Это формы разрешения политических противоречий путем вооруженного насилия, различающиеся степенью его применения.
Война и вооруженный конфликт - это не прекращение прежней политики, а продолжение ее другими, т.е. насильственными средствами
Причинами этого являются разного рода противоречия (экономические, территориальные, религиозные и т.д.) между государствами, нациями, народами, классами и т.д.
В зависимости от характера и сторон противоречий, порождающих войну и вооруженный конфликт, последние подразделяются на гражданские и межгосударственные, религиозные и экономические, справедливые и несправедливые и т.д.
По своим масштабам войны делятся на мировые, региональные и внутригосударственные (гражданские). Последние могут иметь в качестве своих причин межклассовые, религиозные или межэтнические противоречия. Единство и различие войн и вооруженных конфликтов выражается в их политическом, техническом и оперативном аспектах. Политический аспект включает в себя политические причины и цели войны и вооруженных конфликтов. Хотя и те, и другие имеют зачастую одинаковую политическую подоплеку, они различны по своим целям и стратегиям. Цели войны более масштабны и лучше спланированы, чем цели вооруженного конфликта. Политические цели войны формулируются задолго до ее начала и определяют ее подготовительную фазу: соответствующую реорганизацию армии, экономики, дипломатии, идеологии. Сама война ведет к качественным изменениям всех сторон жизни общества и представляет собой одну из древнейших форм социальной мобилизации
В техническом отношении война отличается от вооруженного конфликта более масштабным и разнообразным применением средств вооруженной борьбы. Помимо действий сухопутных войск в современной войне важную роль играют воздушные наступательные операции, а также данные космической разведки. В оперативном смысле война предполагает, прежде всего, применение вооруженных сил государства (регулярной армии), а также военизированных гражданских формирований (народное ополчение, партизанские отряды и т.п.). Вооруженная борьба может вестись как в форме наступательных или оборонительных действий армии, так и в виде военных стычек, инцидентов, террористических актов. В оперативном плане вооруженный конфликт носит, как правило, пограничный и локальный характер, тогда как война охватывает обширные районы страны и предполагает поражение стратегически важных целей в тылу противника.
В настоящее время, с окончанием "холодной войны", новые войны чаще всего возникают из вооруженных конфликтов на межэтнической основе или по причине территориальных споров между государствами.
Виды вооруженных конфликтов
Различают международные вооруженные конфликты и вооруженные конфликты немеждународного характера.
Согласно положениям Женевских конвенций 1949 г. международными вооруженными конфликтами признаются такие конфликты, когда один субъект международного права применяет вооруженную силу против другого субъекта. Таким образом, сторонами в международном вооруженном конфликте могут являться государства, нации и народности, борющиеся за свою независимость, международные организации, осуществляющие коллективные вооруженные меры по поддержанию мира и международного правопорядка.
Согласно ст. 1 Дополнительного протокола I международными являются также вооруженные конфликты, в которых народы ведут борьбу против колониального господства и иностранной оккупации и против расистских режимов в осуществление своего права на самоопределение.
Вооруженный конфликт между повстанцами и центральным правительством является, как правило, внутренним конфликтом. Однако повстанцы могут быть признаны «воюющей стороной», когда они:
имеют свою организацию;
имеют во главе ответственные за их поведение органы;
установили свою власть на части территории;
соблюдают в своих действиях «законы и обычаи войны».
Признание повстанцев «воюющей стороной» исключает применение к ним национального уголовного законодательства об ответственности за массовые беспорядки и т.п. На захваченных в плен распространяется статус военнопленных. Повстанцы могут вступать в правоотношения с третьими государствами и международными организациями, получать от них допускаемую международным правом помощь. Власти повстанцев на контролируемой ими территории могут создавать органы управления и издавать нормативные акты. Таким образом, признание повстанцев «воюющей стороной», как правило, свидетельствует о приобретении конфликтом качества международного и является первым шагом к признанию нового государства.
Вооруженные конфликты немеждународного характера — это все не подпадающие под действие ст. 1 Дополнительного протокола I вооруженные конфликты, происходящие на территории какого-либо государства «между его вооруженными силами или другими организованными вооруженными группами, которые, находясь под ответственным командованием, осуществляют такой контроль над частью его территории, который позволяет им осуществлять непрерывные и согласованные военные действия и применять положения Протокола II».
Вооруженные конфликты немеждународного характера обладают следующими признаками:
применение оружия и участие в конфликте вооруженных сил, включая полицейские подразделения;
коллективный характер выступлений. Действия, влекущие обстановку внутренней напряженности, внутренние беспорядки не могут считаться рассматриваемыми конфликтами;
определенная степень организованности повстанцев и наличие органов, ответственных за их действия;
продолжительность и непрерывность конфликта. Отдельные спорадические выступления слабоорганизованных групп не могут рассматриваться как вооруженные конфликты немеждународного характера;
осуществление повстанцами контроля над частью территории государства.
К вооруженным конфликтам немеждународного характера следует относить все гражданские войны и внутренние конфликты, возникающие из попыток государственных переворотов и т.д. Эти конфликты отличаются от международных вооруженных конфликтов прежде всего тем, что в последних обе воюющие стороны являются субъектами международного права, в то время как в гражданской войне воюющей стороной признается лишь центральное правительство.
Государства не должны вмешиваться во внутренние конфликты на территории другого государства. Однако на практике осуществляются определенные вооруженные мероприятия, получившие название «гуманитарной интервенции». Именно так, например, были охарактеризованы вооруженные акции в Сомали и Руанде, предпринятые с целью приостановления происходивших там внутренних конфликтов, сопровождавшихся массовыми человеческими жертвами.
42.Соотношение понятий «международное право» и «национальное право»
Национальное право содержит:
- принципы права;
- принципы правотворчества;
- принципы правоприменения;
- систему правовых норм и актов.
Международное право состоит из:
- общих принципов (Устав ООН);
- право международных организаций (конвенции, пакты, декларации, напр. ЮНЕСКО);
- право сообществ (межгосударственных объединений ЕС, СНГ и др.);
- унифицированные акты и нормы.
В практике международных отношений и внутреннем праве отдельных государств встречаются различные способы решения вопроса о формах взаимодействия международного и внутригосударственного законодательства. Можно выделить две монистические и одну дуалистическую концепции соотношения международного и внутригосударственного права.
Монистические концепции исходят из примата какой-либо одной системы права (международного или внутригосударственного права). Дуалистическая концепция рассматривает международное право и право внутригосударственное как самостоятельные, равно-порядковые правовые системы, которые, тем не менее, активно взаимодействуют в процессе нормотворчества и правоприменения.
Отечественная международно-правовая доктрина и российское законодательство придерживаются в целом дуалистической концепции.
Конституция РФ (ч. 4 ст. 15) устанавливает, что общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры РФ являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором РФ установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора.
Федеральный закон «О международных договорах Российской Федерации» 1995 г. дополняет конституционное правило: «Положения официально опубликованных международных договоров Российской Федерации, не требующие издания внутригосударственных актов для применения, действуют в Российской Федерации непосредственно. Для осуществления иных положений международных договоров Российской Федерации принимаются соответствующие правовые акты» (п. 3 ст. 5).
Возникает вопрос, что понимается под «правовой системой Российской Федерации»?
Федеральное законодательство не раскрывает содержания данного понятия.
В теории права термин «правовая система» означает:
1) систему права с точки зрения ее организационного строения (совокупность принципов права, отраслей, подотраслей, институтов и норм);
2) совокупность правовых норм какого-либо государства (национальные правовые системы) или международное право;
3) социально-правовой феномен, состоящий из различных элементов, в числе которых называют: правовые нормы; результат их реализации (правоотношения); правовые учреждения и др.
Уделяется внимание проблематике правовой системы и в науке.
По мнению Г.В. Игнатенко, понятие «правовая система» отличается от понятия «право», будучи более емкой, более насыщенной категорией, вмещающей в себя наряду с правом как совокупностью юридических норм, правоприменительный процесс и, очевидно, складывающийся на их основе правопорядок*.
43.Соотношение понятий «Международное публичное право» и «Международное частное право».
Существует несколько точек зрения по вопросу о соотношении международного публичного и международного частного права.
Согласно одной из них, международно-правовая система состоит из двух подсистем: международного права, регулирующего отношения между государствами и другими его субъектами, и международного частного права, регулирующего гражданско-правовые, брачно-семейные, трудовые и иные отношения с участием иностранных предприятий и граждан.
В соответствии с другой точкой зрения международное частное право представляет собой независимую правовую систему и включает в себя нормы как международного права, так и национальных правовых систем.
Третьи ученые считают, что международное частное право — это подсистема, объединяющая нормы национального права различных государств.
По моему мнению, международное частное право является не самостоятельной правовой системой, а комплексным образованием, включающим в себя как международно-правовые, так и внутригосударственные нормы, регулирующие более или менее однородные отношения. Иными словами, международное частное право — искусственное образование, объединяющее три группы норм (международно-правовые, нормы права РФ, нормы права иностранных государств) для удобства изучения. Выделение международного частного права отражает объективную тенденцию возрастания роли международного права в регулировании внутренних правоотношений в РФ.
Поэтому, на мой взгляд, можно говорить о международном частном праве как о научной дисциплине, но не как об отрасли международного или национального права или отдельной правовой системе (подсистеме).
Соотношение международного права с международным частным правом. Отличия международного права от международного частного права
Соотношение международного права и международного частного права выражается в следующем
1. Их объединяет общая цель — создание правовых условий для международного сотрудничества в различных областях международных отношений
2. Международные договоры по международному частному праву не могут противоречить основным принципам международного права. Это означает, что нормы международного права являются превалирующими, первоосновой по отношению к нормам международного частного права.
Отличия международного права от международного частного права:
1. по субъектному составу:
— в отличие от субъектов международного права к субъектам международного частного права относятся физические и юридические лица, государства (это обособленные субъекты). Государства могут вступать в имущественные отношения с иностранными юридическими лицами и с отдельными иностранными предпринимателями, в таких случаях они не обладают суверенитетом, но находятся под юрисдикцией государства и подчиняются действию национальных законов.
2. по объекту регулирования:
— в отличие от объекта регулирования международного права объектом регулирования международного частного права являются гражданско-правовые отношения, но властные, но осложненные иностранным элементом.
3. по методу регулирования:
— методом регулирования в международном праве является согласование воли государств, а в международном частном праве — преодоление коллизий.
4. по источникам правового регулирования.
— источниками международного права являются
а) международные договоры и обычаи, принципы,
б) судебные решения и доктрины;
— источниками международного частного права являются
а) международные договоры;
б) внутреннее законодательство,
в) судебные прецеденты и судебная практика;
г) обычаи;
д) доктрины международного частного права.
6. по сфере действия
— сфера действия международного права — глобальная;
— сфера действия международного частного права — национальная (нормы международного частного права регулируют соответствующие отношения в пределах отдельного государства).
7. по ответственности:
— в международном праве за нарушение его норм применяется международно-правовая ответственность;
— в международном частном праве за указанные действия — гражданско-правовая.
44.Сроки действия международных договоров и условия их прекращения.
Различают прекращение и приостановление действия договора. Прекращение действия означает утрату договором с определенной даты юридической силы. Приостановление — это временное прекращение действия договора.
Можно выделить внутренние и внешние основания прекращения действия договоров. Ко внутренним основаниям (т.е. предусмотренным в самом договоре) относятся: истечение срока действия договора; исполнение договора; денонсация договора; наступление предусмотренных в договоре событий или условий (например, сокращение числа участников договора, в результате которого оно становится меньше числа, установленного договором). Внешние основания прекращения договоров (условия, не предусмотренные договором): согласие на прекращение договора его участников; аннулирование договора; существенное нарушение условий договора одним или несколькими участниками; прекращение существования субъекта договора; возникновение новой императивной нормы международного права; коренное изменение обстоятельств; война.
Денонсация — это правомерный односторонний отказ государства от договора. Правовые отношения, возникшие до момента денонсации, признаются законными. Право государства на денонсацию может быть предусмотрено в самом договоре либо быть «подразумеваемым» (т.е. вытекать из общей правосубъектности государств). Денонсация договора, как правило, осуществляется в том же порядке и теми же органами, что и согласие на его обязательность (ратификация).
Аннулирование договора означает признание его недействующим, ничтожным с момента заключения. Так, в 1990 г. Советским Союзом были аннулированы как нарушающие основные принципы международного права секретные советско-германские протоколы 1939—1940-х гг. о разделе Польши и прибалтийских стран. Эти документы были признаны не порождающими правовых последствий с момента их заключения.
Вопрос о времени, условиях и порядке прекращения договора решается самими договаривающимися сторонами и фиксируются в договоре.
Срочные договоры прекращают свое действие по истечении указанного в них срока. Договор может быть прекращен также: а) в связи с исполнением обязательств; б) с согласия всех договаривающихся государств (отмена); в) в связи с заключением нового договора по тем же вопросам и между теми же государствами (замена). Прекращение договора возможно посредством денонсации и аннулирования.
Денонсация — это отказ государства от договора с предварительным предупреждением других участников, когда такой отказ, его порядок и условия прямо предусмотрены договором.
В частности, в договоре могут определяться: а) срок, когда государство вправе заявить о денонсации (например, по истечении определенного периода после вступления в силу); б) срок, когда договор утрачивает силу для заявившего о денонсации государства (например, по истечении шести или двенадцати месяцев и т. д.); в) условия или обстоятельства, при которых возможна денонсация (например, если относящиеся к договору исключительные обстоятельства ставят под угрозу высшие интересы государства); г) форма и содержание уведомления о денонсации.
Иногда право, государств на денонсацию ограничивается. По Женевским конвенциям о защите жертв войны 1949 г. денонсация во время войны не будет иметь силы до заключения мира или до тех пор, пока не будут закончены операции по освобождению и репатриации лиц, пользующихся покровительством конвенций.
Аннулирование — это отказ государства от договора, когда есть к тому достаточные, строго определенные нормами международного права основания. Аннулирование, как и денонсация, представляет собой односторонний отказ от договора. При реализации права на денонсацию договора государство, за редким исключением, не обязано объяснять причины выхода из договора. Поскольку обстоятельства, на которые государство может ссылаться как на основания для аннулирования договора, заранее согласованы и закреплены нормами международного права, государство при выходе посредством аннулирования должно указать эти обстоятельства (причины).
Венской конвенцией о праве международных договоров предусмотрены следующие обстоятельства — основания аннулирования договора: 1) существенное нарушение договора другими участниками; 2) невозможность исполнения договора (уничтожение его объекта); 3) коренное изменение обстоятельств.
Аннулирован при наличии указанных "чрезвычайных" обстоятельств может быть любой договор, в том числе тот, в котором определены иные (нормальные) условия его прекращения (исполнение обязательств, истечение срока, денонсация и т. д.). Конкретные договоры в отличие от денонсации не устанавливают порядок аннулирования, если даже возможность аннулирования договоров допускается
В соответствии с п. 3 ст. 19 каждое государство-участник имеет право выйти из договора, если другое государство-участник выйдет по количеству вооружений за пределы ограничений, предусмотренных договором, в пропорциях, представляющих угрозу балансу сил в районе применения договора.
Приостановление договора возможно:
1) в отношении всех участников с их согласия и после консультаций с государствами, которые выразили согласие на его обязательность, но для которых он не вступил в силу;
2) в отношении двух или нескольких участников многостороннего договора — по соглашению между ними, если такая возможность предусмотрена договором или вытекает из него;
3) в случае, если из последующего договора вытекает намерение его участников приостановить предыдущий договор; 4) в случае существенного нарушения договора.
Процедура признания договора недействительным, прекращения или приостановления его действия определена Венской конвенцией о праве международных договоров (ст. 65—68).
Участник договора, который ссылается на основание для оспаривания действительности договора, для прекращения договора, выхода из него или приостановления его действия, должен уведомить других участников о своем намерении. В уведомлении должны быть указаны меры, которые предполагается принять в отношении договора.
Если по истечении определенного периода, который должен составлять не менее трех месяцев с момента получения уведомления, ни один участник не выскажет возражения, то направивший уведомление участник имеет право осуществить предусмотренные меры (например, препроводить другим участникам документ о прекращении договора, подписанный главой государства, главой правительства или министром иностранных дел).
В случае возражения со стороны других государств все участники договора должны добиваться урегулирования с помощью средств, предназначенных для мирного разрешения споров (переговоры, добрые услуги, посредничество и др.).
Если урегулирование не достигнуто в течение 12 месяцев после даты, когда было сформулировано возражение, то спор может быть передан в Международный Суд или арбитраж. Это касается споров о признании договора недействительным в связи с противоречием императивной норме общего характера (jus cogens). Спор о недействительности, прекращении или приостановлении по другим основаниям может быть передан на рассмотрение согласительной комиссии.
Согласно Федеральному закону "О международных договорах Российской Федерации" прекращение (в том числе денонсация) и приостановление действия договоров осуществляются в соответствии с условиями самого договора и нормами международного права органом, принявшим решение о согласии на его обязательность (п. 1 ст. 37).
Действие договора может быть приостановлено Президентом РФ в случаях, требующих безотлагательных мер, с обязательным информированием Федерального Собрания и внесением проекта соответствующего закона (п. 2 ст. 37).