Признаки и сущность государства.
Государство имеет свои специфические черты, отличающие ее от всех других форм объединения людей (рода, семьи), институтов и организаций (партий, движений и т.п.).
1. Отделение публичной власти от общества , ее несовпадение со всем населением, появление слоя профессиональных управленцев. Это отличает государство от родоплеменной организации, основанной на принципах самоуправления. Осуществление публичной власти требует определенной организации - специального аппарата (чиновников, судей, армии и т.п.). Современное государство сочетает профессиональный аппарат управления с представительной системой, которая формируется через выборы.
2. Территориальное разделение населения . Законы и полномочия государственных органов распространяются на людей, проживающих в контуре границ государственной территории, государство строится на основе территориальной общности людей, а не по принципам кровнородинних связей или религиозными принципами, правда, в истории были примеры, когда границы государства не были четко определены, например, кочевая империя, созданная Чингисханом.
3. Суверенитет . Это такое свойство государственной власти, которая выражается в ее верховенстве и независимости по отношению к любым других властей внутри страны, а также в сфере межгосударственных отношений. Выделяют внутренний суверенитет, что означает право власти принимать или изменять законы, обязательные для всего населения, и внешний суверенитет (в контексте международных отношений), предусматривающий свободу государства от контроля извне.
4. Монополия на легальное применение силы, физическое принуждение. Диапазон государственного принуждения простирается от ограничения свободы до физического уничтожения человека. Для выполнения функций принуждения у государства имеются специальные средства (оружие, тюрьмы и т.п.), а также органы - армия, полиция, служба безопасности, суд, прокуратура.
5. Монопольное право на взимание налогов и сборов с населения . Налоги необходимы для содержания аппарата управления и для материального обеспечения государственной политики.
6. Организация общественной жизни на правовых началах . Без права, законодательства государство не в состоянии эффективно руководить обществом, обеспечивать безусловную реализацию принимаемых. В любом современном обществе есть много субъектов власти (семья, церковь, партии и т.п.), однако, высшей властью, решения которой обязательны для всех граждан, организаций и учреждений, является государство. Только ей принадлежит право на издание законов и норм, имеющих общеобязательный характер.
7. Претензия на представительство общества в целом и защиту общих интересов и общего блага . Никакая другая организация не может представлять и защищать всех граждан и не обладает для этого необходимыми средствами.
Сущность государства - главное, что обусловливает объективную необходимость существования государства, а также то, чьим интересам он служит. Традиционно исследователи обращают внимание на две главные причины, обуславливающие государство - классовую и обще социальную. Действительно, государство как историческое явление имеет двойственную природу. Будучи организацией политической власти экономически господствующего класса (классовая сущность), оно одновременно является организатором "общих дел", т.е. обеспечивает безопасность, экономические, политические и культурные условия жизнедеятельности людей (обще социальная сущность). Как свидетельствует опыт современной демократии, сфера проявления обще социального назначения государства существенно расширилась. Государство выступает в роли надклассового арбитра, пытаясь в своей политике учитывать многогранность, порой антагонистические интересы, делая акцент на регулировании потенциальных и реальных конфликтов как внутри государства, так и вне ее. "Снятие" функций классового насилия и расширения функций регулирования отношений между социальными группами, выражение их интересов через механизмы демократии позволяет говорить о тенденции становления правового и социального государства.