Политика как социальное явление

Политика как социальное явление

Рассматривая политику как отношения коллективных социальных субъектов, обладающих различными интересами, следует отметить, что выразителем этих интересов и воли коллективных субъектов политики могут выступать и отдельные личности и организации, когда они выражают интересы определенных социальных общностей (групп). Причем, политика включает в себя далеко не все ситуации, в которых одни социальные группы и их представители сталкиваются и взаимодействуют с другими, она представляет собой особую форму общественной связи, захватывающей одновременно все слои, входящие в состав данного общества. Вот почему, к примеру, отношения между капиталистами и нанятыми ими рабочими, между землевладельцами и арендаторами и т.п. сами по себе не являются политическими. Ведь они затрагивают только непосредственно участвующие в них стороны и в этом смысле носят частный характер, тогда как политическая связь имеет значение всеобщее. Пока тот или иной коллективный субъект действует в рамках относительно локальных ситуаций и хочет непосредственно изменить в свою пользу её ключевые элементы, он остается еще вне политики. Участником же политического процесса он становится тогда, когда опосредствует решения стоящих перед ним проблем воздействием на общество как на целое.

Политическая мысль эпохи Средневековья и Возрождения (Ф. Аквинский, Н. Макиавелли)

Большое влияние на развитие политических учений оказало христианство.
Христианство– это вторая по времени возникновения религия. Возникло в 1 в нашей эры в Палестине (Римская империя). Первые палестинцы происходили из низших слоёв и обычно они проводили совместные таинства в пещерах от власти. Римске власти 3 века приследовали христиан, арестовывали их и кидали на съедение животным. Но, гонения, наоборот, усиливало эту религию.
Абсолютное господство религии в средневековом мировоззрении, образе жизни, культуре наложило отпечаток и на политические взгляды: все явления в сфере политики оценивались с позиций христианского учения. Политические проблемы рассматривались как часть проблем теологических, сколок с них.
Именно так их трактовал крупнейший католический теолог Августин Аврелий (353—430), по мнению которого деятельность государства должна быть всецело подчинена реализации воли Божьей. Если же оно от этой воли отходит, то искажает свое предназначение, смысл которого состоит в реализации заповеданной Богом общей пользы. Источник зла, социальных и политических потрясений философ видел в свободе воли человека, отходящего от божественных предначертаний. Он обосновывает принцип безусловного примата церковной власти над светской, который будет впоследствии рождать острейшие политические и теоретические коллизии.

По мнению Н. Макиавелли, политика — отражение природы человека, а она отнюдь не благая.
Труды Н. Макиавелли, и прежде всего “Государь”, построены на учете исторического опыта итальянских государств и адресованы вполне конкретным людям — их тогдашним правителям. Автор свободен от оценки политических явлений в духе религиозных догматов и подчеркивает зависимость политики от естественных сил:
климата, места, полезных ископаемых. Политика для него — удел избранных, но хорошему правлению можно научиться, ибо существуют отработанные веками правила политики, знание которых ведет к успеху, а пренебрежение открывает дорогу к поражению и неудаче.

Концепция К.Маркса

Социализм - по К.Марксу - первая фаза коммунизма; общественный строй, который приходит на смену капитализму и основан: на общественной собственности на орудия и средства производства; на власти трудящихся, руководимых рабочим классом во главе с коммунистической партией.
Цель социализма — передать средства производства из частной собственности в собственность организованного общества, государства.
На будущее социалистического учения как никто повлияли своими трудами Маркс и его Энгельс. В 1848 г., когда национально-освободительные восстания сотрясали разные уголки Европы, два немецких философа опубликовали свой "Коммунистический манифест", провозгласивший революцию, которой суждено изменить общественный и экономический строй в мире.
Это программный документ, содержащий изложения основ марксизма. В нем раскрыты законы общественного развития, обоснована неизбежность и закономерность смены способов производства. Маркс и Энгельс обосновали в ней неизбежность крушения капитализма и появление нового общественного строя – коммунизма. В главе разъяснена историческая миссия пролетариата, как революционного преобразователя старого общества и созидателя нового строя, выразителя интересов всех трудящихся. Была выдвинута идея диктатуры пролетариата. Маркс и Энгельс разъяснили отношение коммунистов к семье, собственности, отечеству и наметили экономические мероприятия, которые должен провести пролетариат после прихода к власти. Манифест заканчивается лозунгом: «Пролетарии всех стран, соединяйтесь!»

11. Понятие,структура и ресурсы политической власти .

Полити́ческаявла́сть — способность одного человека или группы лиц контролировать поведение и действия граждан и общества, исходя из общенациональных или общегосударственных задач.
Основными компонентами власти являются ее источники, субъекты, объекты, ресурсы и процесс, являющийся результатом взаимодействия всех ее компонентов и характеризующийся, прежде всего механизмом, обеспечивающим стабильность всего процесса властвования.
Политика как социальное явление - student2.ru
Источники власти – властное первоначало. В качестве источников власти могут выступать авторитет, сила, закон, богатство, знания, социальный и политический статус,
Источники власти:
авторитет, сила, богатство,
Знания, закон, харизма и т.д.
Сущность власти состоит в способ-ти проводить свою волю. Она закл-ся в способ-ти предавать отношения м/д людьми целесообразность и упорядоченность. Упорядоч-ть отношений м/д людьми осущ-ся властью с помощью различ. средств: насилия, принуждения, убеждения, поощрения, страха, авторитета. Виды вл.: полит., эконом., соц., законод., исполнит., судеб., информ., военн., теневая и т.д.Осн. видом вл. явл. полит.вл. – это способ-ть и возмож-ть осуществлять свою волю, оказывать опред. влияние и воздействие на деят-ть и поведение людей с помощью авторитета, насилия и прав. Она охватывает, регулирует и направляет жизнь в обществе и гос-ве, а также регламентирует деят-ть всех других видов власти. Субъектами пол.вл. м.б. соц.-пол. общности, нации, классы и народ от имени которого действует гос-во. Объектами пол.вл. явл. соц.слои, классы, общества.
Ресурсы власти–те средства, с помощью кот. субъект вл. добивается влияния на общ-во и реализации своих поставленных целей. $ неск-ко подходов к классификации ресурсов. По одному из них ресурсы делятся на: 1) утилитарные – это материальные и другие соц.блага связанные с повседневными интересами людей; с их помощью власть может «покупать» не только политиков, но и целые слои населения; 2) принудит-ые –меры администр-го наказания, когда не срабатывают утилитарные ресурсы. 3) нормативные – включают ср-ва воздействия на внутрен. мир, ценностные ориентации и нормы поведения людей; призваны убедить влиянием на сознание человека в общности интересов власть придержащих и управляемых. Другой классификацией ресурсов явл.: 1) экономич. – это материальные ценности, необходимые для общественного пр-ва и потребления;деньги как их всеобщий эквивалент, ср-ва пр-ва, земли, полезные ископаемые, продукты питания. 2) политико-силовые – оружие; аппарат физического принуждения; специально подготовленные люди (армия, полиция и т.д.). 3)культурно- информационные знания и информация, а также ср-ва их получения и распространения, институты науки, образования и СМИ. 4) соц. – способность понижения или повышения соц.статуса, место в соц.стратификации (т.е. должность, престиж, образование).

12.Специфика политической власти современной России
Власть в России постоянно стремилась к трансформации исторического сознания и менталитета, пытаясь создать соответствующие структуры, оправдывающие ее деятельность. Такими доминирующими структурами стали прежде всего этатизм и патернализм, которые являются в известной степени универсальными в массовом сознании российского народа. Под этатизмом понимается: 1) термин, употребляемый для характеристики государства как высшего результата и цели общественного развития; 2) процесс усиления роли государства в экономической и политической жизни общества. Патернализм – это отеческая забота со стороны государства по отношению к своим гражданам. Отношение к государственной власти в России обусловливается этатистским представлением о необходимости сохранения политического единства и социального порядка. И этот этатистско-патерналистский порядок является реальным основанием соединения разнородных национальных традиций и культур. Поэтому дуализм общественного бытия в России имеет иную природу, чем на Западе. Он выражается в первую очередь в таких конфликтных тенденциях, где одной из сторон всегда выступает универсальная и автономная государственность. Это — конфликт между государственностью и регионализмом, государственностью и национальными культурными традициями, государственностью и социальными общностями. С этой точки зрения характер российского общества в отличие от западноевропейского определяется не столько соглашением подданных и государственной власти об обоюдном соблюдении законов, а молчаливым сговором об обоюдной безнаказанности при их нарушении. Поэтому в российской цивилизации, где стороны перманентно нарушали законы, государство выступало не примиряющим, а усмиряющим началом, а подданные — безмолвствующим большинством или бунтарями. Патернализм берет начало со времен Петра I, когда в России складывается особый тип государства, символом которого стало «отеческое», бюрократическое попечительство «вождя-государя» и государственной власти о благе народа, общественной и личной пользе своих подданных. Кроме того, следует учитывать и своеобразие сложившегося еще в эпоху Московского царства «вотчинного государства». Одной из особенностей мобилизационного развития России было доминирование в ее истории политических факторов и, как следствие, гипертрофированная роль государства в лице центральной власти. Это нашло выражение в том, что правительство, ставя определенные цели и решая проблемы развития, постоянно брало инициативу на себя, систематически используя при этом различные меры принуждения, опеки, контроля и прочих регламентации. Государственная власть в России играла в истории России двойственную роль. С одной стороны, она превратила Россию в великую державу. С другой стороны, в России сама государственная власть становилась непосредственной причиной кризиса государственности и даже развала государства. Реформы в России задумывались и проводились «сверху» в специфических условиях социокультурного раскола. Большинству русских людей присущ ценностно-рациональный стиль мышления и поведения, для них важны не столько цели и результаты, сколько смысл преобразований. В иерархии ценностей русского человека ведущее место отводится справедливости, трактуемой в нравственно-уравнительном смысле, понимаемой как возможность быть хозяином самому себе. В этой иерархии далеко не первое место принадлежит труду, который в производственной этике человека рассматривается как обязанность и повинность. Поэтому попытки трансформировать основы экономической, социальной и политической жизни России без изменения культуры как духовного кода жизнедеятельности подавляющего большинства ее населения приводили к социокультурному отторжению реформ, по мере того как они создавали ситуацию фрустрации или дискомфорта. Это сопровождалось кризисом государственной власти и заканчивалось контрреформами «сверху» или революциями «снизу». Контрреформы были реакцией правительства в условиях пассивного общественного противодействия на результаты преобразований и попыткой, чаще всего стихийной, привести их цели и средства в соответствие с социокультурной средой.

Типы полит.систем

Идеи типологизации ПС возникли в ответ на потребности в нормативных категориях и методах сравнительного анализа ПС.
Многообразие полит.сис-м объясняется не только их внутр. Устройством, но и др. факторами.(истор. традиции, геополитич. условия, культура, уровень эк. развития).
Нескольк критериев типов полит.сис-мы:
по характеру взаимоотношений пол. сис-мы с внеш. средой.
Открытые – сис-му характеризует плюрализм и конкуренция по поводу власти.правила игры определены и признаются всеми, но результат не предопределен,т.к. побеждает сильнейший. Это сис-маоткрыта к внешним взаимодейсивиям.
Закрытые
по характеру пол. режима(по способу осуществления власти):
тоталитарн., авторитар,либерал, демократ.
по содержанию и формам правления(Ж. Блондель) –

либерально-демократический(основ на ценностях индивидуализма, свободы,ч/с)

коммунистич(авторитарно-радик. Пол. сис-мы)(ценности рав-во, соц. справедливости, солидарности)

традицион.(олигарх. ф. правления и неравном распределение экон. Ресурсов и соц. статусов)

популисткие(в развивающихся странах)использ. Авторит меж. Управ в связке с популисткой риторикой,

авторитарно-консервативно пол. сис-мы, стремящиеся сохранить экон и соц неравенство, ограниченно пол. участием,
классовый критерий(Маркс) (на основе формаций):

-рабовлад,

-феодал,

-бурж,

-социалистич.

по суверену власти(ф.пр)
-монархия,

-республика,

по типу полит.к-ры и распределению пол. ролей м/у участниками пол. Процесса:

-англо-саксонская(высокий уровень разделения ролей и ф-ций м/у участниками п.сис-мы, сама сис-ма функционирует в рамках однородной п.к-ры, в которой преобладают либер. ценности,

-континентально-европейскя(З.Евр)(расколотость пол. к-ры, т.е наличие внутри нац. К-рпртивополож. Ориентированных цен-тей, идеалов, прсущих тем или иным классам, группам, слоям. Но такое многообразие к-р не мешает находить согласие в об-ве также на основе либеральных цен-тей,

- доиндустриальная и частично индустриальная пол. сис-ма им. Смешанную пол. к-ру, которая состоит из местных субк-р, в основе которых леат цен-ти рода, клана, общины или племени, которые очень трудно примирить с пол. компромиссом, поэтому интеграция такого общества осуществляется насильствен. путем(диктатура, авторитаризм),

- тоталитарные пол. сис-мыфункционирующие на основе приоритета массовых,нац, религиоз ценностей. Власть сконцентрирована в руках монопольно правящей партии,грлиц,контролир вся жизнь жизнь общ-ва и индивила.

по количеству партий:
1-патртийные, 2-партийные, многопартийные, беспартийные.
по типу взаимоотношений:
м/у гос-вом и обществом(А.С. Панарин) – представительская(класс. Либерализм) силное ГО. строгое представительство гр. Интересов и умеренность пол. требований,- модернизационная: об-во предстает как объект воздействия воли власти, как объект для реализации идеального проекта переустройства об-ва этот тип чреват тоталитаризмом. – постмодернисткая, для которой харак-но автономизация пол.среды от целостной сферы. Произв-во в полит среде специф пол продуктов, акцент наинструментальном решение и трактовка политика как сферы деятельности профессионалов и только их, а отсюда персонификация власти.

Сущность государства.

Раскрыть сущность государства – это значит выявить то главное, определяющее, что обусловливает его объективную необходимость в обществе, уяснить, почему общество не может существовать и развиваться без государства. При рассмотрении сущность государства нужно учитывать два аспекта:
1.Любое государство есть организация политической власти.

2.Чьим интересам – классовым, общечеловеческим, религиозным, национальным, служит данная организация.

Выделяют два подхода к исследованию сущности государства:
1. Классовый подход.
Классовый подход состоит в том, что государство рассматривается как машина для поддержания господства оного класса над другим, и сущность такого государства заключается в диктатуре экономически и политически господствующего класса. Такое понятие государства отражает идею государства в собственном смысле как орудие диктатуры господствующего класса. Такое положение прямо или косвенно доказано мировой наукой и исторической практикой. Так, рабовладельческое государство по своей сущности было политической организацией рабовладельцев, феодальное государство – организацией феодалов и других богатых сословий, капиталистическое государство на первых этапах своего развития выступало как орган выражения интересов буржуазии. Государство здесь используется в узких целях как средство обеспечения главным образом интересов господствующего класса. Первоочередное удовлетворение интересов каких-либо других классов не может вызывать сопротивление противоположных классов, поэтому возникает проблема в постоянном снятии данного сопротивления с помощью насилия и диктатуры. Говоря о социалистическом государстве на этапе диктатуры пролетариата, следует заметить, что государство должно осуществлять эту диктатуру в интересах подавляющего большинства населения. К сожалению, многие теоретические положения о социалистическом государстве так и остались теорией, так как на практике государственный аппарат служил не широким слоям трудящихся, а партийно-номенклатурной верхушке.

2. Общесоциальный или общечеловеческий подход.
Другой подход государства заключается рассмотрении сущности государства с общечеловеческих и общесоциальных начал. Особенность рабовладельческого, феодального, капиталистического на первых этапах развития государств состоит в том, что они, прежде всего, выражали экономические интересы меньшинства рабовладельцев, феодалов, капиталистов. Однако по мере совершенствования общества экономическая и социальная база государства расширяется, принудительный элемент сужается, и в силу объективных причин государство превращается в организующую силу общества, которая выражает и охраняет личные и общие интересы членов общества. Вопреки предсказаниям политологов о кризисе и «загнивании» капитализма, об империализме как кануне и преддверии социалистической революции, капиталистическое общество устояло, сумело успешно преодолеть кризисные явления, спад производства. Капитализм как общественный строй постепенно укрепился, значительно видоизменился. Он оказался способным принять и реально внедрить прогрессивные идеи общественного развития в практику. Общество, которое сформировалось после Второй Мировой Войны в развитых странах Западной Европы и Азии стало уже качественно иным. Оно существенно отличалось от капиталистического общества времен Маркса и Энгельса и империалистического общества, которое изучал Ленин. Современное западное общество подчас более ориентировано на социализм чем страны, называющие себя социалистическими. Государственным механизм превратился из орудия, средства преимущественной реализации общих дел в инструмент достижения согласия и компромисса. В деятельности государства на первый план начинают выступать такие важные общедемократические институты, как разделение властей, верховенство закона, гласность, плюрализм мнений и так далее.

Таким образом, в сущности государства в зависимости от исторических условий на первый план может выходить как классовое начало, что характерно для эксплуататорских государств, либо общесоциальное начало, что все больше и больше проявляется в современных посткапиталистических и постсоциалистических государствах.

22.Структура и функции государства.

Структура: центральные органы упр-ия, промежуточные, органы местного самоупр-ия.

Функции государства классифицируются:

1. по сфере общественной жизни: на внутренние и внешние ,

2. по продолжительности действия: на постоянные (осуществляемые на всех этапах развития государства) и временные (отражающие определенный этап развития государства),

3. по значению: на основные и неосновные ,

4. по влиянию на общество: на охранительные и регулятивные .

Основной классификацией является деление функций государства на внутренние и внешние. К внутренним функциям государства относятся:

§ Политическая функция – обеспечение политической стабильности, осуществление властных полномочий, выработка программно–стратегических целей и задач развития общества.

§ Правовая функция – обеспечение правопорядка, установление правовых норм, регулирующих общественные отношения и поведение граждан, охрана прав и свобод человека и гражданина.

§ Организаторская функция – упорядочивание всей властной деятельности, осуществление контроля за исполнением законов, координация деятельности всех субъектов политической системы.

§ Экономическая функция – организация, координация и регулирование экономических процессов с помощью налоговой и кредитной политики, планирования, создания стимулов экономической активности, осуществления санкций.

§ Социальная функция – обеспечение солидарных отношений в обществе, сотрудничества различных слоев общества, реализации принципа социальной справедливости, защита интересов тех категорий граждан, которые в силу объективных причин не могут самостоятельно обеспечить достойный уровень жизни (инвалиды, пенсионеры, матери, дети), поддержка жилищного строительства, здравоохранения, системы общественного транспорта.

§ Экологическая функция – гарантирование человеку здоровой среды обитания, установление режима природопользования.

§ Культурная функция – создание условий для удовлетворения культурных запросов людей, формирования высокой духовности, гражданственности, гарантирование открытого информационного пространства..

§ Образовательная функция – деятельность по обеспечению демократизации образования, его непрерывности и качественности, предоставлению людям равных возможностей получения образования.

К внешним функциям государства относятся:

· Функция обеспечения национальной безопасности – поддержание достаточного уровня обороноспособности общества, защита территориальной целостности, суверенитета государства.

· Функция поддержания мирового порядка – участие в развитии системы международных отношений, деятельность по предотвращению войн, сокращению вооружений, участие в решении глобальных проблем человечества.

· Функция взаимовыгодного сотрудничества в экономической, политической, культурной и других сферах с другими государствами.

Структурно государство складывается из представительных органов (в т.ч. высших, законодательных), исполнительно-распорядительных органов, судебных органов, аппарата принуждения и охраны правопорядка (полиция, суд, прокуратура), институтов, связанных с духовным производством, органов, обеспечивающих осуществление внешнеполитических функций (армия, разведка, органы межгосударственных отношений). Общие особенности построения этих органов, порядок их взаимодействия

Формы государств.

Политика как социальное явление - student2.ru

В процессе развития юридической науки произошла систематизация про­явления признаков государства и его форма стала рассматриваться как единство формы правления, формы государственного устройства, и политического режима. Это три составляющих, которые и образуют форму государства.

Форма правления

Под формой правления понимается организация власти, характери­зуемая ее формальным источником, то есть тем, кому принадлежит власть в данном государстве. Впрочем, некоторые юристы полагают, что к этому определению стоит добавить порядок образования орга­нов государства и порядок их взаимодействия с населением.

Формы правления различаются в зависимости от того, принадлежит ли верховная власть в государстве одному лицу, которое одновремен­но является символом государства, или же она осуществляется при помощи различных демократических институтов (представительные органы власти, референдумы, и.т.д.). В связи с этим все госу­дарства по форме правления делятся на монархии и республики.

Монархия

Отличительным признаком монархии является то, что верховная власть полностью или частично сосредоточена в руках единоличного главы государства – монарха (фараона, короля, цезаря, шаха, им­ператора и.т.д.). В большинстве случаев эта власть наследственная.

В историческом процессе монархия складывается еще в Древнем Мире, (Др.Израиль, Др.Египет, государства Эллады, Др.Рими.т.д.) в период рабовладельческих государств, но наиболее полное выражение эта форма нашла в Средние века, когда вместе с господствовавшим в общественных отношениях феодализмом она послужила крепким цементом для строительства государства. Примером могут служить все европейские государства (Англия, Франция, Польша, и др.).

В период буржуазных революций и последовавших за ними перемен монархия как форма правления зачастую сохранялась, но при этом претерпевала существенные изменения (Например, ограниченная власть короля в Великобритании, сословная монархия в России в XVII веке, и т.д.). В наше время на Земле существует несколько государств, сохранивших монархическую форму правления, причем не только конституционную, но и абсолютную ее разновидность.

Абсолютная монархия характерна в основном для Древних и средневековых государств, а ограниченная монархия – для государств Нового и Новейшего времени.
В абсолютной монархии вся власть сосредоточена в руках едино­личного главы государства. Как правило, любые формы коллегиальных органов имеют совещательный характер. Монарх является полным властителем, его особа священна, а решения общеобязательны.

Ограниченная монархия предполагает наличие высшего органа представительной власти, имеющего мандат народа и наделенного тем или иным количеством полномочий. Исполнительная власть сосредоточена либо непосредственно мо­нарха, либо она принадлежит правительству, которое им контролиру­ется.

Впрочем, иногда, особенно в наше время, монарх является лишь символом государства и национального суверенитета (Например, современная Великобритания, Япония и др.).

Республика

Республика – это форма правления при которой высшие органы власти коллегиальные, имеют мандат народа на осуществление государственной власти. Для республики обязательно наличие высшего представительного органа власти, избираемого народом.

Исторически республика как форма правления сложилась еще в Древнем мире, примером тому могут служить рабовладельческие рес­публики Эллады, Древний Рим периода республики и др. Однако в то время институты демократии были еще неразвиты, а рабовладельчес­кие отношения и связанные с ними научные представления и знания не создавали предпосылок для возникновения гуманизма и связанных с ним современных принципов демократического государства. Поэтому расцвет республики связан не с рабовладельческим или феодальным государством, а с государством, где произошли изменения, харак­терные для эпохи Возрождения, появления идей гуманизма, "свободы, равенства, братства". В связи с этим, сначала в Европе, затем в Америке, а потом и во всем мире республиканская форма правления завоевывает позиции и становится наиболее характерной формой правления в современной мировой цивилизации.

Классификация республик связана с тем, каким же именно образом осуществляется государственная власть, и кто из субъектов госу­дарственно-правовых отношений наделен большим количеством пол­номочий.

В основном все республики подразделяются на два вида:

· парламентские;

· президентские.

Однако некоторые авторы справедливо дают еще одну классификацию, а именно на республики:

· аристократические;

· демократические.

В наше время существуют только демократические республики.

Парламентская республика.

При этой форме правления большинство полномочий принадлежит представительным органам власти, а на исполнительно-распоряди­тельные органы, накладывается роль только выполняющих, и не имеющих особо важных полномочий и прав в осуществлении государственной власти.

Президентская республика.

При президентской республике большинство этих прав и полномо­чий предоставляется президенту, который зачастую является главой исполнительной власти. Классическим набором прав президента явля­ются права по формированию высших органов государственной влас­ти, по осуществлению внешних сношений, по обороне страны и командованию Вооруженными Силами, по вопросам предоставления и выхода из гражданства, амнистии и т. д.

В компетенции высшего представительного органа власти лежат вопросы законодательства, а также контрольные и надзорные функции.

Государственное устройство республики строится на принципах демократии и народного суверенитета:

· это выборность и сменяемость органов государственной власти (ротация);

· это принцип народного суверенитета;

· это принцип разделения властей;

· верховенство прав и свобод чело­века и гражданина.

Благодаря этим принци­пам в государствах, обладающих республиканской формой правления, получили широкое распространение институты непосредственной и представительной демократии, системы сдержек и противовесов между различными ветвями власти и другие государственно-правовые инсти­туты, присущие демократическому государству.

Унитарное государство

Унитарное государство – это цельное государство, части (тер­риториальные подразделения) которого являются только административно-территориальными образованиями, не имеющими каких-либо суверенных прав. У этих образований нет своего законодательства и своей судебной системы, органы административного управления либо подчинены не­посредственно центральным органам власти, либо имеют двойное под­чинение "центру" и местным представительным органам.

Как правило, унитарное государство характерно для однонацио­нальных государств, где большинство населения является представи­телем одной нации. Также унитарная форма государственного уст­ройства характерна государствам с монархической формой правления.

Исторически унитарная форма государственного устройства сложи­лась самой первой, вместе с самим государством. Все без исключения государственные образования древности и средних веков обладали этой формой государственного устройства. Примером тому могут слу­жить Римская империя, императорские Китай и Япония, средневековые европейские королевства. Позднее, с развитием идей просвещения и гуманизма, появилось немало прогрессивных идей, что и привело к появлению в области государственного строительства многих стран иных форм государственного устройства – федераций и конфедератив­ных государственных союзов.

Унитарная форма характерна для небольших (так как небольшая территория легко управляема с помощью обычных административных методов), однонациональных (из-за отсутствия необходимости осуществления права каждого народа на самоопределение и самостоятельное государственное строительст­во), а также для монархических государств. Примерами могут служить Польская республика, Италия, Япония и др.

Унитарная форма государственного устройства ха­рактерна для государственных образований, являющихся субъектами какой-либо федерации. Так, любая республика в составе Российс­кой Федерации является государством с унитарной формой правления.

Федеративное государство

Федеративное государство – это союзное государство, части которого (штаты, земли, округа) обладают государственным суверенитетом, который, однако, не на­рушает целостность всего союзного государства. Эти части принято именовать субъектами федерации. Они обладают своим законодатель­ством, особой судебной системой, самостоятельными органами управ­ления. Вместе с тем на территории субъектов федерации действуют также общефедеральные государственные институты, обеспечивающие функционирование федеративного государства как единого целого.

Существует также разграничение полномочий между центральными органами власти и органами власти субъектов федерации. Это спо­собствует децентрализации и "разделению" власти, предупреждающим ее концентрацию. Как правило, к ведению общефедеральных органов власти относится внешняя политика, оборона страны, экономическая, социальная и идеологическая политика, принятие общефедерального законодательства; в компетенцию органов власти субъектов федера­ции входит решение вопросов о формировании органов власти на сво­ей территории, принятие своего законодательства, иногда налоговая политика.

Федерация как особая форма государственного устройства начала возникать вместе с появлением в XVII – XVIII веках республик, вместе с волной буржуазно-демократических ре­волюций. Пожалуй, наиболее известным примером федерации могут послужить Соединенные Штаты Америки.

Сейчас эта форма государственного устройства характерна в ос­новном для крупных и средних по территории демократических госу­дарств, особенно многонациональных, где принцип суверенитета каж­дой нации может найти отражение в предоставлении государственнос­ти в рамках федерации (Российская Федерация – хороший тому при­мер).

2.3. Конфедерация

Сейчас взгляд на конфедерацию стал меняться, и многие юристы сравнивают эту форму с государственным союзом.

Конфедерация – это "государствен­ный союз государств", т. е. ни одно из государств – членов кон­федерации не утрачивает своего государственного суверенитета; части конфедерации не только обладают своими органами власти и управления, но зачастую сохраняют свою национальную денежную сис­тему, армию, полицию и т.д.

Конфедерация возникает, как правило, на недолгий срок, для ре­шения каких-либо общественных целей (объединение усилий в той или иной сфере человеческой деятельности: внешней или внутренней политике, военном деле, культуре или искусстве, экономике и др.). Как правило, конфедерация не имеет собственных органов управле­ния; чаще всего создаются консультативные, наблюдательные или контрольные органы.

Исторически эта форма сложилась вместе с федерацией, но на практике встречалась и встречается крайне редко. Это переходная форма государственного устройства, и поэтому она воз­никает на несколько лет, не больше.Примером конфедерации может служить Конфедерация южных штатов, сложившаяся в 1861 году в Аме­рике, что послужило началом Гражданской войны в США (1861-1865 годов.

Вышеперечисленные три формы государственного устройства явля­ются основными, однако еще существует особая форма ассоциирован­ного государственного объединения, именуемая содружеством. Здесь суверенные, независимые государства выступают по отношению к объ­единениям в качестве "ассоциированных участников". Эта форма по­казала свою жизнеспособность в Западной Европе в виде Европейско­го Сообщества. При существовании экономических предпосылок (об­щего рынка) и единой правовой среды (создаваемой, в частности, судом ЕС в Люксембурге), происходит углубление государственной интеграции, что может выразиться в переходе к конфедеративному государственному устройству, а то и к федеративному государст

Наши рекомендации