Политические идеи античности (Платон, Аристотель).

Платон большую часть своей жизни разрабатывал модель идеального гос-ва. Своё учение об идеальном государственном устройстве Платон излагает в трёх диалогах: “Политик”, “Государство”, “Законы”.

1) “Политик” посвящён истории общества. Для описания истории государства Платон ссылается на мифологическое прошлое.

2) «Государство». По мнению Платона, на этом этапе космос отделяется от Бога и берёт функцию управления на себя. Но космос справляется с этими обязанностями хуже, чем Бог. Поэтому в мире начинает господствовать зло. В “Государстве” Платон предлагает новую модель управления. По мнению Платона, государство возникает потому, что люди не в состоянии удовлетворить свои потребности и вынуждены обращаться к помощи других.

По мнению Платона существуют три “хороших” формы правления в порядке их ухудшения – это монархия, аристократия и демократия. Три “плохих” формы правления – это тирания, олигархия и ещё одна форма правления, которой Платон не даёт специального названия, обычно её называют тимократией.

Аристократия- это правление мудрых, лучших с одобрением народа. Демократия. Победа бедняков приводит к установлению демократии - власти народа. Здесь царят своеволие. Тимократией Платон называет такой государственный строй, в котором главенствующей чертой является соперничество и честолюбие. И постепенно тимократия вырождается в олигархию.

В этом гос-ве должно быть 3 класса:

1. Правители (осущ. контроль эконом. жизни);

2. Воины, стражи (защищают страну от внешних и внетренних врагов);

3. Ремесленники, земледельцы (поддерживают идеал справедливости и добра).

Основной принцип – принцип справедливости. Каждый занимается своим делом!Платон, несомненно, брал за идеал государственное устройство Спарты.

3) в “Законах”Платон предлагает идеальное государство, кот. должно представлять собой небольшой земледельческий полис. Она делится по жребию на равные участки так, что каждый гражданин получает два участка – один в городе, а другой в сельской местности. Население живёт сельских хозяйством, которое осуществляется руками рабов.

· Всё население делится на классы уже по имущ - ому, а не по нравст-ому признаку.

· Владеть золотом и серебром запрещается.

· Торговлей и ремеслом могут заниматься лишь иностранцы.

· Все излишки производства сдаются государству, и этот продукт делится на три части: две непосредственно потребляются гражданами государства, а третья поступает на продажу и обменивается на предметы ремесла.

· Формой государственного устройства является аристократия

· Руководящие органы выборные. Это ареопаг и совет, в который входят военачальники, попечители храмов, жрецы, надзиратели рынков, городские чиновники, надзиратели за финансами и сельским хозяйством.

· Суды также выборные, но над ними стоит специальная коллегия, активно использующая тайную полицию.

Идеальное государство у Аристотеля“Политика”.

У Аристотеля гражданами являются только свободные. Раб – это “одушевлённый инструмент”, который не может иметь никаких прав. Он считает, что всякое существо, способное лишь к физическому труду, может служить предметом владения со стороны существа, способного к труду духовному.

В принципе, и Платон, и Аристотель преследуют одну и ту же цель, они боятся, что частная собственность породит вражду между людьми, и стремятся либо отменить, либо как-то ограничить её.

Политически полноправными гражданами являются далеко не все подданные государства, а лишь лица, способные к политической жизни, благодаря своему благосостоянию и духовным качествам. Гражданин - “тот, кто участвует в совете и в суде”. Отсюда следует, что гражданами не могут быть лица, занимающиеся физическим,так как им свойственны “низкий образ жизни и низкий образ мыслей”.

Аристотель в государстве видит множество классов и групп: земледельцев, ремесленников, торговцев, наемных рабочих, военных, затем должностных лиц и судей. Такое разделение труда представляется Аристотелю не результатом исторического процесса, а следствием “естественных влечений” и способностей людей.

Выделил 6 форм политического устройства: К правильным относятся: Монархия, Аристократия. Полития – строй, где власть держат все сословия (все классы). К неправильным относятся: Терания – борцы с королевской властью «диктатор», Демократия, Олигархия.

В идеальном государстве Аристотеля сохраняются семейные и государственные отношения.

Государственный строй должен быть организован таким образом, чтобы можно было избежать партийной борьбы- такова основная мысль Аристотеля.

Наши рекомендации