Снг и российская федерация
Государственный переворот в августе 1991г. Попытка ГКЧП предотвратить государственный переворот по уничтожению СССР. Беловежские соглашения по уничтожению СССР. Б.Н.Ельцин. Вывод из состава СССР РСФСР, УССР, БССР. Возражения Казахстана и других республик. Подмена СССР Содружеством Независимых Государств (СНГ). «Либеральная» концепция реформ: переход к «рынку», формирование «гражданского» общества и «правового» государства. «Шоковая терапия» экономических реформ в начале 90-х годов: передача общественной экономики, находившейся в государственном управлении, в частные руки ставленников международного финансового капитала.
Государственный переворот 1993 г.: расстрел парламента и демонтаж системы власти Советов. Принятие Конституции РФ. Формирование президентской республики. Новые политические элиты и лидеры. Организация обострения национальных отношений и сепаратистских тенденций, чеченская проблема. Социальные конфликты в обществе. Проблема взаимоотношений между центром и регионами.
Российская Федерация на пути радикальной социально-экономической модернизации. Спад промышленного и сельскохозяйственного производства. Организация финансового кризиса 1998 г.
Перераспределение общественной собственности в частные руки. Темпы и результаты экономических реформ. Падение уровня жизни основной массы населения. Имущественное расслоение в обществе. Обострение преступности, коррупции. Демографический кризис. «Русский крест». Массовое сознание в обществе.
В.В.Путин. Курс на укрепление государственности, экономический подъем и социальную стабильность. Основные достижения социально-политического и экономического развития Российскаяой Федерации в начале XXI века.
РФ и вызовы глобализации. Борьба с терроризмом. Российская Федерация в современной системе мировой экономики и международных связей.
Основные задачи и направления внешней политики Российской Федерации. Формирование отношений со странами СНГ. Союзное государство с Белоруссией. Таможенный союз. Евразийское пространство. Шанхайская организация.
Интеграция России в мировое культурно-информационное пространство.
Тематический план лекционных занятий
№ | Тематика лекций | Трудоемкость(час.) |
Предмет, объект, источники и методы отечественной истории | ||
Особенности становления Древнерусской государственности | ||
Период раздробленности. Между Ордой с востока и католическим западом | ||
Образование централизованного Московского государства | ||
Завершение централизации государства. Иван IV Грозный | ||
Внутренняя и внешняя политика России в XVII в. Смута, Романовы, воссоединение Украины и России | ||
Российская империя. Модернизации. Петр I. Екатерина II | ||
Внутренняя и внешняя политика России в первой половине XIX века | ||
Внутренняя и внешняя политика России во второй половине XIX века | ||
Россия в начале XX века | ||
Первая мировая война. Революции 1917 года | ||
Гражданская война. Интервенция. Образование СССР. НЭП | ||
СССР на путях модернизации. Строительство социализма. Пятилетки. Международное положение и подготовка к войне | ||
Вторая мировая война. Великая Отечественная война | ||
СССР в послевоенное двадцатилетие. Холодная война | ||
Дальнейшее развитие СССР. Национальная геополитическая катастрофа | ||
Россия в 90-е годы XX – XXI вв. СНГ и Российская федерация. |
РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПОДГОТОВКЕ
К СЕМИНАРСКИМ ЗАНЯТИЯМ
Тематический план семинарских занятий
№ | Название темы | Кол-во час. |
Предмет истории. Русь 1. Предмет истории как науки: цель и задачи ее изучения. 2. Основные подходы к пониманию зарождения государственности. 3. Территория, природа, климат, расселение племен, формирование государства. 3. Русь в конце Х – первой половине ХII вв. Соседи. Место и роль в мировой истории. 4. Распад Руси. Основные центры, территории и их история | ||
Московское государство (XII-ХVII вв.) 1. Германо-скандинавская экспансия. 2. Золотая орда и Русь. 3. Московское княжество. 4. Рождение России | ||
Формирование Российской империи 1. Смута. Романовы. Святая Русь. 2. Модернизация ХVIII в. Реформы Петра I. Последствия. 3. Экономическое, политическое и культурное развитие России в послепетровский период. 4. Российская империя при Екатерине II. Ее место в мировой цивилизации | ||
Россия в XIX в. 1. Внутренняя и внешняя политика. Александр I. Война 1812 г. Восстание декабристов и его последствия. Николай I. 3. Внешняя политика России во второй половине ХIХ в. 4. Реформы 1860-70-х гг., их содержание и последствия. Александр II. 5. Общественно-политические движения в России во второй половине ХIХ в. | ||
Россия в 1905-1920 гг. 1. Русско-японская война. Революция 1905-1907 гг.: причины, характер, ход, последствия. 2. Реформы П.А. Столыпина. 3. Россия в Первой мировой войне. Общенациональный кризис в стране. Февральская революция. 4. Великая Октябрьская социалистическая революция, ее влияние на ход мировой и российской истории. 5. Гражданская война. Интервенция. РСФСР. НЭП. Образование СССР | ||
СССР накануне Второй мировой войны. 1. Международное и внутренне положение. 2. Государственное, социальное и политическое устройство. Конституции. 3. Индустриализация и ее военная составляющая: причины, сроки, методы, темпы, результаты. 4. «Культурная революция». Образование, наука, культура, права человека 5. Урбанизация и сельскохозяйственное производство | ||
Великая Отечественная война 1941-1945 гг. 1. СССР накануне Великой Отечественной войны (30-40-е гг.): внутренняя и внешняя политика. 2. Начало Великой Отечественной войны. 3. Коренной перелом в войне. 4. Завершающий этап Великой Отечественной войны. 5. Потери, источники и значение победы | ||
СССР во второй половине XX века. Развал СССР. Образование Российской Федерации 1.Восстановление в послевоенный период. 2. Развитие СССР до 1985г. 3. Национальная катастрофа. Причины, последствия. 4. Образование СНГ, РФ и других государств. Состояние и развитие. 5. Поиски путей выхода из кризиса и развития в условиях глобализации мира |
Семинарские занятия – одна из важнейших форм учебного процесса по дисциплине «История». На семинары выносятся узловые, наиболее важные и сложные вопросы, без знания которых ориентироваться в истории невозможно. Поэтому главным условием усвоения дисциплины является тщательная подготовка студента к каждому семинару.
Семинарские занятия проводятся со студентами с целью закрепления теоретических знаний, полученных на лекционных занятиях, а также проработке тем, изученных самостоятельно при помощи рекомендуемой литературы. Семинарские занятия развивают умение логически мыслить, применять полученные знания на практике и, главное, самостоятельно работать с научной, учебно-методической литературой и периодическими изданиями.
Важным источником, используемым в ходе подготовки к семинарским занятиям, является конспект лекций. В нем учебный материал дается в систематизированном виде, основные положения детализируются, подкрепляются наглядными примерами.
При подготовке к семинару студентам необходимо изучить и проанализировать учебный материал в соответствии с планом семинарских занятий и списком рекомендуемых источников. Студенты должны показать практические навыки работы с печатным библиографическим материалом, а также умение пользоваться соответствующими Интернет-ресурсами.
К теме каждого семинара даётся определённый план, состоящий из нескольких вопросов, рекомендуется список обязательной и дополнительной литературы. Работу следует организовать в такой последовательности:
- прочтение рекомендованных глав из различных учебников;
-ознакомление с остальной рекомендуемой литературой из обязательного списка;
- чтение, анализ и конспектирование каждого источника.
У каждого студента должна быть отдельная тетрадь для подготовки к семинарским занятиям. Она должна содержать конспекты по каждому семинару в соответствии с проработкой библиографических источников. рекомендуемые периодические издания должны быть распечатаны и вклеены в семинарскую тетрадь.
При работе с источником студент должен ответить для себя на следующие вопросы:
- кто автор документа;
- какое место автор занимал или занимает в обществе;
-как общество должно относиться к его свидетельствам.
Семинарские занятия включают в себя изложение и последующее обсуждения студентами и преподавателем основных вопросов и положений, касающихся изучаемой темы:
- при докладе на семинаре студент должен кратко осветить вопрос, опираясь на проработку рекомендуемых источников, а также предложить и аргументировать свое видение проблемы;
- после выступления одного из студентов другие участники семинара высказывают свое мнение по обсуждаемому вопросу, выдвигают и обосновывают личное решение проблем по изучаемой тематике.
Выводы из анализа документов и прослушанных докладов должны формулироваться студентами как самостоятельно, так и при помощи преподавателя. Студентам не следует пренебрегать авторитетом известных ученых, но следует помнить, что не все научные положения являются бесспорной истиной. Критическое отношение является обязательным элементом научной аналитической работы.