в адрес "Троцкого" -иудушка, ставший хрестоматийным. Н.А.Васецкий сообщает, что по приезде в США в 1916г. "Троцкий" вошел в состав редакции социал-демократической газеты "Новый мир/.йст.81.4, стр.16/. Подстрочное примечание "Троцкого" к одной из его работ Н.А.Васецкий снабжает своим примечанием по поводу деятельности "Льва" Давидовича в "Новом мире": "Вот что писал Ленин в письме к И.Арманд 19 февраля 1917г.: "... приехал Троцкий, и сей мерзавец /выделено мной: -авт./ сразу снюхался с правым крылом "Нового мира" против левых цимервальдцев!! Так-то!! Вот так Троцкий!! Всегда равен себе = виляет, жульничает, позирует как левый, помогает правым пока можно". Ленин В.й.,Полн.собр.соч.,Т.49,С.390".Д1ст.81,стр. 329/. Л.Д."Троцкий" также не был высокого мнения об интеллектуальных и моральных качествах Ленина и не держал свою точку зрения при себе.
Из работы 1904г.: "Поистине нельзя с большим цинизмом относиться к лучшему идейному наследию пролетариата, чем это делает Ленин! Для него марксизм не метод научного исследования, налагающий большие теоретические обязательства, нет, это... половая тряпка, когда нужно затереть свои следы, белый экран, когда нужно. Демонстрировать свое величие, складной аршин, когда нужно предъявить свою партийную совесть!..
/Ист.81, стр.77/.
И на той же странице правды встречается фраза:
"Диалектике нечего делать с тов.Лениным".
Из письма к Чхеидзе/1913г./: "... Ленин, этот профессиональный эксплуататор всякой отсталости в русском рабочем движении"; "На"темные деньги", перехваченные у Каутского и Цеткиной, Ленин поставил орган, захватил для него фирму популярной газеты /имеется в виду "Правда",которую ранее вел "Троцкий". - Авт./"; "...все здание ленинизма построено" на лжи и фальсификации..."Ист.81, стр.116,117/.
Н.А. Васецкий приводит выдержку из одной статьи "Троцкого".посвященной II съезду РСДРП:
"Я не могу позволить себе подсчитывать, сколько "самых глупых" и глупых делегатов имел за собой на съезде тов.Ленин"./Ист.81,стр.11/.
После Октября работы "Троцкого" содержат только восхваления Ленина. Но мы воспринимаем это в послеоктябрьском творчестве "Льва" Давидовича как строительство собственного культа, в основание которого был положен культ"вождя" пролетариата всего мира тов.Ленина, формировавшийся в обществе с первых дней Советской власти, а в партии еще до революции. Троцкому, похоже, хотелось переписать ГЕШЕФТ на себя.
Эти выдержки отвечают на вопрос, чего ждать от революции, если хотя
бы один из ее "вождей", будучи сам . идеальным,
СВЯТЫМ человеком, хотя бы отчасти прав в оценках качеств второго? Но
обычно в любом длительном споре правы в той или иной степени обе спорящие стороны. Этот спор - не исключение.
Не следует думать, что сфера личных отношений ученых /оба «вождя" занимались научной деятельностью в области социологии/ второстепенный фактор, никоим образом не сказывающийся на результатах процесса осознания объективной истины. Это мнение ОСОБЕННО ошибочно» когда касается ОБЩЕСТВЕННЫХ НАУК » поскольку исследователь сам является частью объекта своих исследований.
* * *
Комментарии:
1хФилософия - это прежде всего культура мышления, позволяющая воспринимать плюрализм наук как целостность во всецелостности бытия. Да и само слово "философия" в переводе на русский означает "любовь к мудрости".
* * *
Его мировоззрение лепится всю его жизнь обществом, которое он пытается изучать, и для того, чтобы этот процесс был успешным, необходим своего рода "ненулевой сигнал": .мировосприятие социолога должно отличаться от господствующего мировосприятия общества - должно быть шире его, отставать от него во времени или опережать.
Это одна из причин, почему обществоведческие взгляды "реакционеров" ж "радикалов", отчасти обладающих мировосприятием "вчерашнего" и "завтрашнего" дней, наиболее содержательны. Но неправильно думать, что "истина" лежит посередине между консерватизмом "реакционеров" и "радикализмом". "Реакционеры» обычно лучше осознают достижения общества в историческом развитии. Несовершенство же тех или иных сторон жизни общества затеняет в глазах "радикалов" РЕАЛЬНЫЕ достижения общества, и эта слепота отсекает их от прошлого. Ретроспективный анализ показывает, что "реакционная" критика "радикализма" всегда впоследствии подтверждалась историей. В силу непонимания прошлой истории у "радикалов" возникала склонность к ниспровержению основ общественного устройства национального /многонационального/ общества, и они, впадая в экстремизм, становились орудием антинациональных сил гораздо раньше, чем "реакционеры".
Всегда в истории получалось так, что критика "радикалами" несовершенства настоящего общества только отчасти была справедлива, но критика "реакционерами" радикальных прожектов будущего общественного устройства была настолько достоверной, что если "радикалы" приходили к власти, то они ВСЕГДА становились на путь ПОДЛОСТИ и скрывали от общества писания их прежних "дореволюционных" критиков, дабы не рас-
писываться в собственной политической слепоте* не говоря уже о том, чтобы не заткнуть рот несогласным с ними "подданным" после "революционной перестройки" общества.
Поэтому истина в общем-то включает в себя: отчасти слова радикалов" - общественных неустроенностях - и слова "реакционеров» - об общественных достижениях и критику радикальной отсебятины "реакционерами". Посередине же» между "реакционерами" и "радикалами" лежит не истина, а "мнение» толпаря, не имеющего СВОИХ МНЕНИЙ и за слепое .безграничное доверие которого идет борьба между "реакционерами" и "радикалами". Поэтому"! толпо-"элитарном" обществе мировосприятие социолога должно быть максимально отличным от мировоззрения общества = толпы* "элиты". Только тогда он утащит те общественные явления, что не осознаются другими. И таким образом уникальность мировоззрения социолога является фактором, дающим возможность сказать что-то не известное об обществе, но одновременно она же является и источником субъективизма, искажающего представление об объективном характере процессов в обществе. Субъективизм при ранее оговоренных условиях гасится в тандеме исследователей» мировосприятие которое отличается достаточно сильно друг дт друга и от мировосприятия, господствующего в обществе. Но тандемный принцип опирается на вскрытие тех объективных общественных причин, которые приводят к различным мнениям по одному и тому же вопросу в тандеме. Общность понимания методологии позволяет в этом случае переработать плюрализм фактов, относящихся к вопросу, в единство мнений; и если уж не разрешить вопрос, то, по крайней мере, четко очертить его границы и понять, где начинается экстремизм в отношении вопроса. Но это требует отрешиться прежде всего от личных притязаний на исключительно свою "благонамеренность", "на "первенство", на "особый вклад» на "верность учению" и т.п.