Базовые понятия политической науки 14.02.11.

Политические режимы (14.03.11)

Дискуссионность термина политический режим.

П.р. – совокупность методов, способов и приемов управления государства и общества.

- вся совокупность явных или неявных моделей, определяющих формы и каналы доступа к важнейшим управленческим позициям, характеристики субъектов, имеющие такой доступ или же лишенных, а также доступные субъектам стратегии борьбы по доступности к управленческим позициям.

О,Доннел и Шмидт.

Политический режим – исчерпывающее определение конкретной политической единицы по типу определения конкретного вида игры (акторы, ресурсы, стратегии)

Типология политических режимов

Типология Ж. Блонделя.

Режим   Закрытый с монолитной элитой Закрытый с дифференцированной элитой Открытый
Исключающий   Традиционный Авторитарно-бюрократический     Соревновательная олигархия
Включающий     Эгалитарно-авторитарный     Авторитарно-инагалитарный Либеральная демократия

Закрытость/открытость; исключающий/включающий; монолитная элита/дифференцированная элита.

Закрытость. Запрет на конкуренцию в политической борьбе за власть, монополия одной политической силы на власть.

Открытость. Открытость конкуренции политических акторов в борьбе за власть.

Включение широких масс людей в процесс принятия государственно-политических решений.

Исключение широких масс из процесса принятия политических решений.

Монолитная элита. Сосредоточение контроля над политическими, административными, экономическими ресурсами в одних руках элиты.

Дифференцированная элита. Контроль элиты разделен и находится в разных руках над экономическими, административными и политическими ресурсами.

Традиционный режим:

закрытость режима,

монолитность элиты – феномен власти-собственности, \

режим исключающий, т.е. политическая борьба разворачивается между партийными группировками тайно и закулисно. П.: Саудовская Аравия.

Авторитарно-бюрократический режим:

Закрытость, кооптация наследника-преемника во власть,

Исключающий, деполитизация масс,

Дифференцированная элита. П.: Польша в эпоху режима «санации» Ю.Пилсудского, военные диктатуры в Латинской Америке и Африки.

Эгалитарно-авторитарный режим (идеология социального равенства и справедливости)

Закрытость,

Монолитность элиты,

Включающий, политизация масс и их политическая мобилизация для осуществления грандиозных планов. П.: коммунистические режимы XX в., Китай, Куба, КНДР.\

Авторитарно-инагалитарный режим (идеология социального неравенства, авторитарного корпоративизма, национализма)

Закрытость

Включающий режим

С дифференцированной элитой.

Соревновательная олигархия.

Открытый режим, нормальная, законная политическая конкуренция, альтернативные выборы,

Режим исключающий, в политике участвует элитное меньшинство,

С дифференцированной элитой.

Великобритания XVIII – первой половины XIXвв. По мере распространения всеобщего избирательного права режим эволюционировал в либерально демократический режим.

Либеральная демократия.

Открытый режим,

Режим включающий с дифференцированной элитой.

Р.Даль, признаки либеральной демократии (операциональный концепт):

- эффективное политическое участие граждан

- равенство по отношению к процессу принятия решений

- возможность получать достоверную политическую информацию, делать выбор самостоятельно и со знанием дела («просвещенное понимание»)

- механизм контроля граждан над политической повесткой дня.

К признакам демократического режима Р.Даль также относит

- участие населения в формировании и осуществлении государственной власти посредством прямой и представительной демократии.

- принятие решений большинством с учетом интересов меньшинства

- развитое гражданское общество (система добровольных объединений людей, горизонтальные связи для достижения своих интересов)

- существование правового государства

- выборность и сменяемость органов государственной власти, их подотчетность избирателям

- легитимность государственной власти

- демократический контроль общества над силовыми структурами

- доминирование методов убеждения, согласования и компромисса над методами насилия и принуждения

- реальное провозглашение и реальное обеспечение прав и свобод человека и гражданина

- действие разрешительного принципа («разрешено все, что не запрещено законом»)

- политический плюрализм, многопартийность, соревнование политических партий

- существование на законных основаниях оппозиции

- реальное разделение властей

- гласность и отсутствие цензуры в СМИ.

Демократия – единственная, в современном мире, легитимная форма правления. Сохранение рамок между идеальным типом и реальными эмпирическими данными.

Центробежная демократия

Общество фрагментировано, сегментировано, неоднородно. Элиты стремятся к конкуренции. Существовала во Франции и Италии после Второй мировой войны. Общество является гетерогенным в политико-культурном отношении. Здесь нет общеприемлемых для всех свода правил политической игры. Политическая система – несколько жестко противостоящих друг другу политических сегментов (христианская, коммунистическая, социалистическая, либеральная субкультуры). Конфронтация была заложена еще в предшествующие времена.

Во Франции эта картина воспроизводится на уровне партийных систем.

Это можно назвать «сегментированная партийность»; система поляризованного плюрализма. Есть много политических партий более или менее равные друг другу. Различие между ними тяготеют к 3 полюсам: центристы, левые и правые.

Эти три полюса противостоят друг другу. Ни одна из партий, ни одна из коалиций не может обобщить, убедительно продвигать широкий спектр общественных интересов.

Они являются нестабильными, неустойчивыми политическими структурами. Они не могут представлять нацию в целом. Правительства, формирующие на основе таких политических партий, не могут найти поддержки в парламенте.

В этой ситуации не возможно эффективного руководства государством. В итоге клубок проблем накапливается, происходит отчуждение общества от усилий правительства по руководству государством.

В конце 1950-х. гг. и в 1980-е гг. во Франции и Италии произошли политические кризисы.

Францию спас де Голль, 4 Республика сменилась 5-ой. Она была стабильна за счет того, что само общество стало более гомогенным. Общий уровень благосостояния существенно вырос, но разрыв между слоями тем не менее не сократился. Идет депролетаризация рабочего класса. Общество становится более однородным и в политико-культурном плане. На волне повышения гомогенности общества резкие классовые различия уходят в прошлое.

Произошла культурная революция – формирование современной массовой культуры, которая и ликвидировала непреодолимые классовые барьеры. Культивирование единого для всех универсального образа жизни. Усиление тенденции эволюции режима к центростремительной демократии. Во Франции это выражалось в том, что с 1960-х гг. происходит переход к конкуренции двух основных политических сил по типу англосаксонских стран.

В Италии после Второй мировой войны ХДП почти 40 лет держала монополию на власть. Коммунисты между тем имели огромное влияние. ХДП оказалось силой, срособная стать противоборствующей коммунистам, которая смогла не подпускать последних к власти, правительству. Она опиралась на более мелкие партии левого и правого толка, успешно использовала тезис о коммунистической угрозе.

Эта политическая система была неспособна адекватно реагировать на новые веяния, последовал кризис. В 1970-е гг. возникают экстремистские группы, что еще больше усугубило ситуацию, к концу 1980-х гг. 1 республика в Италии рухнула.

Сообщественная демократия

Общество гетерогенно, ориентация элит на сотрудничество. В чистом виде – Бельгия, Голландия, Австрия и в определенной степени Канада.

Ситуация чрезмерного обострения социально-политических конфликтов в условиях высокой степени гетерогенности и фрагментирванности общества.

Голландия и Австрия - идеологические конфликты. Бельгия – раздел по этническим линиям (фламандцы и валлоны).

Австрия. Снять напряженность по линиям противостояния различных политических субкультур (христианская, праворадикальная, либеральная, социалистическая). Присутствие на большой территории Австрии советских войск также заставляла стороны идти на примирение.

Голландия – обострение противоречий между идеологическими семьями.

Процесс демократической консолидации послевоенной Европы вокруг англосаксонских стран. Культивировалась ставка на мирное решение вспыхнувших конфликтов - процесс денацификации в Германии.

Воля политических элит и готовность последних к компромиссам и переговорам.

Общая логика начавшейся «холодной войны» заставляла либерально-консервативные силы идти на достижения политического консенсуса.

Договоренности о создании новых принципов выборов, формирования и функционирования институтов власти. Правление «большой коалиции»: формирование правительства из всех политических сил страны. Принятие решений на основе консенсуса, принцип консенсусного принятия политических решений.

Создание специальных институтов для решения наиболее важнейших конфликтных проблем. Бельгия – проблемы языка, культуры и образования – паритетное представительство основных политических сил.

Система сообщественной демократии просуществовала в Австрии до конца 1960-х гг. (в Австрии после 1966 г. правление большинства), в Бельгии и Голландии важные черты системы сохранены до сих пор.

Удалось сделать общество более гомогенным в политико-культурном и ценностном измерении.

Базовые понятия политической науки 14.02.11.

Подсистемы общественной системы (социума)

- экономическая;

- социальная

- духовная

- политическая (механизм реализации общей воли и общих интересов общества)

Политология – мир политического в его тотальности и многообразии:

- социально-философские и идейно-теоретические основания политики.

- политические системы и культура

- отличия и сходства между политическими системами

- политические режимы (условия изменения и смены)

- политический процесс

- политическое поведение, институты и т.д.

Объекты исследования: государство, власть, властные отношения.

Политика – сфера деятельности, в которой реализуются отношения господства и подчинения между социальными классами и слоями, связанные с завоеванием, распределением и осуществлением власти.

Полития (термин в английском языке аналогичный понятиям политическая система и режим)

Ледяев. Основной объект политического исследования – власть.

Государство – главный субъект власти и властных отношений (два смысла понятия государства):

- институты и должностные лица – система управления государства.

- Франция, Россия – человеческие сообщества особого типа, особым образом организованные нации, обладающие суверенитетом.

Государство - организация и формализация мира политического.

Государство - институт, призванный коллективно ограничивать индивидуальные интересы и страсти, обеспечивать контроль и упорядоченную свободу перед лицом возможного использования силы, хаоса.

Г.Алмонд. Государство – нормативный центр политической системы, ее предел и оправдание.

Политика - государственное осуществление общего блага, при этом допускается негосударственные и неполитические формы осуществления общественного блага.

Власть – принятие всех властных решений касающиеся всех членов общества и обязательны для выполнения всем обществом.

Государство – сосредоточение власти.

Общезначимость, общеобязательность и обезличиность властных решений.

Власть (властные отношения) – основная форма политической интеграции общества, подчиненная определенному типу политического господства.

Кош. Политические партии – позиции определенных группировок в политической системе.

Государство – всеобщий интерес (государственный проект).

Сильное государство – всеобщность, общеобязательность властных решений.

Современное государство - национальное государство.

Принадлежность к нации определяется не столько этническим происхождением индивида, сколько его социокультурная, историко-культурная, государственная принадлежность.

Сословное (партикуляристское) государство.

В обществе модерна произошла ликвидация сословных и иных привилегий, утверждение гражданского статуса.

Универсализм – ориентация индивидов по оценке себе подобных по единственному универсальному критерию.

Партикуляризм – частный интерес; агент социального действия оценивает других индивидов по стандартам своей группы.

Национальное государство – универсалистский институт.

Равность перед законами - Равенство в бесправии.

Национальное сплочение путем институционализации нации. Государственная власть носит институциональный характер и отделена от конкретных личностей. Безличность, обезличенность власти. Руководители – простые агенты безличного государства.

Национальное государство – идеально-типическая конструкция западной политологической науки.

Персонификация (приватизация) публичной государственной власти в руках партикулярной группы приводит к вакууму власти – дисфункция, паралич власти – угроза хаоса. Укрепление власти вождя – снижение власти государственных институтов.

Национальное конституционное государство – набор формальных институтов власти. Власть, осуществляемая государством, его институтами является собственно политической властью.

Власть – способность отдельной личности, группы, организаций и государства навязать свою волю другим людям, распоряжаться и управлять действиями других людей используя насильственные и ненасильственные (влияние, авторитет) методы.

Разрешения противоречия между порядком и групповыми интересами общества. Внести порядок и организованность в социально-политический процесс, обуздать стихию человеческих страстей.

Власть – монополия на принуждение и насилие (военная сила и судебно-репрессивный аппарат). Политическое (государство) – право вести войну.

Власть над физической жизнью людей – политическая власть. Легитимное насилие со стороны государства. Нелегитимное насилие несовместимо с властью.

Позитивный и негативный характер власти.

М.Дюверже, различие между силой и властью.

Сила – заставлять и принуждать людей.

Власть – основа, вера принуждаемого в законность такого принуждения и необходимость подчиняться принуждению.

Легитимность – чувство долга и вера в справедливость, основа власти.

Т.Парсонсон.

Власть занимает в анализе политической системы место сходное с местом денег в экономической системе.

К. Дойч.

Власть – одно из «платежных средств» политики, которая примеряется там, где срабатывает влияние или добровольное согласование интересов.

Уменьшение и увеличение объема власти.

Власть пользуется силой лишь в тех случаях, когда члены коллектива не соответствуют общим интересам коллектива.

Максимум заботы о обществе, оптимальные условия для безопасности и самореализации индивида.

Прибегает к силе в качестве крайнего средства – оптимальность и дееспособность власти. Злоупотребления властью, подавление свобод граждан заложены не в самой власти, а в необоснованной и неоправданной концентрации власти.

М.Вебер, понятие легитимность или господство.

Традиционное политическое господство.

Харизматическое политическое господство.

Рациональное (бюрократическое) политическое господство.

Разумно регулировать жизнь общества с помощью разумных законов. Принцип достижения определенных благ, статуса при помощи своих заслуг.

Принцип милитократии.

Рамочное регулирование для достижения положительной суммы с помощью властного правого регулирования.

Наши рекомендации