Реорганизация советских вооруженных сил во время ВОВ.

Преобразование советского права и законодательства в период ВОВ.

Цель и содержание семинарского занятия –формирование у студентов знаний об изменениях в механизме государства, праве и законодательстве советского государства с целью приспособления к военным условиям 1941 – 1945 гг.

При подготовке к семинарскому занятию следует обратить внимание на обстановку в СССР перед войной. Убежденность высшего руководства советского государства в намерениях Германии добросовестно соблюдать условия Пакта Молотова – Риббентропа на практике исключала разработку эффективной мобилизации государственного механизма в военной обстановке. Тактика ведения наступательных боевых действий на сопредельной территории, которой придерживалась политическая и военная верхушка, не предполагала существенных административных и правовых изменений в СССР. Таким образом, начало Отечественной войны для лидеров и населения советского государства оказалось совершенно неожиданным.

Органы государственной власти, предусмотренные Конституцией СССР 1936 г., вынуждены были функционировать в чрезвычайном режиме. Верховный Совет собирался три раза в течение ВОВ, сроки полномочий депутатов увеличивались, часть Правительства эвакуировалась в Куйбышев, местные советы действовали в неполном составе. Для руководства страной формируются новые органы общего и специального управления – Государственный комитет обороны (ГКО), различные комитеты и комиссии, наркоматы. Первые военные поражения заставили пересмотреть систему военного управления – учреждается Ставка Верховного главного командования, военные советы фронтов и армий, Центральный штаб партизанского движения, органы военной юстиции (трибуналы), военная контрразведка (ГУКР «Смерш»), вводится институт политработников (комиссаров, заместителей командиров по политической части.

Организация жизни страны в период войны осуществлялась путем внесения изменений в право и законодательство, что привело к ограничению прав и свобод советских граждан и обременению обязанностями в рамках введения военного положения. Происходит криминализация ряда дисциплинарных и административных правонарушений, ужесточаются меры уголовной ответственности, вводится карточная система распределения товаров первой необходимости, упрощается уголовно – процессуальное право.

Студент должен знать и уметь объяснить такие понятия как: «Государственный комитет обороны», «Ставка Верховного главного командования», «Смерш», «Центральный штаб партизанского движения», «военное положение» и т.д.

Документы для изучения:

ПРЕЗИДИУМ ВЕРХОВНОГО СОВЕТА СССР

УКАЗ

от 22 июня 1941 года

О ВОЕННОМ ПОЛОЖЕНИИ

1. Военное положение, в соответствии со ст. 49 п. "п" <1> Конституции СССР, объявляется в отдельных местностях или по всему СССР в интересах обороны СССР и для обеспечения общественного порядка и государственной безопасности.

2. В местностях, объявленных на военном положении, все функции органов государственной власти в области обороны, обеспечения общественного порядка и государственной безопасности принадлежат военным советам фронтов, армий, военных округов, а там, где нет военных советов, - высшему командованию войсковых соединений.

3. В местностях, объявленных на военном положении, военным властям (п. 2) предоставляется право:

а) в соответствии с действующими законами и постановлениями Правительства привлекать граждан к трудовой повинности для выполнения оборонных работ, охраны путей сообщения, сооружений, средств связи, электростанций, электросетей и других важнейших объектов, для участия в борьбе с пожарами, эпидемиями и стихийными бедствиями;

б) устанавливать военно-квартирную обязанность для расквартирования воинских частей и учреждений;

в) объявлять трудовую и автогужевую повинность для военных надобностей;

г) производить изъятие транспортных средств и иного необходимого для нужд обороны имущества как у государственных, общественных и кооперативных предприятий и организаций, так и у отдельных граждан;

д) регулировать время работы учреждений и предприятий, в том числе театров, кино и т.д.; организацию всякого рода собраний, шествий и т.п.; запрещать появление на улице после определенного времени, ограничивать уличное движение, а также производить в необходимых случаях обыски и задержание подозрительных лиц;

е) регулировать торговлю и работу торгующих организаций (рынки, магазины, склады, предприятия общественного питания), коммунальных предприятий (бани, прачечные, парикмахерские т.д.), а также устанавливать нормы отпуска населению продовольственных и промышленных товаров;

ж) воспрещать въезд и выезд в местности, объявленные на военном положении;

з) выселять в административном порядке из пределов местности, объявленной на военном положении, или из отдельных ее пунктов лиц, признанных социально опасными как по своей преступной деятельности, так и по связям с преступной средой.

4. По всем вопросам, предусмотренным пунктом 3-м настоящего Указа, военные власти имеют право:

а) издавать обязательные для всего населения постановления, устанавливая за неисполнение этих постановлений наказания в административном порядке в виде лишения свободы сроком до 6 месяцев или штрафа до 3000 рублей;

б) отдавать распоряжения местным органам власти, государственным и общественным учреждениям и организациям и требовать от них безусловного и немедленного исполнения.

5. Все местные органы государственной власти, государственные, общественные учреждения, организации и предприятия обязаны оказывать полное содействие военному командованию в использовании сил и средств данной местности для нужд обороны страны и обеспечения общественного порядка и безопасности.

6. За неподчинение распоряжениям и приказам военных властей, а также за преступления, совершенные в местностях, объявленных на военном положении, виновные подлежат уголовной ответственности по законам военного времени.

7. В изъятие из действующих правил о рассмотрении судами уголовных дел, в местностях, объявленных на военном положении, все дела о преступлениях, направленных против обороны, общественного порядка и государственной безопасности, передаются на рассмотрение военных трибуналов, а именно:

а) дела о государственных преступлениях;

б) дела о преступлениях, предусмотренных Законом от 7 августа 1932 года об охране общественной (социалистической) собственности;

в) все дела о преступлениях, совершенных военнослужащими;

г) дела о разбое (ст. 167 УК РСФСР и соответствующие ст. ст. УК других союзных республик);

д) дела об умышленных убийствах (ст. ст. 136 - 138 УК РСФСР и соответствующие ст. ст. УК других союзных республик);

е) дела о насильственном освобождении из домов заключения и из-под стражи (ст. 81 УК РСФСР и соответствующие ей статьи УК других союзных республик);

ж) дела об уклонении от исполнения всеобщей воинской обязанности (ст. 68 УК РСФСР и соответствующие ей статьи УК других союзных республик) и о сопротивлении представителям власти (ст. ст. 73, 73.1 и 73.2 УК РСФСР и соответствующие статьи УК других союзных республик);

з) дела о незаконной покупке, продаже и хранении оружия, а также о хищении оружия (ст. ст. 164а, 166а и 182 УК РСФСР и соответствующие статьи УК других союзных республик).

Кроме того, военным властям предоставляется право передавать на рассмотрение военных трибуналов дела о спекуляции, злостном хулиганстве и иных преступлениях, предусмотренных Уголовными Кодексами союзных республик, если командование признает это необходимым по обстоятельствам военного положения.

8. Рассмотрение дел в военных трибуналах производится по правилам, установленным "Положением о военных трибуналах в районах военных действий".

9. Приговоры военных трибуналов кассационному обжалованию не подлежат и могут быть отменены или изменены лишь в порядке надзора.

10. Настоящий Указ распространяется также на местности, где в силу чрезвычайных обстоятельств отсутствуют местные органы государственной власти и государственного управления СССР.

"Ведомости ВС СССР", 1941, N 29

ПРЕЗИДИУМ ВЕРХОВНОГО СОВЕТА СССР

УКАЗ

от 22 июня 1941 года

ОБ ОБЪЯВЛЕНИИ В ОТДЕЛЬНЫХ МЕСТНОСТЯХ СССР

ВОЕННОГО ПОЛОЖЕНИЯ

На основании статьи 49 п. "п" Конституции СССР объявить военное положение в Архангельской области, Белорусской ССР, Вологодской области, Воронежской области, Ивановской области, Карело-Финской ССР, Калининской области, Краснодарском крае, Крымской АССР, Курской области, Литовской ССР, Латвийской ССР, городе Ленинграде и Ленинградской области, Молдавской ССР, Мурманской области, городе Москве и Московской области, Орловской области, Ростовской области, Рязанской области, Смоленской области, Тульской области, Украинской ССР, Эстонской ССР и Ярославской области.

Председатель Президиума

Верховного Совета СССР

М.КАЛИНИН

Секретарь Президиума

Верховного Совета СССР

А.ГОРКИН

"Ведомости ВС СССР", 1941, N 29

ПРЕЗИДИУМ ВЕРХОВНОГО СОВЕТА СССР

УКАЗ

от 22 июня 1941 года

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОЛОЖЕНИЯ О ВОЕННЫХ ТРИБУНАЛАХ

В МЕСТНОСТЯХ, ОБЪЯВЛЕННЫХ НА ВОЕННОМ ПОЛОЖЕНИИ,

И В РАЙОНАХ ВОЕННЫХ ДЕЙСТВИЙ

1. Утвердить Положение о военных трибуналах в местностях, объявленных на военном положении, и в районах военных действий.

2. Предусмотренный ст. ст. 11 и 12 указанного Положения порядок рассмотрения дел военными трибуналами в местностях, объявленных на военном положении, и в районах военных действий вводится в действие совместным приказом Народного Комиссара Юстиции Союза ССР и Народного Комиссара Обороны Союза ССР с разрешения Совета Народных Комиссаров Союза ССР.

Председатель Президиума

Верховного Совета СССР

М.КАЛИНИН

Секретарь Президиума

Верховного Совета СССР

А.ГОРКИН

Утверждено

Указом Президиума

Верховного Совета СССР

от 22 июня 1941 года

"Ведомости ВС СССР", 1941, N 29

О СОВМЕСТНОМ ПОСТАНОВЛЕНИИ СНК СССР И ЦК ВКП (б)

Наши рекомендации