Тема5. Общество и государство.

Определение государства.

Факторы и теории возникновения государства. Этапы эволюции государства.

Признаки, структура, основные функции государства.

Типология государства.

Правовое и социальное государство.

Гражданское общество.

Государство является стержневым институтом политической системы и в широком смысле определяется как

- общность людей , проживающих на определённой территории и организованная определённой системой власти(в данной трактовке государство тождественно понятию страна).

Однако, в своём узком конкретно – фунциональном смысле

- государство – это особая организация, система учреждений, обладающих верховной властью на определённой территории.

2. Государство явление историческое. В предгосударственных сообществах не было какой- либо политической системы. Возникавшие внутренние и внешние проблемы решались силой общественного мнения, авторитетом вождя, традиций и оформлялись на собраниях членов рода. Однако, уже после неолитической революции постепенно начали формироваться те факторы, которые предопределили возникновение государства:

- переход значительной части сообществ от кочевого к осёдлому образу жизни.

- демографический фактор - лавинообразный рост численности и плотности населения.

- общественное разделение труда.

- возникновение в ходе развития производства частной собственности.

- социальная дифференциация общества в плане возникновения профессионального, имущественного, социального неравенства, в том числе обособление от общества вождей и их приближённых с сосредоточением у них управленческих функций, ресурса власти и социальных привилегий.

- необходимость решать более сложные хозяйственные задачи (организация строительства городов, ирригационных сооружений, средств защиты от нападений).

В результате этих и иных причин возникает насущная необходимость в создании эффективного механизма регулирования взаимоотношений между различными общественными группами, а также организация ведения общественно-значимых хозяйственных дел. Поэтому управленческий труд выделяют в отдельную отрасль, и возникает отдельная особенная регулирующая и охранительная структура общества, получившая название государство.

Основные теории возникновения государства.

- В соответствии с теорией «общественного договора», государство появляется в результате специфического «договора» между обществом и управленцами. Суть: общество делегирует им властные полномочия легального принуждения, высокий социальный статус, материальные средства поддержки. А взамен вправе требовать организации обеспечения, защиты, безопасности, благополучного и стабильного существования. Понятно, что роль управленческой элиты в таких случаях начинает играть уже, сложившаяся знать.

- Другая общепринятая и исторически обоснованная теория возникновения государств завоевание одних территорий другими: «завоевательная теория государств». Означает, что государство возникло в результате внешней агрессии, как осуществление воли завоевателя.

- «Антропологическая теория» утверждает, что государственная форма организации общества коренится в самой общественной природе человека. Так, по Аристотелю -«человек, как существо в высшей степени коллективное, может существовать только в рамках определённых форм общежития, а государство подобно семье и селению является одной из таких общественных форм».

Другие факторы, влияющие на образование государства и его особенности: географическое положение, цивилизационное окружение, наличие либо отсутствие

естественных границ, климатические условия, степень плодородия земель и т.д.

ЭТАПЫ ЭВОЛЮЦИИ ГОСУДАРСТВА:

древние века, ранняя стадия – сохраняются остатки военной демократии, чередуются монархические, теократические, деспотические, республиканские формы правления. Общество делится на свободных и рабов. К концу первого этапа закрепляется монархическая и имперская формы власти.

Средние века – более, чем когда-либо проявляются отношения вассалитета, в политике необыкновенно сильна роль церкви. Имеет место борьба церкви со светской властью и борьба центральной власти с феодальной полицентрической. Результат: образование абсолютных монархий, в отношении господства страна и народ- собственность монарха. К концу второго этапа возникает чиновничий управленческий аппарат, использующий уже не отношения личной зависимости, а служебные функции.

Новое и Новейшее время- продолжают развиваться имперские формы государства, завершается процесс образования государственных властных органов, формируются новые товарно-денежные отношения. Формализуется и начинает проявлять себя гражданское общество. Имперские формы многонациональных государств сменяются федеративными и конфедеративными формами общежития наций (путём договора). Начинается процесс интернационализации государственности через создание советского государства с одной стороны и через европейскую интеграцию с другой стороны, и через процесс глобализации с третьей.

ПРИЗНАКИ:

Публичная власть

Профессиональный аппарат управления

Суверенитет

Возможность легального принуждения

Ограниченная территория

Право на налоги и сборы

Обязательность гражданства

Претензия на представительство общества в целом

Субъектность международных отношений

Политическая деятельность.

СТРУКТУРА ГОСУДАРСТВА:

1) Территория- это пространственная основа государства, включающая землю, недра, воздушное пространство и территориальные воды. Государство поддерживает в них свою суверенную власть.

2) Население- это человеческое сообщество, проживающее на границах данного государства, может состоять из одного народа, а может быть и многонациональным.

3) Власть- как аппарат управления обществом, подразделяется на: центральные, промежуточные и местные органы власти.

К основным органам центральной власти относят: законодательно-представительную власть (парламент), исполнительно-распорядительную власть (правительство), судебную систему, органы государственной безопасности и охраны правопорядка, вооружённые силы, хозяйственно-экономические ведомства, дипломатический корпус, органы налогообложения; институт социальной защиты, институты здравоохранения, культуры и образования, идеологические органы, природоохранные ведомства.

ФУНКЦИИ ГОСУДАРСТВА:

Выделяют два основных направления: внутренние и внешние.

Внутренние:

Защита существующей социально-политической и экономической системы.

Консолидация обеспечения единства, суверенитета и безопасности общества

Охрана общественного порядка, прав и интересов граждан, государственного и личного имущества.

Проведение социальной политики, регулирование социальных отношений, в том числе обеспечение социальной защиты всех граждан.

Установление, совершенствование и реализация обязательных для всех законов.

Необходимое регулирование экономической и хозяйственной деятельности общества.

Идеологическое воспитание и социализация.

Культурно-образовательная деятельность.

Природоохранная деятельность, в плане решения вопросов охраны и рационального использования природной среды и богатств.

Внешние:

Защита интересов данного государства(национальных интересов) в его взаимоотношениях с другими государствами на международной арене.

Обеспечение обороны страны.

Обеспечение политической, экономической или военной экспансии по отношению к другим странам.

Борьба с международной преступностью.

Развитие цивилизованных и взаимовыгодных отношений с другими государствами.

4. ТИПОЛОГИЯ:

Государства классифицируются по формам правления, по государственному устройству, по политическому режиму.

Под формой политического правления понимается организация высшей государственной власти, характеризующая её формальным источником:

А) при монархической форме правления таким источником государственной власти является одно лицо- монарх. В свою очередь монархии бывают: абсолютная, где верховная и государственная власть всецело принадлежит одному лицу, при этом государственные органы, которые могли бы ограничить компетенцию монарха- отсутствует; ограниченная- здесь монарх должен учитывать мнение парламента\совета\; конституционная- где парламент конституционно значительно или полностью ограничивает власть монарха.

Б) при республиканской форме правления по закону конечным источником власти является народное большинство. Здесь верховная власть осуществляется выборными органами, которые избираются населением на определённый срок. Республики бывают Президентские, Парламентские, смешанные.

Под государственным устройством понимается внутри- территориальное устройство государства.

А) унитарное государство – единые государственные образования, разделённые на административно-территориальные единицы, которые имеют одинаковый юридический статус и не обладают политической самостоятельностью.

Б) федерация- союзные государства, в которые входят составные единицы, наделённые определёнными политическими правами, сопоставимые с правами центра. Здесь имеют место два уровня власти: федеральный, республиканский. То есть, существует верховная законодательная, исполнительная, судебная власти. Но субъекты федерации так же могут организовать такие же ветви власти и соответственно принимать свои конституции, если их основное политическое положение не противоречат общегосударственной Конституции. Имеет место двух палатный Парламент, где ,например, Гос Дума представлена общенациональным институтом, а Совет Федерации – интересы субъектов Федерации. Субъект Федерации лишён права самостоятельного выхода из состава государства; внешнеполитическая деятельность, валюта, армия, охрана границ – общефедеральные. Образование федерации может происходить по административному (США) или по национальному(Россия) принципу.

В) конфедерации – государственно-правовое объединение, союз юридически -независимых,суверенных государств. Химерическая, крайне нестабильная форма, т. к., такое объединение заключается лишь на время решения каких-либо общезначимых задач(оборонных, экономических, финансовых и т.д.),а затем исчерпывает себя. Здесь все ветви власти, вооружённые силы, система налогов, бюджет, международно-правовая субъектность индивидуальны. Хотя могут заключаться во временных договорах об, например, общей валюте, экономическом взаимодействии. Вместо высшего властного органа- коллегиальный консультативный орган, имеющий рекомендательные полномочия.

Под государственным режимом подразумевается совокупность способов и методов осуществления власти государством. Режимы бывают:

Демократические, где отличают либерально - демократические режимы, социально-демократические и их смешанные формы. Недемократические: авторитарные, деспотические, тиранические, тоталитарные, фашистские.

5.Правовое и социальное государство.

Как воплощение в политической практике идей классического либерализма принципы правового государства окончательно сформировались к концу ХIXв. в США, став обязательным, основным элементом либерально-демократического режима, распространившись и дав толчок развития демократии во многих странах мира. Но эволюционируя вместе с изменением внешней и внутренней политики США на сегодняшний момент правовое государство приобрело ряд новых признаков, в определённой мере изменивших его приоритеты, поэтому для понимания сущности правового государства необходимо проследить его в развитии.

Вариант(этап) первый- правовое государство- организация политической власти, создающая условия для наиболее полного обеспечения прав и свобод человека и гражданина, а также наиболее последовательного связывания государственной власти с помощью правового режима ограничений в целях недопущения злоупотреблений государственной власти.

Основные его принципы:

-Правовое равенство всех граждан

-Всеобщность права, то есть, его распространение одинаково и на человека и на государство

-Ограничение – регламентация деятельности государства, охраной прав и свобод человека.

-Суверенитет народа, как конечного источника власти

-Приоритет прав человека над законом государства

-Наличие развитого гражданского общества

-Разделение властей

-Приоритет для граждан метода запрета над методом дозволения(то есть разрешено всё то, что не запрещено ). Метод же дозволения применяется по отношению к государству, которое обязано действовать только в рамках дозволенного.

-Свобода и права людей – есть единственный ограничитель свободы индивида.

Однако провозглашённые в правовом государстве индивидуальная свобода, равноправие, поощрение конкуренции при невмешательстве государства в дела гражданского общества при совмещении с практикой неконтролируемого(дикого)рынка привели к полной десоциализации рыночной экономики. Возникают монополии которые полностью свободны от контроля государства. Для рядовых граждан вместо всеобщего благополучия эта система оборачивается жёсткой эксплуатации и крайним материальным неравенством, которое сформировало и социальное неравенство, что обесценило основной принцип правового государства, зафиксированный в Конституции государства – правовое равенство всех граждан. На деле использование конституционных прав стало привилегией только имущего класса. И как результат обострение социальных противоречий, классовая борьба и жесточайший общенациональный кризис охватывающий все сферы жизнедеятельности общества, который известен в истории как «великая депрессия». Конструктивным ответом на несовершенства правового государства в его классово-либеральном варианте явилась теория и практика социального государства. Уже само название говорит об участии государства в социальной политике и о приоритете для него общественного интереса. Сохранив все основные конституционно-закреплённые достижения прав государства, социальное государство добавило к этому ответственность государства за обеспечение социальной защищённости каждого гражданина, за обеспечение ему достойного уровня жизни, а также одинаковых стартовых возможностей для реализации жизненных целей. Это означает, что государство многократно усиливает своё влияние в экономике с целью поставить её на службу всего общества, а не одной элиты. Только таким образом можно обеспечить благополучие каждого гражданина и реализацию главной цели- сохранение социального мира в обществе.

Хотя время развития социального государства в США было очень не долгим, оно успело вывести страну из кризиса, успело выполнить большую часть поставленных задач и самое главное распространяется на большинство послевоенных европейских государств, найдя там благодатную почву для дальнейшего развития. В самих же США, начиная с правления Г. Трумэна, социальное государство перестало быть приоритетом государственной политики. Ясно, что сразу отменить его достижения означает вызвать социальный взрыв, но возможно постепенное сокращение социальных программ. А на первое место вновь выходит построение правового государства. Однако уроки Великой депрессии были учтены и важные принципы правового государства во втором варианте несколько отличны от первого.

Основные принципы:

-Равенство всех перед законом

-Ответственность государства перед гражданином и наоборот

-Самоограничение государства законами Конституции(то, что было сохраняют)

-Обязательное верховенство конституции над всеми другими правовыми актами

-Стабильность законодательства и наличие отлаженного правоохранительного механизма

-Устойчивое правовое сознание граждан и их уважение к закону и признание его верховенства со стороны общества.

Таким образом, существует два варианта правового государства, первый подразумевает верховенство права, как прав человека и гражданина. А второй- господство права, как верховенство закона.

В наши дни демократические государства стремятся найти меру оптимального сочетания правового и социального принципов. Процесс этот динамичен и ему далеко до завершения.

6. Гражданское общество.

Сегодня в отношении данного явления, его возникновения самой сути имеет место очень значимое разногласие. По сути, здесь опять же проявляет себя борьба между либеральными и социальными моделями развития.

В либеральной трактовке гражданское общество – это продукт буржуазного общества и возникает оно только с формирования представительного государства. То есть после принятия биллей Англии и США и декларации прав и свобод человека во Франции, то есть, с того момента, когда возникает избирательная система и граждане получают легальную возможность политического участия. Получается, что до того гражданского общества не было. Но как же тогда рассуждения о гражданском обществе Аристотеля, римских классиков, Макиавелли, Монтескье. Ведь большинство из них жило за долго до появления парламентаризма. Ещё Аристотель утверждал, что гражданское общество «внешне по отношению к государству». В той же категории рассуждают и последние мыслители: государство хоть и занимает в обществе центральное место, но является лишь его политической, организационно управленческой частью. А остальные элементы общества- это его негосударственные учреждения, которые в совокупности и составляют гражданское общество. Таким образом, гражданское общество – это совокупность социальных субъектов и их отношений, которые непосредственно не охватываются государственными структурами. По сути, это сфера экономического, социального, культурного пространства, где реализуются частные или коллективные интересы, потребности и ценности людей в соответствии с их индивидуальным выбором. А в конце XVIII начале XIX в.в. действительно возникла и стала развиваться ещё одна составляющая гражданского общества- политическая.

Такой подход позволяет существование гражданского общества не только в условиях демократии, но и при традиционных государствах. Лишь в редких случаях абсолютного тоталитаризма и теократии гражданское общество прекращало своё существование в границах определённого государства на определённое время, продолжая развиваться в других.

В структурном плане гражданское общество, т.о., можно представить в виде совокупности пяти основных элементов:

- экономический компонент- всё многообразие негосударственных производственных объединений и организаций, и их экономические отношения.

- социальный – по сути все социальные взаимодействия между индивидами и социальными группами, социальные институты, которые находятся вне прямого контроля государства ( начиная с семьи).

- социокультурный и духовный компонент - выступает как система культурной эволюции общества. В плане воспроизводства морально – этических, этно – национальных, религиозных и других культурных ценностей и передачи их из поколения в поколение.

- информационныйкомпонент - здесь можно рассматривать как отражение функционирования и развития гражданского общества в общественном и индивидуальном сознании в виде научных идей и концепций, обыденного здравого смысла строящегося на базе жизненного опыта, знаний и информации.

- политический компонент - отношение, возникающее по поводу удовлетворения политических интересов путём участия в политическом процессе, то есть, политическое участие граждан.

Однако, понятно, что оптимальные условия для существования и развития гражданского общества обеспечивают как раз принципы демократии, правового и социального государства. К таковым можно отнести:

наиболее полное обеспечение прав и свобод гражданина

самоуправляемость

полное осуществление права человека на информацию

свободно формирующееся свободное мнение и плюрализм

многоукладность экономики

частная собственность, обеспечивающая независимость граждан

сильная социальная политика, обеспечивающая достойный уровень жизни граждан

легитимность власти

республиканская форма правления.

Таким образом, гражданское общество можно представить как совокупность социокультурных, экономических, этно-национальных, морально-нравственных, религиозных, социально-политических и семейных отношений, институтов и ценностей, спомощью которых удовлетворяются внегосударственные потребности, интересы индивидов и социальных групп.

Наши рекомендации