Глава 10. правосознание и правовая культура 5 страница
В-шестых, признание все большим числом ученых поощрительных санкций могло бы, по нашему мнению, способствовать дальнейшему развитию научной мысли и юридической практики по пути расширения позитивных начал в праве, увеличения "стимулирующего веса" его средств, более разностороннему использованию управленческих методов воздействия на субъектов.
Принимая во внимание приведенные аргументы, вряд ли обоснованно игнорировать в юридических исследованиях общенаучное понимание категории "санкция", ссылаясь при этом на сложившиеся терминологические традиции.
§ 5. Соотношение нормы права и статьи нормативного акта
Норма права и статья нормативного акта не тождественны, они могут как совпадать, так и не совпадать. Норма права - это правило поведения, состоящее из гипотезы, диспозиции и санкции, а статья законодательного акта - форма выражения государственной воли, средство воплощения нормы права.
Норма права, будучи содержанием, по-разному соотносится со статьей нормативного акта, выступающей в качестве ее формы.
Излагая правило поведения, законодатель может:
все три элемента логической структуры нормы права включить в одну статью нормативного акта;
в одну статью нормативного акта включить несколько правовых норм;
элементы нормы права изложить в нескольких статьях одного и того же нормативного акта;
элементы нормы права изложить в нескольких статьях различных нормативных актов.
По способам изложения возможны три варианта соотношения нормы права и статьи нормативного акта:
1) прямой способ - норма права непосредственно излагается в статье нормативного акта;
2) отсылочный (ссылочный) способ - статья нормативного акта, не излагая всей нормы права, отсылает к другой статье этого же нормативного акта (примером такого способа могут служить нормы УК РФ, которые содержат ссылки на другие статьи, - это, в частности, ст. 139 "Нарушение неприкосновенности жилища");
3) бланкетный способ - статья отсылает не к конкретной статье, а к целому виду других нормативных актов, правил (например, при незаконном вооружении для уяснения соответствующей нормы УК РФ должен быть использован Федеральный закон "Об оружии") от 13 декабря 1996 г. с изменениями и дополнениями <*> (см. схему 31).
--------------------------------
<*> СЗ РФ. 1996. N 51. Ст. 5681; Российская газета. 1999. 23 ноября; 2000. 14 апреля.
Схема 31
┌────────────────────────────────────┐
│ СПОСОБЫ ИЗЛОЖЕНИЯ НОРМ ПРАВА │
│ В СТАТЬЯХ НОРМАТИВНЫХ АКТОВ │
└──────────────────┬─────────────────┘
│
┌────────────────────────┼───────────────────────┐
┌───────┴────────┐ ┌────────┴───────┐ ┌────────┴───────┐
│ Прямой │ │ Отсылочный │ │ Бланкетный │
└────────────────┘ └────────────────┘ └────────────────┘
§ 6. Классификация норм права
Классификация позволяет более четко обозначить место и роль юридических норм в системе правового регулирования, глубже познать их природу и назначение.
Выделяют следующие основные виды правовых норм:
1) в зависимости от содержания они подразделяются на:
исходные нормы, которые определяют основы правового регулирования общественных отношений, его цели, задачи, пределы, направления (это, например, декларативные нормы, провозглашающие принципы; дефинитивные нормы, содержащие определения конкретных юридических понятий, и т.п.);
общие нормы, которые присущи общей части той или иной отрасли права и распространяются на все или большую часть институтов соответствующей отрасли права;
специальные нормы, которые относятся к отдельным институтам той или иной отрасли права и регулируют какой-либо определенный вид родовых общественных отношений с учетом присущих им особенностей и т.д. (они детализируют общие, корректируют временные и пространственные условия их реализации, способы правового воздействия на поведение личности);
2) в зависимости от предмета правового регулирования (по отраслевой принадлежности) - на конституционные, гражданские, административные, земельные и т.п.;
3) в зависимости от их характера - на материальные (уголовные, аграрные, экологические и пр.) и процессуальные (уголовно-процессуальные, гражданско-процессуальные);
4) в зависимости от методов правового регулирования делятся на:
императивные (содержащие властные предписания);
диспозитивные (содержащие свободу усмотрения);
поощрительные (стимулирующие социально полезное поведение);
рекомендательные (предлагающие наиболее приемлемый для государства и общества вариант поведения);
5) в зависимости от времени действия - на постоянные (содержащиеся в законах) и временные (указ Президента о введении чрезвычайного положения в определенном регионе в связи со стихийным бедствием);
6) в зависимости от функций - на регулятивные (предписания, устанавливающие права и обязанности участников правоотношений, например нормы конституции, закрепляющие права и обязанности граждан, президента, правительства и т.д.) и охранительные (направленные на защиту нарушенных субъективных прав, например нормы гражданско-процессуального права, призванные восстанавливать нарушенное состояние с помощью соответствующих юридических средств защиты);
7) в зависимости от круга лиц, на которых распространяется действие норм, - на общераспространенные (действуют в отношении всех граждан, например нормы Конституции РФ) и специально распространенные (действуют только в отношении определенной категории лиц - пенсионеров, военнослужащих, учащихся и т.д.);
8) в зависимости от степени определенности элементов правовой нормы - на абсолютно определенные (точно определяющие права и обязанности участников правоотношения, условия своего действия, последствия несоблюдения предписаний нормы; например нормы УК РФ, устанавливающие точный и исчерпывающий перечень обстоятельств, отягчающих ответственность), относительно определенные (устанавливающие возможные варианты поведения; например санкции статей Особенной части УК РФ, предусматривающие верхний и нижний пределы уголовного наказания) и альтернативные (закрепляющие несколько возможных вариантов действия, из которых необходимо выбрать один с учетом конкретных обстоятельств; например, установление нормами УК РФ различных видов наказания - лишение свободы, или исправительные работы, или штраф);
9) в зависимости от сферы действия - на общефедеральные (действуют на территории всей страны, например нормы Уголовно-исполнительного кодекса РФ), региональные (действуют на территории субъектов РФ - в республиках, краях, областях и т.п.) и локальные (действуют на территории конкретного предприятия, учреждения, организации);
10) в зависимости от юридической силы - на правовые нормы законов и подзаконных актов;
11) в зависимости от способа правового регулирования - на управомочивающие (предоставляющие возможность совершать определенные действия, например принять завещание, требовать исполнения обязательств), обязывающие (предписывающие лицам совершить те или иные положительные действия, например возместить убытки, уплатить квартплату, возвратить в библиотеку книги) и запрещающие (не разрешающие производить определенные действия, например нарушать правила дорожного движения, совершать хищения);
12) в зависимости от субъектов правотворчества - на нормы, принятые государственными (законодательными, исполнительными) органами и негосударственными структурами (народом на референдуме либо органами местного самоуправления).
Таким образом, нормы права многообразны. Это связано с многообразием общественных отношений, которые данные нормы призваны регулировать.
Контрольные вопросы
1. Дайте определение нормы права.
2. Каковы основные признаки правовой нормы?
3. Из каких элементов состоит структура нормы права?
4. Каково соотношение нормы права и статьи нормативного акта?
5. Укажите способы изложения норм права в статьях нормативных актов.
6. Перечислите основные виды правовых норм.
Литература
Баранов В.М. Поощрительные нормы советского социалистического права. Саратов, 1978.
Гойман-Червонюк В.И. Очерк теории государства и права. М., 1996. Гл. 18.
Кашанина Т.В., Кашанин А.В. Основы российского права. М., 1996.
Комаров С.А. Общая теория государства и права. М., 1997. Гл. 15.
Кулапов В.Л. Рекомендательные нормы советского права. Саратов, 1987.
Марченко М.Н. Теория государства и права. М., 1996. Гл. 14.
Нормы советского права. Проблемы теории / Под ред. М.И. Байтина и В.К. Бабаева. Саратов, 1987.
Общая теория права / Под ред. А.С. Пиголкина. М., 1995. Гл. 10.
Рыбушкин Н.Н. Запрещающие нормы в советском праве. Казань, 1990.
Сенякин И.Н. Специальные нормы советского права. Саратов, 1987.
Теория государства и права: Курс лекций / Под ред. Н.И. Матузова и А.В. Малько. М., 2000. Гл. 15.