Проблемы легитимности и легальности власти

В политологии и правовой науке та власть, которая принимается мас­сами как правомерная и опирается на их добровольное согласие подчи­няться ее велениям, а не навязывается им силой, называется легитим­ной(от лат - законный). Или иными словами, легитимной явля­ется правящая группа, право которой на власть признано и подтверждено в какой-либо форме широким народным согласием. Легитимная власть воспринимается населением как правомерная и справедливая. И напро­тив, если правящая группа не пользуется общественным доверием и вы­нуждена постоянно прибегать к средствам принуждения, то власть такой группы принято считать нелегитимной. Основания легитимности власти - это те социально зна­чимые причины и обстоятельства, которыми обосновывается право дан­ной группы на власть. В конечном счете этими причинами оправдывается тот факт, что меньшинство управляет, а большинство добровольно под­чиняется. Признание легитимности власти имеет чрезвычайно важное значе­ние для ее эффективности. Степень легитимности власти, то есть уровень ее поддержки на­селением, достаточно трудно установить, однако существуют опреде­ленные показатели, которые могут быть использованы с этой целью. Среди таковых аналитики прежде всего называют: уровень принуждения, необходимый для проведения той или иной политики в обществе; коли­чественный и качественный анализ попыток свержения правительства или лидера; сила проявления гражданского неповиновения (бунтов, вос­станий и т. д.). О степени легитимности власти можно судить по результа­там выборов, массовым демонстрациям, внезапным проявлениям под­держки или, напротив, оппозиции существующему правительству. С понятием легитимности власти тесно связано понятие «кризис власти». Последнее характеризует утрату политической властью одной из присущих ей черт суверенитета, авторитета, наличия воли или при­нуждения. Кризис политической власти, который в обществе чаще назы­вают безвластием, по существу означает переход власти от одной поли­тической силы к другой.

Типология политической системы общества

Одна из первых классификаций (типологий) исходит из характера их взаимоотношения с внешней средой. По этому критерию политические системы подразделяются на:закрытые политические системы, которые имеют ограниченные связи с внешней средой, невосприимчивы к ценностям иных систем и само­достаточны, т. е. ресурсы развития находят внутри таких систем.открытые системы, активно обменивающиеся ресурсами с внешним миром, успешно усваивающие передовые ценности иных систем, подвижны и динамичны. Распространенаклассификация политических систем по политичес­кому режиму, т. е. на основе характера и способов взаимодействия влас­ти личности и общества:Тоталитарнаяполитическая система - полное подчинение личности и общества власти, регламентация и контроль за всеми сферами жиз­ни людей со стороны государства.Авторитарная - основана на неограниченной власти одного лица или группы лиц при сохранении некоторых эконо­мических, гражданских, духовных свобод граждан.Демократическая-предполагает приоритет прав личности, контроль общества над властью.Распространено деление политических систем на традиционные и модернизированные. Основу традиционных систем составляет нераз­витое гражданское общество, недостаточная разграниченность политических ролей. В модернизированных политических системах существуют развитое гражданское общество, рациональный способ обоснования власти. Выделяются также консервативные, сохраняющие и поддерживаю­щие установленный порядок, политические системы, трансформирую­щиеся, проводящие общественные преобразования, ориентирующиеся на реформы. В соответствии с характером взаимоотношений между центром и местами политические системы делятся: децентрализованные, централизованные и сверхцентрализованные. В соответствии с принципом легитимности : традиционные, легальные и харизматические политические системы.Таким образом, политическая система общества в самом широком смысле представляет совокупность отношений по поводу участия в по­литической власти.



Наши рекомендации