Структура политической науки.

Существуют различные подходы к термину «политология». Американский подход настаивает на том, что единой политической науки нет, есть различные политические науки. В рамках европейской науки термин «политология» можно использовать для обозначения всех политических наук.

Любая наука развивается в процессе приращения знаний. Это процесс как исторический, для всего общества, так и индивидуальный. Поэтому можно выделить 3 системы интеллектуального освоения политической практики.

Первая система – это обыденное знание, т.е. непосредственное обобщение политического опыта. Каждый из людей, живущих в обществе, обладает определенным политическим опытом (слышал о политике, участвовал или не участвовал в выборах, взаимодействовал с государственными органами). В настоящее время политический опыт обобщается в новостях, политических мемуарах, публикациях, выступлениях и т.д.

Вторая система (второй уровень) представлен политическими учениями. Изначально они создавались различными мудрецами, пророками, философами и т.д. Усилия этих людей были сосредоточены на том, чтобы отойти от политики как от мифа и перейти к некому систематизированному знанию о политике. В Древней Греции до Платона и Аристотеля мало кто задумывался, почему в Афинах республика, а в Спарте – монархия. Объяснений процессам становления монархий или республик, кроме мифологических, не было. Платон и Аристотель попытались дать некое объяснение тому, как строится государства, образуется форма правления, как государство изменяется. Особенностью политических учений было то, что они были некритичны и практически превращались в определенную догму. Например, Аристотель назвал демократию плохой формой правления, и такое представление просуществовало вплоть до 20-го века. В современном этапе демократия рассматривается как позитивный политический режим, т.к. определенные политические институты возникают, изменяются и умирают, и не все политические учения подходят под политическую ситуацию, существующую в определенный момент времени.

Третий уровень политического знания – критический или научный. Родоначальник критического подхода к политике – Николо Макиавелли, отбросивший религиозные мотивы, многие мифы, догмы. Государя он рассматривал как реального человека, который может, а иногда и должен, совершить подлость, воспользоваться человеческой глупостью или добротой, в угоду себе или государству. На этом этапе критического знания человек осознает предмет политики, объект ее исследования.

Структура политической науки:

1) политическая философия – это область интеллектуальной активности, где рассматриваются или объясняются идеи, относящиеся к политике;

2) политическая теория – это исследования, оценки, объяснения тех или иных явлений в политике;

3) политическая социология – это изучение политической жизни в социологическом контексте (влияние политики на общество, общества на политику; макросоциологический подход и микросоциологический подход);

4) политическая психология исследует роль личности и ее установок, убеждений в политике, политику исследует через призму конкретного человека, его восприятие, ожидание, мотивации, познавательный процесс и т.д.;

5) политическая антропология (изучение сохранившихся примитивных догосударственных обществ, и построение на их основе теорий, как развивались политические отношения в древности);

6) политическая экология (экология – как внешняя среда);

7) международные исследования и мировая политика (взаимоотношения между государствами, государствами и транснациональными актами);

8) геополитика (влияние географических факторов на внешнюю и, редко, внутреннюю политику).

Тема 2. Политическая власть.

Концепции власти.

Власть – одна из важнейших категорий политической науки. Существует множество подходов к власти. Власть выступает как механизм интеграции человеческого социума, поэтому общества не могут существовать без власти.

Директивные концепции власти. В рамках директивных концепций есть такое направление, как силовые интерпретации. Например, Макиавелли считал, что власть – это соотношение сил и средств реализации воли. Гоббс также считается сторонником данного подхода, он полагал, что власть необходима людям как гарантия самосохранения в условиях войны всех против всех. В рамках данного подхода можно рассматривать определения власти Марксом, Ницше, Шопенгауэром. Также в рамках директивной концепции существует бинарный подход, яркий представитель которого Морис Дюверже считал, что любая власть содержит 2 элемента - силовое принуждение и убеждение. Убеждение – это вера в необходимость власти вообще и в легитимность существующей власти.

Еще один подход – функциональный (системный). Власть в данном случае является производной не от индивидуальных отношений, а от социальной системы. В узком смысле слова власть – это способность системы обеспечивать исполнение ее элементами принятых на себя обязательств, направленных на реализацию коллективной воли.

Реляционная концепция. Для реляционных концепций характерно рассмотрение власти через взаимоотношение субъекта и объекта, при котором субъект с помощью определенных средств контролирует объект. В рамках реляционной концепции выделяется много подходов. Концепция сопротивления. По мнению ее представителей, политическая жизнь – это постоянный процесс подавления субъектами власти сопротивления со стороны его объектов. Концепция обмена. Власть проявляется в результате трансформации в нее излишка благ (ресурсов).

Концепция раздела сфер влияния. Сторонники подразумевают, что власть не сосредотачивается в одних руках, а распылена у различных групп. Соответственно, власть одной из групп в одной сфере уравновешивается властью другой группы в другой сфере.

Типологии власти.

Сама власть развивалась вместе с обществом, на что обратил внимание Морис Дюверже.

Ступени развития власти:

1) Власть анонимная, характерная для примитивных сообществ. В первобытнообщинном строе нет каких-либо вождей, решения принимаются коллективно, потому что общественные отношения позволяют власти быть анонимной. Человеческое сообщество не очень большое, 20-30 человек. Принимать решения коллективно достаточно легко.

2) Власть персональная (индивидуализированная). Власть концентрируется в руках отдельных личностей (либо отдельные лица: вожди, князья, либо коллективные субъекты: советы старейшин). Человеческое сообщество развивалось, осваивало новые способы производства, следовательно в одном месте проживало больше людей, сферы их деятельности различались, разделение труда, в результате которого кто-то берет на себя административные функции. Собрать вместе 150 человек для решения какого-либо вопроса не реально, поэтому ответственность передается одному или группе лиц.

3) Власть институциональная. Происходит усложнение общественных отношений, возникают различные социальные группы, классы, капитализм. Для взаимодействия с ними и согласования их интересов возникает государство - основной институт политической системы. Государство представляет собой некую безличную силу, обладающую полномочиями.

Власть – это всегда двустороннее ассиметричное с доминированием воли властителя взаимодействие ее субъекта и объекта. При этом, она невозможна без добровольного подчинения объекта. У политической власти есть ряд характерных признаков, совпадающих с признаками государственной власти:

1) легальное насилие;

2) верховенство власти;

3) публичность (власть обращается сразу ко всем людям, вне зависимости от их личных характеристик);

4) моноцентричность (в каждом конкретном властном взаимоотношением есть только один субъект, чья воля навязана объектом);

5) многообразие ресурсов (только у политической власти есть все многообразие ресурсов).

Структура власти.

Элементы структуры: субъект, объект, ресурсы, процесс властвования.

Субъекты бывают совершенно разными, как отдельные личности, так и некие группы. Кроме того субъектами власти могут выступать политические организации, например, политические партии, тайные сообщества. Субъектами власти выступают политические лидеры и политические элиты.

Основной характеристикой объекта власти будет являться его мотивация к подчинению. Мотивации:

1) страх перед санкциями;

2) привычка к повиновению;

3) заинтересованность в выполнении распоряжений;

4) убежденность в необходимости подчинения;

5) авторитет руководителя;

6) идентификация объекта субъекту власти.

Ресурсы власти – это все те средства, использование которых обеспечивает влияние субъекта на объект власти.

Ресурсы реально используемые: сила закона, правоохранительные органы. Ресурсы потенциальные: ядерное оружие.

Амитай Эцеони разделил все ресурсы на 3 группы:

1) утилитарные ресурсы – это материальные и другие социальные блага, связанные с повседневными интересами людей;

2) нормативные ресурсы – это средства воздействия на внутренний мир человека, его ценностные ориентации и нормы поведения;

3) принудительные ресурсы – это административное и уголовное право, (ранее: физическая сила, количество подчиненных людей).

Ресурсы можно классифицировать в зависимости от сферы общественной деятельности, например, культурные, экономические, социальные, принудительные и т.д.

Процесс властвования. Существует 2 способа осуществлять власть. Первый способ заключается в побуждении объекта к определенным угодным субъекту действиям. Второй способ состоит в обеспечении бездействия подвластных и блокировании нежелательных форм поведения.

Легитимность.

Легитимность – это психологическая характеристика власти со стороны ее объекта. Если власть нравится большинству населения – для него она легитимна. Легитимная власть не всегда легальна, а легальная – не всегда легитимна. Существует 3 типа легитимности в зависимости от мотивов подчинения:

1) традиционная легитимность (обретается благодаря обычаям и традициям, характерна для монархий);

2) харизматическая легитимность (основана на вере в то, что носитель власти обладает некими исключительными качествами, например, может предвидеть будущее, разговаривать с Богом, но лидер не обязательно должен обладать приписываемыми ему качествами);

3) рационально-легальная легитимность (ее источником выступает рационально понятый интерес и вера в процедуру).

Наши рекомендации