Национальная принадлежность и владение русским языком

Оглавление.

Аварцы.. 3

Адыгеи. 5

Армяне. 7

Башкиры.. 8

Белорусы.. 9

Даргинцы.. 10

Казахи. 12

Коми. 14

Лезгины.. 16

Марийцы.. 18

Мордва. 21

Осетины.. 23

Русские. 26

Татары.. 28

Украинцы.. 29

Чеченцы.. 30

Чуваши. 31

Приложение. 32

Аварцы

Самоназвание - маарулал. Язык - аварский. Аварцы расселены в центральном и западном Дагестане, в бассейне притоков реки Сулак. С ними родственны по происхождению, культуре и языку андийские (андийцы, ахвахцы, багулалы, ботлихцы, годоберинцы, каратинцы, тиндалы, чамалалы) и дидойские (бежтинцы, гинухцы, гунзибцы, хваршины, цездидойцы) народности, населяющие бассейны рек Андийское и Аварское Койсу, а также арчинцы (верховья реки Кара-Койсу).

Традиционные занятия: скотоводство и земледелие. Ремесла: суконное ткачество, безворсовые ковры и ковровые изделия (Хунзах, Чиркей, Урма), узорное вязание (Тлярата, Бежта, Цумада), выделка войлока, бурок (анди), обработка кожи, резьба по камню и дереву (Согратль, Ругуджа, Гидатль, Чарода), кузнечное, медночеканное, оружейное, ювелирное дело (Гоцатль, Ичичали, Гамсутль, Чох, Согратль), золотое шитье (Чох, Хунзах), насечка металлом по дереву (Унцукуль).

Хозяйство многоотраслевое: животноводство, полеводство, садоводство. Многие аварцы заняты в промышленности. Значительного расцвета достигли литература и искусство. Выросли кадры национальной интеллигенции.

Аварцы - мусульмане-сунниты шафиитского толка. До принятия ислама среди аварцев было распространено христианство, проникшее в 4-5 вв. с территории соседней Грузии.

Первые попытки обратить аварцев в ислам предпринимались еще в 7-8 вв. арабами, окончательно он утвердился к 15 в.. Наряду с ортодоксальным исламом среди аварцев утвердился и суфизм накшбандийского толка, с так называемым "спокойным" или "тихим" зикром, без танцев.

В годы советской власти аварцам удалось не утратить формы бытования, как суфизма, так и ортодоксального ислама. Несмотря на преследования, кое-где остались живые носители исламской традиции: шейхи и богословы-алимы. Негласно многие селения имели мечеть. В настоящее время активно строятся мечети, распространяется арабская грамотность. Неумение совершать намаз в общественном мнении осуждается. Широко отмечаются главные мусульманские праздники - Разговения и Жертвоприношения. Не менее популярен мавлид - день рождения Пророка. Распространен культ святых. Сохраняются некоторые элементы домонотеистических верований: вера в демонов, соблюдение сельскохозяйственной и семейной обрядности. В последнее время среди аварцев распространились ваххабитские идеи.

К оглавлению.

Адыгеи

АДЫГИ, адыгэ (самоназв.), этническая общность, включающая адыгейцев, кабардинцев, черкесов.

Языки - адыгейский и кабардино -черкесский. Верующие - мусульмане-сунниты.

Древняя история А. и формирование их общности связаны с районами Восточного Причерноморья и Закубанья. В 1-м тыс. до н.э. древнеадыгейские племена уже фиксируются в Восточном Причерноморье. Процесс формирования древнеадыгейской общности охватывал конец 1-го тыс. до н.э.- сер. 1-го тыс. н.э. В нем участвовали племена ахеев, зихов, керкетов, меотов (в т.ч. торетов, синдов) и др., этнически, видимо, не только древнеадыгские. По сведениям Страбона, эти племена населяли территорию на Ю.-В. от современного Новороссийска по левобережью Чёрного моря и в горах вплоть до современного Сочи. Жители побережья занимались земледелием, но их главным промыслом был морской разбой.

В 8-10 вв. Адыгеи занимали земли в Прикубанье, в т. ч. вблизи др. - рус. Тмутараканского княжества. Известен ряд военных походов (965, 1022) русских князей на Адыгов-касогов. В результате монгольских завоеваний в 13 в. население сконцентрировалось в горных ущельях, что привело к большой плотности населения, к малоземелью горцев. В 13-14 вв. обособилась часть кабардинцев. В 16-18 вв. терр. А. была ареной многочисленных междоусобиц и войн, в которых участвовали Турция, Крымское ханство, Россия, дагестанские владетели.

В годы Кавказской войны (1817-64) происходит внутренняя самоорганизация. В 1-й трети 19 в. в Закубанье образуется группа адыгейского (кабардинского) населения, позднее получившая название черкесы. Кавказская война и последовавшие за ней реформы во многом изменили этническую и демографическую ситуацию, особенно это связано с махаджирством - переселением горцев в Османскую империю, продолжавшимся до 1-й мир. войны, а также поселением горцев на равнине. А. имели во многом общую социальную структуру. В 19 - нач. 20 вв. сохранялись многие нормы обычного права - обычаи кровной мести, аталычества, гостеприимства, куначества, патроната, искусств. родства (молочное усыновление, побратимство).

Образ жизни привилегированных сословий резко отличался от жизни простого народа; социальные различия сказывались в одежде, её цветовой гамме, покрое. В общественном и семейном быту, помимо обычного права (адат), действовали нормы мусульманского права (шариат). До настоящего времени Адыги во многом сохранили единую традиционную культуру, различия в которой (особенно в хозяйстве, поселении, пище) определяются природно-климатическими условиями, вертикальной зональностью. Сохранялась общность духовной культуры адыгов: пантеон божеств, мн. традиции обществ. быта (напр., творчество певцов-импровизаторов), традиц. представления. Адыги четко осознают свое историческое единство.

К оглавлению.

Армяне

Армяне (самоназвание - хай), народ, основное население Армении. Язык армянский индоевропейской семьи языков. Верующие - в основном христиане-монофизиты (христианство сделалось официальной религией армян в 301 году). Небольшая часть армян в зарубежных странах - католики и протестанты.

На территории России в разные исторические периоды было создано несколько армянских поселений, большинство из которых постоянно пополнялось соотечественниками из Армении. Напомню, что в 1801-1828 гг. Восточная Армения вошла в состав Российской империи. До первой мировой войны подавляющая часть армян (около 4 млн. человек) жила компактно на территории исторической Армении: около 1,5 млн. человек в России, остальные - в Турции. После жесточайшего геноцида, учиненного в 1913-1916 гг. и длившегося вплоть до 1922 г. османскими властями, когда свыше 1 млн. западных армян было истреблено и почти столько же насильственно выселено, главным образом в бесплодные районы Месопотамии, где большинство их погибло, свыше 300 тыс. из уцелевших армян нашли убежище в России, в том числе в Восточной Армении.

С 1936 года Армения - союзная республика, в составе СССР. В конце 1980-х годов обострились отношения с другой союзной республикой - Азербайджаном из-за нагорно-карабахской проблемы. Противостояние дошло до вооружeнных столкновений и экономической блокады. После распада СССР, с декабря 1991 г. независимое государство.

К оглавлению.

Башкиры

БАШКИРЫ (самоназв. башкорт), коренной народ Республики Башкортостан. Расовый состав башкир неоднороден, представляет смешение европеоидных и монголоидных типов с локальными вариациями. Язык башкир относится к западной ветви тюркской группы алтайской семьи, имеет разветвленную диалектную структуру. Часть башкир говорит на татарском и русском языках. Верующие башкиры - мусульмане-сунниты.

К оглавлению.

Белорусы

Белорусы (самоназвание - беларусы), народ, вместе с русскими и украинцами относятся к восточным славянам. Основное население Белоруссии. Живут также на Украине, в Казахстане, Польше, Латвии, Литве, Эстонии, США, Канаде и других странах. Язык белорусский восточной подгруппы славянской группы индоевропейской семьи языков. Верующие белорусы - в основном православные, есть католики и униаты.

К оглавлению.

Даргинцы

Даргинцы (самоназвание даргон - даргонти или литературное дарган - дарганти; собирательно, народ - дарго) - один из крупных народов Республики Дагестан, часть его коренного населения. В процессе национальной консолидации в состав даргинцев вошли близкородственные им кайтагцы (самоназвание хайдакьлан, хайдакь) и кубачинцы. Даргинцы расселены в Центральной (срединной) части Дагестана, включая земли почти всех природно-географических зон (предгорной, горной, высокогорной, отчасти равнинной).

Они относятся к иберийско-кавказская языковой группе, включая кайтагцеву и кубачинцев. Традиционные занятия: земледелие и скотоводство.

Ремесла: обработка шерсти (сукно, паласы, вязаные изделия), кожи, камня и дерева (Сутбук, Кубачи, Кайтаг), гончарное дело (Сулевкент), металлообработка: кузнечное, бронзолитейное: медночеканное, оружейное и ювелирное дело (Харбук: Амузги: Кубачи); вышивка шелком (Кайтаг, Акуша), золотое шитье (Кубачи, Губден).

Давние соседи даргинцев - аварцы, агулы, лакцы, кумыки, табасаранцы. История не помнит ни одного случая конфликта, столкновений между ними на этнической почве. Районы с даргинским (или преимущественно с даргинским) населением - Сергокалинский, Кайтагский, Дахадаевский, Акушинский, Левашинский. В советское время часть горных даргинцев было переселено на равнину.

Антропологически даргинцы относятся к кавкасионам, они входят в балкано-кавказскую расу большой европеидной расы.
Даргинцы говорят на даргинском языке нахско-дагестанской группы Северокавказской семьи языков Основные диалекты - акушинский, урахинский, цудахарский, сирхинский, хайдакский, муэринский, губденский, мекегинский, кадарский, чирагский, мегебский, кубачинский. Литературный язык начал складываться в советское время на основе акушинского диалекта.

Письменность даргинцев в раннем средневековье, судя по археологическим материалам, была албанской (кавказской). С распространением ислама утвердилась арабская письменность. Уже с XV в. начались попытки ее приспособления для дагестанских языков, и к XVll в. внедрилась и стала распространенной дагестанская письменность (аджам) на арабской графической основе. В советское время письменность была переведена на русскую графическую основу (кириллицу)....

Даргинцы - мусульмане сунниты шафиитского толка. Ислам утвердился среди даргинцев в XlV веке, расцвета достиг в XVlll-XlX вв. чему способствовали и национально-освободительные движения, облекаемые в религиозную форму, а также активная миссионерская и просвещенческая деятельность богословов и духовенства. Ислам у даргинцев носит отчетливо выраженный синкретический характер: значительное место в нем занимают доисламские языческие верования и представления, обряды и ритуалы, облеченные в исламскую форму.

К оглавлению.

Казахи

казахи (самоназвание - казак), народ.. Основное население Казахстана. Живут также в Узбекистане, Туркмении, Киргизии, Китае и др. Язык казахский кыпчакской группы тюркских языков. Верующие - мусульмане-сунниты.

Государственность у казахов сформировалась к 1470 году, когда на территории Казахстана, в его юго-восточных районах - Семиречье и в долинах реки Чу - казахские султаны Джанибек и Гирей смогли возглавить многочисленные племена, объединившиеся в племя "казах", "казахи". В начале XVI века при Касымхане Казахское ханство укрепилось, расширились его границы, в состав ханства вошли сырдарьинские города Туркестан, Отрар, Сайрам, Сауран, Сыгнак, Сузак, Чимкент. Казахстан стал широко известен в Азии и Европе.

Казахское ханство существовало вплоть до 1716 года, когда умер последний хан всех казахов Таукехан, и власть перешла в руки многочисленных степных ханов, каждый из которых возглавлял лишь отдельные группы казахов и территорий. Начался процесс дезинтеграции и упадка, завершившийся вхождением страны в состав Российской империи.

Этноним "казах", давший название государству, тюркское слово. По мнению большинства исследователей, он означает "вольный человек". Казахи были свободолюбивые кочевники и земледельцы, обладали огромными тучными стадами животных, богатыми пастбищами и плодородными землями в предгорьях и долинах рек.

В промежутке с конца октября 1917 г. до марта 1918 г. в городах и других наиболее крупных населенных пунктах Казахстана была установлена Советская власть. В 1991 году Республика Казахстан стала полноправным членом мирового сообщества, получив признание и поддержку абсолютного большинства государств мира. На сегодня Казахстан признан 113 государствами, со 105-ю из них установлены дипломатические отношения.

К оглавлению.

Коми

Самоназвания коми морт, коми войтыр, зыряне. Язык - коми-зырянский. Религиозная принадлежность верующих: православные, часть - старообрядцы.

Говорят на коми языке, включающем несколько диалектов. В XX в. сформировался литературный язык, на котором издаeтся литература и ведeтся преподавание. Верующие коми - православные, есть старообрядцы.

Предки коми и коми-пермяков обитали в бассейнах средних и верхних течений реки Камы. Поблизости, в бассейне Вятки, жили предки удмуртов, с которыми они составляли так называемую пермскую языковую общность, существовавшую ещe в 1-м тысячелетии до н. э. После еe распада и выделения удмуртов предки коми и коми-пермяков ещe некоторое время представляли один народ, живший в Прикамье.

Со 2-ой половины 1-ого тысячелетия н. э. часть их переселилась из верхнего Прикамья в бассейн реки Вычегды. На новых местах пришельцы частично смешались с местным населением и образовали новое племенное объединение. Таким образом, к началу 2-го тысячелетия н. э. в бассейне средней Вычегды, с одной стороны, и в бассейне Камы - с другой, сложились два племенных объединения. Первое (предки Коми) было известно в русских источниках под названием перми вычегодской, а второе (предки коми-пермяков) - под названием перми великой. Население и той и другой перми именовалось пермянами.

В 16-18 вв. коми расселились в бассейнах верхней Вычегды и Печоры. Главными их занятиями были земледелие, животноводство; значительную роль играли охота и рыбная ловля.

С середины 19 в. в северных районах стало развиваться оленеводство. В 1921 г. коми получили автономию. В результате преобразований в республике получили развитие промышленность и механизированное сельское хозяйство, выросла национальная интеллигенция.

Самобытная культура коми находит особо яркое выражение в народном изобразительном искусстве (резьба, аппликация из меха, вязание), фольклоре, национальной художественной литературе и театре

К оглавлению.

Лезгины

Самоназвание - лезгияр, включает также близкие к основному этносу народности: кюринцы, самурцы, кубинцы, группа народов общей численностью 466 тыс. чел., компактно живущая преимущественно в юго-восточной части республики Дагестан и сопредельных районах Азербайджана. В дореволюционной литературе лезгинами нередко ошибочно называли всe горское население Дагестана.

Язык лезгинский лезгинской группы дагестанской ветви иберийско-кавказских языков. Верующие - мусульмане-сунниты, есть шииты.

Лезгины - один из коренных народов Дагестана. В античных источниках упоминается народ леги, живший на Восточном Кавказе. В арабских источниках 9-10 вв. имеются сведения о царстве лакзов в Южном Дагестане.

До 19 в. лезгины не составляли единого политического целого. Они преимущественно входили в небольшие объединения независимых сельских общин - "вольные общества", а часть - в феодальные образования Азербайджана (Кубинское, Дербентское и другие ханства).

Основу хозяйства современных лезгинов составляют земледелие, садоводство и животноводство. Часть лезгин занята в промышленности. В XX в. выросла национальная интеллигенция, развиваются национальная художественная литература, театральное искусство.

Богато народно-поэтическое творчество лезгинов - эпические и лирические песни, сказки, предания и легенды, пословицы и поговорки.

Лезгинка, народный танец лезгин, распространён по всему Кавказу. У кабардинцев, осетин, аварцев, чеченцев, ингушей - свои разновидности лезгинки.

К оглавлению.

Марийцы

Cамоназвание мари, марий ("человек", "мужчина"), внешнее название черемисы. Живут в Республике Марий Эл (автономия с 1929 г.), а также в Татарстане, Удмуртии, Башкортостане, Кировской, Свердловской и Пермской областях.

Марийцы делятся на три основные субэтнические группы: горные (правобережье Волги), луговые (Ветлужско-Вятское междуречье) и восточные (территория Башкирии, куда они переселились в XVI- XVIII вв.).

Относятся к субуральскому типу уральской расы. В марийском языке, относящемся к волжско-финской группе финно-угорских языков, выделяются горное, луговое, восточное и северо-западное наречия. Распространен также русский язык. Письменность создана на основе русского алфавита.

Ядром формировавшегося в 1 тыс. н. э. в Волго-Вятском междуречье древнемарийского этноса были финно-угорские племена. В Х в. марийцы упоминаются в хазарском документе как ц-р-мис (черемисы). Большую роль в развитии этноса играли тесные этнокультурные связи с тюркскими народами. Значительное влияние, особенно усилившееся после вхождения марийцев в состав Русского государства (1551-1552), оказала русская культура.

Основное традиционное занятие - пашенное земледелие. Подсобное значение имели огородничество, разведение лошадей, крупного рогатого скота и овец, охота, лесные промыслы (заготовка и сплав леса. смолокурение и др.), бортничество, а позднее - пасечное пчеловодство, рыболовство. Развиты художественные промыслы: вышизка, резьба по дереву, ювелирное дело.

Традиционная одежда: богато вышитая рубаха туникообразного покроя, штаны, распашной летний кафтан, поясное полотенце из конопляного холста, пояс. Мужские головные уборы: войлочная шляпа с небольшими полями и шапка; для охоты, работы в лесу использовался убор типа накомарника. Обувь - лапти с онучами, кожаные сапоги, валенки. Для работ в болотистых местах к обуви прикрепляли деревянные платформы. Для женского костюма характерны передник и обилие украшений из бисера, раковин каури, блесток, монет, серебряных застежек-сюльганов, а также браслеты, кольца.

Очень разнообразны женские головные уборы - конусовидные колпачки с затылочной лопастью; сороки, заимствованные у русских, головные полотенца с очельем, высокие лопатообразные уборы на берестяном каркасе. Верхней одеждой были прямые и отрезные на сборке кафтаны из черного или белого сукна и шубы. Традиционные виды одежды частично бытуют среди старшего поколения, используются в свадебной обрядности.

Основная традиционная пища - вареники с начинкой из мяса или творога, вареная колбаса из сала или крови с крупой, слоеные блины, творожные сырники, напитки - пиво, пахта, крепкий медовый напиток.

Семьи - преимущественно малые, встречались и большие неразделенные. Женщина в семье пользовалась хозяйственной и правовой самостоятельностью. При заключении брака родителям невесты платили выкуп, а они отдавали за дочерью приданое.

Обращенные в XVIII в. в православие, марийцы сохраняли языческие верования. Характерны общественные моления с жертвоприношениями, устраиваемые в священных рощах перед началом сева, летом и после уборки урожая. Среди восточных марийцев есть мусульмане.

В народном искусстве наиболее своеобразна резьба по дереву и вышивка. Богатством форм и мелодичностью отличается марийская музыка (инструменты - гусли, барабан, трубы). Из фольклорных жанров выделятся песни, среди которых особое место занимают "песни печали", сказки, предания.

К оглавлению.

Мордва

Мордовский народ является одним из крупных народов фино-угорской языковой семьи в Российской Федерации.

Мордва - коренное население Республики Мордовия; кроме того, значительные группы мордвы живут в Саратовской, Пензенской, Ульяновской, Горьковской, Оренбургской областях, в республиках Татарстан, Чувашия и Башкортостан, в Сибири, Средней Азии и на Дальнем Востоке.

Делятся на две основные группы эрзя и мокша. Языки мордовские финно-угорской семьи языков. Каждая группа сохраняет свое самоназвание (эрзя и мокша), некоторые особенности в материальной культуре (народная одежда, жилище), народном творчестве. Эрзянский и мокшанский языки составляют особую группу финно-угорских языков и являются литературными языками, на которых издаются (письменность создана в советское время) научная и художественная литература, газеты и журналы.

Почти все мордовское население говорит и по-русски.
Среди мордвы выделялись еще 2 более мелкие этнографические группы: терюхане и каратаи. Первые еще в 19 в. восприняли русский язык и в настоящее время полностью слились с русским населением. Вторые живут в 3 селах на правом берегу Волги в Татарстане, говорят на русском и татарском языках.

Верующие - православные. Впервые мордва под названием Mordens упоминается у готского историка Иордана (6 в.). Данные языка и материальной культуры указывают на автохтонность мордвы в междуречье рек Оки и средней Волги. Изучение древних поселений и могильников мордвы дает возможность установить преемственную связь с более древними местными племенами городецкой культуры (7 в. до н. э. - 5 в. н. э.). Эти связи прослеживаются в орудиях труда, типах жилища, технике изготовления гончарной посуды, украшениях и т. п. В 7-12 вв. у мордвы происходил процесс распада родовой общины, на смену которой с развитием пашенного земледелия пришла сельская община. Однако патриархально-родовые пережитки сохранялись и в последующее время.

С развитием феодальных отношений началась постепенная консолидация мордовских племен в народность. На ее формирование оказали влияние славянские племена, а затем древнерусская народность. В советское время мордовкий народ получил автономию (1930); сложилась мордовская социалистическая нация. Возникла национальная интеллигенция. Широкое развитие получили национальный театр, литература и различные виды традиционного народного искусства (вышивка, резьба по дереву и др.), фольклор (исторические песни, лирика).

К оглавлению.

Осетины

Осетины, ирон, дигорон (самоназвание; сохранились также этнонимы туалаг, - двалы, группа осенин Наро-Мамисонского региона, и хусайраг - хусары, группа осетин Южной Осетии) - народ в Российской федерации. Основная часть населения Северной Осетии, и Грузии. Живут также в Кабардино-Балкарии.), в Карачаево-Черкесии).
Основные субэтнические группы: иронцы и дигорцы (на западе Северной Осетии). Говорят на осетинском языке иранской группы индоевропейской семьи. Имеет два диалекта: иронский (лег в основу литературного языка) и дигорский. Письменность с XIX века на основе русского алфавита.

Верующие - православные, есть мусульмане. Большинство осетин исповедует православие, проникшее в VI - VII веках из Византии, позже из Грузии, с XVIII века из России. Меньшинство - ислам (воспринятый в XVII - XVIII веках от кабардинцев); сохранились языческие верования и обряды. Среди разнообразных жанров фольклора выделяется эпос о нартах, героические песни, предания, плачи.

Осетины - один из древнейших народов Кавказа. Уже со времен скифских походов в Переднюю Азию они именуются в грузинской хронике овсами (осами, отсюда русское название осетины). Сваны называли их савиар, мегрелы - опсами, абхазы - ауапс, чеченцы и ингуши - ири, балкарцы и карачаевцы - дюгер, кабардинцы - къущхьэ.
Формирвание осетинского народа связано с аборигенным населением Северного Кавказа (создателями кобанской культуры) и с пришлыми ираноязычными народами - скифами, сарматами и особенно аланами (в I веке н.э.). В результате оседания последних на Центральном Кавказе коренное население восприняло их язык и многие черты культуры. Сложившийся здесь мощный союз аланов (осы - в грузинских и ясы, сони в русских средневековых источниках) положил начало образованию осетинской народности.

Немало осетин-алан ушло в Монголию и особенно в страны Восточной Европы (в Венгрии осела крупная компактная группа потомков алан, которая именует себя ясами, но утратила родной язык). Уже с 40-х гг. XVIII в. складывались русско-осетинские отношения. Русским правительством была создана "Осетинская духовная комиссия". Члены комиссии организовали осетинское посольство в Петербурге (1749 - 1752 годы), способствовали переселению осетин в Моздок и моздокские степи. Осетины, испытывая острую нужду в земле, неоднократно обращались через комиссию с просьбой к русскому правительству о переселении их в предгорные районы Северного Кавказа. В 1774 году Осетия вошла в состав России. Усилилась консолидация осетинской народности. В конце XVIII - XIX веках началось переселение части осетин с гор на равнины. Земли, переданные осетинам российским правительством, закреплялись в основном за осетинской знатью.

После 1917 года присходит массовое переселение осетин на равнину. 20 апреля 1922 года была образована Юго-Осетинская Автономная Область в составе Грузинской ССР, в 1924 году - Северо-Осетинская Автономная Область, которая 5 декабря 1936 года была преобразована в Северо-Осетинскую АССР в составе РСФСР. В 1990 году Верховный Совет республики принял Декларацию о государственном суверенитете Республики Северная Осетия.

Традиционным у осетин является занятие сельским хозяйством. Существует богатая национальная кухня. Наиболее почитаемым напитком является пиво - древний напиток осетин, по легенде оно изобретено нартовской героиней СатАной.

Осетинское общество делилось на несколько социальных групп. В быту осетины сохранили элементы многих древних институтов. Среди них особенно выделялись кровная месть, распространявшаяся на близких и дальних родствеников и тянувшаяся годами. Она возникала из-за земли, оскорбления чести дома или отдельных членов семьи, похищения женщин и т.д. Примирение завершалось выплатой виновной стороной большого количества скота и ценных вещей (оружия, пивоваренного котла и пр.) и устройством "кровного стола" для угощения сторон потерпевших. Обычаи гостеприимства, куначества, побратимства, взаимопомощи, аталычества мало отличались от аналогичных у других народов Северного Кавказа.

В 1798 г. издана первая книга на осетинском языке ("Краткий катехизис"). В 40-е гг. XIX в. русским филологом и этнографом А.М. Шегреном составлены осетинская грамматика - осетинский практический алфавит на русской основе. На нем стала выходить духовная и светская литература, фольклорные тексты, школьные учебники, а также издана "Осетинская литература" ("Ирон фандыр").

К оглавлению.

Русские

Русские - народ, основное население Российской Федерации, самое многочисленное из славянских племен. За пределами Российской Федерации живут на Украине, в Казахстане, Узбекистане, Белоруссии, Киргизии, Латвии, Молдавии, Эстонии, Азербайджане, Таджикистане, Литве, Туркмении, Грузии, Армении, а также в США, Канаде, странах Западной Европы и др. Язык русский восточной группы славянских языков индоевропейской семьи языков. Письменность на основе русского алфавита, восходящего к кириллице. Верующие в основном православные.

Русские, как и украинцы и белорусы, произошли от древнерусской народности (9-13 вв.), сложившейся из восточнославянских племeн в процессе распада родоплеменных отношений и создания Древнерусского государства вокруг Киева. По мнению многих исследователей, наименование русских восходит к названию одного из славянских племeн - родиев, россов, или русов. Наряду с древним самоназванием в 19 - начале 20 вв. употреблялось название великорусы, или великороссы.

Формирование русской, или великорусской, народности произошло в ожесточeнной борьбе против тяжелейшего монголо-татарского ига и в ходе создания Русского централизованного государства вокруг Москвы в 14-15 вв. В 16-17 вв. границы Русского государства значительно расширились; в это время русские начали заселять Нижнее Поволжье, Урал, Северный Кавказ и Сибирь. В 18-19 вв. дальнейшее расширение границ государства сопровождалось расселением русских в Прибалтике, Причерноморье, Закавказье, Средней Азии, Казахстане, на Дальнем Востоке. Русские вступали в тесный контакт с жившими здесь народами, оказывали на них экономическое и культурное влияние и сами воспринимали достижения их культуры и навыки хозяйства.

В начале 20 века на обломках Российской империи было создано новое государство v Советский Союз, объединившее множество различных национальностей. Самой многочисленной нацией, однако, оставались русские. В 1991 году СССР прекратил свое существование.

В силу специфических условий развития в разных районах страны среди русских к середине 19 в. сложился ряд этнографических групп. Наиболее крупные из них, различающиеся по наречиям языка ("окающий" и "акающий") и особенностям в постройках, одежде, некоторых обрядах и т.п., - северные и южные великорусы. Связующее звено между ними - средневеликорусская группа, занимающая центральный район - часть Волго-Окского междуречья (с Москвой) и Поволжья; она имеет в языке и культуре как северно-, так и южновеликорусские черты. Более мелкие этнографические группы русских - поморы (на берегу Белого моря), Мещера (в северной части Рязанской области), различные группы казаков и их потомков (на реках Дон, Кубань, Урал, Терек, а также в Сибири); старообрядческие группы - "поляки" (на Алтае), семейские (в Забайкалье), "каменщики" (на реке Бухтарма в Казахстане); особые группы составляют русские на Крайнем Севере (по рекам Анадырь, Индигирка, Колыма), воспринявшие многие черты окружающих народов. В настоящее время эти этнографические группы во многом утратили свои уникальные особенности, по ряду исторических и политических причин.

К оглавлению.

Татары

Татары являются одним из крупных тюркоязычных этносов. В целом, основная часть татарского населения - более 4/5 живет в Российской Федерации, занимая по численности второе место.

На современном этапе о татарах невозможно говорить без Республики Татарстан, являющейся эпицентром татарской нации. Однако татарский этнос отнюдь не ограничивается рамками Татарстана. И не только из-за дисперсного расселения. Татарский народ, имея глубокую историю и тысячелетние культурные традиции, в том числе и письменности, связан со всей Евразией. Более того, являясь самым северным форпостом мусульманства, татары и Татарстан выступают и как часть исламского мира и великой цивилизации Востока.

К оглавлению.

Украинцы

Основой этнонима (первоночально он относился к юго-восточным группам народа, их называли также "козаки", "козацкий народ") стал термин "краина", т.е. страна, который к XVIII в. закрепился в официальных документах и восходит к названию "Украина" ("край"), употреблявшемуся для обозначения южных и юго-западных частей древнерусских земель в XII-XIII вв. В XVI-XVII вв. в оцициальных документах России украинцев часто называли черкасами, позже, до начала XX в., малороссиянами, малороссами, южноруссами.
Украинцы говорят на украинском языке. Верующие - православные и католики.

К оглавлению.

Чеченцы

чеченцы (самоназвание - нохчий), народ в Российской Федерации, в Чеченской Республике, Дагестане и др. Язык чеченский нахской группы иберийско-кавказских языков. Верующие - мусульмане-сунниты.

Чеченский язык - язык народа нохчий (самоназвание чеченцев) - входит в кавказскую семью языков, которая распадается на западную (абхазо-адыгскую) и восточную (нахско-дагестанскую). К живым нахским языкам относятся собственно чеченский, ингушский и бацбийский. Чеченцы и ингуши называют себя вайнахами (вай - наши, нах - люди), их языки близки и понятны друг другу. Бацбийцы проживают на территории Грузии, их язык под влиянием грузинского языка настолько изменился, что стал уже непонятен вайнахам.

Чеченцы - самый многочисленный этнос Северного Кавказа, насчитывающий более миллиона человек.

В зависимости от места расселения и непосредственных контактов с различными народами, чеченцы известны у осетин - как цацаны, у кабардинцев - шашаны, у лезгин - чачаны, у кумыков - мичигаш и др.

К оглавлению.

Чуваши

Чуваши - тюркоязычный народ, проживающий в Среднем Поволжье (вероятно, древняя смесь тюрков с черемисами).

Говорят на чувашском языке (булгарская группа тюркских языков), несколько изменившимся под влиянием финского. В русских летописях упоминаются впервые под 1524 г. при основании города Васильсурска, затем под 1551 г. при основании города Свияжска. Прежде русские смешивали их отчасти с черемисами, отчасти с татарами (в грамотах XVII в. 'горные служилые татары').

Район их расселения - территория Чувашской Республики и прилегающих к ней областей и республик. Из них больше половины, то есть 50,8 %, расселены вне пределов Чувашской Республики - в Татарии (7,3% от общей численности чувашей), в Башкирии (6,4%), Куйбышевской (Самарской) (6,4%), Ульяновской (6,3%) и других областях и республиках. Верующие - православные.

К оглавлению.

Приложение[i]

НАЦИОНАЛЬНАЯ ПРИНАДЛЕЖНОСТЬ И ВЛАДЕНИЕ РУССКИМ ЯЗЫКОМ

  Городское и сельское население, тыс. человек. Удельный вес данной национальности во всем населении, %
Численность лиц соответствующей национальности Из них владеют русским языком
Аварцы 0,5
Адыги 0,5
Армяне 0,8
Башкиры 1,2
Белорусы 0,6
Даргинцы 0,4
Казахи 0,5
Коми 0,4
Лезгины 0,3
Марийцы 0,5
Мордва 0,7
Осетины 0,4
Русские 79,8
Татары 3,8
Украинцы 2,0
Чеченцы 0,9
Чуваши 1,1
Другие национальности 5,6
Всего    

К оглавлению.

[i] По данным переписи 2002 года.

Наши рекомендации