Проблемы легитимности и легальности власти
В политологии и правовой науке та власть, которая принимается массами как правомерная и опирается на их добровольное согласие подчиняться ее велениям, а не навязывается им силой, называется легитимной(от лат - законный). Или иными словами, легитимной является правящая группа, право которой на власть признано и подтверждено в какой-либо форме широким народным согласием. Легитимная власть воспринимается населением как правомерная и справедливая. И напротив, если правящая группа не пользуется общественным доверием и вынуждена постоянно прибегать к средствам принуждения, то власть такой группы принято считать нелегитимной. Основания легитимности власти - это те социально значимые причины и обстоятельства, которыми обосновывается право данной группы на власть. В конечном счете этими причинами оправдывается тот факт, что меньшинство управляет, а большинство добровольно подчиняется. Признание легитимности власти имеет чрезвычайно важное значение для ее эффективности. Степень легитимности власти, то есть уровень ее поддержки населением, достаточно трудно установить, однако существуют определенные показатели, которые могут быть использованы с этой целью. Среди таковых аналитики прежде всего называют: уровень принуждения, необходимый для проведения той или иной политики в обществе; количественный и качественный анализ попыток свержения правительства или лидера; сила проявления гражданского неповиновения (бунтов, восстаний и т. д.). О степени легитимности власти можно судить по результатам выборов, массовым демонстрациям, внезапным проявлениям поддержки или, напротив, оппозиции существующему правительству. С понятием легитимности власти тесно связано понятие «кризис власти». Последнее характеризует утрату политической властью одной из присущих ей черт суверенитета, авторитета, наличия воли или принуждения. Кризис политической власти, который в обществе чаще называют безвластием, по существу означает переход власти от одной политической силы к другой.
Типология политической системы общества
Одна из первых классификаций (типологий) исходит из характера их взаимоотношения с внешней средой. По этому критерию политические системы подразделяются на:закрытые политические системы, которые имеют ограниченные связи с внешней средой, невосприимчивы к ценностям иных систем и самодостаточны, т. е. ресурсы развития находят внутри таких систем.открытые системы, активно обменивающиеся ресурсами с внешним миром, успешно усваивающие передовые ценности иных систем, подвижны и динамичны. Распространенаклассификация политических систем по политическому режиму, т. е. на основе характера и способов взаимодействия власти личности и общества:Тоталитарнаяполитическая система - полное подчинение личности и общества власти, регламентация и контроль за всеми сферами жизни людей со стороны государства.Авторитарная - основана на неограниченной власти одного лица или группы лиц при сохранении некоторых экономических, гражданских, духовных свобод граждан.Демократическая-предполагает приоритет прав личности, контроль общества над властью.Распространено деление политических систем на традиционные и модернизированные. Основу традиционных систем составляет неразвитое гражданское общество, недостаточная разграниченность политических ролей. В модернизированных политических системах существуют развитое гражданское общество, рациональный способ обоснования власти. Выделяются также консервативные, сохраняющие и поддерживающие установленный порядок, политические системы, трансформирующиеся, проводящие общественные преобразования, ориентирующиеся на реформы. В соответствии с характером взаимоотношений между центром и местами политические системы делятся: децентрализованные, централизованные и сверхцентрализованные. В соответствии с принципом легитимности : традиционные, легальные и харизматические политические системы.Таким образом, политическая система общества в самом широком смысле представляет совокупность отношений по поводу участия в политической власти.