Почему африканский мир рассматривается на Западе как варварская цивилизация?
Пожалуй, как никакой другой континент, Африка сохраняет политическую и экономическую зависимость от внешнего мира, особенно от стран Западной Европы и США, транснациональных корпораций, международных финансовых центров. Эта зависимость постоянно стимулируется глобальными социальными проблемами: голодом, нищетой, болезнями, неграмотностью, низкой политической и общей культурой народа, острыми экономическими и политическими кризисами, обострением межэтнических, религиозных противоречий.
Страны в современной Африке в политическом плане представляют собой в основном авторитарные режимы (к концу ХХ в. они господствовали в 38 из 45 государств тропической Африки). Тому есть внутренние и внешние причины. К числу первых относятся: экономическая отсталость; слабая социально-классовая дифференциация общества; наследие колониальной системы (диктаторы — вожди племен, народностей — ставленники колониальной администрации); отсутствие элементов гражданского общества и правового государства; низкая политическая культура населения; межэтнические противоречия; архаичная инфраструктура — плохие дороги, связь и др.
Но помимо внутренних причин формированию авторитарных режимов способствовало и противоборство двух мировых систем — капитализма и социализма — в борьбе за сферы влияния на континенте. На протяжении 30 лет Африка была полем различных видов соперничества двух систем. Эти системы удерживали у власти и кормили различных диктаторов, которые проводили их интересы. Народ, как правило, беспрекословно подчинялся диктаторам, каким бы образом они ни приходили к власти. Население, за исключением национальной элиты, было объектом, а не субъектом политики и геополитических отношений. Отсюда и нестабильность во всех сферах жизни Африки: после 1960 г. в независимых государствах континента произошло более 100 военных переворотов. Порой их совершали сержанты и лейтенанты, если им была обеспечена поддержка из-за рубежа.
В чем заключаются основные геополитические противоречия между США и африканскими странами.
Американская администрация использует вопросы, связанные с заботой об африканской безопасности и развитием континента для восстановления своей «кредитоспособности» в Африке.
Интерес американской политики в Африке состоит в ее защите от внешнего вмешательства, а также в расширении участия африканских государств в развитии национальной экономики, обороны и безопасности США. И эта реальность подчеркивает стратегическую важность Африки для США.
В последние годы крупные мировые державы обращают все большее внимание на африканский регион. Их интересы в Африке сосредоточены в сфере энергоресурсов – нефти и газа. На долю Африки приходится 7,4% мировых запасов нефти. Если на данный момент доля Африки в общемировой добыче составляет 12%, то к 2010 году на долю Африки придется 30% увеличения мирового уровня добычи жидкого углеводородного сырья и 25% сжиженного природного газа. Большая часть африканской нефти добывается на побережье Гвинейского залива в Нигерии, Экваториальной Гвинее, Камеруне, Габоне и Республике Конго. Кроме того, нефть поступает на мировой рынок из Анголы, Алжира, Чада. Обнаружены месторождения «черного золота» в Судане, Центральноафриканской республике, Мавритании, ведутся поиски нефти в Уганде. Самыми крупными производителями и экспортерами нефти являются Нигерия, Ангола, Алжир.
Большой интерес к африканской нефти проявляют Соединенные Штаты Америки, которые после 11 сентября 2001 года целенаправленно и активно ищут эффективные способы покончить с чрезмерной зависимостью от арабской нефти. Американские компании готовы инвестировать десятки миллиардов долларов в реализацию существующих и новых проектов в Африке. Вполне возможно, что США в ближайшее время увеличат свое военное присутствие в Африке для того, чтобы гарантировать безопасность поставок нефти. Например, островное государство Сан-Томе и Принсипи, обладающее значительными запасами нефти (по оценкам, 6-11 млрд. баррелей) уже пригласило американцев построить там базу ВМС и военный порт для патрулирования Гвинейского залива.