Особенности местной власти. Местная власть в РБ.
Местное (территориальное) управление - управление делами местного (регионального) значения. Его осуществляют исполнительные и распорядительные органы и должностные лица, которые назначаются центральными или иными вышестоящими государственными органами.
Местное управление и самоуправление в Республике Беларусь осуществляется гражданами "через местные Советы депутатов, исполнительные и распорядительные органы, органы территориального общественного самоуправления, местные референдумы, собрания и другие формы прямого участия в государственных и общественных делах" (ст. 117 Конституции Республики Беларусь).
Система местного управления: областные, районные, городские, поселковые, сельские исполкомы.
Состав исполнительного комитета: председатель исполкома, заместители председателя исполкома, управляющий делами (в сельских, поселковых исполкомах - секретарь), члены исполнительного комитета.
Председатели облисполкомов назначаются Президентом Республики Беларусь и утверждаются областными Советами депутатов. В случае если соответствующая кандидатура на должность председателя облисполкома не утверждается Советом депутатов, в том же порядке вносится другая кандидатура. Решение Президента, в случае повторного отказа местного Совета, является окончательным.
Заместители председателя, управляющий делами и члены областного и Минского городского исполкомов назначаются на должность и освобождаются от должности председателем исполкома.
Председатель райисполкома назначается председателем облисполкома и утверждается районным Советом депутатов.
Структура районного исполнительного комитета (местной администрации): руководство исполкома, отделы, комиссии - административная, наблюдательная, по делам несовершеннолетних.
Акты органов местного управления: решения, распоряжения, приказы.
Органы территориального общественного самоуправления.
Эти органы избираются гражданами и наделяются определенными правами для решения вопросов местного (регионального) значения. Такими органами являются Советы депутатов, собрания (сходы) по выборам органов территориального самоуправления, собрания уполномоченных, местные референдумы и другие формы прямого участия граждан в государственных и общественных делах. Компетенция, порядок создания и деятельности органов местного самоуправления (как и управления) определяются законодательством.
В статье 121 Конституции страны закреплены вопросы, относящиеся к исключительной компетенции местных Советов депутатов:
• утверждение программ экономического и социального развития, местных бюджетов и отчетов об их исполнении;
• установление в соответствии с законом местных налогов и сборов:
• определение порядка управления и распоряжения коммунальной собственностью;
• назначение местных референдумов.
Местные Советы депутатов, как и исполнительно-распорядительные органы, принимают решения, имеющие обязательную силу на соответствующей территории. Разумеется, если эти решения не противоречат действующему законодательству. В случае систематического и грубого нарушения местным Советом депутатов требований законодательства он может быть распущен Советом Республики.
Единая система органов местного управления на территории Республики Беларусь состоит из областных, районных, городских, поселковых и сельских исполнительных комитетов и местных администраций.
Исполнительным и распорядительным органом на территории области, района, города, поселка, сельсовета является исполнительный комитет с правами юридического лица.
Система органов местного управления имеет 3 уровня:
1. первичный (сельские, поселковые, городские (городов районного подчинения)
2. базовый (городские (городов областного подчинения), районные)
Областной
23/24. Полит.партии и партийные системы. Полит.партии в РБ.
Полит.партия - организованная группа единомышленников, связанных общей идеологией, и представляющих интересы опр. соц. групп, и ставящих своей целью реализацию этих интересов путем завоевания гос. власти или участие в ее осуществлении.
Структура партий: 1. Лидеры. 2. Идеологи. 3. Партийная бюрократия (собств. организаторы) - чиновники. 4. Рядовые члены партии. 5. Сочувствующие. 6. Меценаты. 7. Члены парламента и члены правительства (в случае победы на выборах).
Образование партий: 1. Сверху - Когда партия создается под конкретного человека, на основе политической элиты, на основе лоббизма (ЛДПР). 2. Снизу - Когда партия возникает на основе массовых движений (ФРГ - Зеленые). 3. Комбинированный - Объединение и сверху, и снизу (КПРФ).
Типология: 1. Социально-классовый признак: а).партия, чья типология направлена на защиту пр. капитала, буржуазии (Правоконсерваторские, центристские, либерально-реформаторские). б). Защита интересов трудящихся (коммунистические, социалистические, социал-демократические, лейбористские). в). Защита интересов мелких собственников города и деревни (аграрные, демократические). г). Отражают интересы верующих (исламские, католические). д).националистическая окраска (республиканцы, национал-демократы). 2. С точки зрения идейного облика: а). Идейно-политические, жестко придерживающиеся своих программ, никогда не идут на уступки. б).Прогматические - власть (любые средства), могут изменить программу. 3. По организационному признаку: а).массовые. б). Четкие принципы членства (КПСС) - устав, программа, строгая структура. в). Кадровые (РСДРП) - состоят из профес.-революционеров. г). Электоральные - только в период выборов, число по количеству получаемых голосов
Партийной системой называется совокупность существующих в обществе партий и принципы взаимоотношений между ними. Оба эти элемента обязательны для существования партийных систем.
На современном этапе наибольшее распространение получила типология партийных систем, основанная на количественном критерии – на числе партий, борющихся за власть. Согласно такому подходу, все партийные системы делятся на одно-, двух- и многопартийные. Однопартийная система свойственна странам с тоталитарным режимом, при котором обеспечивается исключительное право одной партии на фактическое осуществление политической власти в обществе. Двухпартийная система обеспечивает одной из двух партий, в случае её победы на выборах, большинство мест в законодательном органе или назначения её кандидатов на посты президента или вице-президента.
Многопартийность позволяет партиям лучше учитывать это многообразие интересов и привлекать на свою сторону избирателей из различных социальных групп. Многопартийная система свойственна политической жизни Италии, Бельгии, Голландии и др. странам.