Политическая мысль ХІХ-ХХ веков
- И.Бентам создал теорию политического утилитаризма, в основе которой лежала мысль: «Тот или иной предмет должен приносить человеку пользу, благодеяние, добро, предупреждать вред, страдания, несчастье. Отсюда два исходных чувства – удовольствие и страдание, управляющие поведением каждого человека».
- А.Токвиль – теоретик либеральной демократии. Придавал особое значение сочетанию политического и правового равенства людей и их свобод, проблеме «формирования национального духа», или патриотического, политического сознания народа.
- О.Конт в своих работах изложил позитивистскую концепцию развития общества и соответствующую теорию его политической жизни. Считал позитивизм «особым способом мышления». Конт в своих учениях пришел к выводу, что только буржуазная республика в состоянии решить основные задачи государства – защиту и обеспечение развития нового общественного строя путем расширения свободы творческой деятельности людей, гармонии в обществе.
- Г.Спеснер продолжил позитивистское направление, создал органическую теорию общества, как систему взаимосвязанных биологических и социальных факторов.
- К.Маркс создал классовую теорию политики, по которой политическая свобода личности характеризуется как ее свобода от социального угнетения, возможность ее активного участия в политической жизни общества. Особенно выделял такие признаки государства, как публичная власть и территория, на которую она распространяется, государственный суверенитет.
- Л.Гумплович создал оригинальную концепцию развития общества и государства, в основе которых лежит деятельность определенных социальных групп. Также создал теорию насилия, где государство как «естественно возникающая организация властвования, предназначенная для охраны определенного правопорядка».
- Г.Еллинек характеризовал политику как прикладную, практическую науку и «как учение о достижении определенных государственных целей», поставил задачу изучения государства как социального и юридического явления (анализ экономических, национальных и духовных факторов существования государства). Обосновал теорию правового государства, согласно которой «связанности государства правом», деятельность государства должна регулироваться «прочными правовыми нормами». Ставит и обосновывает проблему верховенства права по отношению не только к гражданам, но и к государству путем свободы личности, господства закона над остальными государственным актами, народного представительства в системе законодательных учреждений. Особое значение Еллинек придавал конституции как основному закону государства.
Познакомившись со всеми вышеперечисленными работами известных просветителей, ученых и философов различных стран и эпох, можно еще раз убедиться в том, как динамично от одной исторической эпохи к другой развивается политическая мысль. Вбирая в себя достижения мыслителей предыдущих эпох и тем самым, демонстрируя историческую преемствен-ность в своем развитии, политическая мысль в лице ее лучших представителей набирала все новые высоты, с которых различные явления политической жизни общества обозревались шире и осмысливались все глубже.
Происхождение политики
Политика существовала не всегда. Ее появление отразило процесс усложнения социальной жизни, обусловленной развитием человеческих потребностей.
Так, примитивные общества древности не знали политики. Неразвитости материального производства соответствовала скудность потребностей, сводившихся к возможности физического выживания. Отдельные индивиды еще не были способны к самостоятельному существованию вне рода, племени – ведущих форм социальной целостности того времени. Взаимодействия внутри этих образований основывались на естественных, кровнородственных связях и регулировались нормами общинно-коллективистской морали, традициями, обычаями и верованиями.
Постепенное выделение человеческого общества из природы разрушало естественный характер взаимосвязей внутри него. Процесс постепенного разложения родоплеменной организации ослаблял господство целого над индивидуальным. Наращивание материальных возможностей древних обществ вело кусиле-нию социальной, этнической, культурной и религиозной дифференциации. Сохранение целостности общества в этих условиях стало представлять собой серьезную общественную проблему. И хотя доминирующее значение в социальной жизни сохраняли кровнородственные связи, но уже появились политические институты, способные за счет использования средств принуждения обеспечить общеобязательные формы социальных взаимодействий. Появление механизмов государственной власти выводило социальную власть на качественно новый уровень регулирования межгрупповых отношений.
Власть как центральный атрибут государственности также первоначально не имела политического характера. Она исходила от рода. Власть старейшин, военачальников, жрецов основывалась на их авторитете (выбирались самые сильные, умные, ловкие) и на выполнении определенных функций (например, религиозных). Тогда власть имела общественный характер, поскольку регулировала в основном совпадавшие интересы и потребности рода. Дифференциация общества обусловила несовместимость интересов. Тогда потребовались политические формы согласования различных интересов и потребностей, материализовавшихся в системе специальных институтов: государства, армии, идеологии и т. п. Реализация интересов в социально неоднородном обществе потребовала использования государственной власти. В противном случае удовлетворение потребностей одних групп могло существенно изменять социальные возможности других. Следовательно, политическая власть) – это не всякая власть, а та, которая формируется сознательно между теми, кто влияет, и теми, на кого влияют.