Представления мыслителей нового времени о сущности гос-ва, политики и права. (локк, гоббс, монтескье, руссо)
В 1640 г. в Англии началась революция в защиту прав парламента, против ряда феодальных пережитков и своеволия короля. Среди защитников королевской власти был английский философ, теоретик естественного права Томас Гоббс (1588—1679). В начале революции он написал трактат в защиту королевской власти и был вынужден эмигрировать. В Париже Гоббс продолжил разработку своей философской системы; там же была издана его книга с осуждением революции и гражданской войны. После окончания гражданской войны Гоббс опубликовал в Лондоне свое основное произведение — "Левиафан, или материя, форма и власть государства"(1651 г.). Гоббс строил свое учение на изучении природы и страстей человека. Мнение Гоббса об этих страстях и природе крайне пессимистично: людям присущи соперничество (стремление к наживе), недоверие (стремление к безопасности), любовь к славе (честолюбие). Эти страсти делают людей врагами: "Человек человеку — волк" (homo homini lupus est). Поэтому в естественном состоянии, где нет власти, державшей людей в страхе, они находятся в "состоянии войны всех против всех" (bellum omnia contra omnes). Пагубность "состояния войны всех против всех" понуждает людей искать путь к прекращению естественного состояния; этот путь указывают естественные законы, предписания разума (по Гоббсу, естественное право — свобода делать все для самосохранения; естественный закон — запрет делать то, что пагубно для жизни). Естественные законы гласят, что следует искать мира; в этих целях нужно взаимно отказаться от права на все; "люди должны выполнять заключенные ими соглашения". Отказываясь от естественных прав (т. е. свободы делать все для самосохранения), люди переносят их на государство, сущность которого Гоббс определял как "единое лицо, ответственным за действия которого сделало себя путем взаимного договора между собой огромное множество людей, с тем, чтобы это лицо могло использовать силу и средства всех их так, как оно сочтет необходимым для их мира и общей защиты". Одна из задач государственной власти — обеспечение той собственности, "которую люди приобрели путем взаимных договоров взамен отказа от универсального права". Частная собственность, по Гоббсу, является условием общежития, "необходимым средством к миру". Собственность, не забывает добавить Гоббс, не гарантирована от посягательств на нее со стороны суверена, но это относится более всего к установлению налогов, которые должны взиматься с подданных без каких-либо исключений и привилегий. В трудах Гоббса содержится понимание свободы как права делать все то, что не запрещено законом. "Там, где суверен не предписал никаких правил, подданный свободен делать или не делать согласно своему собственному усмотрению". Цель законов не в том, чтобы удержать от всяких действий, а в том, чтобы дать им правильное направление. Законы подобны изгородям по краям дороги, поэтому лишний закон вреден и не нужен. Рассуждая об отношениях подданных между собой, Гоббс обосновывал ряд конкретных требований в области права: равный для всех суд присяжных, гарантии права на защиту, соразмерность наказания преступлению и др. По существу Гоббс обосновывал принципы гражданского общества, защищенного авторитарной властью. Особенность учения Гоббса в том, что гарантией правопорядка и законности он считал неограниченную власть короля, с осуждением отнесся к гражданской войне, усмотрев в ней возрождение пагубного состояния "войны всех против всех".
Ж.Л.Монтескье – открывает век Франц. просвещения. В произвед. «Французские письма» (1721) – дана едкая сатира на франц. абсолютизм 17-18вв. В «Рассуждение о причинах величия и упадке Римлян» (1734) и «О духе законов» (1748) – попытался объяснить происхождение гос. строя, вскрыть природу законов и на этой основе выдвинуть проект обществ. реформ. Выступает как один из основоположников географического направления в социологии. Доказывал, что климат, почва, размер территории определяют нравственный облик народа, характер законов и форму правления. Выдвигал 3 формы правления: Республику, Монархию, Деспотию. Политич. идеал – конституционная монархия. Деспотия – резко отрицательно. Выдвигает идею разделения властей на Законодат., Исполнит. и Судебную, которая призвана обосновать принцип законности. обесп. полит. свободу, сделать право истинным регулятором взаимоотношений между гос-вом и гражданином. В разделении властей видел гарантию безопасности граждан от беззакония.
Ж.Ж.Руссо – выступил с резкой критикой феод. отношений, основанных на неравенстве и эксплуатации народа. Противопоставил этому «естественное состояние», где все люди равны и свободны. Причина неравенства – развитие частной собственности. Имущественное неравенство породило неравенство политическое. «Если гос-во возникло в результате обществ. договора, то за народом остаётся право расторгнуть невыгодный договор и создать такую форму ассоциации, кот. соответствовала бы интересам людей». В «Об общественном договоре» Руссо рисует картину идеального общества: т.к. возврат к естественному состоянию невозможен, то предлагается не уничтожать частную собственность, а заменить крупную собственность мелкой. Это он считает основой общества. Выступает за равенство имущественное и политическое, которое обязано сохранять гос-во. Идеи Руссо закрепили в «Декларации прав человека и гражданина» (1799г.).
Локк - теоретик гражданского общества (против власти феодальной военной аристократии) и правового демократического государства (за подотчетность короля и лордов закону). Сторонник конституционной монархии и теории общественного договора. Первым предложил принцип разделения властей (на законодательную, исполнительную и федеративную). Наиболее известен разработкой демократической революции. «Право народа на восстание против тирании» наиболее последовательно развито Локком в работе «Размышления о славной революции 1688 года».