Резервационные дни южных шайеннов
В конце войны бизоны были повсюду, кроме юга. Что энергичные шайеннские мужчины должны были делать? Что касается женщин, перенос лагеря, который занимал так много времени в прошлом, был едва возможен в пределах границ резервации. Семьи были опустошены смертью и болезнями. Шайенны всегда имели относительно немного детей, но ведомость агентства 1877г показывают потрясающие числа: было примерно семьсот мужчин и тысяча сто семей (отношение полов 1 к 1,6). Детей было только тысячу, или один ребёнок на полтора взрослого! Всех шайеннов в резервации насчитывалось менее трёх тысяч, из которых девятьсот человек были северными шайеннами, насильственно переселёнными с их родины.
Первая задача агента, отвечающего за резервацию – избавить индейцев от голода; вторая – держать их спокойными; третья – защищать их от вторжений белых скотоводов и других поселенцев; и наконец, перевоспитать их, принять новый образ жизни, названный "перевоспитанием индейцев".
Чтобы справиться с первой задачей (голодом), необходимо было принять факт, что шайенны будут полностью зависеть от правительственных поставок говядины, муки, бекона и кофе до тех пор, пока не вырастят достаточно маиса или заработают достаточно денег, чтобы стать самостоятельными. Шайенны, подобно многим другим индейцам, оказались в системе общественных пособий. Распределение пайков было беспорядочным и недостаточным. Этого едва хватало, а сама зависимость разъедала дух. Негодование приводило к множеству инцидентов во время раннего резервационного периода. Армия препятствовала волнениям превратиться в серьезное восстание.
Защита земель южных шайеннов оказалась вне полномочий Бюро Индейских Дел или самих шайеннов. Но сначала, рассмотрим попытку "перевоспитания".
Для взрослых, процесс "перевоспитания" означал постоянное давление со стороны агента и фермера агентства, которые призывали взяться за плуг и выращивать маис. Это, в свою очередь, подразумевало, что шайеннам нужно дать рабочих лошадей, чтобы заменить скаковых пони, которых они так высоко ценили. Это также подразумевало, что они должны были купить, или им нужно дать плуги, культиваторы и фургоны, или научить пользоваться ими. Но шайеннские мужчины считали это женской работой, не подходящей для воинов. Для мужчины шайенна было тяжело повернуться к плугу. Кроме того, резервация была слишком невелика размером. Те немногие шайенны, которые попробовали заняться сельским хозяйством, часто сталкивались с неурожаем. Белые, написал агент Майлз в 1881г, которые попытаются выращивать маис и пшеницу на западе Индейской Территории, будут голодать, даже со всем их образованием и знанием сельского хозяйства. Это было верно даже в 1930-ых, во времена пыльных бурь.
Не было такого, чтобы шайенны были против работы, но они нуждались в полезной и удовлетворяющей их эго работе. Когда они получили тяжеловозов и фургоны, то занялись транспортировкой грузов для агентства от железной дороги в Уичито, Канзас. Вскоре шайенны стали нуждаться в фургонах больше, чем в товарах, которые они перевозили. "Затем фургоны вышли из употребления, а индейцы возвратились к бездеятельности" (Бертронг).
Когда появилась потребность в складах для хранения товаров, доставленных в агентство, то шайеннские мужчины занялись доставкой камней, приготовлением извести и строительством зданий. Но бум строительства прошел, и новые надежды исчезли.
Агент Майлз, боровшийся против оппозиции Вашингтона, вскоре почувствовал, что фермы предоставляли небольшую надежду для южных шайеннов, но они могли заняться скотоводством. Правительство действительно предоставило экспериментальное стадо рогатого скота для мальчиков в школе резервации. Через пять лет это стадо увеличилось с четырёхсот голов до более тысячи пятисот. Затем специальный уполномоченный Индейских Дел, желая вызвать бурный рост индивидуализма, приказал разделить стадо среди индейских семей. Стадо исчезло, а каждая семья получила по три коровы. Вскоре они были съедены, проданы или проиграны. Правительство не поддержало идею племенного стада, и возможность заняться животноводством, как новой основой для существования племени, не стала политикой правительства – хотя школьники показали, что это возможно – нужно только работать.
Преобразование шайеннов в американцев было сосредоточено на молодёжи. Это началось в 1877г, когда несколько молодых воинов, которые были осуждены за "военные преступления", были посланы в форт Марион (старая испанская крепость) в Сент-Огастин, Флорида. После нескольких лет некоторые из них решили продолжить учёбу в профессионально-технической школе для чернокожих в Хэмптоне, Вирджиния, и наконец, в индейской школе в Карлайле, которая была открыта для них в Пенсильвании. За эти годы множество шайеннских мальчиков и девочек (особенно дети мирных вождей) были отправлены в Карлайл. В течение летних месяцев они столовались и работали на фермах и в городах на Востоке.
Другие были вынуждены посещать миссии и правительственные школы в резервации. Квакеры и менониты были первыми, кто занимались их обучением.
Цель индейского образования, как тогда считали, заключалась в искоренении индейского среди нового поколения племени:
1. Сбор детей в школах-интернатах, где они будут удалены от традиционного влияния в жизни лагеря.
2. Стрижка волос и ношение одежды в американском стиле.
3. Обучение говорить, читать и писать на английском языке, наряду с элементарной арифметикой.
4. Обучение мальчиков земледелию, кузнечному ремеслу, плотницким работам, забою скота, изготовлению обуви, упряжи и другим полезным ремеслам; обучение девочек кулинарии и выпечке, шитью и другим искусствам домашнего хозяйства.
5. Обучение всех детей Евангелие, и принятие христианства одной из конфессий.
Для самих шайеннов, как выразился агент Майлз, возвращение в племя образованных молодых людей "убьёт большую часть 'индейского' в самих индейцах этого агентства в назначенное время" (Бертронг). Все же, несмотря на давление (например, в 1903г специальный уполномоченный Индейских Дел предложил отказать в выдаче продовольствия и одежды тем мужчинам южных шайеннов, которые откажутся отрезать волосы), которое шайенны вынесли за сотню лет после их завоевания, шайенны, как народ, так и не потеряли свою идентичность и последние остатки своего существенного наследия.
Конец резервации шайеннов и арапахо. Резервация шайеннов и арапахо к югу от реки Арканзас была частью большого федерального участка, известного как Индейская Территория. Начиная с 1830-ых, Соединенные Штаты переместили сюда множество юго-восточных племен, типа делаваров, чероки, чикасо, криков и семинолов. Первоначально Территория была задумана при президенте Эндрю Джексоне, как зона безопасности за Миссисипи, где индейцы могут оставаться вдали от американских поселений. Все же, в течение пятидесяти лет, поселенцы требовали для себя всё больше и больше территорий.
Когда в середине 1880-ых исчезли бизоны, а шайенны потерпели неудачу в фермерстве и скотоводстве, Бюро Индейских Дел обратилось к аренде обширных пастбищ для белых скотоводов, как к средству для получения наличного дохода для племен и передачи пустующих земель производителям. Шайенны и арапахо заключили соглашение, запроектированное министерством внутренних дел, по аренде белыми земли по два цента за акр в год. Это обернулось невероятным политическим подкупом. Семь скотоводов получили права использовать почти четыре миллиона акров земли шайеннов арапахо. Это позволило им использовать девяносто процентов земли, принадлежащей двум племенам – более ста тысяч квадратных миль!
К 1885г на этих землях паслось почти четверть миллиона голов рогатого скота.
Однако, арендная система была обречена. Члены общины Солдат Собаки, которые теперь обосновались на маленькой территории, и живущие с остальной частью шайеннов, представляли доминирующую силу племени. Они могли действовать организованно, терроризируя других шайеннов, которые пытались заняться фермерством или скотоводством. Они смело убивали скот арендаторов и сжигали траву на пастбищах. Они наотрез отказались отправлять своих детей в школу. Они выражали презрение к власти агента и силе маленьких гарнизонов в ближайших армейских постах.
Правительство решило заменить гражданского агента военным. Армейские гарнизоны были укреплены, а президент Клевеланд отменил арендные договоры скотоводов, дав баронам сорок дней, чтобы вывести свои стада с территории резервации.
Шайенны возвратились к условиям, с которых они начинали, но без наличных денег от аренды.
Уничтожение резервации. В 1887г конгресс решил ассимилировать индейцев в американское общество, и позволить им стать полноценными гражданами. Акт Доеса состоял в том, что каждый индейский мужчина, женщина и ребенок могли получить участок земли в личную собственность. Однако, это собственность оставалась "всего двадцать пять лет". Землю нельзя было продать в течение двадцати пяти лет, поскольку она оставалась на доверии у правительства. После двадцати пяти лет, мелкий арендатор получал право на эту землю (то есть, в прямую собственность). Индейский владелец, который оставил племя, становился "компетентным" гражданином Соединенных Штатов, с правом держать, арендовать, продать или подарить собственность, по собственному усмотрению. Вся оставшаяся земля резервации могла быть распределена федеральным правительством для будущего использования.
Что касается южных шайеннов, правительство быстро ощутило эффект Акта Доеса.
Когда весной 1892г распределение личных участков было закончено, немногим более 500 000 акров остались в руках арапахо и шайеннов. Остальные 3 500 000 акров их резервации были куплены правительством для продажи белым фермерам.
Резервация шайеннов и арапахо прекратила своё существование, а южные шайенны навсегда потеряли право на свою племенную землю.
Резервация северных шайеннов. Когда закончились войны, судьба оказалась несколько благосклонней к северным шайеннам, чем к южанам. Большинство северных общин после сдачи прибыли в форт Кеог, и оставались там несколько лет. Наконец, они переместились на запад, к реке Тонг, в Монтану, обосновавшись в красивой стране, которую они сами выбрали. В 1884г президент, в соответствии с распоряжением правительством, отложил 371 200 акров окрестных земель для их резервации. В 1900г она была увеличена до 460 000 акров, а сегодня составляет 440 000 акров.
В 1880-ых в районе реки Тонг, фактически, не было никаких белых поселенцев. Земля находилась в стороне от маршрутов переселенцев, и оставалась изолированной до 1950-ых, когда первое шоссе было проложено через резервацию. Хотя в течение полстолетия вокруг резервации реки Тонг были белые скотоводы, земли северных шайеннов не вызвали жажду наживы поселенцев, которая лишила шайеннов и арапахо их племенной территории.
Индивидуальные наделы не распределяли среди северных шайеннов до 1926г, и что более важно, нераспределенные земли не были открыты для белых фермеров. Права на распределенные земли сохранялись для племени в течение пятидесяти лет.
Сегодня три тысячи северных шайеннов имеют приблизительно 270 000 акров племенной территории, в то время как приблизительно 164 000 акров распределены в частные владения, а правительство сохранило почти 7 000 акров для собственного использования. С 1954г совет северных шайеннов впервые по собственной инициативе, а позже при помощи правительства, выкупил распределенные участки для продажи. Таким образом, племенные земли постепенно увеличивались, а сообщество имело твердую основу для существования.
Религиозное выживание
Трудно представить, как шайенны пытались выжить на правительственные ренты и скудные суммы денег, которые они получали от аренды земель в течение первых шестидесяти лет после своего поражения, пытаясь сохранить свою религию, которая для них означала гораздо больше.
Мы уже видели, как Великие Церемонии выражали воплощение племенной души и благосостояния во время проведения ритуала Возобновления Магических Стрел, и как мир оживал каждую весну во время церемониального акта Танца Солнца. Массаум (Танец Бешеного Животного), по существу, был ритуалом охотничьего общества, и теперь, когда шайенны больше не были охотниками, они хотели продолжать этот ритуал.
Танец Солнца был еще одним вопросом. Мало того, что шайенны нуждались в благодеянии возобновления, вся вселенная возобновлялась, согласно самой глубокой шайеннской вере. Аналогично, возобновление Магических Стрел – священная обязанность шайеннов, самое священное таинство шайеннов, как народа.
Первые агенты Индейские Бюро не понимали этого. Они просто рассматривали церемонии, как нецивилизованный и варварский обычай (особенно действия самоистязания и ритуальное половое сношение между священником и женой мужчины, давшего обет). Даже самые терпимые агенты возражали против продолжения церемоний, потому что они уводили шайеннов от ферм в самое критическое время посева. В случае южных шайеннов, агенты также хотели уменьшить власть Солдат Собаки, которые уничтожали заборы и убивали лошадей тех шайеннов, которые не хотели участвовать в церемонии, и занимались фермерством.
Движение Танца Призрака. Подавление Танца Солнца не было слишком жёстким в начале 1890-ых. Новое религиозное движение, известное как Танец Призрака, возникло среди пайютов Невады и распространилось на восток, к племенам Равнин. Танец Призрака – классический пример исконного движения во времена культурного кризиса. Такие движения стремятся воссоздавать разрушенный, но не забытый образ жизни. Это также было мессианским движением. Оно было основано обращенным в христианство пайютом, который, в состоянии транса, оказался на небесах и был проинструктирован Богом. На небесах было много индейцев, которые умерли. Они вновь были молоды, счастливы и энергичны, наслаждаясь играми и танцами, прекрасно существуя среди неистощимых стад диких животных.
Бог сказал Уовоке возвращаться на землю, и проповедовать мир и любовь своим людям: они не должны лгать, красть, ссориться между собой и сражаться против белых. Но если они будут упорно трудиться и танцевать, как их научил Бог, то земля преобразиться, как на небесах, и люди будут вечно жить в счастливой гармонии со своими умершими.
Сообщение Мессии пайютов распространилось среди отчаявшихся племён равнин подобно пожару, изменяя доктрину от племени к племени. Однако, основная тема оставалась неизменной. Мертвые возродятся, бизоны и антилопы вернутся, земля будет вечнозеленой, а все индейцы будут безболезненно и счастливо жить, как в старину. Танец Призрака мог ускорить приближение этого дня.
В конце 1889г северные шайенны отправили паломников, чтобы получить информацию непосредственно от Мессии. Они возвратились в Монтану в начале весны 1890г с сообщением от Христа (Уовоки). Сообщение, согласно Джеймсу Муни, "вызвало самое дикое волнение среди шайеннов, и после долгих дебатов, Танец Призрака был проведён в нескольких лагерях" (Муни). Танец Призрака был лучшим способом выполнить мирные функции возобновления Танца Солнца, который добровольно заменил последний.
Южные шайенны приняли движение несколько позже, но они также послали делегатов в Неваду, и к 1893г Танец Призрака в различных формах заменил большинство других церемоний южных шайеннов.
Однако, к концу десятилетия обещания Уовоки не сбылись. Шайенны возвратились к своим древним церемониям, сохранив новую религию, которая содержала знакомую привлекательность.
Культ Пейота. Пейот – маленький, серо-зеленый мягкотелый кактус (Lophophara williamsii), произрастающий в Мексике и в некоторых частях Техаса. Он содержит множество алкалоидов, вызывающих разнообразные физиологические эффекты при употреблении, или в виде "чая". В ритуальном контексте, он вызывает слуховые и визуальные галлюцинации – видения. Это не наркотик и не приводит к химической зависимости.
Ритуальное использование пейота относится к доколумбовой Мексике. Испанские конкистадоры отметили его религиозное применение в центральной Мексике, и сегодня его ритуальное использование распространено среди горных народов Мексики.
Слово "пейот" получено от ацтекского названия гусеницы, пейотль, потому что белая вершинка кактуса выглядит как задняя часть гусеницы.
Ритуальное использование пейота среди племён южных равнин было принесено апачами почти триста лет назад. Шайенны не знали о нём вплоть до появления Танца Призрака.
Культ Пейота, по сути, представляет собой групповой ритуал, хотя некоторые люди употребляют его в одиночку. Обычно церемония длится всю ночь. У шайеннов она обычно проходит внутри типи, хотя и не обязательно. Поклонники культа сидят внутри типи. В центре находится алтарь, сделанный из земли в форме полумесяца. Между рогами месяца всю ночь поддерживают маленький огонь. Молитвы представляют смесь обращений к Майюну, Богу, Иисусу и Библии, произносимых между песнями и боем барабана. Высушенные головки пейота едят и испытывают видения. Некоторые молящиеся во время случайных пауз рассказывают остальным содержание своих видений, а главный священник комментирует то, что было показано.
Большая привлекательность ритуала заключается в том, что он примиряет людей в серьезном социальном мероприятии, которое укрепляет борющегося индивидуума. Этот ритуал является полностью индейским – особенно в виртуальной гарантии опытов видения, в барабанном бое и пении, и в проведении внутри типи. В то же самое время, он ясно сигнализирует разрыв с прошлым (в отличие от Танца Призрака), где он признан как новая религия, данная индейцам Богом во время их самой большой нужды. Следовательно, включает определенные христианские элементы в ритуальные действия. Употребление пейота интерпретируется как причастие.
Напряженные усилия агента шайеннов и арапахо юридически признать Культ Пейота незаконным, провалились в 1907г. Через десять лет лидеры Культа Пейота среди южных шайеннов, кайова, команчей, понка и оседжей узаконили это как религию в штате Оклахома. Теперь она известна как Церковь Коренных Американцев, и ее главная функция конституционно гарантирует свободное религиозное поклонение ее членов.
Христианские миссионеры непрерывно работали среди шайеннов в течение почти ста лет, но сегодня относительно небольшое число приняло христианство. Восемьдесят процентов северных шайеннов – члены Церкви Коренных Американцев.
Хотя пейотисты могут участвовать в Танце Солнца, специальные священники, типа Хранителя Стрел и Магической Шапки и другие традиционные священники не могут быть пейотистами. Пейотизм представляет новую религию, которая заменила старую.
Танец Солнца и возобновление Стрел сегодня. Первую четверть этого столетия все усилия уничтожить Танец Солнца шайеннов провалились. Наконец, после 1926г, Бюро Индейских Дел официально признало право всех индейцев свободно выражать свои религиозные верования.
В начале столетия шайенны изменили дату проведения Танцы Солнца с июня на четвертое июля. Это должно было успокоить настойчивость агентов, так как теперь танец проводился не во время посевной, а их дети были дома, а не в школе. Сегодня проведение Танца Солнца во время четвертого июля связано с шайеннским мировоззрением о ежегодном оживлении и праздновании рождения нации. Приближаясь к участку Танца Солнца северных шайеннов, посетитель может увидеть надпись: "Пожалуйста, соблюдайте тишину. Никаких фейерверков. Проводится религиозная церемония".
Хотя множество деталей обрядов Танца Солнца и возобновления Стрел были утеряны, некоторые сохранились в памяти и в нескольких руководствах, написанных в 1939г, когда выжившие священники взяли на две недели в горы несколько "лучших молодых людей, чтобы передать им тайны", и сохранить церемонии. Живучесть церемоний хорошо засвидетельствована в отчетах и фотографиях отца Питера Пауэлла в двух работах, изданных в 1969г (Сладкая Магия: Продолжающаяся роль Священных Стрел, Танца Солнца и Священной Бизоньей Шапки в истории северных шайеннов).
Танец Солнца – большой процветающий ритуал, проводимый отдельно южными и северными шайеннами. Хотя в последние годы Магические Стрелы были отправлены на север, в Монтану, обычно они находились у южных шайеннов. Не часто церемонии возобновления проводятся из-за личных клятв.
Во время расцвета шайеннской культуры, посещаемость церемонии Стрел была обязательна для всех шайеннов – кроме убийц и их близких родственников. Сегодня, участие вызывает интерес только нескольких человек. На Церемонии Стрел, проведенной в июле 1968г, присутствовало всего двадцать палаток южных шайеннов, плюс два человека из Монтаны, представляющих северных шайеннов. Племенной совет северных шайеннов выделил деньги для закупки продовольствия и подношений для церемонии – и передал сумму через Вестерн Юнион.
В 1962г хранитель Стрел, приверженный традиционному образу жизни, хотел, чтобы его люди больше заботились о своей религии и оплакивали поведение молодых шайеннов, которые "испортились" употреблением алкоголя, дракам, автокатастрофам и случайным убийствам.
Магическая Шапка все еще почитается и официально хранится в Монтане. Связка, в которой хранится Шапка, выставлена перед типи Хранителя при проведении Танца Солнца, но ритуалы, связанные с ней, утеряны и больше не проводятся.