Систематизация законодательства

Действительно крупное дело было совершено в царствование императора Николая 1 лишь в сфере кодификации законов России. Весь XVIII в. прошел в беспрерывных и всегда неудачных попытках привести в систему русские законы, накопившиеся после Уложения Алексея Михайловича 1649 г.

Петр 1, Анна Ивановна, Елизавета, Екатерина II пытались привести законодательство в порядок, придать ему определенную стройность. Было создано друг за другом девять комиссий, и каждая из них представлялась обществу помпезно и с шумом, но ни одна из них не оставила после себя каких-либо следов. Девятая комиссия (1797 г.) ограничилась лишь одним составлением оглавления будущего Уложения. Потом уже работа была поручена министру юстиции князю П.В. Лопухину. Далее сочли необходимым найти ученого юриста и выбор пал на барона Г. Розенкампфа из Лифляндии. И вот человек, не знавший России, ни ее обычаев и законодательства, возглавил очередную (десятую) комиссию по составлению Уложения законов. Уволив из комиссии русских чиновников, Розенкампф заменил их немцами и французами. Все действующее законодательство потребовалось перевести на французский язык, чтобы новые составители могли хоть как-то с ним ознакомиться. При переводе текстов законов, указов, уложений, написанных в свое время дьяками исключительно сложно, терялся смысл. Комиссия зашла в тупик. Многие не могли надивиться, как к составлению Уложения для величайшей в мире империи выбран человек, не знающий даже русского языка.

В 1826 г. Николай 1 преобразовал эту комиссию во Второе отделение Собственной Его Императорского Величества Канцелярии. Во главе был поставлен возвращенный из ссылки Сперанский.

К 1833 г. после изнурительной работы на свет появились два грандиозных труда: Полное собрание законов и Свод законов Российской империи.

Сперанский различал три стадии кодификационной работы: 1) составление Полного собрания законов, т.е. расположение всех актов законодательства в хронологическом порядке;

2) составление Свода законов, т.е. расположение всех действующих законов в систематическом порядке, но без всяких изменений по существу их;

3) составление Уложения, т.е. приведение в систему действующих законов с надлежащими дополнениями и исправлениями.

По воле императора работа была ограничена первыми двумя этапами. Мысль об Уложении казалась царю слишком опасной для всего дворянского миропорядка.

В Полное собрание законов было включено 35 993 акта. Работа над Сводом состояла в следующем. За образец было принято Уложение Юстиниана. На основе Полного собрания законов составлены были специальные исторические своды по отдельным отраслям права. Из них было устранено все недействующее, исключены все повторения, сокращены многословные законы, из двух противоречащих друг другу законов предпочтение отдавалось позднейшему.

Свод составил XV томов и, по мнению его составителя, он должен был послужить лишь основой для разработки Уложения, под которым Сперанский разумел совокупность действующих законов, исправленных и дополненных сообразно требованиям времени. Мы уже видели, что мысль о составлении Уложения не была одобрена Николаем 1, поэтому после издания Свода ему была придана сила закона. Сам Сперанский трудился над Уголовным уложением, которое уже после его смерти было закончено в 1845 г., и составило XV том Свода законов Российской империи.

Основы гражданского права по Сводузаконов Российской империи. В Своде законов прежде всего значительные земельные угодья не были признаны объектом частной собственности. Земельные наделы казенных и удельных крестьян не могли отчуждаться. Что касается отчуждения дворянских имений, то здесь существовало право преимущественной покупки члена данного рода. Законодательство предусматривало и систему майората, когда земельные владения могли передаваться старшему сыну по наследству.

Крестьянам было запрещено выделяться из общины и закреплять за собой в частную собственность выделенный им надел. Имелись некоторые ограничения для лиц духовного звания. Священнослужителям запрещалось совершать договоры подряда и поставки. Стороной в этих договорах должна быть церковная община. Правоспособность и дееспособность евреев была ограничена. Браки христиан и нехристиан запрещались. Поляки не могли приобретать в собственность, брать в залог и арендовать землю в 9 западных губерниях. Так законодатель охранял российскую землю от перехода в “чужие руки”.

Вещное право России по Своду законов состояло из следующих институтов:

1) владение;

2) право собственности;

3) сервитуты;

4) обязательственное право.

Всякое владение, даже незаконное, охранялось до тех пор, пока не обнаружится собственник. Определение понятия собственности дано в ст. 420 т. Х ч. 1: “Собственность есть власть в порядке, гражданскими законами установленном, исключительно и независимо от лица постороннего владеть, пользоваться и распоряжаться имуществом вечно и потомственно”. Широко были представлены сервитуты: право проезда по дорогам, плавания по рекам на судах, право бичевой тяги судов и плотов. Законодательство знало и такой сервитут как узуфрукт, т.е. пожизненное владение с правом пользования вещью и извлечения из нее плодов.

Обязательства возникали из договоров и деликтов. Предметом договора могли быть: что-то дать, что-то сделать или воздержаться от действия (ст. 574, т. X, ч. 1). Договоры составлялись по взаимному согласию сторон. Средствами обеспечения обязательств были задаток, залог, неустойка и поручительство. Договор купли-продажи недвижимого имущества оформлялся купчей крепостью, т.е. нотариально. Отчуждение движимых вещей могло быть оформлено устно и подтверждено свидетельскими показаниями.

Законодательство знало договор запродажи, который предусматривал заключение договора купли-продажи в будущем. Договор запродажи следовало нотариально заверять.

По договору найма домовладелец имел право в одностороннем порядке прекратить договор и выселить нанимателя из квартиры или арендатора с арендуемого участка. Правда, наниматель мог предъявить иск о возмещении ущерба.

Особое внимание законодательство уделяло договорам подряда и поставки (постройка, ремонт, перевозка людей и материалов).

Если по договору займа не обозначался размер процентов, то кредитор имел право взимать с должника 6%. Свод законов предусмотрел четыре вида товариществ. Полное товарищество - соединение лиц, отвечающих всем своим имуществом. Товариществом на вере называлось соединение лиц, отвечающих всем своим имуществом (товарищи), и лиц с ответственностью, ограниченной только своим вкладом (вкладчики). Акционерная компания состояла из лиц, имущественная ответственность которых ограничивалась лишь их акциями. Трудовая артель образовывалась для производства определенной работы или промысла из лиц, которые своим трудом выполняли работу за общий их счет и с круговой порукой. Для всех видов товариществ требовались письменная форма договора и регистрация.

Свод весьма обстоятельно регулирует отношения сторон по договору личного найма (для домашних услуг, для отправления земледельческих и других работ).

Нормысемейного права, установившиеся в XVIII в., не претерпели изменений. Единственной формой брака признавался брак церковный. Гражданский брак оставался неведомым для законодателя. Вступление в брак и разводы регулировались правилами того или иного вероучения (православного, римско-католического, еврейско-иудейского, мусульманского, лютеранского и т.д.).

Свод законов установил для православных брачный возраст в 18 лет для мужчин и 16 лет для женщин. Личные права мужа оставались обширными. Жена должна всюду следовать за мужем при переселении последнего, при любой перемене места жительства. От супругов требовалась верность друг другу. Оскорбленный супруг мог обратиться в церковный суд и просить о разводе или в гражданский суд, который присуждал виновного к тюремному заключению от четырех до восьми месяцев.

Свод законов закрепил принцип раздельности имущества супругов. Права законных детей и незаконнорожденных, т.е. внебрачных, были различны. Последние не имели права на имя отца, на его имущество. Дети обязаны были со всем почтением относится к родителям. В случае неповиновения родительской власти дети без особого судебного разбирательства могли быть отправлены в тюрьму на срок от двух до четырех месяцев.

Законодательство XIX в. значительно пересмотрело нормы наследственного права. Можно было завещать имущество любому лицу, будь то родственник или посторонний. Однако закон ввел некоторые ограничения завещательной свободы. Не подлежали завещанию майоратные родовые заповедные имения. Нельзя было завещать недвижимость евреям, полякам и иностранцам в тех местах, где они не имели права иметь недвижимость. Не признавались действительными завещания умалишенных и самоубийц.

Предусматривались завещания нотариальные и домашние. Была более упрощенная форма завещания в условиях походных, морских, госпитальных, заграничных. Крестьянские и вдовьи завещания признавались действительными, если они были составлены без соблюдения всех формальностей.

К наследованию по закону призывались все кровные родственники без ограничения степени родства. Доля умершего наследника переходила его детям. Сначала наследовали нисходящие родственники, а потом боковые. Что же касается восходящих родственников, то родители устранялись от наследования своих детей. Им принадлежало право пожизненного пользования имуществом своих детей, умерших без потомства и не оставивших завещания. Супруги наследовали друг после друга только в размере '/7 недвижимости и 1/14 движимости. Однако супруг мог завещать родовое имущество в пожизненное пользование другому супругу. Указом 1818 г. были урегулированы права наследования единокровных и единоутробных братьев и сестер.

Уголовное право по Сводузаконов Российской империи. Основные черты. В Своде законов жестокая система уголовного права, перенесенная в Россию из Западной Европы и требовавшая не щадить преступника, смягчается. Наказания должны устрашать общество. По этой причине законы Петра 1 требовали не щадить преступников в судебных приговорах и при исполнении судебных решений. Требовалось облачать осужденных в черные одежды, привязывать к ним веревками черные доски с надписью о совершенном преступлении (вор, убийца, насильник и пр.), возить преступников в таком обличии по улицам городов с барабанным боем и исполнять приговор публично на специальных эшафотах.

Указами Александра 1 была упразднена пытка, “чтобы самое появление пытки, стыд и укоризну человечеству наносящее, изглажено было из памяти народа”. Законом 1817 г. были отменены рвание ноздрей преступникам, жестокие истязания осужденных на каторжные работы.

Уголовные законы были помещены в XV том Свода, получившим название - Уложение о наказаниях уголовных и исправительных. Сперанский был вынужден признавать несовершенство XV тома, и он продолжал работать над кодификацией уголовного законодательства. Уложение несло на себе печать феодализма. Привилегированные сословия (дворяне, духовенство, почетные граждане, купцы обеих гильдий) не подлежали телесному наказанию, они подвергались более мягким наказаниям, чем крестьяне и рабочие, за одно и то же преступление.

Уложение знало смягчающие и отягчающие вину обстоятельства, умышленное и неумышленное преступления и проступки. Уложение различало стадии преступления: приготовление к преступлению, покушение, оконченное преступление. Соучастники в преступлении делились на зачинщиков, сообщников, подговорщиков, подстрекателей, пособников, попустителей, укрывателей.

Свод установил II родов наказаний, разделенных на 35 ступеней, которые должны были представлять одну убывающую прогрессию - от смертной казни до простого внушения.

Наказания делись на уголовные и исправительные. Уголовные наказания предусматривали лишение всех прав состояния и:

1) смертную казнь;

2) ссылку на каторжные работы;

3) ссылку на поселение в Сибирь;

4) ссылку на поселение в Закавказье.

Лишение всех прав состояния заключалось не только в потере прав и имущества, связанных с дворянством, духовным саном или званием, почетным гражданством, но и в прекращении супружеских прав, в прекращении власти родителей над детьми, в потере прав собственности над имуществом.

Исправительные наказания:

1) лишение всех особенных прав и преимуществ и ссылка на житье в Сибирь;

2) ссылка на житье в другие губернии;

3) временное заключение в крепость (от 8 месяцев до 1 года и 4 месяцев);

4) временное заключение в тюрьму;

5) кратковременный арест;

6) выговор, замечание и внушение.

Лишение всех особенных прав и преимуществ заключалось в лишении почетных титулов, дворянства, чинов и права поступать на государственную службу, быть свидетелем и опекуном и т.д.

Девять из двенадцати разделов Уложения были посвящены охране государственного и общественного строя. Преступление против веры влекло тяжелые кары. Исключительно тяжелые наказания были предусмотрены за государственные преступления(бунт против верховной власти, противодействие властям и т.д.).

Три следующие раздела содержали преступления против жизни, здравия, свободы и чести частных лиц, преступления против прав семейных, против собственности.

Судебные органы подверглись также реформированию. Верхний земский суд, губернский магистрат, верхняя расправа упразднены. Права дворян в отправлении правосудия согласно Учреждению о губерниях значительно расширены. Дворяне выбирают председателей палат гражданского и уголовного суда, которые стали судами второй инстанции по делам всех сословий.

Только дворянам было предоставлено право выбирать совестного судью, заседателей вышеназванных палат, уездных судов, земских исправников, становых приставов.

Для государственных крестьян устанавливалась специальная юстиция из двух инстанций: сельской и волостной. В сельском обществе действует “сельская расправа”, состоящая из сельского старшины и двух избираемых сельским сходом “добросовестных”. Она могла приговаривать крестьян к штрафу до 1 рубля, работе до 6 дней и к телесному наказанию до 20 ударов розгами. Приговор сельской расправы можно было обжаловать в волостную расправу.

Отрешенность правительства от реальных нужд народа особо ярко проявилась в господстве “военщины”, которая занимала особое место в ряду правительственных забот.

Декабристы

Войны с Наполеоном имели весьма серьезные последствия для развития политической и общественной мысли в России. Русские офицеры, среди которых находилась лучшая, наиболее образованная и идеалистически настроенная часть дворянской молодежи, имели возможность познакомиться с антифеодальными движениями на Западе, с представителями либеральной буржуазии, представительными органами, усвоили свободный образ мысли, стыдясь за Россию, так глубоко униженную самовластием.

Но что увидела русская армия у себя на Родине по возвращении из-за границы? Рабство и нищету огромного большинства населения и ничем не сдерживаемый произвол властей. Среди армии, совершившей тяжелый поход и оказавшейся в прежнем униженном положении, негодование было всеобщее, начиная от генералов и кончая солдатами. “Мы проливали кровь, - говорили солдаты, - а нас заставляют опять потеть на барщине. Мы избавили Родину от тирана, а нас опять тиранят господа”. Глухой ропот, разнесенный армией в народе, в последние годы царствования Александра 1 перешел в многочисленные возмущения крепостных против господ.

Молодые офицеры, воодушевленные идеями политической свободы, стали организовываться в кружки. Однако дальше разговоров о тяжелом положении России они не шли, т.к. продолжали верить, что Александр 1 даст стране конституцию, как он об этом вскользь упомянул при открытии сейма в Варшаве. Но с 1817 г. Александр 1 окончательно подчинился влиянию Аракчеева и навсегда отвернулся от идеалов своей молодости.

Последняя треть царствования Александра 1 ознаменовалась пышным расцветом политики гнета и самовластия. Военные поселения нанесли последний удар популярности императора. Политика репрессий толкала оппозиционные элементы к устройству тайных обществ: Союза спасения. Союза благоденствия и как ответвлений последнего - Северного и Южного обществ. При всей разноголосице о целях этих организаций несомненным является то, что главной своей задачей они ставили уничтожение в России самодержавия и установление представительного правления. Первым шагом в реформе государственного строя страны они считали освобождение крестьян от крепостной зависимости.

После смерти Александра 1 в ноябре 1825 г. наступило междуцарствие, которым члены Северного общества решили воспользоваться для переворота.

27 ноября был созван Государственный Совет для принесения присяги Константину. Константин от престола отказался. В России создалось неслыханное “междуцарствие при двух императорах”. Николай присягнул Константину, а Константин отрекся от престола в пользу Николая. Эта неопределенность тянулась до 14 декабря.

Члены Северного общества почти открыто готовились к выступлению, которое решено было начать в день присяги Николаю 14 декабря. В обществе и в гвардии отношение к Николаю было враждебное. Все боялись, что на престоле окажется генерал, одержимый страстью к фронту, грубый, малообразованный и совершенно не подготовленный к государственным делам.

14 декабря 1825 г. значительная часть войск наотрез отказалась присягнуть Николаю. Тем временем стягивались верные Николаю войска. Мятежное каре оказалось со всех сторон окружено войсками. Солдаты ждали выступления мятежников, чтобы к ним присоединиться, но восставшие не проявили никакой инициативы. Диктатор С.П. Трубецкой к ним не явился.

Попытки подействовать на мятежников мирными средствами не удались. И тогда Николай решил разбить каре атакой конной гвардии, но народ встретил ее градом камней и поленьев. Николай пустил в ход артиллерию. Восставшие не выдержали и бросились врассыпную.

Приказ Николая убрать трупы к утру был выполнен “самым бесчеловечным образом”. Исполнители царского приказа сделали на Неве несколько прорубей, в которые побросали не только трупы, но и тяжело раненых.

Следствие по делу декабристов началось немедленно.

Всю ночь сам Николай допрашивал организаторов восстания. Сыск оказался для него родной стихией. О защите подсудимые и помышлять не могли, вплоть до объявления приговора декабристы не знали, что над ними учрежден суд.

Верховный уголовный суд под давлением Николая еще до окончания процесса решил, что все подсудимые по закону должны быть казнены. Члены Святейшего Синода, участвовавшие в суде, подали голос за смертную казнь для всех подсудимых.

Из 121 человека подсудимых приговором Верховного уголовного суда были осуждены: пять человек к смертной казни четвертованием; 31 человек - к смертной казни отсечением головы; 17 человек - к вечной ссылке на каторжные работы; остальные 85 человек - к каторге без срока и на срок, на поселение. Указом 10 июля 1826 г. царь проявил монаршее милосердие. Осужденным к смертной казни отсечением головы казнь была заменена каторгой, остальным 85 подсудимым наказание было смягчено.

Полковник Павел Пестель, Кондратий Рылеев, подполковник Сергей Муравьев-Апостол, подпоручик Михаил Бестужев-Рюмин и поручик Петр Каховский вместо четвертования были приговорены к повешенью. Этот приговор был приведен в исполнение ночью с 12 на 13 июля на валу кронверка Петропавловской крепости. Восстание декабристов потерпело поражение, но дело их не пропало. Они победили морально, заставив широкие слои общественности критически взглянуть на самодержавную Россию. Выступление патриотов-дворян ускорило будущие реформы общественного и государственного строя.

Глава 8

ГОСУДАРСТВО И ПРАВО РОССИИ В ПЕРИОД УТВЕРЖДЕНИЯ КАПИТАЛИЗМА (вторая половина XIX в.)

Предпосылки реформ

К середине XIX столетия общий кризис феодально-крепостнической системы достиг наибольшей остроты.

Феодально-крепостнический строй исчерпал возможности своего развития. Незаинтересованность крепостного работника в результатах своего труда исключала возможность применения машин и улучшения агротехники в помещичьем хозяйстве. Значительная масса помещиков все еще видела главный способ повышения доходности имений в увеличении повинностей крестьян. Нередко обнищавшие деревни страдали от голода, что в свою очередь пагубно сказывалось и на помещичьем хозяйстве. Страдала и казна, ведь за крестьянами числились десятки миллионов рублей недоимок (долгов) по государственным налогам и сборам.

Сохранение феодально-крепостнических отношений серьезно тормозило развитие промышленности, особенно горной и металлургической, где широко использовался труд крепостных, так называемых посессионных рабочих. Труд их был неэффективен, и владельцы заводов сами стремились от них избавиться. Однако вольнонаемных рабочих было найти трудно, поскольку основная масса населения была закрепощена и не было рынка свободной рабочей силы. Препятствовала развитию промышленности и узость рынка сбыта, так как нищее крестьянство, составляющее подавляющее большинство населения страны, не имело средств на покупку промышленных товаров. Все это породило обострявшийся экономический и политический кризис в стране. Особенно тревожили правительство усиливающиеся крестьянские волнения.

Фактором, который ускорил ликвидацию крепостнического строя, была Крымская война 1853-1856 гг., закончившаяся поражением царского правительства. Война показала отсталость и бессилие России. Рекрутские наборы, повышенные налоги и повинности, расстройство торговли и промышленности обострили нужду и бедствия угнетенных масс. Военные поражения привели в ряды оппозиции значительные слои буржуазии и дворянства. В этой обстановке правительство сочло необходимым приступить к подготовке отмены крепостного права. Уже вскоре после заключения Парижского мирного договора, завершившего Крымскую войну, новый царь Александр II (сменивший на престоле умершего в феврале 1855 года Николая 1), выступая с речью в Москве перед предводителями дворянских обществ, сказал, имея в виду отмену крепостного права, что лучше, чтобы это произошло сверху, нежели снизу.

Отмена крепостного права

Подготовка крестьянской реформы началась в 1857 г. С этой целью был создан Секретный комитет, однако уже осенью того же года пришлось приоткрыть завесу секретности, и он был преобразован в Главный комитет по крестьянским делам. Одновременно создаются Редакционные комиссии и губернские комитеты. Все эти учреждения состояли исключительно из дворян. В них не были допущены даже представители буржуазии, не говоря уже о крестьянах.

Подъем крестьянского движения заставил правительство ускорить подготовку реформы и отвергнуть попытки реакционных крепостнических кругов отпустить крестьян “на волю” без земли или хотя бы затормозить реформу. Однако ряд предложений, исходящих от этих кругов, был учтен правительством на заключительном этапе подготовки реформы. Выступая на заседании Государственное Совета при обсуждении проекта реформы, император подчеркнул, что “все, что можно было сделать для защиты интересов дворянства, было сделано”.

19 февраля 1861 г. Манифест, Общее положение о крестьянах, вышедших из крепостной зависимости и другие акты о крестьянской реформе (всего 17 актов) были подписаны царем.

Законы от 19 февраля 1861 г. разрешили четыре вопроса: 1) о личном освобождении крестьян; 2) о земельных наделах и повинностях освобожденных крестьян; 3) о выкупе крестьянами своих земельных наделов; 4) об организации крестьянского управления.

Рассмотрим каждый из этих вопросов. С момента опубликования Манифеста об освобождении крестьян прекращалось право помещика распоряжаться личностью крестьянина, т.е. продавать его, покупать, дарить как вещь, насильно женить и выдавать замуж, переселять с места на место, отдавать в услужение и в работы, произвольно по своему усмотрению наказывать. Крестьяне получали личные и имущественные права, в том числе: на самостоятельное, без разрешения помещика, вступление в брак, заключение договоров; свободное занятие торговлей и промышленностью; ведение своих судебных дел; участие в работе органов общественного самоуправления; поступление на службу, на учебу; приобретение движимой и недвижимой собственности; наследование имущества и т.д.

Закон установил двухлетний срок для составления уставных грамот, в которых определялись взаимоотношения помещиков и крестьян. Характерно, что уставные грамоты составлялись помещиками, а их соответствие закону удостоверяли мировые посредники, призванные улаживать конфликты между помещиками и крестьянами. Правда, они сами назначались Сенатом по представлению губернаторов из числа местных дворян-помещиков, так что объективность их была чисто условной.

В течение этих 2-х лет крестьяне обязаны были отбывать прежние повинности (барщину, оброк) в пользу помещиков, за которыми сохранялось право вотчинной полиции и попечительства. С составлением уставной грамоты крестьяне получали земельные наделы, но впредь до заключения выкупной сделки считалисьвременнообязанными. Это означало, что вся земля еще считалась собственностью помещика, а за пользование ею крестьяне несли повинности (барщину и оброк). И лишь с заключением выкупной сделки и выплатой первого взноса за землю крестьяне приобретали статускрестьян-собственников и получали все права свободных сельских обывателей. Но и тогда сохранялись пережитки их феодальной неполноправности. Они оставались податным сословием, т, е. были обязаны нести рекрутскую повинность, платили подушную подать (налог), могли быть подвергнуты телесным наказаниям.

Как уже говорилось, крестьяне при освобождении наделялись землей - приусадебным участком и полевым наделом (за исключением дворовых), причем наделялись в обязательном порядке и даже не могли от этой земли отказаться или продать в течение 9 лет после издания закона о реформе. Установление такого порядка объяснялось полицейскими соображениями. Правительство стремилось избежать нежелательного скопления в городах лишенных земли, работы и средств к существованию бывших крестьян, способных на массовые беспорядки и восстания.

Что же касается размеров полевых земельных наделов, передаваемых крестьянам, и размеров и порядка их выкупа у помещиков, то все это в законе определялось с учетом исключительно интересов помещиков.

Губернии великорусские, левобережной и южной Украины и восточной Белоруссии, в которых в первую очередь проводилась реформа, делились на 3 полосы в зависимости от качества земли: нечерноземную, черноземную и степную. В каждой полосе были установлены свои нормы наделения крестьян землей. Эти нормы были, как правило, меньше того количества земли, которым крестьяне фактически пользовались до реформы. Мелкопоместным помещикам, владевшим небольшим количеством земли, предоставлено было право выделять крестьянам наделы меньше установленной нормы. Наконец, крестьяне по соглашению с помещиками могли получить так называемый “даровой” надел (без выкупа) размером 0,25 низшей нормы. Поэтому в ходе реформы у крестьян часть земли была отрезана. Всего было отрезано свыше 5 млн. га земли, что составляло в среднем около 20% крестьянских земель, но в некоторых губерниях потери крестьян доходили до 40% той земли, которой они пользовались до реформы.

Размерывыкупных платежей определялись не стоимостью земли, а размерами дореформенных крестьянских феодальных повинностей (оброка). Таким образом, размер выкупного платежа был гораздо выше стоимости земли, он включал фактически и стоимость личности крестьян. Характерно, что вся надельная земля по тогдашней рыночной цене стоила 544 млн. рублей, крестьяне же должны были за нее заплатать 867 млн. рублей.

20-25% выкупной суммы крестьяне выплачивали наличными деньгами, а 75-80% помещики получали от государства, которое в свою очередь взыскивало эти деньги с крестьян в рассрочку в течение 49 лет. Иными словами, правительство предоставляло крестьянам для расплаты с помещиками кредит на 49 лет под 6% в год. Всего за 40 с лишним лет крестьяне вместе с процентами выплатили государству около 2 млрд. рублей, вчетверо больше того, что стоила переданная им земля.

На основной части территории страны (Великороссии, большей части нынешней Украины и Белоруссии) сохранялась общинная форма землепользования.Община являлась собственником земли, так как она (а не каждый отдельный крестьянин) выкупала землю, и внутри общины эта земля периодически перераспределялась между крестьянскими дворами. Община платила налоги и повинности, распределяла их между своими членами. Все члены общины в отношении выплаты налогов, повинностей и выкупных платежей были связаны круговой порукой, и за неплательщиков платили исправные плательщики. Но община в свою очередь по решению сельского схода могла неплательщика наказать вплоть до публичной порки или принудительно отдать на заработки.

Но вместе с тем община создавала для крестьянина определенную социальную защищенность от внезапного разорения по случаю болезни, смерти кормильца и т. д. Этим и объяснялась в значительной мере устойчивость русской общины.

В тех регионах, где не было общинного землепользования (бывшее Царство Польское, Западный край, Прибалтика. Север, Сибирь и т. д.), устанавливался подворно-участковый порядок наследственного землевладения. Он давал возможность крестьянину более свободно распоряжаться землей, хотя отчуждать ее можно было лишь с согласия сельского схода и лишь по истечении 9 лет с момента объявления реформы.

Таковы были условия освобождения от крепостного права помещичьих крестьян, которые составляли до 2/3 общей массы крестьянства. Однако были и другие категории крестьянства: удельные (т.е. принадлежавшие царской фамилии и управлявшиеся Департаментом уделов), государственные крестьяне, крепостные рабочие. Удельные и государственные крестьяне получили практически всю землю, которой они пользовались до реформы, на более легких условиях, чем помещичьи крестьяне. Крепостные рабочие (главным образом на уральских заводах) получали усадьбы, но полевой надел лишь в том случае, если он у них был до реформы.

Органамикрестьянского самоуправления в сельских обществах, объединявших крестьян-домохозяев в селах, являлись сельские сходы, избиравшие сельских старост и других должностных лиц. Сходы решали вопросы порядка пользования землей, увольнения из общины и приема в нее, взыскания недоимок. Сельские общества объединялись в более крупные единицы - волости с населением от 300 до 2000 человек. Выборные должностные лица общин и волостей - сельские старосты, волостные старшины, волостные судьи - обеспечивали исправную выплату налогов и выполняли мелкие полицейские функции. Их деятельность контролировали мировые посредники. Так на место сеньориальной власти отдельных помещиков была поставлена власть представителей дворянства - мировых посредников. Общее руководство деятельностью мировых посредников осуществляли губернские по крестьянским делам присутствия под председательством губернаторов.

Наши рекомендации