Теория политической власти и государства Т.Гоббса
Только присущая Гоббс самозабвенная преданность науки и философии позволила ему достичь тех значительных результатов в области философии, которые делают его труды и произведения интересными и поучительными до наших дней. Абсолютная власть государства - вот, по Гоббсу, гарант мира и реализации естественных законов. Она принуждает индивида выполнять их, издавая гражданские законы. Если естественные законы сопряжены с разумом, то гражданские - опираются на силу.
Государство учреждается людьми для того, чтобы с его помощью покончить с «войной всех против всех». По Гоббсу, государства могут возникать не только через добровольное согласие, но и приобретать власть силой. Гоббс называет государства, возникающие в результате добровольного соглашения, основанными на установлении или полит государствами. Государства, появившиеся с помощью силы - основанные на приобретении. Путем взаимной договоренности между собой индивиды доверяют единому лицу (отдельному человеку или собранию людей) верховную власть над собой. Государство и есть то лицо, использующее силу и средства всех людей так, как оно считает необходимым для их мира и общей защиты. Носитель такого лица - суверен. Суверен обладает верховной властью, а всякий другой является его подданным. Власть суверена всегда абсолютна и безгранична. Суверен сам издает и отменяет законы, объявляет войну и заключает мир, разбирает споры, назначает должностных лиц. Заключив однажды общественный договор и перейдя в гражданское состояние, индивиды утрачивают возможность изменить избранную форму правления, высвободиться из-под действия верх власти. Им запрещается протестовать против решений суверена, осуждать его акции. При этом обладатель верх власти не связан ни гражданским законом, никаким-либо договором со своим народом и потому ответственности перед ним в принципе не несет. Наделенное абсолютной властью государство должно выполнять, по Гоббсу, не одни только полицейско-охранительные функции, но и развивать промышленность, заниматься воспитательно-просветительской деятельностью. Государства гарантирует своим подданным свободу, которая является, по Гоббсу, правом делать все то, что не запрещено гражданским законом. Активная роль государства проявляется в борьбе с теми учениями, которые ослабляют или ведут государство к распаду. Гоббс призывал использовать силу закона «не против тех, кто заблуждается, а против самих заблуждений».
Целиком, подчиняя индивида абсолютной власти государства, Гоббс, тем не менее, оставляет ему возможность воспротивиться воле суверена. Эта возможность - право на восстание. Она открывается лишь тогда, когда суверен, вопреки естественным законам, обязывает индивида убивать или калечить самого себя либо запрещает защищаться от нападения врагов. Защита своей собственной жизни опирается на высший закон всей природы - закон самосохранения. Закон этот не вправе переступать и суверен. Иначе он рискует потерять власть. Строение государства он уподоблял устройству живого организма: суверена - душе государственности, тайных агентов - глазам. Гражданский мир сравнивается им со здоровьем, а мятежи, гражданские войны - с болезнью государства, влекущей за собой его распад и гибель.
В своей книге «О гражданине», Гоббс в систематической форме трактовал вопросы о происхождении и сущности государства. Ошибочное, по мнению Гоббса, положение о том, что человек есть общественное животное, имеет своим источником поверхностное рассмотрение человеческой природы. Когда гражданское общество уже установлено, когда государство давно существует, может показаться, замечает Гоббс, что люди не в состоянии жить вне общества, что ими движет прирожденная склонность к общественной жизни. Однако первоначальное состояние людей, которое существовало до возникновения государства, было состоянием ожесточенной и всеобщей войны, постоянного соперничества, жестокой конкуренции. Это состояние войны всех против всех Гоббс отнюдь не случайно называл естественным состоянием человеческого рода. Оно является таковым, потому что соответствует эгоистической природе человека, его животному естеству. Но люди обладают не только «животными страстями», у них есть также страсти, склоняющие их к миру: страх смерти, чувство самосохранения. Главное же состоит в том, что у людей есть «естественный разум», велением которого и выступает требование мира. Это требование - первый и основной естественный закон, который предписывает людям вступить в соглашение друг с другом с целью обеспечения безопасности. Гарантией же безопасности может быть только такая общая власть, которая объединяет и сплачивает множество людей, которая обладает реальной силой, чтобы защищать людей от внешних врагов и от несправедливостей, чинимых друг другу. Короче говоря, чтобы люди жили в мире, чтобы они могли заниматься мирным трудом, необходима абсолютная власть государства - того великого Левиафана, которому мы обязаны своим миром и своей защитой.
Это власть земного, а не небесного происхождения. Она возникла не по божественному установлению, а в результате общественного договора, добровольного соглашения людей. Правда существует и другой путь образования государства. Это путь, основанный на силе и завоевании. Гоббс называет его «естественным способом происхождения государства». Но философ отдает предпочтение политическому государству, установленному самими людьми в своих общих интересах. В этом случае «граждане по собственному решению подчиняют себя господству одного человека или собранию людей, наделяемых верховной властью». В сосредоточении власти в руках одного человека или же собрания людей Гоббс и усматривал сущность государства. Развернутое же определение последнего, содержащееся в «Левиафане», гласит: «государство есть единое лицо, ответственным за действия которого сделало себя, путем взаимного договора между собой, огромное множество людей, с тем, чтобы это лицо могло испытать силу и средства их так, как сочтет необходимым для их мира и общей защиты». В этом определении следует обратить внимание на три момента:
1) Государство есть единое лицо. Это не означает, что во главе государства должен обязательно стоять один человек. Суверенная власть может принадлежать и «собранию людей». Но в обоих случаях власть государства едина и нераздельна, она сводит волю всех граждан «в единую волю».
2) Люди, создавшие государство путем взаимного договора, не только санкционируют все его действия, но и признают себя ответственным за эти действия.
3) Верховная власть может использовать силы и средства подданных так, как сочтет это необходимым для их мира и защиты. При этом верховная власть не несет какой-либо ответственности за свои действия перед подданными, и не обязана отчитываться за эти действия перед ними.
Государство по Гоббсу, это - великая и могучая сила, своего рода «смертный Бог», безраздельно властвующий над людьми и возвышающийся над ними. И хотя люди создали эту силу для защиты своей жизни и обеспечения безопасности, то есть в своих собственных интересах, она действует так, как считает нужным, и, ни в чем сама не зависит от своих подданных, требует от них беспрекословного подчинения и полного послушания. И Гоббс делает вывод: «Верховная власть не может быть по праву уничтожена решением тех людей, соглашением которых она была установлена».
Для оправдания верховной власти государства Гоббс выдвигает тезис: «Верховная власть не столь пагубна, как отсутствие ее». Развивая его, философ утверждал, что неудобства и стеснения, проистекающие из-за неограниченной власти суверена над подданными, не идут ни в какое сравнение с бедствиями и несчастьями, сопутствующими гражданской войне, или состоянием безвластья, когда люди не подчиняются законам и не признают над собой никакой власти, удерживающей их от грабежа и насилия. Словом, единственной альтернативой состоянию войны всех против всех служит, по Гоббсу, ничем не ограниченная государственная власть. Интересно, что прерогативы верховной власти распространялись Гоббсом и на имущественные отношения граждан и на их духовную жизнь. Государство и только государство может предписывать те правила, которые указывают каждому человеку, какими благами он может пользоваться и какие действия он может предпринимать с целью преумножения этих благ. Государство стоит на страже частной собственности граждан, да и само существование собственности целиком зависит, по Гоббсу, от установления верховной власти, ибо до этого, в естественном состоянии, когда все люди имели право на все, ни о каком владении собственностью не могло быть и речи. Государство призвано осуществлять контроль и за умами своих подданных, следить за тем, чтобы не получали распространения мнения и учения, противодействующие миру и согласию. С этой целью Гоббс считает не только возможным, но и необходимым введение цензуры. По мнению Гоббса, свобода подданных вполне совместима с неограниченной властью суверена, если под свободой понимается не свобода от законов, а свобода делать то, что не указано в соглашениях с властью. Гоббс выступал против мелочной регламентации личной жизни граждан со стороны верховной власти, которая предоставляла известные права и свободы в этой области. «Законы не должны регулировать дела людей более детально, чем того требует благо граждан и государства», - отмечал философ.
Гоббс выступает как противник теории разделения властей, согласно которой законодательная, исполнительная и судебная власти не должны совпадать. Такое разделение властей было для него единственной причиной гражданской войны в Англии. Государственная власть, как считает Гоббс, чтобы выполнить свое главное назначение (обеспечение мира и безопасности граждан), должна быть нераздельной и суверенной. Она должна стоять выше всех и не должна подлежать чьему-либо суду и контролю. Она должна быть выше всех законов, ибо все законы устанавливаются ею, и только от нее получают свою силу. Верховная власть, выражающая, по его мнению, общие интересы подданных, изображается как надклассовая сила. За ней он не видит ни экономических, ни политических интересов каких-либо социальных групп.
Особый взгляд был у Гоббса и на межгосударственные отношения. Эти отношения могут быть, по Гоббсу, только отношениями соперничества и вражды. Государства представляют собой военные лагеря, защищающиеся друг от друга с помощью солдат и оружия; они находятся в положении гладиаторов, направляющих оружие друг на друга и зорко следящих друг за другом. Государства как бы пребывают в состоянии войны всех против всех, в котором были люди до установления государственной власти. И такое состояние государств, подчеркивает Гоббс, следует считать естественным, так как они не подчиняются никакой общей власти, и неустойчивый мир между ними вскоре нарушается.
2 ХАРАКТЕРИСТИКА ВИДОВ ГОСУДАРСТВА ПО Т. ГОББСУ
По Гоббсу имеется три формы государственной власти: монархия, где носителем верховной власти является один человек; или демократия, где носителем верховной власти является общее собрание всех граждан; или аристократия, где верховная власть принадлежит собранию определенных лиц назначенных либо так или иначе выделенных из остальной массы. Что касается других традиционных форм правления (тирании и олигархии), то Гоббс не считает их самостоятельными видами государства. Тирания- это та же монархия, а олигархия ничем не отличается от аристократии. Вместе с тем, симпатии Гоббса принадлежали монархии, которая, на его взгляд, наиболее приспособлена для осуществления главной цели государства - обеспечения мира и безопасности народа. Ведь люди, осуществляющие власть, тоже эгоисты, а эгоизм одного легче удовлетворить, чем эгоизм многих.
Либеральные идеи Дж.Локка
Либерализм - социальная философия и политическая концепция (идеология), которая провозглашает, что инициативная (активная), свободная, то есть неконтролируемая деятельность лиц, главным образом экономическая и политическая, является настоящим источником продвижения в общественной жизни.
К теоретикам аристократического либерализма засчитывают Дж. Локка, Дж. Веко, П. Монтескъе, Д. Дидро, П. Гольбаха, И. Канта, Бы. Констана, А. Токвилля.
Почти все они опирались на концепции естественного права и общественного договора, не выходили за пределы конституционного монархизма, парламентаризма, права и законности, права на частную собственность, ее неприкосновенность, настаивали на политических свободах и свободной конкуренции.
Автор социально-политической концепции либерализма и понятия "гражданское общество" Джон Локк (1632-1704) рассматривал соответствующие проблемы в труде "Два трактата о государственном правлении" (1690).
По его мнению, лишь народ является полным носителем власти, которой он передает лишь те права, которые связаны с деятельностью правосудия, осуществлением исполнительных функций управления государством и отношений с другими государствами. Отсюда и распределение государственной власти на законодательную (парламент), исполнительную (правительство) и федеральную (внешние связки).
Политическую власть Дж. Локк истолковывал, как право людей создавать законы для регуляции и сохранения собственности, а основной целью объединения граждан в общество считал охрану собственности этих граждан.
Отсюда и мысль о том, что государство, политическая власть возникают лишь на определенном этапе развития гражданского общества, когда у людей появляется потребность в создании государства. Кстати, утверждение Дж. Локка, что ни для одного человека, который живет в гражданском обществе, не могут быть исключений относительно выполнения законов этого общества, актуальное и сегодня.
Идею, что свободные личности могут стать основой стабильного общества, выдвинул Джон Локк. Его "Два трактата о правлении" (в 1690 г.) сформулировали два фундаментальных либеральных принципа: экономической воли как права на личное владение и пользование собственностью и интеллектуальной волей, которая включает волю совести.
Основой его теории является представление о естественных правах: на жизнь, на личную волю и на частную собственность, которая появилась предтечей современных прав человека. Вступая в общество, граждане заключают общественный договор, в соответствии с которым они отказываются от своих властных полномочий в интересах правительства, чтобы оно защищало их естественные права. В своих взглядах Локк отстаивал интересы английской буржуазии, в частности, он не распространял волю совести на католиков, а права человека на крестьян и слуг. Локк также не одобрял демократию. Однако, ряд положений его учебы легли в основу идеологии американской и французской революций.
Классовый компромисс буржуазии с дворянством, который вошел в историю под названием "славной революции" в 1688 г., становление в Англии конституционной монархии нашли свое теоретическое обоснование в политическом учении выдающегося английского философа Джона Локка (1632-1704), в первую очередь в его труде "Два трактата о правлении" (1690).
Политическое учение Дж. Локка было самым полным проявлением идеологии буржуазных революций, которая составила основу классического либерализма, как одного из основных течений общественно-политической мысли.
Дж. Локк:
- воспринял и обогатил идеи естественного права - общественного договора - народного суверенитета - неотъемлемых свобод лица - законности сопротивления тирану - интегрировал их в целостное политическое учение - классический либерализм.
За Дж. Локком, к возникновению государства люди находились в естественном состоянии, где не было "войны всех против всех". Люди свободно распоряжались собой и своей собственностью. Однако в естественном состоянии не было органов, которые бы
- бесстрастно решали споры между людьми - осуществляли надлежащее наказание винных в нарушении естественных законов.
С целью надлежащего обеспечения естественных прав, равенства и свободы, защиты лица и собственности, люди согласились образовать государство. Государство является совокупностью людей, которые объединились в единственное целое под защитой ими же установленного общего закона и создали судебную инстанцию, уполномоченную устраивать конфликты между ними и карать преступников.
От других форм объединений людей государство отличается тем, что воплощает политическую власть, то есть право создавать законы с целью регуляции отношений собственности
- применять силу объединения для выполнения данных законов и защиты государства от внешнего нападения.
Образовывая государство добровольно, люди передают ей лишь часть своих естественных прав и свобод, оставляя за собой
1. право на жизнь 2. владение имуществом 3. свободу 4. равенство.
Это неотъемлемые естественные права человека, которые не могут быть отчуждены ни на чью пользу.
Государство получает от людей ровно столько властей, сколько необходимо и достаточно для достижения главной цели политического содружества - создания условий для того, чтобы все и каждый могли обеспечивать свои гражданские интересы, в первую очередь относительно жизни, свободы и собственности.
Средствами обеспечения достижения государством этой цели Локк считал
- законность - разделение власти - оптимальную форму правления - право народа на сопротивление своеволию власти но др.
В законе мыслитель видел первый государственно созидательный признак. Под законом он понимал не любое предписание государства, а лишь тот акт, который указывает гражданину такое поведение, которое отвечает его собственным интересам и служит общему благу. Признаками закона является
- стабильность
- продолжительность действия.
Законы лишь тогда способствуют достижению главной цели государства, когда их все знают и все выполняют, закон является обязательным для всех.
Реализация главной цели политического содружества, обеспечения свободы и соблюдения законности, по мнению Дж. Локка, требуют разграничения властных полномочий государства и разделения их между разными государственными органами. Он различает
- законодательную - исполнительную - союзную власть.
Законодательная власть должна принадлежать лишь общенациональному представительскому органу - парламенту, который периодически собирается для принятия законов, но не вмешивается в их выполнение.
Исполнительная власть должна принадлежать королю, который руководит воплощением законов в жизнь, назначает министров, судей и других должностных лиц.
Союзная, или федеральная, власть ведает вопросами войны, мира и отношений, с другими государствами, осуществляют ее король и кабинет министров.
Во избежание узурпации кем-нибудь всей полноты государственной власти, Дж. Локк определяет иерархию видов власти и принципы их взаимодействия.
Первое место он отводит законодательной власти как наивысшей в стране. Другие виды власти подчиняются ей, но и сами оказывают на нее значительное влияние. Да, король наделен правом роспуска парламента, может налагать вето на законы и тому подобное. По сути дела, Дж. Локк заложил основы механизма сдерживаний и противовесов разных ветвей власти, который после последующей теоретической разработки был внедрен в конституциях США и других стран.
Дж. Локк негативно относился к абсолютной монархии, в которой монарх зарится на свободу и собственность людей и никто не гарантирован от нарушения своих прав. Симпатии мыслителя склонялись к конституционной монархии, которая сформировалась в Англии после 1688 г. Для Дж. Локка было важно, чтобы любая форма государства вырастала из общественного договора, добровольного согласия людей, охраняла их естественные права и свободы и заботилась об общем благо.
Заслугой Дж. Локка есть также обоснование им законности сопротивления народа власти, если и зарится на его естественные права и свободы.
Суверенитет народа он считал выше от суверенитета созданного им государства. Если большинство народа решают положить конец своеволию правителей, которые нарушили общественный договор, то вооруженное народное восстание с целью повернуть государство на путь свободы и закона будет полностью правомерным.
Идея свободы - одна из главных в философии Дж. Локка. Ею пропитано все элементы его философской системы. И это не удивительно, ведь Локк вполне справедливо считается одним из представителей классического европейского либерализма, даже одним из зачинателей либеральной философии в новой Европе.
Политические идеи Ж.Ж.Руссо
Жан Жак Руссо (1712 — 1778) (родился в Женеве; принадлежал к мелкой буржуазии; не окончил школу; обучение у ремесленника; перебирается в Савойское княжество; занялся самообразованием; перебирается в Лион, а затем в Париж; сближается с просветителями.
«Рассуждение о происхождении и основаниях неравенства между людьми».
«Об общественном договоре, или Принципы политического права».
«Исповедь савойского викария».
«Эмиль» (трактат о воспитании, в ребенке нужно культивировать естественные наклонности, прежде чем их вытравит цивилизация).
Происхождение государства.
Отделяет естественное неравенство, порождаемое различиями в силе, уме, энергии, от неравенства, основанного на социальных условиях.
Две фазы догосударственного, естественного состояния:
1) состояние дикости (люди жили поодиночке, контакты случайны, постоянно общение с природой; образ жизни — бродяжничество; разум спит, языка нет, нравственность неизвестна);
2) потребности охоты и рыболовства приводят к объединению людей (семейная жизнь; зачатки морали (правила поведения по отношению к другим людям); первые столкновения, конфликты; расширение умственных и эмоциональных горизонтов).
Возникают обработка земли, скотоводство, появляются металлы (возникновение частной собственности приводит к разладу в обществе и бедствиям; человечество подошло к порогу гражданского общества (государства).
Частная собственность побуждает людей жить за счет других (оправдана только при соблюдении равенства и допустима только в размерах, необходимых человеку-труженику) (Руссо — эгалитарист (он за равное, справедливое распределение частной собственности).
Создание гражданского общества (государства) (необходимо, чтобы покончить со взаимной борьбой и нестабильностью; не считал, что общественный договор отвечает интересам всех его заключивших (богатые навязали большинству договор, превращавший бедных из их противников в защитников, а правила, благоприятные для них, возводил в ранг закона; нормы естественного право попраны, так как противоречили их интересам)).
Государство, начало которому положил общественный договор — результат обмана (дает четкие социальные характеристики, рассматривая государство как форму и средство господства богатых и угнетения бедных — предмарксистские мотивы).
Вступив в общественный договор, обманутый народ не сумел отстоять свою свободу (его пассивность привела к деспотизму, при котором все сводится к закону силы; но тирания не вечна, гнев народа должен обрушиться на деспота).
Характеристика государства (определение государства).
Права личности приносятся в жертву народному суверенитету, в жертву диктатуре общей воли (общественный договор дает политическому организму власть над всеми его членами; суверен не должен отягощать одного подданного более другого) (общая воля всегда права).
Абсолютная власть государства распространяется на действия и мысли граждан (подданные должны отдавать отчет суверену в своих убеждениях).
Отношение к религии (вера в верховное существо; возражает против религиозного фатализма, догматики, его идеал — вдохновенная религия, которая должна быть подчинена интересам государства).
Христианство проповедует лишь рабство и зависимость, дух его слишком выгоден для тирании (истинные христиане созданы для того, чтобы быть рабами, это их не смущает (земная жизнь для них малоценна).
Государство, заинтересованное в том, чтобы каждый гражданин имел религию, заставлявшую его любить свои обязанности, имеет право установить статьи гражданского символа веры (гражданская вера предполагает существование предусмотрительного и заботливого божества, будущую жизнь, счастье для справедливых, святость общественного договора и законов; исключает нетерпимость) (идеал государственной религии).
Народный суверенитет (сувереном всегда является только народ; всякое правительство получает власть от народа; суверенитет народа — суть общественного договора; форма управления зависит от воли народа).
Формы государства (идеальное государство).
«Об общественном договоре, или Принципы политического права» (справедливое общественное устройство; как добиться того, чтобы при заключении общественного договора народ не утратил, а приобрел власть и свободу).
Это возможно, только если верховная власть принадлежит совокупному народу (объединившись в государство люди отказываются от своей естественной свободы в пользу общей воли, в которой каждый имеет равную долю; в общей воле выражено органическое единство государства; создав в результате объединения новый организм, люди подчиняются его воле, выражающей их интересы).
Общая воля (не тождественна воле всех; не всегда предполагает единодушное согласие; кроме первоначального общественного договора решение большинства обязывает всех остальных; общая воля выявляется путем голосования; все участники договора об ассоциации должны выражать свое мнение непосредственно).
Не абсолютизирует принцип равенства (степень власти и богатства не должна быть одинаковой у всех, но должна быть ограничена).
Пытается реально обеспечить народный суверенитет на основе свободы и равенства (оберегает суверенитет высшей законодательной власти от посягательств власти исполнительной; учреждение правительства — установление сувереном закона, создающего правительственный орган, и назначение должностных лиц, исполняющих его функции).
Суверенитет не отчуждаем (заключается в общей воле, а воля не может быть представлена) (функции народа-законодателя не должны передаваться его представителям).
Средство от узурпации (периодические собрания граждан, решающие среди прочих вопросы о сохранении существующей формы правительства и об оставлении власти в руках тех, на кого она возложена).
Защита прав личности (ограничивается софистическими аргументами, что подчинение общей воле не означает ограничения свободы; закон не может быть несправедлив (нельзя быть несправедливым к самому себе)).
Демократия (непрактична — невозможно держать народ постоянно в сборе (противник представительной демократии)).
Монархия (сильная, но легче всего поддается частным желаниям).
Предпочтение отдает (демократической форме государства и аристократической форме правительства).
Понятие права (отличие от закона; виды права).
Закон сочетает всеобщность воли с всеобщностью объекта (предмет, относительно которого делается постановление, так же всеобщ, как и воля, которая постановляет; не может быть общей воли, направленной на частный объект).
Закон понимается как норма, распространяемая на всех граждан (придает логическую убедительность утверждению о том, что нельзя быть несправедливым по отношению к себе).
Допущения возможности злоупотребления суверенитетом не препятствуют полной неограниченности верховной власти (нет такого закона, который суверен не мог бы нарушить, который бы связывал его волю).
Особенности теории.
Радикальные тенденции в политической мысли предреволюционной Франции (идеи равенства, социальной справедливости, народного суверенитета, законности сопротивления тирании).
Влияние теории велико (сделал шаг от просветительства к революции, к массовым действиям, к свержению тирании посредством народного восстания; провозгласил суверенитет народа на основе полного равенства; призвал к открытому сопротивлению тирании).
Многие социалистические школы выросли из представлений Руссо о собственности как основе неравенства и конфликтов.
Отдает приоритет интересам целого над правами человека, над личностью.