Классификации политического лидерства.
1. Термин элита употребляется примерно с XVII в., как обозначение товара высшего качества. С XIX в. стал использоваться применительно к высшему социальному слою, который рассматривается как лучший, наиболее ценный для общества и , наконец, в социальных науках термин элита получил распространение лишь в начале XX в. Однако, известно, что идеи элитизма возникли ещё в глубокой древности, когда общество дифференцировалось на «аристократию» и «простой люд». Обоснование и выражение идеи такого разделения получило у Платона, Макиавелли, Ницше и многих других мыслителей. Одна из самых долгоживущих концепций, в этом плане, у Конфуция, который делил общество на «благородных мужей» и «низких» людей на основании их отношения к общественному долгу и моральным заповедям. Исходил из того, что к элите могут принадлежать лишь те, кто следует долгу и закону, кто требователен к себе. «Низкие» же люди следуют выгоде и требовательны к другим. Несмотря на то, что этой концепции более двух с половиной тысячелетий, она продолжает периодически вытаскивать Китай из самых глубоких кризисов.
Когда мы изучаем элиту вообще, то должны чётко различать элиту общества (социальную) и политическую элиту поскольку это, как правило, не только разные социальные группы, отличные по составу, а они отличаются своей социальной миссией и отдельными своими характерными чертами, особенностями. Принято, что элита общества – совокупность индивидов, которые в силу особых талантов достигают выдающихся результатов, занимают ключевые позиции в социальной иерархии, заботятся, прежде всего, об общем благе и служат нравственным примером для других граждан. А политическая элита это правящий класс – люди выполняющие властные, управленческие функции.
В определении – политическая элита – это относительно привилегированная, политически господствующая группа, неоднородная, но сплоченная, члены которой в большей или меньшей степени обладают лидерскими качествами и профессиональной подготовкой для выполнения управленческих функций, занимают руководящие позиции в обществе и влияют на принятие властных решений.
Ее существование обусловлено действием ряда причин и мотиваций:
- разделением труда, необходимостью профессионального управления общественными делами.
- социальным неравенством, в том числе неодинаковыми способностями, возможностями и желанием людей заниматься политикой.
- высокой общественной значимостью организационно-управленческого труда и его соответствующим стимулированием.
- предоставлением управленческой деятельностью широких возможностей доступа к властному ресурсу, а значит и иным социальным ценностям.
Данный перечень ставит под сомнение правомочность использования термина «элита» в его социально- функциональной трактовке для большинства представителей политического класса, но его высочайший статус определил именно такое его название – политическая элита.
2. Макиавеллистические теории элит -- 90-е гг.XIX в. – 10-е гг. XX в.
Политическая практика в развитых демократических обществах показывает, что процесс распределения власти вовсе не предполагает равномерного участия в ней граждан. Всегда и везде к власти причастен узкий круг лиц- политическая элита. Политическое неравноправие в любом обществе на данном этапе исторического развития есть неизбежная реальность, а демократия в большей степени остаётся иллюзией. Идеи о правомерности деления общества на господствующее меньшинство и управляемое большинство высказывались ещё с древних времён(Конфуций, Платон, Аристотель и др.). Но эти концепции строились больше на моральных, философских, религиозных допущениях, нежели на анализе реальной политической жизни. По мнению мыслителей к власти должны быть причастны достойные люди(«благородные мужи»), то есть, лишь соблюдение моральных норм даёт право на управление.
Первым, ученым, кто выделил политику из сферы должного в сферу реальной практики, был Н. Макиавелли. Поэтому создатели истинно научной социологическойшколы исследования политической элиты - Гаэтано Моска, Вильфредо Парето, Роберт Михелс назвали свою школу социологии «макиавеллистской». Они выявили общие тенденции социальной организации, где всегда существует сплочённая группа - меньшинство, наделённое особыми качествами превосходства и ресурсами, которые позволяют ему господствовать над большинством.
-- Гаэтано Моска – выдвинул соображение, что во всех обществах и наиболее просвещённых, и среднеразвитых существует два класса лиц: класс управляющих, класс управляемых. Первый класс малочисленный, но монополизирует власть, выполняет все политические функции, пользуется соответствующими привилегиями. Второй класс многочисленный, управляются и регулируются, а также поставляет первому материальные средства поддержки.
Моска выделил две тенденции в развитии класса управляющих – политической элиты.
- Аристократическая, в этом случае элита стремится стать наследственной, характеризуется закрытостью, преемственностью и стабильностью. Однако, поскольку закрыт, то склонен к вырождению и, соответственно, у общества сокращается способность к развитию.
- Демократическая- новые силы стремятся и могут сменить старые. Доступ в правящий класс не имеет непреодолимых сословных барьеров. Происходит быстрое обновление элиты, что с одной стороны- предполагает динамичную политику, эволюционирование системы, но с другой – чревато нарастанием нестабильности.
-- В. Парето исходит из того, что обществом должно править наделённое особыми психологическими и социальными качествами меньшинство- избранный класс. Он неоднороден и делится на правящую элиту, которая непосредственно участвует в управлении. И не правящую, которая в силу своего социального статуса или иных барьеров, не участвует в принятии политических решений, но демонстрирует такие же выдающиеся качества и способности. Развитие общества, по Парето, происходит в результате постоянной смены элиты - циркуляции элит. Когда одни возвышаются, а другие приходят в упадок. Это обусловлено тем, что принадлежность к элите не обязательно наследуется. Дети могут не обладать выдающимися качествами своих родителей, поэтому идёт процесс замены старых правящих элит, выходцами из контрэлиты. Если же элита полностью закрыта и превратилась в касту, то или это общество прекращает своё существование, или смены элит происходит насильственным путём.
-- Иная система доказательств деления общества на правящее меньшинство и управляемое большинство у Роберта Михельса. В результате исследования социальных механизмов, Михелс сделал вывод, что само общество требует элитарности, и что, развитие крупных организаций (в том числе и государства) неизбежно ведёт к олигархизации управления. Причина в том, что руководство такими объединениями не может осуществляться всеми его членами в силу их функциональной, интеллектуальной и психологической специализации или некомпетентности. Он отметил, что собственно массы - неорганизованны, инертны, политически индиферентны, поэтому не способны сами управлять делами общества и специально привлекают к этому наиболее подходящих людей. Последние, в свою очередь, формируют «аппарат профессионального руководства», который со временем «совершенно естественным образом» всё более и более узурпирует власть. На основании действия этого «закона олигархических тенденций», Михелс сделал весьма пессимистические выводы о возможности демократии вообще, утверждая, что в любой даже самой демократической организации фактически правят элитарные (олигархические) группы. Идеи Михелса использовались, в ряде концепций фашистской идеологии.
3. После окончания II Мировой Войны наблюдается бурное развитие в мире науки и техники, повышения уровня жизни людей ряда стран, создание механизмов социальной защиты, доступ к образованию и информации и т.д. Все эти новые реальности должны были сформировать и новый тип действующей политической элиты. Концепции Макевиаллистов критикуют за их несовместимость с идеями демократии и за излишний «психологизм» в трактовании мотивов политического поведения и обосновании политического неравенства. Возникают новые (современные) концепции политической элиты:
- концепция демократического элитизма- считает, что ценность демократии главным образом зависит от качества элиты и именно элита не только обладает необходимыми для управления свойствами, но и является главным защитником демократических ценностей. Она сдерживает присущий массам идеологический и политический консерватизм, иррационализм, эмоциональную неуравновешенность и радикализм. Однако, исследования 60-70г.г. показали, что элиты на самом деле гораздо более консервативны, нежели население, но при этом усиленно декларируют либерально-демократические ценности.
- элитарная теория демократии- ориентирована на интересы новой аристократии. Исходит из того, что не существует рационального поведения и моральной автономии отдельного индивида и одновременно абсолютно ложна концепция всеобщего блага, поэтому должна существовать господствующая элита, легитимируемая выборами, которая на время своего правления лишает народ на этот же срок политического участия.
- плюралистическая концепция- исходит из того, что в современном обществе власть распылена между разнообразными социально-политическими группами и институтами, которые с помощью прямого участия или групп давления могут влиять на управленческие решения. Это снижает концентрацию власти, и деление общества на элиту и массу сильно размыто. Между ними существует скорее не отношение власти и подчинения, а отношение руководства. С помощью разнообразных демократических механизмов (выборы, референдумы, пресса и др.) можно удерживать элиты под влиянием масс. Поэтому по данной концепции, главным субъектом современной политической жизни являются не столько элиты, сколько группы интересов.
- концепция леволиберального элитизма- констатирует глубокие различия между элитой и массами. Выходцы из народа могут войти в элиту лишь заняв самые высокие посты в общественной иерархии. Однако реальные шансы на это минимальны. Возможность влиять на элиту с помощью демократических механизмов, более чем ограничены. На самом деле с помощью денег, информации, знаний, отработанного механизма манипулирования сознанием, властная элита управляет массами фактически бесконтрольно. По мнению Миллса, главным признаком элиты является не выдающиеся индивидуальные качества, а обладание командными позициями в обществе и исключительная внутренняя сплочённость. Кроме того элиту объединяет не только общая заинтересованность в сохранении своего привилегированного положения, но и близость социальных статусов, образовательных школ культурного уровня, круга интересов и духовных ценностей, стиля жизни, а также личные и родственные связи. Её рекрутирование происходит преимущественно из своей собственной среды.
Рекрутирование элит.
Мировая политика отличает две «чистые» системы отбора элит: систему гильдий и антрепренерскую.
-Для системы гильдий характерно: закрытость, отбор претендентов на более высокие посты, главным образом из нижестоящих слоёв той же элиты, медленный, постепенный карьерный рост; подбор и назначение кадров узким кругом руководителей; отсутствие реальной, открытой конкуренции; наличие многочисленных формальных требований для занятия должностей (возраст, стаж, характеристика руководства и т.д.).
Основная цель системы- воспроизводство существующего типа элиты.
Достоинства: уравновешенность и преемственность в политике, меньшая степень риска.
Недостатки: рутинность, бюрократизация, неспособность своевременного реагирования на требования времени. Трудность исправления ошибок, отрыв от общества, превращение в привилегированную касту.
- Антрепренёрская : открытый отбор, небольшое число институциональных фильтров в виде формальных требований; высокая конкурентность отбора; широкий круг электората; изменчивость состава элит; значимость индивидуальной активности рекрутов.
Достоинства: динамичность и эволюционность политики.
Недостатки: большая вероятность политического риска, непредсказуемость, нестабильность политики, значительная вероятность непрофессионализма и политического авантюризма.
5. Типология элит:
- По объёму власти выделяют: Высшую- непосредственно влияет на принятие решений, значимых для всего государства. Принадлежность к ней обусловлена высоким общественным авторитетом, безупречной репутацией, профессионализмом, положением в структуре власти. Обычно это ядро из 200-400 человек. Средняя- примерно 3-5 % населения. Выделяются по доходу, профессиональному статусу, образованию.
Социологические исследования показали,- люди, чей образовательный уровень выше, чем доход- более критичны к власти и тяготеют к централизму или левым идеологиям. Те, чей доходпревышает уровень образования, как правило, не удовлетворены своим престижем и обычно занимают правые политические позиции.
- По источникам власти: наследственно – аристократические элиты;демократические элиты (в соответствии с выборами);функциональные (профессионалы- управленцы, занимающие руководящие должности); ценностные (которые занимают престижные влиятельные общественно-государственные позиции); властные (непосредственно обладатели власти).
- По отношению к власти: правящую и оппозиционную (контрэлита).
- По механизму воспроизводства (рекрутирования): открытую (то есть, рекрутирующаяся из общества); закрытую (воспроизводящаяся из собственной среды).
Политическое лидерство.
Лидер- от англ. – «ведущий».
Политическое лидерство - это постоянное, приоритетное и легитимное влияние одного или нескольких лиц на всё общество, организацию, группу.
Но не всякий человек, оказывающий влияние на других может считаться лидером. Он может являться руководителем и влиять на остальных в соответствии с законом, но лидерство отличается от руководства опорой на авторитет и неприменением силы.
В социологическом плане политическое лидерство является социальной функцией, обусловленной способностью человека осознанно ставить общезначимые цели и определить способы их осуществления в рамках существующих политических институтов. Понятие политического лидерства включает два компонента: неформальный компонент- субъективная деятельность, основанная на личностных качествах и реальном авторитете, то есть, в идеале личность, являющаяся политическим лидером должна обладать рядом качеств, которые обеспечивают ей авторитет, право на лидерство, способность выполнения своей социальной роли - интеллект, нравственность, воля, целеустремлённость, компетентность, организаторские способности, способность привлекать внимание и внушать доверие, готовность брать на себя ответственностьи т. д.
Неформальное лидерство в большей степени и определяет реальное поведение лидера на занимаемом посту.
Второй компонент: формально-должностной статус, связанный с обладанием власти, то есть, должность, закреплённая в нормах и правилах. Поскольку в политике могут выполняться глобальные задачи, задействованы огромные массы людей, то для организации управления таким процессом, кроме субъективных качеств лидера, огромную роль играет аппарат власти. В обществе даже выдающиеся личности вряд ли способны стать политическими лидерами, если они не опираются на институт власти и СМИ. Сама же система вполне может выдвинуть лидера под себя. И понятно, как правило, это очень управляемая личность. Впрочем , как писал в «Лженероне» Леон Фейхтвангер – «…власть даже пустого человека наполняет содержанием.» Определённый тип политической системы выдвигает и определённый тип лидера.
В США создано и широко распространяется следующая трактовка политического лидерства: это своего рода предпринимательство на политическом рынке, где для ведения дел необходимо персонифицировать политический товар, его принадлежностью лидеру, «хозяину», который и должен представлять его, как всеобщее благо.
Понятно, что к социальной функции лидерства этот подход не имеет никакого отношения, трактуя лидерство только как форму политической коммерции, что для этой соц. роли чревато коррупцией и дисфункциональностью.
7. Классификация политического лидерства:
1- по количественному показателю: единоличное и групповое.
2- в зависимости от политических целей: консервативное, реформаторское, революционное.
3- в зависимости от методов управления: демократическое, авторитарное, тоталитарное, невмешивающееся.
4- в зависимости от объекта властеприложения: общенациональное, партийное, региональное, территориальное и др.
5- в зависимости от отношения к власти: - правящее и аппозиционное.
6- в зависимости от субъектной деятельности: - творческое, с разработкой программ и их реализация; исполнительное, лишь выполняющая заданные программы.
7- в зависимости от авторитета: - агитационное, влияющее своим авторитетом, словом; организационное, использующее возможности властной структуры, кадров; теоретик, воздействующий интеллектом, логикой.
8- на основе типа господства (по М. Веберу): традиционное, харизматическое, рационально-легальное. Первые два типа олицетворяют личность, последний- систему.
9- на основе имиджа (по Маргарет Херман):
лидер- знаменосец, который характеризует наличие собственных взглядов на реальность, наличия образа желаемого будущего, наличие планов и воли его реализации(Ленин, Гитлер, Рузвельт и др.).
Лидер-служитель, ориентирован на потребности своих избирателей.
Лидер-торговец, способен привлекательно преподнести свои планы и идеи, заставить массы их купить (Горбачёв, Рейган).
Лидер-пожарный, ориентируется на самые актуальные проблемы, на требования момента, характерна быстрая реакция, способность принимать эффективные решения и действовать в экстремальных ситуациях.
10-По стилю политического поведения:
параноидальный стиль, - такого лидера можно обозначить «хозяином». Реальность рассматривает через крайности: чёрное - белое, враги-друзья и т.п. Ему свойственны подозрительность, сверхчувствительность к скрытым угрозам и одновременная жажда власти контроля над другими людьми. Власть обеспечивает путём постоянных интриг и столкновений подчиненных друг с другом. Подавление или уничтожение оппонента. Поведение часто непредсказуемо, не приемлет чужой точки зрения. Характерен для обществ со слабой политической культурой. При этом такой политический стиль способен быстро мобилизовывать население для решения стратегически важных задач в ограниченные сроки. (Иван IV, Сталин).
демонстративный, - лидер-артист, всегда играющий на публику. Во многом его политические действия зависят от того любим ли он народом или нет. Легко управляется лестью. Превалирует желание получить политическое признание любой ценной, поэтому в жертву приносятся собственные политические убеждения и политический курс. Обычно таких лидеров используют в переломные моменты, когда нужно завести и повести за собой народ.
компульсивный, - лидер-отличник, ему свойственно почти навязчивое желание делать всё по инструкции независимо от возможностей и ситуации. Отсюда неспособность вести гибкую политику, адекватно реагировать на изменения времени. Обычно следует строго по политическому курсу, даже если тот уже не соответствует реальностям жизни, что может завести общество в тупик. И это при том, что «отличник» искренне намерен обеспечить процветание. (Брежнев).
депрессивный, -лидер-соратник, не способен играть ведущую роль, поэтому стремится объединяться с теми, кто реально может делать политику. Не имеет чёткого политического курса, устойчивых походов к решению проблем. Обнаруживается политическая слабость, безволие (Николай II).
шизоидальный,- лидер-одиночка, ему характерны самоустранения от участия в политике, позиция стороннего наблюдателя, что освобождает от политической ответственности. Однако, стремление к лидерству заставляет его либо приткнуть к какому-либо уже существующему движению, либо создать своё собственное от себя. Этот политический стиль приходящий, изменчив. И по мере участия «одиночки» в политике, он обычно дополняется чертами других политических стилей (Путин).
-11- Американский политолог Дж. Барбер различал лидеров по выполненным политическим ролям:
Активно-позитивная роль (Ф.Д.Рузвельт).
Пассивно-позитивная. (Кенеди).
Пассивно-негативная (Дж.Буш старш., Рейган).
Активно-негативная (Трумэн, Дж. Буш мл.).
ФУНКЦИИ ПОЛИТИЧЕСКОГО ЛИДЕРА:
- интегративная - объединение и согласование различные интересов соц. групп и граждан на основе общезначимых базовых ценностей.
- ориентационная - выработка политического курса.
- инструментальная, принятие конкретных политических решений.
- мобилизационная, мобилизация населения на решение стоящих перед обществом задач.
- коммуникативная, предотвращение отчуждения между массами и властью - через СМИ, встречи с избирателями, организует связь между гражданами и различными властными структурами, а также между социальными группами внутри общества.
- социальный арбитраж и патронаж, функция гаранта справедливости и порядка.
легитимация строя, своим авторитетом оправдывает деятельность власти и само существование именно такого социально-политического строя.