Возникновение политической науки.

Возникновение политической науки.

В 19в. – нач. 20 века – оформилась как самостоятельная наука. Политология развивалась до этого в рамках таких наук как философия.

Термин политология образована из двух слов = от гр. politike. (общественные и государственные дела, управление полисом)+logos(наука) - наука о политике, учение (наука), изучающая политическую организацию и политическую жизнь общества, законы ее функционирования и изменения политических отношений, способы политической деятельности.

Попытки преподавать политология предпринимались еще в 14 в. (Дания, Швеция), но были далеки от современной науки.

Что способствовало развитию самостоятельной науки политология:

1. Политика становится автономной сферой общества

2. Граждане в странах Запада борются за свои права и получают их, становятся субъектами политики

3. Происходит утверждение парламентаризма

4. В гос. власти происходит разделение власти, власть делится на законодательную, исполнительную и судебную

5. Создаются политические партии, по средствам политических партий выражают свою волю

6. Разветвление государственного аппарата:

7. Политические институты (теоритическая база)

1857 – создается кафедра «История и политическая наука» - Колумбийский университет. Нач. 20 в. – ассоциация политических наук, свободная школа политических наук – Франция, Лондонская школа эконом и полит наук,1920- Берлинская высшая школа политических наук.

Благодаря Юнеско – Международная Ассоциация политических наук 1949.

В СССР такой науки не существовала.

С 89 г. политология преподается во всех институтах как самостоятельная дисциплина.

Цель изучения политология:

1. Знания о правах и обязанностях

2. Умение анализировать ситуацию

3. Знание о собственном пути участия в политической жизни

Объект и предмет политологии.

Объект – политическая сфера жизни общества, со всем, происходящими в ней событиями.

Предмет – раскрытие сущности политики, выявление ее внутренних и внешних отношений, связь. Определение основных закономерностей политического развития.

Категории

1 группа категорий (общие категории, т.к. ими пользуются другие науки) народ, речь, общество

2 частные – лежат в основе социально-политических дисциплин, например: революция, демократия, авторитарные.

3 группа – специфическая, например: политическая культура, политическая система, политический лидер.

Основные категории:

1. Власть.

2. Политика.

Функции политологии.

Функции политологии:

1. Теоретико-познавательная функция (п. расширяет и углубляет наши знания о политической сфере)

2. Описательная (показывает реальный ход вещей, описание событий реальной жизни гос-ва)

3. Объяснительная /интерпретационная (поиск причин каких- то событий, явлений)

4. Оценочная (соответствует ли какое-либо событие, решение ожиданиям, нормам)

5. Прогностическая (возможность научно предсказать будущее развитие политических явлений)

6. Инструментальная (политологические знания помогают правильно выбрать пути выхода из ситуации, моделирования ситуации)

7. Функция социализации (направлена на формирование политического сознания у людей)

Общие методы в политологии.

· социологический - влияние политических на общество

· нормативно - целостность – определение значения политических изменений для общества с точки зрения общего блага, справедливости, норм,

· сравнительный (компаративный) – например избирательная система в РБ и США

· исторический – сравнивает политические структуры в прошлом и настоящем, взаимовлияние

· институциональный – изучение институтов политической сфере: органы государственной власти, политические партии.

· психологический - изучение субъективных механизмов поведения человека в политической сфере.

· антропологический - обусловленность политики природой человека.

Обще логические

· Метод индукции и дедукции

· Анализ и синтез

· Определение и классификация

Специально научные

· Политический мониторинг

· Политическое прогнозирование (наиболее вероятное развитие событий)

· Метод сценария (выстраивается модель развития ситуации и предлагаются альтернативы)

· Игровые методы

· Кейсовые методы (изучают конкретные случаи прошлого)

Политические идеи современности.

Понятие власти.

Каждый человек стремится к власти. Нет такой человеческой души, которая устоит искушению власти.

Власть – это социальное взаимодействие, отличительной чертой которого является способность одного индивида или группы на другого индивида или группу, изменяя их поведение в соответствии со своими целями.\

5000 лет назад появились политические властные отношения, с возникновением государства. Политическая власть способствует преобразованию общества, политическая власть необходима обществу.

Отличия политической власти от властных отношений:

· Масштабом воздействия на группы людей

· Обязательность исполнения

Черты политической власти:

· Верховенство политической власти (обязательны для всего общества)

· Суверенность (независимость и неделимость политической власти). Двоевластие в политике недопустимо.

· Публичность политической власти (она всеобща и безлична). Политическая власть всегда обращается от всего народа ко всему народу.

· Многообразие ресурсов, т.е. средств воздействия на общество (материальные, силовые и т.д.)

· Легальность принуждения – политическая власть может принимать насилие для осуществления своей политической воли

Политическая власть – система социально- политических отношений, выражающая способность различных социальных субъектов, подчинять своей воле других социальных субъектов с помощью моральных норм, угроз принуждения и наказания, авторитетом, в соответствии со своими потребностями и интересами.

Отличительные особенности государственной власти:

· Распространяются на территорию, обозначенную территорией данного государства

· Государственная власть располагает специальным аппаратом управления

· Имеет возможность использовать насилие законодательно закрепленное

Объекты и субъекты власти.

Субъекты власти:

1. Первичные – отдельные люди, индивиды, социальные группы, народ, нация.

2. Вторичные- органы, которые создаются первичными субъектами. Государство, политические партии, группы по интересам, политические лидеры.

Основные теории власти.

Возникновение политической науки. - student2.ru

С точки зрения реляционистских теорий(от англ. relation –отношение) власть рассматривается как взаимоотношение между, как минимум, двумя субъектами. Характерной чертой такого взаимоотношения является оказание влияния одним субъектом на другого. Методологические основы такого подхода были сформулированы немецким социологом М. Вебером. «Власть, – отмечал он, – возможность одного социального субъекта реализовать свою волю вопреки сопротивлению других участников политического действия».

Общим «знаменателем» теорий сопротивленияявляется концентрация внимания на властном воздействии, преодолевающем сопротивление объекта власти (того, на кого направлено действие власти). Преодоление сопротивления может основываться на вознаграждении, угрозе применения негативных санкций, признании объектом власти права ее субъекта отдавать приказы и распоряжения и требовать их исполнения на идентификации объекта власти с субъектом власти и др. Здесь важно оказание влияния субъектом власти на мотивы подвластного. Другую группу реляционистских теорий власти можно обозначить как теории«обмена ресурсов». Согласно этим теориям, властные отношения возникают тогда, когда объект власти нуждается в ресурсах, которыми обладает субъект власти. В обмен на часть этих ресурсов субъект власти требует от объекта подчинения и выполнения конкретных распоряжений и приказов. В теории раздела«зон влияния» власть оказывается функцией наиболее важной и престижной социальной роли. В зависимости от сложившейся ситуации и разделения ролей будет меняться и субъект власти. Автором этой теории считается Д. Ронг.

Последователи бихевиоралистской теории властирассматривают политические отношения как рынок власти. Социальные и политические субъекты активно действуют на таком рынке, стремясь с наибольшей выгодой реализовать имеющиеся у них ресурсы. Аналогом денег в такой модели является власть, «товаром» – имидж кандидата, его предвыборная программа, а «покупателями» – избиратели, делегирующие власть в обмен на предвыборные обещания. Основой такого «обмена» является взаимное стремление сторон к наибольшей выгоде от «сделки».

Согласно системной теории, власть рассматривается как атрибут социальной системы. Т. Парсонс определял власть как обобщенного посредника. Ее роль в политике подобна той, которую играют деньги в экономике. «Мы можем определить власть, – подчеркивал американский социолог, – как реальную способность... осуществлять влияние на различные процессы в системе».

Легальность и легитимность.

легитимность и легальность власти – это близкие, но не тождественные понятия.

Легитимность – это этическая, оценочная характеристика власти (существующая власть является хорошей или плохой, справедливой или несправедливой, честной или нечестной и т.п.).

Легальность же – это юридическая и потому этически нейтральная характеристика власти.

Различие двух указанных характеристик власти выражается также в том, что легальная власть может на определенном этапе стать нелегитимной в глазах населения. В этой связи в западной политологии разработан такой показатель, как порог легитимности власти. Он определяется по результатам социологических опросов и составляет 30% населения. Это означает, что если по результатам социологических опросов больше 30% населения выражает доверие существующей власти, она считается легитимной; если же по результатам социологических опросов доверие существующей власти выражает меньше 30% населения, она считается нелегитимной. Поскольку общественное мнение в странах западной демократии рассматривается как один из политических институтов общества, то политик с рейтингом меньше 30%, как правило, уходит в отставку. Претенденты на должность президента США накануне выборов имеют рейтинг, значительно превышающий 50% (порядка 60-70%) и постоянно следят за тем, чтобы в течение их президентства он оставался достаточно высоким, т.е. не опускался ниже отметки в 50%.

Для понимания различия указанных характеристик власти представляется важным введение еще одного понятия – подчинение власти.

Подчинение власти – это юридический акт, он означает, что я не нарушаю закон. А вот подчиняюсь я, признавая или не признавая существующую власть – это уже этическая, оценочная характеристика власти. Другими словами, не всякое мое подчинение власти означает признание этой власти, или – люди подчиняются не только легитимной власти.

Когда власть становится нелигитимной в глазах населения, возрастает вероятность противодействия этой власти. Одной из распространенных в демократической практике форм сопротивления власти, выражения ей своего недоверия являются акции гражданского неповиновения как средство ненасильственной борьбы. Об эффективности этого средства свидетельствует, например, обретение в 1950 году Индией независимости в результате массовых кампаний неповиновения колониальным британским властям.

Понятие политический режим.

Политическая режим - система методов и средств, с помощью которых осуществляется государственная власть; характер взаимоотношений между органами власти, обществом и личностью.

Типы режимов:

· Тоталитарный

· Авторитарный

· Демократический

Критерии выделения политических режимов:

1. Характер осуществления власти

2. Механизм формирования власти

3. Взаимодействия общества и власти

4. Тип политического лидера

5. Какие существуют в обществе запреты

6. Роль идеологии в жизни общества

7. Реализация принципа разделения власти

8. Роль политических партий в жизни общества

9. Положение негосударственных общественных структур

10. Положение СМИ

11. Реализация прав и свобод граждан

12. Роль органов насилия и подавления

Типы и формы государства.

Форма государства состоит из 3 элементов:

1. Форма правления

2. Форма государственно-территориального устройства

3. Политический режим

Форма правления – организация верховной государственной власти, это структура и порядок отношений высших государственных органов, дополнительных лиц и граждан.

Правовое государство – это форма организации и деятельности государственной власти, при которой само государство, все социальные общности, отдельный индивид уважают право и находятся в одинаковом отношении к нему. В таком случае право выступает способом взаимосвязи государства, общества и индивида. Принцип правового государства предполагает, что все правовые акты соответствуют основному закону страны – конституции.

Отличительные признаки правового государства:

• верховенство закона во всех сферах жизни общества. Закон устанавливает права и обязанности участников общественных отношений. В законах учитываются тенденции социального развития, требования равенства и справедливости, защищаются нравственные ценности общества;

• гарантии прав личности, возможности ее свободного развития. Реализация гарантий обеспечивается через принцип невмешательства государства в дела гражданского общества и обязанностью государства создавать условия для реализации прав личности;

• взаимная ответственность государства и личности. Она взаимна благодаря тому, что государство и индивид в равной мере ответственны за свои действия перед законом. Правовой характер взаимной ответственности государства и личности связан с тем, что, подчиняясь праву, государство и граждане не могут нарушать его предписаний и несут ответственность за нарушение взятых на себя обязанностей;

• принцип разделения власти на законодательную, исполнительную и судебную.

2 Социальное государство представляет собой форму организации государственной власти, для которой свойственна забота о благосостоянии граждан, создании достойных условий существования, равных возможностей реализации их талантов и способностей, благоприятной среды обитания. Такое государство формирует новый тип социальных связей между людьми, основанный на принципах социальной справедливости, социального мира и гражданского согласия.

Функции социального государства не только сводятся к поддержке малообеспеченных семей, инвалидов, пенсионеров, безработных. Оно принимает на себя ответственность за поддержание своих граждан, социальный мир в обществе. Становление социального государства в промышленно развитых странах представляет собой новый шаг в государственном строительстве.

Согласно Конституции, Российская Федерация – социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие личности. В Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливаются гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты

Судебная власть.

Судебная власть в Республике Беларусь принадлежит только судам, образованным в установленном порядке, и осуществляется независимо от законодательной и исполнительной власти.

Суды защищают гарантированные Конституцией Республики Беларусь и актами законодательства Республики Беларусь:

  • личные права и свободы;
  • социально-экономические и политические права граждан;
  • конституционный строй Республики Беларусь;
  • государственные и общественные интересы;
  • права юридических лиц независимо от форм собственности, ведомственного подчинения и условий хозяйствования.

Право на обращение за судебной защитой гарантируется статьей 60 Конституции Республики Беларусь.

Система судов

Система судов строится на принципах территориальности и специализации. Она состоит из:

  1. Конституционного Суда;
  2. системы общих судов;
  3. системы хозяйственных судов.

Образование чрезвычайных судов запрещается.

Судоустройство в Республике Беларусь определяется:

  • законом Республики Беларусь от 30 марта 1994 года «О Конституционном Суде Республики Беларусь»;
  • «Кодексом Республики Беларусь о судоустройстве и статусе судей».

Общие суды

К общим судам относятся:

  1. Верховный Суд Республики Беларусь;
  2. областные суды;
  3. Минский городской суд;
  4. районные (городские) суды;
  5. Белорусский военный суд;
  6. межгарнизонные военные суды.

Верховный Суд Республики Беларусь осуществляет правосудие и надзор за судебной деятельностью общих судов.

Он состоит из:

  • Председателя суда;
  • первого заместителя Председателя;
  • заместителей Председателя;
  • судей Верховного Суда Республики Беларусь

и действует в составе:

  • судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Беларусь;
  • судебной коллегии по уголовным делам Верховного Суда Республики Беларусь;
  • военной коллегии Верховного Суда Республики Беларусь;
  • судебной коллегии по патентным делам Верховного Суда Республики Беларусь;
  • Президиума Верховного Суда Республики Беларусь;
  • Пленума Верховного Суда Республики Беларусь.

Верховный Суд Республики Беларусь:

  1. Рассматривает дела в кассационном порядке, в порядке надзора и по вновь открывшимся обстоятельствам и в качестве суда первой инстанции в случаях, предусмотренных законами Республики Беларусь.
  2. Изучает и обобщает судебную практику, анализирует судебную статистику и дает разъяснения по вопросам применения законодательства Республики Беларусь, возникающим при рассмотрении судебных дел; осуществляет контроль за исполнением судами Республики Беларусь разъяснений Пленума Верховного Суда Республики Беларусь.
  3. Вносит предложения в Конституционный Суд Республики Беларусь о проверке конституционности нормативных актов.
  4. Оказывает помощь судьям по применению законодательства; решает в пределах своих полномочий вопросы, вытекающие из международных договоров Республики Беларусь.
  5. Осуществляет иные полномочия.

Пленум Верховного Суда Республики Беларусь:

  1. Рассматривает материалы обобщения судебной практики и судебной статистики и дает судам разъяснения по вопросам применения законодательства Республики Беларусь, возникающим при рассмотрении судебных дел.
  2. Рассматривает заключения Конституционного Суда Республики Беларусь, представления Председателя Верховного Суда Республики Беларусь о несоответствии разъяснений Пленума Верховного Суда Республики Беларусь Конституции Республики Беларусь и законам Республики Беларусь.
  3. Рассматривает вопросы о внесении предложений по совершенствованию законодательства.
  4. Осуществляет иные полномочия.

Президиум Верховного Суда Республики Беларусь образуется в составе:

  • Председателя Верховного Суда Республики Беларусь;
  • первого заместителя Председателя;
  • заместителей Председателя Верховного Суда Республики Беларусь;
  • судей Верховного Суда Республики Беларусь.

Президиум Верховного Суда Республики Беларусь:

  1. Рассматривает:
    • судебные дела в порядке надзора и по вновь открывшимся обстоятельствам;
    • материалы изучения и обобщения судебной практики и судебной статистики;
    • вопросы организации работы судебных коллегий и аппарата Верховного Суда Республики Беларусь.
  2. Оказывает помощь судам в правильном применении законодательных актов.
  3. Заслушивает о судебной практике по применению законодательства председателей:
    • областных судов;
    • Минского городского суда;
    • Белорусского военного суда Республики Беларусь;
    • районных (городских) судов;
    • межгарнизонных военных судов.
  4. Осуществляет иные полномочия.

Судебные коллегии Верховного Суда Республики Беларусь комплектуются из числа судей Верховного Суда Республики Беларусь и утверждаются Пленумом Верховного Суда Республики Беларусь. Судьи судебной коллегии единолично рассматривают в пределах своих полномочий дела в качестве суда первой инстанции и коллегиально – в кассационном порядке, в порядке надзора и по вновь открывшимся обстоятельствам, изучают и обобщают судебную практику, анализируют судебную статистику и осуществляют иные полномочия.

Общим судам подведомственны уголовные дела и гражданские дела.

К числу гражданских дел относятся:

  • дела по спорам, возникающим из отношений:
    • гражданских;
    • семейных;
    • трудовых;
    • жилищных;
    • земельных;
    • отношений по использованию природных ресурсов и окружающей среды,
      если хотя бы одной из сторон в споре выступает гражданин;
  • дела, возникающие из административно-правовых отношений;
  • дела особого производства;
  • иные дела, отнесенные к подведомственности общих судов Гражданским процессуальным кодексом Республики Беларусь и иными законодательными актами.

Межгарнизонные военные суды, Белорусский военный суд рассматривают гражданские дела по искам, возникающим из отношений военной службы, уголовные дела о всех преступлениях, совершенных лицами, на которых распространяется статус военнослужащего.

Хозяйственные суды

К хозяйственным судам относятся:

  1. Высший Хозяйственный Суд Республики Беларусь;
  2. хозяйственные суды областей;
  3. хозяйственный суд города Минска.

Хозяйственные суды осуществляют правосудие в области хозяйственных (экономических) отношений.

К подведомственности хозяйственных судов относятся:

  1. дела по спорам между юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями;
  2. между Республикой Беларусь и административно-территориальными единицами Республики Беларусь;
  3. между административно-территориальными единицами Республики Беларусь.

Высший Хозяйственный Суд Республики Беларусь является высшим судебным органом по разрешению хозяйственных (экономических) споров и иных дел, рассматриваемых хозяйственными судами, осуществляет судебный надзор за их деятельностью.

Высший Хозяйственный Суд Республики Беларусь:

  1. рассматривает по первой инстанции дела, отнесенные Хозяйственным процессуальным кодексом Республики Беларусь к его подсудности;
  2. рассматривает дела в порядке надзора по протестам на вступившие в законную силу судебные акты хозяйственных судов;
  3. пересматривает по вновь открывшимся обстоятельствам принятые им и вступившие в законную силу судебные акты;
  4. обращается в Конституционный Суд Республики Беларусь с предложением о даче заключений в соответствии с частью второй статьи 112 и частью четвертой статьи 116 Конституции Республики Беларусь;
  5. изучает и обобщает практику применения хозяйственными судами законодательства, регулирующего отношения в сфере предпринимательской и иной хозяйственной (экономической) деятельности, дает разъяснения по вопросам судебной практики;
  6. разрабатывает предложения по совершенствованию законодательства, регулирующего отношения в сфере предпринимательской и иной хозяйственной (экономической) деятельности;
  7. осуществляет проверку деятельности хозяйственных судов, заслушивает отчеты их председателей и судей, изучает и распространяет положительный опыт работы;
  8. ведет судебную статистику и организует работу по ее ведению в хозяйственных судах;
  9. осуществляет меры по созданию условий для эффективной деятельности хозяйственных судов, в том числе по их кадровому, организационному и другим видам обеспечения, если иное не предусмотрено законодательными актами;
  10. решает в пределах своих полномочий вопросы по заключению и исполнению международных договоров Республики Беларусь, а также вопросы сотрудничества с судами иностранных государств;
  11. осуществляет иные полномочия, предоставленные ему Конституцией Республики Беларусь и законодательными актами.

Высший Хозяйственный Суд Республики Беларусь состоит из:

  • судей Высшего Хозяйственного Суда, в том числе Председателя Высшего Хозяйственного Суда;
  • первого заместителя Председателя Высшего Хозяйственного Суда;
  • заместителей Председателя Высшего Хозяйственного Суда

и действует в составе:

  1. Пленума Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь;
  2. Президиума Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь;
  3. коллегии по проверке законности решений хозяйственных судов;
  4. судебных коллегий по разрешению отдельных категорий споров.

Важнейшие вопросы деятельности хозяйственных судов решает Пленум Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь:

  1. рассматривает вопросы координации деятельности хозяйственных судов;
  2. рассматривает материалы изучения и обобщения практики разрешения хозяйственных (экономических) споров, судебной статистики и дает в порядке судебного толкования хозяйственным судам разъяснения по вопросам применения законодательства в сфере предпринимательской и иной хозяйственной (экономической) деятельности на территории Республики Беларусь;
  3. рассматривает в порядке надзора протесты на постановления Президиума Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь;
  4. рассматривает представления о пересмотре дел, по которым приняты постановления Пленума Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь, по вновь открывшимся обстоятельствам;
  5. решает вопросы об обращении в Конституционный Суд Республики Беларусь с предложениями о даче заключений в соответствии с частью второй статьи 112 и частью четвертой статьи 116 Конституции Республики Беларусь;
  6. рассматривает заключения Конституционного Суда Республики Беларусь о несоответствии разъяснений Пленума Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь Конституции Республики Беларусь, международно-правовым актам, ратифицированным Республикой Беларусь, и другим законодательным актам;
  7. рассматривает вопросы о внесении предложений по совершенствованию законодательства и правового регулирования в сфере предпринимательской и иной хозяйственной (экономической) деятельности;
  8. осуществляет иные полномочия.

Председатель Верховного Суда Республики Беларусь и Председатель Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь назначаются соответственно из числа судей Верховного Суда Республики Беларусь и из числа судей Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь Президентом Республики Беларусь с согласия Совета Республики Национального собрания Республики Беларусь.

Судьи Верховного Суда Республики Беларусь, Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь назначаются Президентом Республики Беларусь с согласия Совета Республики Национального собрания Республики Беларусь по представлению Председателя Верховного Суда Республики Беларусь и Председателя Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь соответственно и исполняют свои обязанности бессрочно.

Председатели районных (городских), областных, Минского городского судов назначаются Президентом Республики Беларусь по совместному представлению Министра юстиции Республики Беларусь и Председателя Верховного Суда Республики Беларусь сроком на семь лет.

Судьи областных, Минского городского, районных (городских), военных судов, хозяйственных судов областей, хозяйственного суда города Минсканазначаются Президентом Республики Беларусь и исполняют свои обязанности также бессрочно, кроме назначенных на должность судьи впервые. Судьи, назначенные на должность впервые, назначаются бессрочно после пяти лет работы судьей.

Судьи по административным делам и исполнительным производствам назначаются Президентом Республики Беларусь сроком на пять лет.

Партийные системы.

Однопартийная система

Основополагающим признакомоднопартийной системы является монополия одной партии на власть. Подобные системы могут существовать при тоталитарных и авторитарных режимах. Однопартийные системы подразделяются па реально однопартийные, т. с. те, в которых существует и правит единственная партия, и формально многопартийные, где, несмотря на существование нескольких партий, власть контролируется партией-гегемоном. Подобная система существовала в странах Восточной Европы до 1989-1990 гг., а в настоящее время характерна для Китая, где наряду с правящей коммунистической партией действует еще восемь партий.

Двухпартийная система

Двухпартийная система характеризуется постоянной конкуренцией между двумя основными партиями. Остальные партии не имеют значительного политического веса. Подобная партийная система существует в США и Великобритании.

Многопартийная система

Многопартийная, система отличается политической конкуренцией нескольких партий. В зависимости от количества партий выделяются партийные системы умеренного (от трех до пяти) и крайнего (от шести и более) плюрализма, ни одна из них не может самостоятельно находиться у власти. В результате возникает необходимость организации коалиций как для формирования правительства, так и для внутрипарламентской работы. Многопартийные системы подразделяются на системы с доминирующей партией и без таковой.

В рамках многопартийной системы выделяют:

§ многопартийную систему без доминирующей партии. В такой системе ни одна из партий не имеет абсолютного большинства в парламенте и, следовательно, вынуждена при формировании правительства заключать союзы и соглашения с другими представленными в парламенте партиями;

§ многопартийную систему с доминирующей партией, которая характеризуется тем, что одна из партий лидирует на политической арене, располагая самостоятельно или в тесном союзе с другой партией абсолютным большинством мест в парламенте;

§ «блоковую» многопартийную систему, которая принимает форму резкой поляризации политических сил, группирующихся в периоды проведения избирательных компаний на два противостоящих друг другу блока. Функционирование этой системы во многом напоминает функционирование бипартизма.

В Скандинавских странах длительное время доминировали социалистические партии, в Италии — Христианско-демократическая партия, в Японии — Либерально-демократическая. Доминирующих партий нет в Швейцарии, Нидерландах, Финляндии.

В парламентских республиках партии, победившие на выборах в парламент, формируют правительство. Если не существует преобладающей партии, они вынуждены создавать коалиции для совместного формирования правительства.

Типология идеологий.

Либеральный = свободный

Идеология либерализма возникла в 17-18 вв. классики – А. Смит, Дж. Локк, Т. Джефферсон, Дж. Мэдисон. Великая французская революция способствовала появлению идей о свободе.

Принципы идеологии либерализма:

1) Индивид, его права и свободы (философия естественных прав человека). «Свобода одного человека заканчивается там, где начинается свобода другого человека» →обязанности.

2) Идея минимального государства. Власть государства должна быть ограничена, минимальное количество функций государства.

3) Гарантия индивиду прав и свобод. Государство – гарант этих прав и свобод. Государство должно носить правовой характер.

4) Антипатронализм – против чрезмерной опеки и заботы.

5) Идея естественного неравенства – естественный социально-биологический фактор.

6) Идея равенства возможностей.

7) Идея разделения власти.

Либералы – сторонники частной собственности, ее неприкосновенности. Выступают против вмешательства государства в экономическую сферу (свободный рынок).

Выступают с идеей социального прогресса.

В конце 19 – нач. 20 века стали происходить изменения в обществе и политике, разразился экономический кризис → необходимы изменения в идеологии. Первым это осознал Дж. Кейс (США). Изменения в социальной и экономической сфере.

Идеология консерватизма оформилась также в период Великой французской революции в противовес идеологии либерализма. Классик – Эдмунд Берк (англ.), Ж. де Местор (фр.), де Бональд (фр.). классицизм является сегодня самостоятельной идеологией и характеризуется предпочтением традиционных устоев и идей.

Основные установки консерватизма:

· Традиционализм – преклонение перед традициями исторического прошлого.

· Нравственный абсолютизм – нравственные, моральные ценности – объективны и неизменны.

· Сдержанное отношение к социальным изменениям. Постепенные изменения, которые должны согласоваться с существующим порядком в обществе.

· Критическое отношение к проблеме совершенствования человека, только религия может сделать человека лучше.

· Общество должно быть элитарным; элита воплощает мудрость нации.

· Сохранение социального неравенства: общество должно делиться на социальные слои, т.к. существует разделение труда.

· Против вмешательства государства в экономику, т.к. это может привести к снижению конкуренции и к дестабилизации общества.

Идеология неоконсерватизма в 70-е годы 20 века.

За развитие свободного предпринимательства, конкуренцию в сфере экономики, идею накопления капитала.

Нужно снижать налоги → больший доход населения, чтобы люди сами заботились о своих социальных потребностях, а не государство: принцип субсидиарности – помощь для самопомощи.

Выступают за экономический рост, а не перераспределение доходов. В политической сфере – за демократическую элитарность (т.е. элита должна формироваться путем выборов).

Против чрезмерного участия населения в политике (например против референдумов). Опора неоконсерваторов – средний класс.

Идеология социализма – очень древняя, возможно еще в античности. К. Маркс, Ф. Энгельс. Самая главная причина несправедливости в обществе – частная собственность – заменить общественной.

Термин «социализм» был впервые использован в 18 веке Пьером Леру. Это общественно-коллективно начало в организации общества. Идеология социализма формировалась в 19 веке, в период становления капиталистического общества.

Основные принципы:

1. Интересы индивида в той или иной степени отождествляются с интересами коллектива = коллективизм.

2. Особое понимание свободы человека: освобождение от эксплуатации, угнетения, не признается индивидуальная свобода.

3. Идея социального равенства

4. Идея социальной справедливости – трактуется как покровительство, человек должен полагаться не на себя, а на коллектив, общество, государство

5. Оптимистичный взгляд на природу человека: человека можно улучшить, если изменить среду существования

6. В

Наши рекомендации