Сущность и особенности полит.режима.
Политический режим – важнейшая характеристика политической системы. Политический режим – совокупность наиболее типичных методов, приемов и способов функционирования основных институтов власти, используемых ими ресурсов и способов принуждения, которые оформляют и структурируют реальный процесс взаимодействия государства и общества.
Политические режимы проводят и одновременно олицетворяют собой определенную государственную политику, вырабатывают и осуществляют тот или иной политический курс, целенаправленно ведут конкретную линию поведения государства во внутри- и внешнеполитической сферах.
Типология политических режимов: 1) демократия; 2) тоталитаризм; 3) авторитаризм.
Демократический полит.режим и его современная форма – полиархия характеризуются полит. плюрализмом; наличием легальной полит. оппозиции; формирующимися на основе выборов представительными органами; местным самоуправлением; открытостью гос. власти на различных уровнях.
Авторитаризм – полит.режим, при котором не существует легальной оппозиции правящей группе или лицу, а воля, права, свободы человека подавляются; преобладает административно-командный метод руководства. Примерами авторитарного режима могут служить режимы древних тираний, деспотий и олигархий; фашистские диктатуры, военные режимы Карибского бассейна и т.д.
Толитаризм – режим, при котором гос-во стремится к всеобщему контролю за жизнью общества и отдельных личностей, к подчинению всего населения страны единой идеологии. Примеры: правление Мао Цзедуна в Китае, МуаммараКадаффи – в Ливии и др.
19. Критерии оценки полит.режима.критерии пол.реж – мерило оценки пол реж.Сущ.много классификаций.
2 половина 20 в амер.политологи Линз и Степан предложили 4 критерия оценки пол.реж:1.режим можно понять содержательно и формально, елси мы будем понимать. Что в нём присутствует доля полит.плюрализма.
2. роль и место идеологии(совок.идей и представлений, дающих понимание о нашем месте в мире)
3.степень участия населения в политич процессе.
Демокр.пол.реж. – участие большинства
Авторитарный – население – статисты
Тоталитарный – молчаливое больш-во.
4. выявление х-ра борьбы за:
-полит.лидерство, -доступ к полит.позициям и ролям
5.уровень политич.свободы
20.Происхождение и сущность государства.5-4 тыс.лет назад – появление гос-ва – результат усложнения обществ.среды обитания и стремление удовлетворить интересы общества в целом, отдельных групп и лиц.
Версии происхождения гос-ва:1.ряд объясн.моделей, интерпретирующих истор.условия и причины появления гос-ва.2. популярные концептуально – теор.концепции.
истор.: 1.формационные и 2.цивилизационные модели.
Формация – ступень обществ.развития.
3 модуса происх.гос.ва:1.азиатская( восточная) вресия. Исх.начало – симбиоз в 1 лице власти и собственности.
В силу географич.иклиматич.ос-тейгосподств.общинный способ жизни, треб.определ. верховн.лица. деспотия – безграничн.и безраздельн.власть.2. рабовлад. – главное – соц.-классовый статус.3.прото-феодальный. Связан с особым отношением к земле.Цивилизация – социокульт.особенность, отличие госуд-в.1.древнегреч.( акцент на особ.полисногополит.управления)
2.древнеримск.(администр.-территор.империя)
3.древнегерманск.(военный захват и силовое подчинение)
понимаение гос-ва – это не только происхожд., но и скрытые сущностные грани.Отличит.признаки гос-ва:
1.наличие публичн.власти, ясно отдел.от насел., предст.системой институтов, организ, учрежд.
2.система налогов,3.территориальное деление насел, позволяющее обесп.порядок, стабильность и безопасн.в пределах чётко огранич.территории.4.суверенитет означ.верховнуювл.внутри гос-ва и независимость в междун.отнош.5.монополия права, вводящая гос.действия в границы нормативно дозволенного.Гос-во – совок. институтов и учрежд., организующих совместное проживание на закрепл.границамитеррит.исозд.с помощью правовых и иных норм должный порядок.
21.Формы государственного правления.Форма правления-организ высшей госуд власти и система взаимоотн этой вл с населением,показыв кто реально управлгос-ом. 1.МОНАРХИЯ – форма правл,при кот влпринадл единому лицу и перед по наследству,влосущбезсрочно. а) Абсолютная М-всевластие главы гос-ва(Сауд Аравия) б) Конституционная М-гос-во в кот полномочия монарха ограничены конституцией: -двойственная(2 центра-Парламент и монарх), -парламентская(гос-во в кот монарх счит главой гос,нофактичекивыполн лишь представит ф-ции) 2.РЕСПУБЛИКА-форма правл,при кот источником власти явлнарод,а глава гос-ва-президент явл выборным и сменяемым а)Президентская Р(США, Страны Лат Америки): президент избирнародом,самформирправительство,правит несёт ответствен перед президентом,в жизнь чётко проводится принцип разделения властей б)Парламентская Р(ФРГ,Венгрия,Швейцария): през чаще всего избирпарламентом,правитформир на парламентской основе,правит несёт ответств перед парлам в)Смешанная(Франция,Россия): и сильный президент и сильный парламент,правитформирпо-разному,несёт двойную ответственность г)гос-во масс(Ливия).
22.Формы государственного устройства.Гос устройство -внутритерриторустргос-ва,а также х-р взаимоотн м-у центр и регион властями. УНИТАРНОЕ Г – простое и единое гос-во,кот не имеет в своём составеиныхгособразований,тер-рия подраздел на администр-территориальные еденицы:области,районы,губернии(Польша,Литва,Латвия,РБ). ФЕДЕРАЦИЯ – госустр при кот нескгособразований,обладюрид и опред полит самост образуют односоюзноегос-во.Суб Ф имеют конституцию,свои органы власти,но не облад суверенитетом(не имеют права объявл войну и мир, самостучавств в междунарполитике,содержсобствармию,выпускать свои дензнаки,не имеют прав односторон выхода)-СССР,РФ. КОНФЕДЕРАЦИЯ – союз,в кот образ его гос-ва сохр свою независимрсть,имеютсобств органы вл,выход свободный(Сирия+Египет=Объед Араб Респ)