Глава 5. Политические и правовые учения.
Кампанелла описывает еще один орган управления — это Собрание всех соляриев («Большой совет»). На нем присутствуют все солярии, которые достигли 20 лет. Это Собрание проводится каждые две недели. Здесь не только проводятся богослужения, но и «всем предлагается поодиночке высказаться о том, какие есть в государстве недочеты, какие должностные лица исполняют свои обязанности хорошо, какие — дурно».
Вслед за Томасом Мором Кампанелла считает, что в идеальном государстве законов должно быть мало: «Законы их немногочисленны, кратки и ясны. Они вырезаны все на медной доске у дверей храма».
Судебная система — в обычном для нас понимании — отсутствует: «Все (солярии. — Авт.) по отдельности подсудны начальнику своего мастерства».
В идеальном государстве судопроизводство осуществляется в устной форме. Тюрем нет. В качестве санкций, применяемых к подсудимым, главные мастера могут использовать изгнание, бичевание, запрет общаться с женщинами, лишение общей трапезы и др.
При назначении наказания лицам, совершившим насильственные преступления, применяется принцип талиона. Смертная казнь, сообщает Кампанелла, применяется по следующей схеме: «исполняется только руками народа, который убивает или побивает осужденного камнями, и первые удары наносят обвинитель и свидетели; иным дается право самим лишать себя жизни, обложившись мешочками с порохом».
В государстве Кампанеллы признается право помилования: смягчить приговор могут только три соправителя, а после них можно апеллировать о помиловании к самому Солнцу.
В идеальном государстве Кампанеллы сочетаются две формы правления: демократия (солярии участвуют в контроле за деятельностью должностных лиц) и технократия (высшие государственные должности занимают «умнейшие»).
Кампанелла, как и Мор, моделирует будущее общество, радикально отличая его от «плачевного» состояния современных обществ. Читатель может принимать эти модели, или нет, — все зависит от той культурной традиции, в кото-
5.4. Политико-правовые идеи Томазо Кампанеллы... 93
рой он сформировался, и от его индивидуальных вкусов. И потому оценки проектов Кампанеллы могут быть диаметрально противоположными. Как замечает Маргарет Мид, «мечты одного человека — это кошмары другого».
Проект идеального государства Кампанеллы послужил руководством для иезуитов в так называемой Республике гуарани (1610-1768).
Гуарани — индейские племена в Южной Америке (Парагвай).
Вопросы для самоконтроля
1.От чего зависит форма правления государства согласно
Н. Макиавелли?
2. Какую новую классификацию форм правления государ
ства предложил Н. Макиавелли?
3. Какие принципы политической этики приицепса сформу
лировал Н. Макиавелли?
4. Как определил государство Ж. Бодец?
5. Что такое суверенитет государства согласно Бодену?
6. В чем проявляется компетенция суверенной власти госу
дарства согласно Ж. Бодену?
7. Какие факторы, определяющие нестабильность формы
правления государства, выделил Ж. Боден?
8. Как Т. Мор определил сущность европейских государств
своего времени?
9. Что представляют собой фундаментальные принципы су
ществования утопийского государства?
10. Как Т. Мор представлял себе форму правления утопийс
кого государства?
11. Как обосновывал Кампанелла мотивацию граждан горо
да Солнца к труду?
12. Какое место занимает семья в проектах идеального госу
дарства Кампанеллы и Платона?
13. Какую форму правления имеет государство соляриев?
Литература
Боден Ж. Метод легкого познания истории. М., 2000.
Боден Ж. Шесть книг о государстве // Антология мировой политической мысли: В 5 т. Т. 2. М., 1999.
Кампанелла Ф. Город Солнца. М.; Л., 1934.
Макиавелли Н. Государь: Рассуждения о первой декаде Тита Ливия: О военном искусстве. М., 1996 (или иное издание).
Мор Т. Утопия. Эпиграммы. История Ричарда III. M., 1998 (или иное издание).
6.1. Политическоеучение Филофея
Глава 6