Расселение,хозяйство,соц устройтво, материальная и духовная культура сакских племен. 5 страница
34. Материальная и духовная культура казахов в 16-18вв. характер домашних промыслов , ремесла народные обряды, обычаи, традиции. Духовную жизнь казахов в 15- 17 вв. отражают древние народные обычаи и обряды связанные с хоз деятельностью: весной, выезжая из зимовки, и осенью, возвращаясь обратно, в обязательном порядке саблюдались обряд очищения зимовки и скота огнем. Для этого возле зимовок разводили два костра и между ними прогоняли все поголовье скота. Весной пока не загремит гром, не разрешалось питаться плодами растений, после же грома можно было собирать горный лук и другие плоды. По представлению народа гром яв-ся предвестником спелости всей флоры. Семейно-брачный обряд: левират (аменгерство) -вдова после годичной поминки выходит за брата покойного мужа, Сорорат (балдыз алу) - овдовевший жених мог жениться на младшей сестре покойной, Кудандалык - запрет кровнородственных связей в пределах 7 колена по мужской линии, а с 8 колена можно вступать в брак, Енши- отец выделяет наделы женившимся сыновьям,Ат тергеу – обычай придумывания имен невестой для родственников мужа. Традиционные обряды: традиция гостеприимства - путник мог заночевать в юрте любого человека, даже ему незнакомого, угощение оказывали гостю совершенно бскорыстно. Традиция дружбы-побратимства - дружба между различными лицами, независимо от их возраста. Побратимство закреплялось торжественно, при свидетелях, давали клятву в вечной верности. Традиция взаимопомощи – распространена между родственниками, отдача родственникам определенного количества скота, потерявшего вследствие джута, природных бедствий. Сезонные праздники: Наурыз, Согымбасы – праздновали в зимнее время,Кымызмурындык – праздновали летом, праздник связанный с началом сезона доения кобыл. Каждая семья приглашала на первый кумыс и получали благословения старейшин. Сабантой – праздновали в осеннее время, в связи с успешным сбором урожая и завершением благодатного летнего сезона. В 16-17вв распространился ислам. Центрами его распространения были Туркестан, Хорезм, Бухара. Ислам сочетался с доисламскими верованиями, основанными на культе неба - Тенгри. Казахи почитали дух земли - Жер ана, воды - Су ана, им посвящали горы, утесы, камни причудливых форм, пещеры, рощи, одинокие деревья, родники. Святым местам приносили жертвы. Сохранялся культ покровителей скота. Большую роль играл культ огня.В Казахстане широко известно имя Яссави. Родоначальник тюркской традиции в суфизме основавший орден Яссавия-исамизация тюркских народов-казахов. По распоряжению Эмира Тимура над могилой Яссави построена мечеть 1398гг. который превратился в религиозный центр малой Мекки. Основным занятием казахов было скотоводство. Скот давал казахам питание, одежду, жилище, транспорт, был средством обмена с соседними народами. Казахи разводили в основном овец, лошадей, верблюдов. Меньшее значение для казахов имело разведение крупного рогатого скота и коз.Скот был частно-семейной собственностью, а пастбища находились в общинном пользовании. Покровители скота: Шопан ата, покров круп рог скота Зенги баба, верблюдов Ойсыл кара, лошадей Камбар ата, земледелия Дихан баба, Коркыт ата покровит шаманов музыкантов, Фатима дочь Мухаммеда покров женщин и детей. Маршруты кочевок были выработаны многовековым опытом. Территория выпасов делилась на четыре типа сезонных пастбищ. Расстояния между зимовками и местами сезонных кочевок измерялись сотнями километров и составляли путь длиною в несколько месяцев. Жилищем скотоводов была юрта - удобное, простое сооружение, которое быстро разбирается, перевозится на вьючных животных. Деревянный остов юрты состоит из кереге – решетки, которые составляют окружность юрты. Свод юрты составляли выгнутые прутья - уык, венчает юрту шанырак - деревянный круг для прохода света и дыма.У казахов сохранила свое значение охота. Существовало несколько её видов: с ловчими птицами ястребами, беркутами, соколами; охота с борзыми собаками; охота загоном и другие.
Казахи занимались земледелием, его традиционными очагами были Южный Казахстан, Семиречье, это районы Сырдарьи, Арыси, Чу, Таласа. В основном выращивались пшеница, ячмень, просо. В районах поливного земледелия были разветвленные сети каналов и арыков. Массивы орошаемых земель имелись вокруг городов. На большей части территории Казахстана земледелие в рассматриваемый период было развито слабо, им обычно занимались обедневшие казахи, не имевшие достаточно скота для кочевки – жатаки. Важную роль в жизни Казахского ханства играли города. Среди них выделялся Сыгнак, находившийся на границе сырдарьинского оазиса и кочевой степи. Крупным политическим, экономическим, культурным центром был оазис Туркестан, ставший резиденцией казахских ханов и святым местом мусульман. Здесь были построены мавзолеи ханов Есима, Джангира. Наиболее впечатляющим архитектурным памятником, построенным на рубеже XIV - XV веков является мавзолей Ходжа Ахмеда Ясави.В нем свыше тридцати помещений, церемониальный зал, мечеть, библиотека, мавзолеи. Часть города занимали здания и места общественного пользования - мечети, бани, площади. Деньги в основном чеканились в Туркестане и Ташкенте, это были медные динары, серебряные тенга.Значительное место в хозяйстве казахов занимали ремесла и домашние промыслы, большинство из которых было связано с обработкой продуктов скотоводства. Казахи занимались традиционным выделыванием кожи, войлока, окрашивали их, владели техникой аппликации, узорного шитья. В силу особенностей кочевого образа жизни было развито прикладное искусство в оформлении убранства юрты, одежды, оружия, посуды, в оформлении войлока, ковров - текемет, тускииз, сырмак и других. Орнамент и узоры сохранили преемственность от древних скотоводческих племен. В основном это были: айшик-гуль - лунный цветок, жулдыз-гуль - звездный цветок, шыккан кун - восход солнца; кошкар муюз - рог барана, марал муюз - рог оленя, контуры животных; растительные мотивы: стебли, листья, цветы, плоды; геометрические фигуры. Орнамент обычно симметричен. Цвета имели свой символ: синий - небо, красный - солнце, огонь; белый - истина, радость, счастье; желтый - разлука, печаль; черный - символ земли; зеленый - молодость, весна. Музыканты создавали инструментальные произведения - кюи на разные темы.
В жизни кочевников большую роль играло музыкальное искусство вокальное и инструментальное. Распространенными музыкальными инструментами были домбра, кобыз, сыбызгы.
35. устное народное творчество казахов в 16-18вв как отражение духовного мира казахов.Устное творчество было представлено поэтами-импровизаторами - акынами, сказителями-жырау. Из поколения в поколении передавались произведения героического эпоса, в которых рассказывалось о ратных подвигах батыров, защищавших народ от набегов чужеземцев: «Ер-Таргын», «Камбар», «Алпамыс», «Кобланды». Не менее известны «Кыз-Жибек», «Кульше кыз», «Макпал», «Слу шаш». В XV веке жил и творил, по словам Ч. Валиханова «кочевой философ» Асан-Кайгы, Асан - горемычный, печальный, скорбный, мечтавший «о земле обетованной».Предания сохранили имена представителей устной казахской поэзии: Шалкияз Тиленшиулы, выдающийся жырау периода становления казахского ханства. Он происходил из знатного рода Едиге, был приближенным правителя Ногайской Орды князя Темира, в его свите был в Стамбуле, Крыму, Северном Кавказе, и на Дону. Доспамбет жырау – является одним из ярких поэтов-жырау 16в. Родился в семье знатного военоначальника в Азове. Среди его произведений выделяется толгау имеющий в некоторой степени биографический характер. Жиембет Жырау - яркий представитель поэтической традиции, был наместником хана Есима. Из его наследия сохранились три толгау – обращения к Есиму, и 2 лирических стихотворения о состоянии ссыльного поэта, тоскующего по родным местам. Актамберды жырау родился в 1645 в семье состоятельных феодалов в Каратау. Участвовал в походах казахов на Могулистан и Джунгарию и завоевал славу отважного батыра. Умбетай жырау воспевал богатырские качества защитников родной земли. Он был одним из соратников Абылай хана. Его крупные произведения: Извещение хана Абылая о смерти Богенбая, на смерть Богенбая, Жаукашарга, Обращение к Бекболат Бию. Бухар Калкаманулы известный жырау 18века, бий при Тауке и Абылае, посвящал песни единству государства, защите от врагов. В Казахстане были такие творческие бии-шешены как Толе би Алибекулы(1663-1756), Казыбек би Келдибекулы (1667-1765), Айтеке би Байбекулы(1682-1766). В 16-17 вв письменная литература на каз языке была распространена в виде книг религиозного и историко-легендарного содержания, создавлись исторические сочинения и генеалогии (шежире). Выдающиеся представители письм лит-ры Каз. Мухаммед Хайдар Дулати – «Тарихи-и-рашиди» является произведением, вобравшим в себя фольклорные и устные генеалогии правителей, письменные сочинения разных авторов и собственно авторские наблюдения и воспоминания. Этот труд является крупным источником об истории Могулистана, Каз ханства и империи Бабура.Кадыргали Жалаири – «Жами-ат-тауарих» состоит из трех частей, 1-восхваление царя Б.Годунова,2-сокращенный перевод труда Рашид-ад-Дина на персидском языке,3-история дин Чингизидов до Ораза Мухаммеда, рассказ о правителе Золотой Орды Едыге, повествование о восшествии Ораза Мухаммеда на касимовский престол весной 1602г. Абулгази Бахадур – «Шежире-и-тюрк» представляет собой изложениегенеалогии дин Чингизидов, начиная от Адама до самого Абулгази.
36. Внутриполитическая и социально-экономическая ситуация в Казахстане в первой четверти 18в– положение было сложным. В начале 18в Казахское ханство, объединенное под началом видного государственного деятеля, полководца Тауке занимало важное место в системе международных отношений в Центральной Азии. Тауке хану удалось добиться временного прекращения родоплеменных раздоров и восстановить территориальное единство казахской государственности. Однако, смерть хана Тауке, усилила действия центробежных сил, а его наследник султан Каип не обладал качествами, необходимыми для государственного деятеля и был не в состоянии сохранить единство трех жузов. У каждого жуза появились свои ханы: Старший жуз - Болат хан, Средний жуз - Семеке хан, Младший жуз - Абулхаир хан.Попытки ханов создать единое централизованное государство, объединив все казахские жузы, не дали результатов. Казахстан оставался политически раздробленным, устойчивым был сепаратизм султанов. Между жузами не существовало постоянных политических связей. Скотоводство. Главной особенностью кочевого скотоводства являлось круглогодичное содержание скота на подножном корму, что было обусловлено дефицитом кормовых и водных ресурсов. В Каз сложилось два типа скотоводческого хозяйства: кочевое скотоводство и полукочевое хозяйство.
37.Основные предпосылки присоединения казахских земель Младшего жуза к Российской империи.В 1687 году в Тобольск было направлено казахское посольство во главе с батыром Кошимом с поручением пригласить в Казахстан русских купцов. В состав миссии входили казахские торговцы, намеревавшиеся расчистить почву для экономических связей с Русским государством через Сибирские города. В 1689-начале 1690 годов в Тобольск направлено другое посольство во главе с Туман-батыром, но эти связи не оформлены юридически. Начало 18 века ознаменовалось кровопролитной борьбой против джунгар. Напряженное положение на северо-восточной границе вынудило казахских ханов и султанов вступить в переговоры с правительством Петра I и через сибирские пограничные власти заявить о своих намерениях воевать с Джунгарией в союзе с Россией.В 1725 году Абулхаир, учитывая сложность внешнеполитического положения казахских родов и реальную угрозу со стороны внешних противников обратились к Петру I с просьбой о подданстве.В 1726 году хан Младшего жуза Абулхаир и другие старшины отправили в Россию посла Койбагара. Это посольство осталось безрезультатным. Но Абулхаир в сентябре 1730 года вновь отправил посольство через Уфу в Петербург с письмом к Анне Иоановне с просьбой о покровительстве. 19 февраля 1731 года императрица подписала жалованную грамоту хану Абулхаиру о принятии в Российское подданство Младшего жуза. Для принятия соответствующей присяги были направлены послы во главе с переводчиком Тевкелевым. Основываясь на заверениях Абулхаира, в Петербурге решили, что желание вступить в подданство разделяют все султаны и старшины Младшего жуза. Но, когда Тевкелев прибыл 5 октября 1731 года в ставку Абулхаира, находящуюся на реке Иргиз, выяснилось, что по вопросу принятия Российского подданства среди феодальной верхушки были разногласия. Попытки противной партии во главе с Бараком противодействовать переговорам и исключить оформление акта о присоединении Младшего жуза к России потерпели неудачу. 10 октября 1731 года значительная часть собрания казахских старшин высказалась за его принятие.
38. Создание военных линии и крепостей как начало военно-колониальных акции.В конце 17 в. Россия продолжала свою завоевательную политику. В конце 16 в. на русско-казахской границе было начато строительство русских городов, крепостей, форпостов, казачьих станиц, редутов и маяков. Некоторые военные сооружения были построены непосредственно на терр. К-на (Яицк-1620 г, Гурьев-1645 г.) Петр 1 оценил значение Казахского ханства во внешней политике России так: «Всем азиатским странам и землям оная орда ключ и врата, и той ради причины оная орда потребна под Российской протекцией быть».Русское правительство сразу же начало практическое осуществление задачи присоединения К-на: в 1714 г. в Восточный К-н направляется экспедиция Бухгольца, главной целью к-ой было строительство крепостей в долине Ертиса. Петр1 поручает Тевкееву разработать проект приведения казахов в Российское подданство. Активность в принятии российского подданства проявил Абулхаир хан. Он отправил в сент. 1730 г посольство в Петербург Анне Иоанновне с просьбой принять в подданство. Для принятия присяги в К-н было направлено посольство во главе с Тевкелевым. 10 октября 1731 г. Хан Абулхаир, его брат Худай-Назар, батыры Букенбай, Есет и еще 27 знатных казахов подписали юридический акт о принятии подданства России. В 1732 г. сначала часть Среднего жуза, а потом грамотой Анны Иоанновны от 10 июня 1734 г. хан Среднего жуза Семеке и подвластные ему люди были приняты в российское подданство. В 1733-34 гг. некоторые бии и султаны Старшего жуза изъявили желание принять Российское подданство. С самого начала принятия казахов в Русское подданство, Россия определила для себя курс последовательного присоединения всей территории К-на. Отношения м/у Россией и Младшим жузом строились на принципах протектората, форме колониальной зависимости, когда зависимое гос-во сохраняет суверенитет во всех сферах, кроме внешней политики. В К-не возникли укрепленные линии. В 1752 г. была построена линия военных укреплений из 10 крепостей и 53 редутов, соединивших Уйскую линию с Иртышской. Эта линия соединила Омскую крепость с Звериноголовской и была названа Ново-Ишимской. В результате русская граница была выдвинута на 50-200 верст земли Среднего жуза. Это нарушало сложившуюся ситему перекочевок, лишало каз. население пастбищ на правобережье Ертиса. Постройка военных линий дала возможность царскому правительству принять в 50-х гг. 18 в. первые юридические акты, узаконившие земельные ограничения для казахов Среднего жуза. В марте 1755 г. коллегия иностранных дел запретила переход на Ертис. 2 октября 1756 г. казахам было запрещено кочевание на правобережье Яика. С 1764 г. казахам разрешалось кочевать не ближе 10 верст от Ертиса и 30 верст в р-не крепостей и форпостов. Т.о., принятие протектората северо-западной частью К-на принесло казахам колониальный гнет. С этим процессом связано нарушение традиционной хозяйственной системы, к-ое серьезно подрывало производительные силы. В результате колонизаторских действий России начинается обнищание рядовых казахских общинников. Русская колониальная администрация начинает в 18 в. активное проникновение в казахские степи, вводя при этом массу ограничений, подрывавших экономические основы каз. общества.
39. Хан Абылай как политический государственный деятель.Настоящее имя его - Абулмансур. В пятом колене его предком является Есим-хан, давший вполне законченное централизованное государственное устройство Казахскому ханству (документ: "Есимханнын ескi жолы", т. е. "Древняя тропа хана Есима"), в четвертом - Жангир-хан, "Салкам", прославивший себя как полководец и батыр в битвах с джунгарами. Аблаем звался дед Абульмансура, известный как жестокий единоборец. В свою очередь, от Аблайхана ведут родословную в качестве внуков Кенесары и Чингис, занявшие диаметрально противоположные позиции по отношению к имперской политике царизма. Если искать более отдаленных предков Аблай-хана, то его генеалогию можно возвести к младшему сыну Джучи (Жоши) - Тока-Темиру. Без такой родословной, т. е. не будучи чингизидом, он не мог бы быть верховным ханом всех казахов (даже Тимур не называл себя ханом). Годы жизни Аблай-хана 1711-1781. В детстве оказался сиротой, отмечен факт, что он под именем "Сабалак" в 10 верстах от Ташкента в местности Каракамыс в 1725 г. пас верблюдов Толе-бия. Абульмансур стал известен в народе в двадцать лет, когда войдя в ополчение, организованное Абульмамбетом (тоже потомком Есимхана и Жангирхана), объединившим все три жуза на борьбу с джунгарами, под воинственный клич "Аблай" он в единоборстве победил джунгарского батыра Шарыша. После победоносного сражения Абулмамбет подзывает к себе Абульмансура: "Кто ты такой, и что за клич у тебя Аблай?" Абульмансур: "Я - внук Аблая и в качестве клича (урана) взывал к его духу". Тогда Абульмамбет растроганно обнял его и обратился к народу со следующими словами: "Когда-то я слышал, что от Бакы Вали остался единственный сын, так вот он перед нами, если вы одобрите, то ему пристало быть великим ханом". После одобрения со стороны 90 лучших представителей трех жузов Абульмансур был избран великим ханом. Но хотя Абульмамбет собственноручно передал ханство в руки Аблая, по-настоящему с соблюдением формальной процедуры поднятия на белой кошме он садится на трон в 25 лет. Ситуацию красочно описывал Бухар-жырау: "В двадцать лет взвился ты храбрым соколом, высоко и гордо поднялись твои звезда, Удача, успех сопутствовали твоим деяниям. В 25 лет птица счастья села тебе на голову, посадив тебя на трон." С ним изменилась традиция, когда великий хан держал ставку в Старшем жузе, одновременно непосредственно правя этим жузом. Аблай-хан решил, что поскольку основную тяжесть войны с джунгарами несет на себе Средний жуз, то логичнее руководство Средним жузом возложить на великого хана и там же разместить его ставку. Решившись на этот шаг, Аблай-хан, оказав все знаки почтения и уважение к Толе бию как духовному вождю Старшего жуза, добился от него согласия на размещение ханской ставки в Среднем жузе. Но даже важнее личного мужества, умения объединять авторитетных лидеров жузов была деятельность Аблая как дипломата и политика, нашедшего линию равновесия между двумя крупными соседями - Китаем и Россией и доведение до логического конца снятия угрозы нападений со стороны джунгаров. После сокрушительного поражения последних от Китая в 1757 г. Аблай не преминул воспользоваться ситуацией и, собственно говоря, добил джунгаров. Вполне понятна его дипломатическая миссия в Пекин в 1757 г., куда он поехал лично с сыном Абульмамбета Абульфаизом и вступил в подданство китайского императора как "вассальный князь", фактически сохраняющий полную самостоятельность, но уплачивающий оговоренную дань. В 1765 г. он заключает договор с Россией, но он не воспринимает как законное решение царского правительства от 22 октября 1778 г. даровать ему титул великого хана и не поехал на торжественную церемонию, где ему по сценарию должны были вручить соответствующий акт, шубу и саблю. Аблай считал, что его ханом избрал народ и потому он не обязан клясться в верности русским. Если Китай не посягает на его ханское достоинство, то церемония клятвы России ущемляет суверенитет казахского ханства - такова была позиция Аблая. Он сумел по сути дела соединить в одно целое все казахские земли, включая Ташкент, и дальнейшие планы сопрягал с культурно-хозяйственным прогрессом, рассматривая союз с Россией как основу перехода казахов к оседлому земледелию и промысловой деятельности. Эти планы Аблая встретили противодействие. Как и ранее, действовали губительно сказавшиеся на судьбе казахского народа центробежные мотивы. Еще во время военных кампаний 1725-1726 гг. можно было покончить с джунгарской угрозой, если бы Абулхаир не покинул поле битвы и не ушел на северо-запад, где и принял русское подданство. Те же самые консервативно-амбициозные настроения вынудили Аблая уйти в отставку. Он уходит в Старший жуз и в мае 1781 года умирает в Ташкенте. Аблая похоронили в святыне казахского народа - мавзолее Ходжа Ахмеда Ясави.
40. Раскройте причины, ход, итоги, восстания казахов под предводительством Сырыма Датулы (1783-1791).Причины восстания: 1. Ослабление ханской власти в МЛЖ,. 2.Расширение оппозиционных настроений среди чингизидской верхушки казахских феодалов в отношении военно-колониальных устремлении царизма. 3.Осуществление ряда административно-колониальных нововведений по закреплению присоединенных к России каз земель, а именно упразднение Оренбургской губернии; некоторые смежные районы Младшего, Среднего жузов были подчинены Сибирскому и Уфимскому наместничествам; осуществление политики царизма в Младшем жузе возлагалось на Оренбургскую администрацию, такие же функции были у пограничной комиссии. 4. Насильственный захват плодородных земель у кочевого населения. 5.Усиление нападений уральских казачьих войск и русских помещеиков на казахские аулы. 6.Военные столкновения между казахами и казачьими войсками. Предпосылки и повод восстания.В казахско-российских отношениях к концу 18 в все сильнее проявлялось ужесточение колониальной политики.Поэтому неслучайно казахи Мл и Ср жузов принимали активное участие в крестьянской войны 1773-1775 гг под предводительством Е.Пугачева. Казахи Мл жуза участвовали в осаде Яицкой,взятии Кулагинской крепостей. Две тысячи каз сарбазов принимали участие в осаде Оренбурга.Казахи Ср жуза атаковали Пресногорьковскую крепость,угрожали целому ряду других крепостей. В обстановке усиливавшейся колониальной политики России в Мл жузе начались волнения. Зима 1782-83 гг выдалась суровой, начался джут, падеж скота. Казахи, не обращая внимания на запреты, самовольно начали откочевывать на «внутреннюю сторону» Урала. Здесь их встречали казака и грабили. Так, к весне 1783 г они угнали у казахов четыре тысячи лошадей. Это послужило толчком к началу народных волнений. Движущая сила – казахские шаруа; старшины,родоправители,бии,потерявшие свои родовыевладения. Главные цели – 1.Возвратить земли,веками являвшиеся собственностью аульной общины и восстановить сложенную веами традиционные маршруты кочеваний каз родов. 2.Прекратить завоевания Уральскими казаками казахских земель. 3.Ограничить произвол хана Мл жуза Нуралы и его окружения. Первое крупное столкновение Сырыма с казачьими отрядами произошло в июне 1784г. Враждебная позиция хана Нуралы в отношения освоб. движения расколола феод.верхушку на 2 противоположных лагеря. 17 февраля 1785г был направлен отряд под начальством ген-майора Смирнова в составе 237 оренбургских казаков и 2432 башкирской кавалерии. Из-за зимних морозов и снегопада они не смогли приблизиться к районам нахождения основных сил Сырыма и разорив несколько мирных аулов и захватив 66 чел в плен веонулись обратно. 15 марта 1785г прибыл карательный отряд в составе 1250 вооруженных казаков под командованием старшин Колпакова и Пономарева.К этому времени отряд Сырыма достиг 7000 тыс чел и чтобы затруднить преследование карателей,Сырым перекочевал в пустынные районы.Военная группа Колпакова изменив первоначальный маршрут напала на аулы родов Бериш и Адай. Весной 1785г новое казачье соединение из 405 чел под командаванием премьер-майора Назарова совершило нападение на казахов рода Табын. До весны 1785г основные силы восставших были задействованы в борьбе против казачьих отрядов расположенных вдоль Уральской линии. Реформа Игельстрома. Реформа нового управления Мл жузом подготовлена начальником Оренбургского края,бароном А.О.Игельстромом.По реформе,вся власть в Мл жузе сосредотачивалась в руках Пограничного суда, а он непосредственно подчинялся генерал-губернатору.Хотя реформа Игельстрома была утверждена Екатериной 2, она так и не была введена в действие. Так как:1.часть феодалов, крупных родоправителей выступавших против личной власти Нуралы,но все же хотели сохранить веками существовавшую ханскую власть. И выдвинули на ханский престол султана Кайыпа,сына султана Батыра. 2. С.Датов и его окружение поддерживало реформу Игельстрома. Вот здесь проявилась непоследовательность самого Сырыма, отступившего от своих первоначальных позиций, хотя и был весьма далек от поддержки царизма.3.Свержение монархии во Франции и нарастание антимонархических движении против династий Романовых в самой России заставили царизм отказаться от ркеформ Игельстрома. Ослабление восстания. Строительство ряда военных укреплении вдоль рек Эмба и Уила не дало возможности объединения для борьбы со смежными районами СРЖ. Неудачи восставших после осады Илецкой крепости и Красногорского форпоста привели к изменению тактики – переход к партизанским методам борьбы. После смерти Есимхана феод аристократия разделилась на 2 противоположных лагеря: одни склонялись к выбору хана - сына Нуралы - Каратая, а др.часть требовала такого хана кот бы уважал голос народа. Сырым откочевал к Сырдарье и занял выжидательную позицию. В 1797г избегая бесчисленных нападений на восставших сторонников Каратая, Сырым ушел в Хивинские пределы, где и умер 1802г. Причины поражения: 1.Разногласия среди старшин МЛЖ. 2.Разнородность требований основной движущей силы. 3.Зависимостьруководителя восстания от политических обстоятельств. 4.Слабая организация повстанческих отрядов и преобладание родового принципа в их формировании. 5.Отсутствие единства среди феодальных групп по организации борьбы. 6.Межродовые противоречия. Значение: оно явилось самым крупным антиколониальным восстанием на юговосточной окраине империи;оно подтвердило гл причину устремлений России в регионе - колонизация земель. Результаты востания: решением правительства от 11 марта 1801г казахам разрешалось переходить на правый берег Урала для кочевания.
41. Раскройте предпосылки принятия Устава «О Сибирских киргизах» 1822 г и Устава «Об Оренбурских киргизах» 1824 г и их последствиях. В 20-х годах 19 в. царизм, добившись значительных успехов в своей политике, направленной на изживание старых патриархальных форм управления Казахстаном, приступил к окончательной ликвидации ханской власти, феодально-родовых съездов к созданию новых форм управления, связанных с политикой, направленной на присоединение Казахстана к России и превращения его в колонию. Исторически сложилось так, что территория Казахстана была транзитным путем между империей и Средней Азией. Через Казахстан пролегали стратегически важные караванные пути, и он еще являлся емким рынком сбыта продукции русской промышленности взамен на поставку сырья. Этот торговый обмен требовал от царизма соответствующего изменения в методах и системе управления Казахстаном. Именно в этот период начинается новый этап политики царской России в Казахстане: усиленное внедрение российской административной системы сначала в Среднем, а затем в Младшем жузах. Поскольку к началу XIX века Казахстан подчинялся России только номинально, да и то не целиком, так как часть его входила в сферу влияния Коканда и Китая, первое, с чего начал царизм, была ликвидация остатков политической независимости казахов. С этой целью был предпринят ряд мероприятий, в основном шедших по трем линиям:1) По линии военного закрепления, что выразилось в форсированном строительстве укрепленных военных линий и отдельных укреплений, с одновременным насыщением их гарнизонами и созданием вблизи их постоянных казачьих поселений.2) По линии политического закрепления, что выразилось в проведении реформы административного управления, в первую очередь образовании округов и окружных приказов, и затем введении дистанционной системы, в результате чего резко ограничивались политические права казахов.3) По линии экономического закрепления, что выразилось в массовом захвате казахских земель, введении налогового обложения и различных монополий (вроде монополий на рыболовство, порубку леса и т.д.). Также предпосылки этих реформ связаны с участием казахов в крестьянской войне Е.Пугачева (1773-1775) и восстанием Сырыма Датова (1783-1797), подтвердившими бессилие ханской власти. Совокупность всех этих мероприятий и составили содержание колонизаторской политики царизма в Казахстане.
Царское правительство начало реформу по ликвидации ханства со Среднего жуза. Проект реформы управления Средним жузом «Устав о сибирских киргизах» 1822 г. был разработан под руководством генерал-губернатора Зап. Сибири М.М.Сперанского. По Уставу территория Среднего жуза вошла в состав Западно-Сибирского генерал-губернаторства с центром в городе Омске (с 1839 г.). Территории казахов Среднего жуза составляли «Область сибирских киргизов», которая относилась к Омской области. Согласно Уставу, «Область сибирских киргизов» была разделена на округа, округа делились на волости, волости на аулы. В округ входило от 15 до 20 волостей, в волость – от 10 до 12 аулов, в аул – от 50 до 70 кибиток. При организации округов за основу брались зимние кочевья. Округами управляли ага-султаны, а во главе волостей стояли волостные султаны, они подчинялись окружному приказу, их власть была исполнительной. Во главе аулов стояли аульные старшины, они избирались жителями аулов раз в три года, утверждались окружным приказом и подчинялись волостным султанам. Ханская власть отменялась. Реформы касались и суда, они преследовали цель – распространить на Казахстан общеимперские законы. Судебные дела делились на три категории: жалобы на управление, иски, уголовные дела. Они рассматривались на основе имперских законов. В 1824 году правительством России был принят «Устав об оренбургских киргизах», разработанный оренбургским генерал-губернатором П.К.Эссеном. Так же, как и в Среднем жузе, в Младшем жузе отменялась ханская власть. Управление Младшим жузом осуществлялось Пограничной комиссией. По Уставу Младший жуз был разделен на три части - Западную, Среднюю и Восточную, во главе которых стояли султаны-правители. Султаны-правители, поставленные во главе частей, по сути, являлись чиновниками Оренбургской пограничной комиссии. По своим обязанностям комиссия выполняла функции губернского правления. Султаны-правители были обязаны следить за сохранением порядка в степи, следить за действиями местных чиновников из числа казахов, сбором налогов и вести судебные дела. Правители части жуза назначались только Оренбургским губернатором, а остальные должностные лица - Пограничной комиссией. Также в Младшем жузе была введена должность попечителя прилинейных казахов. Судебная система, как и по «Уставу о сибирских киргизах», ведение всех крупных дел предусматривала военным судом или Пограничной коммисией, а незначительные дела оставались в ведении местных судов на основе обычного права. В Младшем жузе новая крупная административная реформа была проведена в 1831 году, когда была введена дистанционная система управления. Все кочевья, прилегающие к Пограничной Линии, от Гурьева до Звериноголовской крепости были разбиты на 32 участка - дистанции. Во главе дистанции стояли начальники из старшин и султанов, назначенные правительством. Они подчинялись султанам-правителям и управляли казахскими общинами через старшин, назначаемых из среды казахской знати. Эта реформа в пограничных районах уничтожила последние остатки независимости казахов. Территориальное деление на дистанции проводилось без учета родовых кочевий, что приводило к большим осложнениям. Казахи, кочевавшие со своим родом, часто ускользали из поля зрения дистанционных начальников и переходили на территорию соседней дистанции. Поэтому, в дальнейшим решено было отказаться от деления по территориальному признаку, а прикреплять к дистанции роды, кочевавшие на ее территории. Введение дистанционной системы преследовало цель не только лишить казахов политической независимости, но и установить постоянный военно-политический контроль. Дистанционные начальники обязаны были докладывать султанам-правителям и Оренбургской Пограничной комиссии о всякого рода недовольствах, которые могли возникнуть среди казахов. Кроме того, они должны были воспитываться в духе верноподданничества государю. Словом, дистанционные начальники исполняли роль надсмотрщиков и агентов русского правительства в степи. Одновременно с ликвидацией политической самостоятельности казахов Младшего и Среднего жузов происходил планомерный захват лучших земель и заселений их русскими казаками. Например, только в 1839 году русским казакам были отданы земли по Иртышу от Усть-Каменогорска до Омска, площадью в 15000 кв. км. Казахские аулы подлежали выселению из этого района. Дальнейшие земельные захваты и колонизация Казахстана лишили казахов лучших земель и пастбищ. Последствия. Итак, в первой половине XIX века происходили большие изменения в политическом строе Казахстана. По уставам 1822 и 1824-го годов ханская власть в Казахстане была ликвидирована и введена система территориального управления. Был изменен политический статус казахских земель через введение системы централизованного управления России в Казахстане. Была ликвидирована политическая самостоятельность народа на большей части Казахстана. Были созданы благоприятные условия для хозяйственного освоения казахского края. Были нарушены традиционные хозяйственные и родоплеменные основы казахского общества. Были открыты пути для расширения колониальной политики царской России. Все эти меры были проведены в интересах царизма.