Основные причины, порождающие политический терроризм
Политический терроризм появляется, когда общество переживает глубокий кризис, в первую очередь кризис идеологии и государственно-правовой системы. В таком обществе появляются различные оппозиционные группы - политические, социальные, национальные, религиозные, - для которых становится сомнительной законность существующей власти. Терроризм имеет тенденцию к росту именно в переходные периоды и этапы жизни общества, когда в нем создается определенная эмоциональная атмосфера, а неустойчивость является основной характеристикой базовых отношений и социальных связей. Это является благодатной почвой для взращивания насилия и агрессивности в обществе и приводит к тому, что та или иная экономическая, этническая, социальная, религиозная или другая группа пытается навязать свою волю обществу, используя при этом в качестве инструмента реализации своих устремлений насилие.
Проблема терроризма приобретает особую остроту в период социальных конфликтов, которые являются провоцирующим фактором террористического поведения. В свою очередь, причиной возникновения конфликтных ситуаций является переходный период, коренное изменение социально-политического и экономического устройства общества. Конфликты отличаются длительностью, степенью остроты противоречий, методами разрешения.
Заключение
Для эффективной борьбы с терроризмом, как представляется, необходим системный подход к организации антитеррористической деятельности на государственном уровне. Имеющееся в государстве достаточное количество специализированных структур можно назвать подготовленными к борьбе с терроризмом лишь условно, поскольку они в большей степени сориентированы на проведение силовых акций, когда преступление уже совершено. Между тем, борьба с терроризмом, это прежде всего заблаговременная оперативная работа, позволяющая выявлять террористические организации на стадии возникновения, а террористические акты пресекать на стадии планирования и подготовки. В современной России право заниматься оперативной работой имеют подразделения ФСБ, МВД, МО, ФСНП, ГТК. При правильной постановке оперативной работы эти ведомства могли бы обеспечить своевременный и в достаточном объеме сбор и использование текущей оперативной информации, что позволило бы предупредить совершение террористических актов на самой ранней стадии. То, что происходит сейчас у нас в стране в борьбе с терроризмом (создание мощных подразделений ОМОН, СОБР, спецназа и их привлечение к ликвидации террористических формирований), напоминает борьбу с бандформированиями после ВОВ в Западной Украине и на территории Прибалтики, когда для ликвидации бандитизма приходилось проводить чекистско-войсковые операции. Нечто похожее происходит в настоящее время в Чечне, чуть ранее в Дагестане, других регионах Кавказа, в ряде стран СНГ.
Для повышения эффективности предупредительных мер Министерству иностранных дел (совместно с МВД, ФСБ, ФМС) необходимо предоставить полномочия депортировать из России иностранных граждан, причастных к деятельности террористических организаций. Следует ужесточить наказание за косвенное участие в террористических актах.
Таким образом, следует констатировать, что проблема терроризма в России не только существует, но ежегодно обостряется, превращается в общегосударственную, связанную с обеспечением национальной безопасности страны в целом. И решаться она должна на самом высоком государственном уровне.
На рубеже ХХ-XXI столетий наряду с ''традиционными'' проблемами – угрозой ракетно-ядерной катастрофы, экологической, демографической, энергетической, продовольственной, распространением СПИДа и наркомании, с наличием которых люди уже свыклись, как с неизбежностью, обострилась проблема терроризма, несущая в себе все признаки опасности глобального значения и осложняющая и без того критическую панораму социально-экономического, политического и духовного статуса человечества.
В последнее время эта проблема приобрела особую актуальность. Это обусловлено тем, что, во-первых, терроризм отражает культ насилия и способствует его развитию, давая ему преимущества перед социальными, политическими и правовыми методами разрешения конфликтов в социуме; во-вторых, терроризм формирует и усиливает в обществе чувство страха и как всякое иное действие, направленное на причинение смерти, обесценивает человеческую жизнь; в-третьих, терроризм способен привести и, как показывает жизнь, реально приводит к свертыванию государственных гарантий и свобод личности, поскольку может вызывать со стороны государства контрмеры, которые не всегда согласуются с нормами правового демократического государства.
За последние двадцать лет практика терроризма претерпела явные изменения к худшему. Среди них можно выделить: увеличение посягательств на жизнь и здоровье людей при уменьшении доли посягательств на материальные объекты; рост масштабности, для которой характерны большие человеческие жертвы; усиление жестокости и безоглядности действий террористов. Расширяется информационная, тактическая, взаимная ресурсная поддержка террористических сообществ и групп как в отдельно взятой стране, так и в международном масштабе.
Современный терроризм характеризуется резко возросшей технической оснащенностью, высоким уровнем организации, наличием достаточных финансовых средств. Его главная отличительная черта – это размывание границ между международным и внутренним терроризмом. Расширяются связи террористических организаций с наркобизнесом и незаконной торговлей оружием. Наблюдаются попытки заполучить химическое, биологическое и другие виды оружия массового поражения. На фоне слияния и сотрудничества легальных и нелегальных структур экстремистского толка с националистическими, религиозно-сектантскими, фундаменталистскими и другими сообществами на основе взаимовыгодных интересов, происходит сращивание политического и уголовного терроризма. Одним словом, мир вступил в уникальную эпоху терроризма, который может превратить все современное общество в его потенциальную жертву.
Проблема терроризма обострилась и в России. Еще недавно она обладала устойчивым иммунитетом к нему. Сегодня страна усиленными темпами вползает в полосу резкого роста терроризма. Объясняется это тем, что терроризм, являясь по своей сути сложным социально-политическим явлением, аккумулирует в себе социальные противоречия, достигшие в нашем обществе уровня конфликта.
Однако, несмотря на устрашающие масштабы и остроту данной проблемы, как это ни парадоксально, проблема терроризма до сих пор не привлекла к себе еще должного внимания исследователей в нашей стране, а на государственном уровне не выработана единая эффективная политика защиты личности, общества и государства от актов терроризма.
Возрастающий натиск терроризма в России и в мире в целом требует критического переосмысления имеющихся представлений об этом особом и весьма сложном явлении современной жизни, разработки новых подходов к его анализу. В связи с этим возникает необходимость познания генезиса и сущности терроризма, тенденций его становления и последующего развития, исследования основных характеристик терроризма и возможностей борьбы с ним.
История терроризма уходит в глубь тысячелетий. Примером древнейшей организации, использовавшей террор как средство политической борьбы, является сикарии – религиозная секта фанатиков, боровшаяся в 60-70 гг. н. э. против римского господства и социально-политического угнетения, за восстановление иудейского государства.
Ряд террористических организаций, преимущественно религиозно-фанатической ориентации, действовал и в средневековой Европе. По-видимому, террористической по характеру следует считать практику Ордена иезуитов, ставшего ударной силой контрреформации и действовавшего по принципу “цель оправдывает средства”. Так, средневековый теолог Ф. Аквинский оправдывал казнь во имя спасения гражданственности; флорентийский богослов Антонин высказывался за насильственное устранение вредного обществу лица. В ХI - ХПI вв. на территории Персии, Сирии, Ливана действовали ассанины, терроризировавшие приверженцев ислама (суннитского толка), крестоносцев и христиан.
В ХVI в. в Индии возникла организация профессиональных убийц-душителей, идейными истоками которой были религиозные догмы, связанные с индийской богиней разрушения Кали. Секретные террористические организации влияли на общественную жизнь и в средневековом Китае.
Основоположником государственного терроризма многие исследователи склонны считать вождя якобинской диктатуры М. Робеспьера, организовавшим процесс над королем Людвигом ХVI и его казнь. В том же ключе сделал заявление его сторонник Сен Жюст: “Каждый человек имеет право убить тирана, и народ не может отнять это право ни у одного из своих граждан”.
В ХIХ в. терроризм как орудие политической борьбы за “социалистические идеалы” в странах Европы имел своей основой учения Бланки, Буонаротти, Моста, Гейнцена и других.
Терроризм как форма политической борьбы приобрел характер системы во второй половине ХIХ – начале ХХ вв. Здесь можно сослаться на народнический и эсеровский терроризм в России. Значительное развитие терроризм получил как в Западных странах, так и в Америке. В частности, период с 1865 по 1914 гг., начавшийся с убийства президента США Линкольна и закончившийся убийством эрцгерцога Австро-Венгрии Фердинанда, характеризуется убийством почти через каждые 18 месяцев главы государства или видного государственного деятеля.
После 1918 г. терроризм был взят на вооружение правыми экстремистами (убийство К. Либкнехта, Р. Люксембург), а также различными национал-сепаратистскими организациями (хорватские усташи). Во второй половине 1940-х гг. политические и философские “обоснования” насилия как эффективной формы политической борьбы террористы черпали из фашистских и лево-экстремистских концепций, среди которых особую роль сыграли идеи Фанона и Дебре.
Различные аспекты проблемы международного терроризма и эффективной борьбы с ним явились важнейшими темами теоретического анализа европейской и американской научной мысли ХХ века. Взрыв террористической деятельности в странах Запада конца 1960 – 1970 гг., главным образом со стороны лево-экстремистского и этноконфессионального террора, разбудил исследовательскую мысль и вызвал к жизни поток литературы, в которой анализировались причины, мотивы, механизмы и психология совершения террористических актов, определялись прогнозы будущего и конструктивные идеи эффективной стратегии борьбы с этим чудовищным злом современной эпохи.
К глобальным проблемам на современном этапе в первую очередь относятся проблемы войны и мира, экологии, народонаселения, продовольственная, энергосырьевая и, особенно насущной, в наше время стала проблема международного терроризма. Ныне мало кто возражает, что терроризм как политика устрашения, подавления противников насильственными мерами, террористическими актами, вплоть до их физического уничтожения, становится реальной силой, угрожающей человечеству.
Увеличивающееся число террористических актов и их углубление свидетельствует, что они имеют общемировой характер, затрагивают интересы большинства народов мира, требуют неотложных и эффективных решений, совместных усилий всех государств. Иными словами, терроризм может быть рассмотрен как одна из самых опасных, сложных и труднопрогнозируемых, приобретающей все более разнообразные формы и угрожающие масштабы глобальных проблем современности.
Выйдя за национальные рамки еще в конце ХIХ - начале ХХ веков, терроризм приобрел международный характер, став оружием устрашения и уничтожения в извечном и непримиримом споре разных миров, кардинально отличающихся друг от друга идеологией, культурой, моралью, миропониманием и мироощущением.
Проблема терроризма наряду с проблемами предотвращения термоядерной катастрофы и обеспечения мира для всех народов, одоления катастрофического загрязнения окружающей среды, отрицательных последствий развития науки и техники и т.д. относится к числу общечеловеческих проблем современности, так как порождена противоречиями общественного развития, резко возросшими масштабами воздействия деятельности человечества на окружающий мир и связана с неравномерностью социально-экономического и научно-технического развития стран и регионов. Слово “терроризм” (“террор”), довольно широко распространенное, не имеет однако четко фиксированного содержания. Оно пришло из латинского языка (terror – страх, ужас) и очень близко к таким понятиям, как “терроризировать”, “держать в повиновении”, “запугивать”, “творить расправу” и т.п. Например, Толковый словарь В.И. Даля трактует терроризм как стремление устрашать смертью, казнью, угрозами насилия и физического уничтожения, жестокими карательными мерами и истязаниями, расстрелами.
Отечественные политологи считают, что терроризм – особая форма политического насилия, характеризующаяся жестокостью, целенаправленностью и кажущейся эффективностью. Эти особенности предопределили широкое использование терроризма на протяжении человеческой истории в качестве средства политической борьбы в интересах государства, организаций и отдельных человеческих групп. В отличие от российских ученых, зарубежные исследователи широко обсуждают различные формулировки терроризма, отмечают необходимость разработки такого понятия на международном уровне. Западным авторам принадлежит ряд фундаментальных работ по проблемам терроризма, в которых с той или иной степенью определенности говорится о реакционных силах, использующих это специфическое орудие для подрыва межгосударственных отношений, провокаций, международных конфликтов, изменения внешней и внутренней политики конкретного государства и других целей.
Таким образом, терроризм – это насилие, содержащее в себе угрозу другого, не менее жестокого насилия, для того, чтобы вызвать панику, нарушить и даже разрушить государственный и общественный порядок, внушить страх, заставить противника принять желаемое решение, вызвать политические и иные изменения. Цель терроризма – нанесение ущерба демократическим и прогрессивным социальным преобразованиям, собственности организаций, учреждений, частных лиц; запугивание людей, насилие над ними и физическое уничтожение в угоду реакционным взглядам и идеологии фашистского, расистского, анархистского, шовинистического либо военно-бюрократического толка, а также получение преступными элементами или покровительствующими им организациями, группами, лицами материальной или иной выгоды; дезорганизация и нанесение ущерба нормальным отношениям между государствами.
С позиций международного права международный терроризм оценивается как совокупность общественно опасных в международном масштабе деяний, влекущих бессмысленную гибель людей, нарушающих нормальную дипломатическую деятельность государств и их представителей и затрудняющих осуществление международных контактов и встреч, а также транспортных связей между государствами.
Терроризм можно классифицировать по многим основаниям (по его целям; по сферам жизни общества, где он реализуется; по социальным конфликтам и т.д.). Представляется наиболее рациональной такая типология терроризма: международный, государственный, политический, этнонационалистический, религиозный, идеологический, военный, криминальный и др.
Современные отечественные словари различают, как правило, индивидуальный и групповой терроризм (например, действия экстремистских политических группировок); государственный терроризм (например, репрессии диктаторских и политических режимов); международный терроризм.
В зарубежной литературе также существует несколько классификаций терроризма. Во-первых, терроризм может быть поделен на международный и внутренний (не выходящий за рамки одной страны). Во-вторых, терроризм подразделяется на негосударственный, представляющий собой деятельность всевозможных группировок, и государственный, при котором насилие направлено на запугивание населения с целью сохранения существующего порядка. В-третьих, терроризм может быть подразделен в зависимости от направленности группировок на политический терроризм ультралевой или ультраправой ориентации, на религиозный и на этнический или националистический терроризм. В-четвертых, терроризм может быть подразделен в зависимости от вида совершенного преступления на захват заложников, угон самолетов, политические убийства, взрывы бомб и другие деяния. Кроме того, в последние годы озабоченность вызывает возможность ядерного и химического терроризма, то есть терроризма с использованием ядерного или химического оружия, а равно терроризма, направленного против ядерных или химических объектов, а также энергетических систем. И, наконец, в качестве самостоятельного вида терроризма выделяют терроризм, осуществляющийся с помощью государств, поддерживающих международный терроризм.
Сегодня в мировой политике терроризм получил значительное распространение. Окончание холодной войны и распад Советского Союза не привели к новой эпохе мира и гармонии, а напротив – обострили серьезные глобальные проблемы: по-прежнему имеют место этнонациональные конфликты, катастрофическое загрязнение окружающей среды, стремительный рост населения в развивающихся странах, нерациональное использование природных ресурсов, международный терроризм, который напрямую затрагивает благосостояние и безопасность любого государства. В связи с этим приняты многосторонние конвенции и законодательные акты во многих странах по усилению борьбы с этим зловещим явлением.
В России терроризм начал свирепствовать с 1860-х годов и ведет свое начало с неудачного покушения на императора Александра II, возвестившего, что эпоха терроризма началась. С тех пор для России он стал вполне приемлемым и универсальным средством решения практически всех конфликтов и проблем, возникающих в обществе и государстве. Особенно разрушительными оказались последствия террористических десятилетий, в которых общество, свыкшись с обильной кровью, вошло в большевистский революционный и послереволюционный террор, и после, - без перерыва в беспрецедентные сталинские репрессии.
Многое из того, что составляло питательную почву российского терроризма в прошлом имеет место в настоящее время. Анализ тенденций последних лет позволяет предположить, что ныне российский терроризм как форма насилия и устрашения преобладает преимущественно в сфере рыночной экономики и его следует рассматривать как составную часть глобальной триады: терроризм, наркобизнес, торговля оружием.
Действительность последних лет, конкретные акты терроризма на территории России отразили в себе в концентрированном виде все то, что определяет как развитие терроризма в целом, так и всю сумму факторов, непосредственно воздействующих на это развитие.
Известные до сих пор причины терроризма большей частью носят спорный характер, в связи с чем целесообразнее установить общие условия, приводящие к феномену терроризма. Это могут быть незанятость, инфляция, неопределенность жизненных перспектив и общая неуверенность, царящие в обществе, изъяны в системе образования и культуры, слабость государственной власти, социальный страх, озлобленность и агрессивность людей и другие проблемы, которые террористы могут использовать для осуществления своих целей.
Коренные причины терроризма лежат в углубляющемся всеобъемлющемся кризисе, который поразил все сферы общественной жизни – экономическую, социальную, политическую и духовную. Ход протекания этого кризиса серьезно осложняется тем, что в государстве нет согласия по самому основному вопросу – каким должен быть по своим перспективным целям проект модернизации России. Это и порождает новые противоречия, для разрешения которых отдельные лица и группы (и даже организации) все чаще прибегают к насилию и устрашению. Именно при усилении таких явлений становится возможной “героизация” террористов, что, к сожалению, имеет место в российской действительности.
Терроризм наших дней принял тотальный характер: если в ХIХ и начале ХХ вв. убивали в основном тиранов (или причисляемых к ним) и лиц, участвующих в деспотическом механизме, то ныне жертвами подобных агрессий стал максимально неопределенный и довольно широкий круг лиц. Можно утверждать, что террористы больше ориентируются на устрашение общества и удовлетворение собственных потребностей. Что касается методов, то к старым добавляются разного рода новые. Россия переживает переходный период, в основе которого лежит передел собственности, непосредственно затронувший судьбу и интересы всех граждан страны. В движение пришли миллиарды рублей, за которыми лежат не только "живые" деньги, но и гигантские материальные ценности. Весь этот процесс дополняется слабостью государственной власти, ее неспособностью обеспечить физическую безопасность личности и ее имущества, определяет поведение отдельных лиц, всех значительных социальных, этнических и профессиональных групп. В таких условиях легко воспринимаются экстремистские призывы к акциям социального протеста и насилия.
Опасность поражения России международным терроризмом очень велика. Прежде всего, Россия остается естественным центром на постсоветском пространстве. Кроме того, Россия – многонациональное государство, в котором вполне реальны межнациональные конфликты с участием граждан других государств (например, присутствие представителей исламских стран в террористических набегах чеченских сепаратистов); кризисный период, переживаемый Россией, предопределяет тенденцию к распространению деструктивных насильственных форм разрешения конфликтов. Далее, через территорию России перемещаются члены многих транснациональных экстремистских организаций, осуществляется провоз оружия, наркотиков, причем ряды террористов могут пополняться участниками российских гангстерских группировок либо к услугам последних могут прибегать террористы. Наконец, именно в России в связи с падением на ее оборонных предприятиях дисциплины и вопиющей бесхозяйственностью имеются большие возможности для хищения технологических компонентов, которые применяются при изготовлении ядерного оружия. Это значит, что Россия может стать базой (или одной из баз) снабжения ядерным оружием отечественных и зарубежных террористов.
Таким образом, в нашей стране сложилась обстановка, которая не может не привлекать к себе террористов, рассматривающих деструкцию как единственный путь разрешения всех проблем. Иными словами, мы можем с полным основанием сказать, что Россия – это страна, в политическую и социальную жизнь которой вошел терроризм.
Борьба с терроризмом требует комплексного подхода, в котором должны присутствовать меры экономического, социального, политического и, разумеется, специального характера. Ясно также, что это долговременная программа и ее реализация зависит от многих параметров. Но первоочередные меры должны включать в себя: разработку концепции антитеррористической борьбы в современных условиях; взаимодействие всех сил правопорядка и спецслужб в борьбе с терроризмом; создание единой информационной системы как в России, так и в рамках СНГ по вопросам антитеррористической борьбы и осуществление аналитической работы по обеспечению борьбы с терроризмом; отработку эффективных методов взаимодействия с зарубежными органами, осуществляющими антитеррористическую работу; ужесточение правовых последствий для лиц, связанных в той или иной форме с террористической деятельностью и т. д.
Представляется, что обозначенные действия позволят в сложившейся чрезвычайной обстановке изменить ситуацию в области борьбы с терроризмом, а в конечном счете - будут способствовать формированию условий для стабилизации социально-политической обстановки в России.