Расселение,хозяйство,соц устройтво, материальная и духовная культура сакских племен. 2 страница

8. Образование казахского ханства – как закономерный результат политического развития феодальных государств на террит.казахстана в 14-15вв. В 1428 году в Ак Орде правил Шайбанид Абулхаир, который правил 40 лет, создав свое ханство, простиравшееся от Яика до Балхаша, от низовий Сырдарьи и Аральского моря до среднего течения Тобола и Иртыша. Во второй половине 15 века ханство Абулхаира пришло в упадок. Ситуация обострилась после того, как в 1457 году Абулхаир потерпел поражение от ойратов. Неспособность Абулхаира сплотить общество заставляла основную массу населения искать силы, способные консолидировать все племена и роды и создать стабильную этно-территориальную организацию. Поэтому Джанибек и Керей (правнуки Урус-хана) стали выразителями интересов консолидации всех слоев общества. Джанибек и Керей отказались повиноваться Абулхаир-хану, мотивируя это традицией наследования власти в степи, откочевали в Могулистан, где были радушно встречены Есен-Бугой ханом, он назначил им для обитания долины Чу и Козы-Баши. В лице Джанибека и Керея Есен-Буга-хан видел оплот для защиты западных границ своих владений. В 1462 году Есен-Буга-хан умер, что укрепило положение Джанибека и Керея в Семиречье.Основание в соседнем Могулистане ханства узбек-казахов вызвало опасения Абулхаир-хана. Он собрал войско и в 1468 году пошел походом в Могулистан, но по пути заболел и умер. После смерти Абулхаир-хана политический кризис в его ханстве обострился, начались династийные распри. Власть унаследовал сын Абулхаира Шаих-Хайдар-хан. Джанибек и Керей вмешались в борьбу за власть в Узбекском улусе. Шаих-Хайдар-хан потерпел поражение и погиб, внуки Абулхаира бежали. Джанибек и Керей утвердились на огромной территории Узбекского улуса, появилось политическое образование, сторонники которого носили название казахи. Таким образом, образование казахского ханства – это переплетение политических и этнических процессов. Его основными этапами стали – откочевка Керея и Джанибека с частью племен и родов в соседний Могулистан. Важным событием стало закрепление за сторонниками Керея и Джанибека имени узбек-казахи, а потом просто – казахи. Затем образование Казахского ханства. И, наконец, после смерти Абулхаира возвращение Керея и Джанибека в Узбекский улус и захват там верховной власти.

9. Политическая деятельность Н.А.Назарбаева. Нурсултан Абишевич Назарбаев родился 6 июля 1940 г. в с. Чемолган Каскеленского (ныне Карасайского) района Алматинской области.Окончил Днепродзержинское техническое училище (1960), высшее техническое учебное заведение при Карагандинском металлургическом комбинате (1967), заочную Высшую партийную школу при ЦК КПСС (1976). Доктор экономических наук, академик.Трудовую деятельность начал в 1960 г. на Карагандинском металлургическом комбинате в г. Темиртау разнорабочим, где прошел путь до старшего газовщика доменной печи. С 1969 г. переведен на комсомольскую и партийную работу.Работал первым секретарем Темиртауского горкома ЛКСМ Казахстана (1969-1971), вторым секретарем Темиртауского горкома партии (1971-1977), секретарем, вторым секретарем Карагандинского обкома партии (1977-1979).На высших государственных и партийных постах находится с 1979 г., со времени избрания секретарем ЦК Компарии Казахстана (1979-1984), Первым секретарем ЦК КПК (июнь 1989-сентябрь 1991), одновременно - членом Политбюро ЦК КПСС (1990-1991), Председателем Верховного Совета Казахской ССР (февраль-апрель 1990).24 апреля 1990 г. Н.А. Назарбаев избран первым Президентом Казахской ССР.29 апреля 1995 г. по итогам всенародного референдума полномочия Президента Республики Казахстан были продлены до 2000 года.Верховный Главнокомандующий Вооруженными Силами РК, Председатель Совета Безопасности РК, Председатель Ассамблеи народов Казахстана, Председатель Всемирной Ассоциации казахов.Награжден высшими орденами и медалями Казахстана, России, Узбекистана и ряда зарубежных стран.Нурсултан Назарбаев обладает ярко выраженными лидерскими качествами и адекватной самооценкой. Сочетает в себе черты харизматического, рационально-легального и традиционного типов лидерства. Быстро адаптируется к изменяющейся обстановке. Обладает высокой сопротивляемостью к стрессовым воздействиям. Хорошо контролирует свои чувства, выдержан. Прагматик. Искусно сочетает стратегию и тактику, в случае возникновения противоречий между перспективными и сиюминутными целями предпочтение отдает стратегическому планированию.Именно такой политико-психологический портрет составили эксперты, анализируя политическую жизнь Нурсултана Назарбаева. Он является политиком не только национального, но и мирового масштаба. В начале 90-х, когда он уже был руководителем Казахстана, в рейтинге популярных лидеров СССР он занимал первое место.

Назарбаев - тонкий политик, который принимает только взвешенные решения. Он последовательный и предсказуемый, хотя в экстремальной ситуации может принять решение, которого от него никто не ожидает. В декабре 1991 г., когда лидеры трех славянских республик неожиданно для всего мира подписали Беловежское соглашение, практически ставшее смертельным приговором для Советского Союза, Назарбаев, вопреки всем предсказаниям и прогнозам, не пошел на поводу событий, отказавшись создать свой - мусульманский союз среднеазиатских республик и Казахстана. Время показало, что Назарбаев в той нелегкой ситуации принял единственно правильное решение. Благодаря этому, удалось избежать конфронтации между республиками. Была сохранена целостность самой России, поскольку тюркоязычные республики в составе Российской Федерации тоже могли повести себя сепаратистски.Нурсултана Назарбаева знают, признают и уважают во всем мире. С его именем связаны обретение нашей республикой независимости, период становления и укрепления государственности Казахстана.20 октября 1997 г. Указом президента страны г. Акмола объявлен столицей Республики Казахстан. Перенос столицы был осуществлен в сжатые сроки. Уже 10 июня 1998 г. состоялась презентация новой столицы. Эпицентр политической жизни переместился из Алматы в Акмолу, получившую новое имя - Астана.За время руководства Нурсултана Назарбаева произошло становление Казахстана как суверенного государства, полноправного члена Организации Объединенных Наций.Под его непосредственным руководством была введена национальная валюта - тенге, институализировалась самостоятельная финансово-экономическая система республики. При нем были образованы Вооруженные Силы РК и другие силовые структуры, надежно обеспечивающие национальную безопасность страны.Безусловным достижением первого Президента является оформление молодой казахстанской дипломатии, сделавшей первые успешные шаги на международной арене. Произведена делимитация и демаркация государственной границы, а также демилитаризация пограничной зоны с Китайской Народной Республикой. Казахстаном получены гарантии национальной безопасности и территориальной целостности от пяти ядерных держав: США, Великобритании, России, Франции и Китая. Республика Казахстан стала безъядерным государством. Был закрыт Семипалатинский ядерный полигон.Благодаря усилиям Назарбаева, наша страна получила статус стратегического партнера США - единственной после распада СССР сверхдержавы мира. Вместе с тем, сохранены традиционно дружественные отношения с Россией: установлен упрощенный порядок приобретения гражданства, русскому языку придан статус равного с государственным официального языка, сохранен космодром Байконур, подписана Декларация о вечной дружбе..Под руководством Президента в стране осуществляется кардинальное реформирование экономической системы, переход от плановой экономики к рыночной.Наиболее интенсивные изменения претерпевает политическая система, происходит ее активная институционализация. В настоящий момент структура органов государственной власти по большинству параметров аналогична Французской Пятой Республике с ярко выраженным арбитражным статусом Президента, когда он возвышается над ветвями власти. Приоритет отдается президентской форме государственного устройства, а не парламентской.В октябре 1997 г. Президент Н. Назарбаев обратился к народу страны с ежегодным посланием "Казахстан - 2030. Процветание, безопасность и улучшение благосостояния всех казахстанцев". В нем он очертил стратегию развития государства и общества в третьем тысячелетии.Сейчас Казахстан вступает в новый период социально-экономических и политических преобразований. Он входит в будущее не с пустыми руками, а имея за своей спиной уже наработанный опыт реформ. Ему еще предстоит пройти долгий, трудный и ответственный путь.

Доктор экономических наук. Академик Национальной академии наук Республики Казахстан, Международной инженерной академии, Академии социальных наук Российской Федерации. Почетный профессор Казахского государственного национального университета имени Аль-Фараби. Почетный член Белорусской академии наук. Почетный профессор Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова. С 1960-го по 1969 годы работал на Карагандинском металлургическом комбинате. С 1969 по 1973 годы - на партийной, комсомольской работе в городе Темиртау Карагандинской области. В 1973-1977 годах - секретарь парткома Карагандинского металлургического комбината. С 1977 по 1979 годы - секретарь, второй секретарь Карагандинского обкома партии. В 1979-1984 годах - секретарь Центрального Комитета Компартии Казахстана. С 1984 по 1989 годы - Председатель Совета Министров Казахской ССР. В 1989-1991 годах - первый секретарь Центрального Комитета Компартии Казахстана. Одновременно с февраля по апрель 1990 года - Председатель Верховного Совета Казахской ССР. С апреля 1990 года - Президент Республики Казахстан. 1 декабря 1991 года состоялись первые всенародные выборы Президента республики, в ходе которых Н.А. Назарбаев получил поддержку 98,7 процента избирателей. 29 апреля 1995 года в результате всенародного референдума полномочия Президента Н.А. Назарбаева были продлены до 2000 года. 10 января 1999 года на альтернативной основе был избран Президентом Республики Казахстан, получив 79,78 процента голосов избирателей. 4 декабря 2005 года был вновь избран Президентом Республики Казахстан, получив 91,15 процента голосов избирателей.Председатель Ассамблеи народа Казахстана.Верховный Главнокомандующий Вооруженными Силами Казахстана. Председатель Всемирной ассоциации казахов. У Президента три дочери: Дарига - доктор политических наук; Динара - возглавляет Фонд образования имени Н.А.Назарбаева; Алия - занимается бизнесом, руководит строительной компанией "Элитстрой".

10.Расселение, хозяйство, соц устройство, материальная и духовная культура усуней и канглов.В 160г. до н.э. земли саков тиграхаудов в Семиречье заняли племена уйсуны, пришедшие сюда из Центральной Азии во 2 в. до н.э. Уйсуны говорили на древнетюркском языке. Территория – район Семиречья. Границы: от реки Чу на западе, до отрогов Тянь-Шаня на Востоке, от озера Балхаш на севере, до побережья Иссык-куля на юге. Столица – Чигучен находилась на берегу Иссык-куля. Государство делилось на 3 части: восточную, западную, центральную. Основные сведения о них встречаются в китайских источниках. Они вели войны с канглами и гуннами за пастбища, торговые пути. Имели широкие дипломатические и родственные связи с Китаем. Хозяйство было скотоводческо-земледельческим. Разводили лошадей, овец, коз, двугорбых верблюдов, ослов. В стаде преобладали лошади и овцы. Расстояния между зимовками были небольшими: 30-100 км. Поэтому они могли долгое время оставаться на месте зимовок и летовок, где строили постоянные жилища, возделывали поля и огороды, строили каналы и арыки. Также было развито земледелие. Уйсуны разрабатывали месторождения свинца, меди, олова, золота. Из железа изготовляли серпы, ножи, мечи, кинжалы, наконечники стрел. Из цветного камня и благородных металлов делали бусы, серьги, украшения для одежды. В большом кол-ве изготовляли керамическую посуду, в основном чаши, миски, грушевидные кувшины, котлы с каменными ручками. Уйсуны умели ткать, прясть и обрабатывать шкуры, занимались резьбой по кости и камню. Уйсунское общество не было однородным. Титул главы гос-ва - гуньмо, племенная и родовая знать – беки. Общество состояло из богатых людей, дружинников, жрецов, рядовых скотоводов и земледельцев. Самыми богатыми считались уйсуны, имевшие 4-5тыс лошадей. Он метили своих лошадей и ставили на них клеймо. Военоначальники и крупные чиновники имели золотые и медные печати, менее знатные – каменные и глиняные. Существовала частная собственность на скот и землю. Богатые вожди пользовались лучшими пастбищами. Соц неравенство хорошо прослеживается на археологических материалах – курганах. Объем и размер кургана, возведенного над могилой, говорили о его положении в обществе и степени его богатства. Ярким памятником ювелирного искусства является – Каргалинская диадема, найденная в Каргалинском ущелье.. Диадема состоит из золотой пластинки длиной 35см, шириной 4,7см, которая украшена изображениями зверей, птиц и людейв окружении сложного растительного орнамента. Диадема украшена вставками из бирюзы, сердолика. Датировка – 1 в до н.э. – 2 в н.э. Главная идея диадемы – изображение модели Вселенной: животные символизировали жизнь земли, птицы – небо, крылатые кони – Солнце. В погребении найдено 40 разных украшений. Канглы. В 3в. до н.э на юге Каз сформировалось объединение канглов. Территория – от Среднего течения Сырдарьи до предгорья Каратау. Столица Битянь. Первые сведения о канглах встречаются в кит источниках кот относ ко 2 веку до н.э. Они были связаны полит, экон и культурными связями с Китаем, Парфией, Римом, Закавказьем. Вели войны с соседними племенами: гуннами, уйсунами и подчинили себе Бухару,Хорезм и некот др области Ср Азии. Канглы контролир отдель участки ВШП. Занимались скотоводством и поливным земледелием, в хозяйстве преобладали овцеводс и коневодство. Земледельцы занимались выращиванием злаковых культур. Земля обрабатывалась каменными и металлическими мотыгами. Собранный урожай хранили в вырытых в земле и обожженных огнем овинах и в глиняных горшках. Большую роль играла охота, охотились на косуль, архаров, сайгаков, уток и гусей. В долинах рек Сырдарьи, Чу, Таласа было развито рыболовство. Умели плавить железо, изготавливали из него оружие и орудия труда. Из глины делали разную посуду способами круглой лепки и на гончарном круге. Ремесленники обменивали свою продукцию на продукты животноводство и зерно, что привело к развит внешней торговли. Титул правителя –хан, власть передавалась по наследству от отца к сыну. Хан опирался на 3-х помощников визирей. Сущ имущественное неравенство, в руках знати сосредотачивались огромное богатство и плодородные пастбища. Воины превратились в средство обогащения имущих.Пленных обращали в рабов, они заним в основ приготовл пищи, ухажив за скотом. Среди канглов распростр культ природы и культ предков, верили в сверхъестественные силы, приносили им в жертву домашних животн. Обожествляли солнце, луну, звезды. Небесные светила служили основой летосчисления, по ним определяли дорогу во время перекочевок, время полевых работ, регулировали религиозные обряды. Археологич культуры делились на 3: 1.Каунчинская культура, регион распростр – районы прилег к Ташкенту, крупн памятником является поселение Актобе. 2.Отраро-Каратауская культура - между средним течением Сырдарьи и реки Талас. Самый круп район Отрарский Оазис. На левом берегу реки Арысь обнаруж около 20 памятников – Костобе, Шаштобе,Ахайтобе и др. 3.Жетиасарская культура – район Куандарьи, обнаруж около 150 поселен и 100 могильников.

11. Раскройте предпосылки принятия Устава «О Сибирских киргизах» 1822 г и Устава «Об Оренбурских киргизах» 1824 г и их последствиях. В 20-х годах 19 в. царизм, добившись значительных успехов в своей политике, направленной на изживание старых патриархальных форм управления Казахстаном, приступил к окончательной ликвидации ханской власти, феодально-родовых съездов к созданию новых форм управления, связанных с политикой, направленной на присоединение Казахстана к России и превращения его в колонию. Исторически сложилось так, что территория Казахстана была транзитным путем между империей и Средней Азией. Через Казахстан пролегали стратегически важные караванные пути, и он еще являлся емким рынком сбыта продукции русской промышленности взамен на поставку сырья. Этот торговый обмен требовал от царизма соответствующего изменения в методах и системе управления Казахстаном. Именно в этот период начинается новый этап политики царской России в Казахстане: усиленное внедрение российской административной системы сначала в Среднем, а затем в Младшем жузах. Поскольку к началу XIX века Казахстан подчинялся России только номинально, да и то не целиком, так как часть его входила в сферу влияния Коканда и Китая, первое, с чего начал царизм, была ликвидация остатков политической независимости казахов. С этой целью был предпринят ряд мероприятий, в основном шедших по трем линиям:1) По линии военного закрепления, что выразилось в форсированном строительстве укрепленных военных линий и отдельных укреплений, с одновременным насыщением их гарнизонами и созданием вблизи их постоянных казачьих поселений.2) По линии политического закрепления, что выразилось в проведении реформы административного управления, в первую очередь образовании округов и окружных приказов, и затем введении дистанционной системы, в результате чего резко ограничивались политические права казахов.3) По линии экономического закрепления, что выразилось в массовом захвате казахских земель, введении налогового обложения и различных монополий (вроде монополий на рыболовство, порубку леса и т.д.). Также предпосылки этих реформ связаны с участием казахов в крестьянской войне Е.Пугачева (1773-1775) и восстанием Сырыма Датова (1783-1797), подтвердившими бессилие ханской власти. Совокупность всех этих мероприятий и составили содержание колонизаторской политики царизма в Казахстане.

Царское правительство начало реформу по ликвидации ханства со Среднего жуза. Проект реформы управления Средним жузом «Устав о сибирских киргизах» 1822 г. был разработан под руководством генерал-губернатора Зап. Сибири М.М.Сперанского. По Уставу территория Среднего жуза вошла в состав Западно-Сибирского генерал-губернаторства с центром в городе Омске (с 1839 г.). Территории казахов Среднего жуза составляли «Область сибирских киргизов», которая относилась к Омской области. Согласно Уставу, «Область сибирских киргизов» была разделена на округа, округа делились на волости, волости на аулы. В округ входило от 15 до 20 волостей, в волость – от 10 до 12 аулов, в аул – от 50 до 70 кибиток. При организации округов за основу брались зимние кочевья. Округами управляли ага-султаны, а во главе волостей стояли волостные султаны, они подчинялись окружному приказу, их власть была исполнительной. Во главе аулов стояли аульные старшины, они избирались жителями аулов раз в три года, утверждались окружным приказом и подчинялись волостным султанам. Ханская власть отменялась. Реформы касались и суда, они преследовали цель – распространить на Казахстан общеимперские законы. Судебные дела делились на три категории: жалобы на управление, иски, уголовные дела. Они рассматривались на основе имперских законов. В 1824 году правительством России был принят «Устав об оренбургских киргизах», разработанный оренбургским генерал-губернатором П.К.Эссеном. Так же, как и в Среднем жузе, в Младшем жузе отменялась ханская власть. Управление Младшим жузом осуществлялось Пограничной комиссией. По Уставу Младший жуз был разделен на три части - Западную, Среднюю и Восточную, во главе которых стояли султаны-правители. Султаны-правители, поставленные во главе частей, по сути, являлись чиновниками Оренбургской пограничной комиссии. По своим обязанностям комиссия выполняла функции губернского правления. Султаны-правители были обязаны следить за сохранением порядка в степи, следить за действиями местных чиновников из числа казахов, сбором налогов и вести судебные дела. Правители части жуза назначались только Оренбургским губернатором, а остальные должностные лица - Пограничной комиссией. Также в Младшем жузе была введена должность попечителя прилинейных казахов. Судебная система, как и по «Уставу о сибирских киргизах», ведение всех крупных дел предусматривала военным судом или Пограничной коммисией, а незначительные дела оставались в ведении местных судов на основе обычного права. В Младшем жузе новая крупная административная реформа была проведена в 1831 году, когда была введена дистанционная система управления. Все кочевья, прилегающие к Пограничной Линии, от Гурьева до Звериноголовской крепости были разбиты на 32 участка - дистанции. Во главе дистанции стояли начальники из старшин и султанов, назначенные правительством. Они подчинялись султанам-правителям и управляли казахскими общинами через старшин, назначаемых из среды казахской знати. Эта реформа в пограничных районах уничтожила последние остатки независимости казахов. Территориальное деление на дистанции проводилось без учета родовых кочевий, что приводило к большим осложнениям. Казахи, кочевавшие со своим родом, часто ускользали из поля зрения дистанционных начальников и переходили на территорию соседней дистанции. Поэтому, в дальнейшим решено было отказаться от деления по территориальному признаку, а прикреплять к дистанции роды, кочевавшие на ее территории. Введение дистанционной системы преследовало цель не только лишить казахов политической независимости, но и установить постоянный военно-политический контроль. Дистанционные начальники обязаны были докладывать султанам-правителям и Оренбургской Пограничной комиссии о всякого рода недовольствах, которые могли возникнуть среди казахов. Кроме того, они должны были воспитываться в духе верноподданничества государю. Словом, дистанционные начальники исполняли роль надсмотрщиков и агентов русского правительства в степи. Одновременно с ликвидацией политической самостоятельности казахов Младшего и Среднего жузов происходил планомерный захват лучших земель и заселений их русскими казаками. Например, только в 1839 году русским казакам были отданы земли по Иртышу от Усть-Каменогорска до Омска, площадью в 15000 кв. км. Казахские аулы подлежали выселению из этого района. Дальнейшие земельные захваты и колонизация Казахстана лишили казахов лучших земель и пастбищ. Последствия. Итак, в первой половине XIX века происходили большие изменения в политическом строе Казахстана. По уставам 1822 и 1824-го годов ханская власть в Казахстане была ликвидирована и введена система территориального управления. Был изменен политический статус казахских земель через введение системы централизованного управления России в Казахстане. Была ликвидирована политическая самостоятельность народа на большей части Казахстана. Были созданы благоприятные условия для хозяйственного освоения казахского края. Были нарушены традиционные хозяйственные и родоплеменные основы казахского общества. Были открыты пути для расширения колониальной политики царской России. Все эти меры были проведены в интересах царизма.

12. Внешняя политика РК на современном этапе.Одной из приоритетных задач внешней политики Казахстана после обретения им самостоятельности стало налаживание сотрудничества со странами СНГ.Важной внешнеполитической инициативой Казахстана стало предложение о создании Евразийского союза, обнародованное весной 1994 года. Сам проект “О формировании Евразийского союза государств” был опубликован в июне 1994 года. Суть проекта заключалась в предложении углубить интеграционные процессы на постсоветском пространстве; сблизить национальные законодательства основ хозяйственной деятельности, совместно охранять внешние границы СНГ, усилить координацию развития национальных экономических систем стран СНГ вплоть до создания наднациональных органов руководства ими.В 1996 году в Москве было подписано Соглашение о Таможенном союзе между Россией, Белоруссией, Казахстаном и Киргизией. Договор был открыт для присоединения к нему других государств, разделяющих его цели и принципы.В октябре 1997 года в Москве состоялось первое заседание глав государств “четверки”. Были утверждены приоритетные направления реализации Договора об углублении интеграции в экономической и гуманитарной областях от 29 марта 1996 года.В 1998 году в Москве были подписаны соглашения: об общем таможенном тарифе, акцизной политике и др. В том же году, в Москве, лидеры государств подписали инициированное Казахстаном заявление “О десяти простых шагах навстречу простым людям” для улучшения условий взаимных контактов и жизнедеятельности граждан четырех государств, было принято решение о присоединении к Таможенному союзу Республики Таджикистан.В феврале 1999 года в Москве на очередном заседании было принято решение о правовом оформлении присоединения Таджикистана к объединению “четырех”. Главы пяти государств подписали основной документ — “Договор о Таможенном союзе и едином экономическом пространстве”, который явился продолжением мартовского договора 1996 года.В октябре 1999 года в Москве на заседании Межгосударственного совета была принята Московская декларация глав государств о едином экономическом пространстве, Соглашение о реализации договора о Таможенном союзе, Договор о законодательной базе.В 2000 году Президенты России, Казахстана, Белоруссии, Киргизии и Таджикистана подписали в Астане Договор об учреждении на базе Таможенного союза новой международной экономической организации — Евразийского экономического сообщества (ЕврАзЭС).В мае и сентябре 2002 года в Москве и Астане состоялись заседания Межгосударственного совета ЕврАзЭС на уровне глав государств. Были рассмотрены: проект Положения о едином налоговом удостоверении физического лица на территориях государств — членов ЕврАзЭС, проект Соглашения об общей товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности государств Сообщества. Участники заседания рассмотрели вопросы создания общего таможенного тарифа и введения российского рубля в качестве международной расчетной единицы в пространстве ЕврАзЭС. В целом, из принятых в рамках ЕврАзЭС 55 международных договоров на сегодня вступило в силу 40. Первостепенное значение во внешней политике Казахстана уделялось отношениям с Россией. На долю России приходилось к моменту обретения независимости 66% всего, что ввозил Казахстан из-за границы. В свою очередь, Казахстан поставлял в Россию более двух третей от своего вывоза, при этом 80% экспорта составляло сырье и полуфабрикаты. Из всей сельскохозяйственной продукции 40% поставлялось в Россию. В 2000 году Россия продолжала оставаться основным экономическим партнером Казахстана: по экспорту — 1 место, по импорту — 1 место.В мае 1992 году между Казахстаном и Россией был подписан Договор о дружбе, сотрудничестве и взаимной помощи, в котором юридически зафиксирован принцип взаимного уважения суверенитета и независимости, территориальной целостности и существующих границ друг друга.В марте 1994 года, в ходе первого официального визита в Россию Президента Н. Назарбаева и в январе 1995 года, в результате рабочей встрече Н. Назарбаева с Б. Ельциным, был подписан пакет из 22 межправительственных документов, соглашений и протоколов.В их числе: Договор о дальнейшем углублении экономического сотрудничества и интеграции, Договор о военном сотрудничестве,Соглашение об основных принципах использования космодрома Байконур, Меморандум по вопросам гражданства и правового статуса граждан двух стран, Соглашение об упрощенном порядке приобретения гражданства гражданами России, прибывающими для постоянного проживания в Казахстан, и гражданами Казахстана, прибывающими для постоянного проживания в Россию, Соглашение о едином порядке регулирования внешнеэкономической деятельности, Протокол о введении режима свободной торговли и ряд других.Этими документами были созданы правовые условия для унификации внешнеторгового, таможенного, валютно-финансового, ценового, налогового и другого хозяйственного законодательства для создания единого экономического пространства, обеспечивающего свободное развитие производственных связей и предпринимательства, равные возможности и гарантии для граждан и субъектов хозяйственной деятельности двух государств.В 1998 году был подписан Договор о вечной дружбе и сотрудничестве между Казахстаном и Россией. В июне 2000 года состоялся визит в Россию Н. Назарбаева, в октябре состоялся официальный визит в Казахстан Президента России В. Путина. В ходе визитов подписано несколько двусторонних соглашений: Декларация о сотрудничестве в Каспийском море, Меморандум о сотрудничестве в гуманитарной сфере,Меморандум о сотрудничестве в области топлива и энергетики, Соглашение о принципах взимания косвенных налогов во взаимной торговле, Соглашение о статусе представителей российских СМИ в Казахстане и казахстанских — в России, Соглашение об открытии российского консульства в Уральске и казахстанского — в Астрахани, Протокол о создании филиала МГУ им. Ломоносова в Казахстане.В ноябре 2001 года правительства России и Казахстана подписали Соглашение о сотрудничестве в газовой отрасли сроком на 10 лет.В отношении с непосредственными соседями Казахстана важное значение имеет подписание в апреле 1994 года Договора о создании Единого экономического пространства между Казахстаном, Узбекистаном и Киргизией и создание на его основе Центрально-азиатского Союза. В рамках Союза в 1994 году были созданы Межгосударственный Совет трех стран, Совет премьер-министров. С июля 1994 года начал функционировать Центрально-азиатский банк развития.В июне 2000 года в Астане прошла встреча председателей правительств Казахстана, Киргизии, Таджикистана и Узбекистана, на которой одобрена стратегия интеграционного развития стран региона до 2005 года и программа первоочередных мер по формированию единого экономического пространства на период до 2002 года. С обретением независимости Казахстан вышел на международную арену в качестве суверенного государства. В книге Н. Назарбаев пишет, что в первые годы независимости существовала эйфория, что суверенитет распахнёт двери перед нами в мировое сообщество. Всё оказалось не просто. Происходят сложные геополитические процессы, складывающиеся на внешнеполитических возможностях: а) в начале 90-х годов южные границы СССР были поясов военных конфликтов: война в Афганистане, гражданский конфликт в Таджикистане, столкновения узбеков и киргизов в городе От (Киргизия), столкновения между народами из-за военных и земельных ресурсов на киргизско-таджикской границе с гибелью невинных людей, необъявленная война между Азербайджаном и Арменией, война в Грузии, напряжённость на Кавказе, пограничные проблемы с Китаем (в районе г. Семипалатинска китайские войска вторглись на территорию Казахстана); б) второй круг проблем связан с ядерным оружием. В Казахстане остался бывший Семипалатинский полигон, есть ещё арендованные Россией военные полигоны, опасность исходит от др. ядерных держав (Пакистан, Индия, Иран, Ирак, Израиль, КНДР, ЮАР). После крушения СССР контроль над распространением ядерного оружия мог быть нарушен. Необходимо было комплексное решение данных проблем. Традиций внешнеполитической деятельности не было, не было дипломатических представительств республики за рубежом, традиций внешней политики, кадров, международных договоров с другими странами. Поэтому на первых этапах надо было сформировать собственную внешнею политику, создавать правовую базу с зарубежными партнёрами, для привлечения инвестиций надо было установить двусторонние межгосударственные отношения. Большую роль в установлении дипломатических отношений, привлечений инвестиций, дружественных связей с государствами Мира сыграли и играют визиты Президента РК в Турцию, Китай, Россию, Европейские страны (Германия, Франция), Саудовскую Аравию, Исламскую Республики, Иран, Японию, США. 15-18 июня 1998 г. – визит президента в Турецкую Республику. Международному признанию Казахстана способствует вхождение республики в международные организации: 2 марта 1992 г. – в ООН, стала членом Международного валютного фонда, Международного Банка реконструкции и развития, международные агентства инвестиций, Всемирной организацией здравоохранения. Св. 120 признали Казахстан, со многими государствами установлены дипломатические связи на уровне посольств. РК присоединилась к деятельности совещания по взаимодействию и мерам доверия в Азии, вступила в организации Исламской конференции. Дипломатические отношения установились на 1 января 1998 г. со 112 странами мира. Внешнеполитический курс республики состоит в следующем: Занять достойное место в мировом сообществе; Поддерживать взаимовыгодные дружеские отношения на принципах взаимного доверия со всеми сопредельными и др. государствами мира (ближнего и дальнего зарубежья); Подписание соглашений о партнёрстве с Турцией, Ираном, Индией, Китаем, странами Западной Европы, Северной Европы, Северной Америки; Развитие партнёрских отношений соглашений с главным центром рыночной экономики – СЩА, Японии, Великобритании, Франции, Германии; Заключены двусторонние договоры со всеми государствами СНГ;
Ликвидация всего ядерного оружия на территории Казахстана и республика объявила свою территорию безъядерной зоной;
Казахстан: стал членом Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ), заявил о соблюдении прав человека и национальных меньшинств, является активным участником в Союзах государств СНГ: Россия – Беларусь – Казахстан – Киргизстан; Центрально-азиатского союза (Узбекистан, Казахстан, Киргизстан, Таджикистан, Туркмения); Единого таможенного союза СНГ. В разделе книги «Встреча цивилизаций» Назарбаев пишет, что, несмотря на крушение двублоковой системы, противоречия между различными странами остаются, молодые государства вовлечены в игру интересов крупнейших мировых государств (Россией, США). Казахстан находится на стыке европейских и азиатских цивилизаций, между которыми существуют и свои конфликты в духовной (развитие менталитета) и экономической (нищета и богатство) областях. Исходя из этого, попытка республики строиться не на том, что разъединяет, а что объединяет. Все мы – дети единой цивилизации Земли и жить нужно на согласии и добрососедстве. Важно найти золотую середину между сочетанием базовых преимуществ демократии и рынка. С устойчивыми национальными традициями. В реализации этой задачи Назарбаев видит важную роль его родного казахского народа.

Наши рекомендации