Юридические коллизии и способы их разрешения
Юридические коллизии – это противоречия между правовыми актами, которые регулируют одни и те же общественные отношения.
Причины юридических коллизий могут быть:
1) объективными, в частности при отставании права от более динамично развивающихся общественных отношений. В этом случае происходит то, что одни нормы устаревают, а другие появляются
2) субъективными, которые прежде всего возникают из‑за недостатка опыта законодателя,
Существует несколько способов разрешения коллизий: 1) отмена старого акта; 2) принятие нового акта; 3) внесение изменений в действующие акты;
4) референдумы; 5) переговоры через согласительные комиссии; 6) толкование и др.
Разрешить юридическую коллизию можно, анализируя практику реализации законов и оценки использования актов полностью или их отдельных норм. Зачастую это делается в ответ на запросы государственных органов разных уровней, а также по обращениям общественных организаций и отдельных граждан.
62. Акт применения правовых норм: понятие, особенности, виды
Актом применения норм права, называют официальный правовой акт, который имеет индивидуальное государственно‑властное предписание, вынесенное уполномоченным на то органом по конкретному юридическому делу.
Правоприменительные акты обладают следующими признаками: 1) они принимаются компетентными органами в строгом соответствии с законом; 2) правоприменительные акты обладают государственно‑властным характером и охраняются принудительной силой государства; 3) акты применения права носят индивидуальный характер;
Акты применения права классифицируют:
По форме внешнего выражения правоприменительные акты можно разделить: 1) на акты‑документы (указы, решения, постановления, и др.); 2) акты‑действия (словесные – устные распоряжения начальника и конклюдентные – жесты постового милиционера).
По субъектам, применяющим нормы права, различают:1) акты представительных органов; 2) акты исполнительных органов; 3) акты правоохранительных органов; 4) акты государственного контроля (налоговой инспекции, таможенного органа и др.); 5) акты органов местного самоуправления.
По функциональному признаку выделяют:
1) акты‑регламентаторы; 2) правоприменительные акты.
По характеру общественных отношений: 1) на регулятивные;
2) охранительные, устанавливающие ответственность за правонарушения (приговор суда).
По способу принятия акты применения права систематизируют: 1) на принятые коллегиально;
2) принятые единолично.
По характеру решения правоприменительные акты бывают: 1) запрещающие; 2) обязывающие;
3) управомочивающие.
В зависимости от действия во времени: 1) акты однократного действия (наложение штрафа); 2) длящиеся акты (регистрация брака, назначение пенсии и др.).
63. Толкование права: понятие и виды по субъектам
Толкованием норм права считают особенный мыслительный процесс, связанный с уяснением и разъяснением юридических норм.
Виды толкования права:
1) авторское толкование выражается в форме разъяснения смысла правовых ном.
2) легальным называют толкование, которое осуществляет не законодательный орган, а иные органы власти по их поручению, в частности судебные.
3) казуальным толкованием называют разъяснение нормы права, его смысла, которое дается компетентными органами государственной власти
Официальное толкование дается официальным органом, закрепляется в специальном акте, имеет обязательный характер.
Неофициальное толкование – это разъяснение норм права, которое дают не уполномоченные на то субъекты. В частности, различные научные учреждения, адвокаты, политические партии или общественные организации.
Виды неофициального толкования:
Обыденное толкование – пояснения и идеи о законе, которые может давать любой человек, основываясь на житейском опыте.
Профессиональное толкование базируется на знаниях в области права и политики и исходит от юристов‑практиков.
Научное (доктринальное толкование) – это комментарии, разъяснения, которые осуществляют специальные научно‑исследовательские учреждения, научные работники, Неофициальное толкование по форме выражения делят: 1) на устное (юридические советы, рекомендации, даваемые на приеме гражданам); 2) письменное (в периодической печати, в ответах на письма, жалобы и др.).
64. Акты официального толкования: понятие и виды
Акт толкования – это официальный документ, который принят уполномоченными на это государственными органами и должностными лицами. Он направлен на установление правильного смысла и содержания нормы права.
Акты толкования делят:
1) по отраслям права;
2) в зависимости от внешней формы;
3) в зависимости от органов, дающих толкование;
4) в зависимости от характера толкуемых правовых норм;
5) по своей юридической природе;
6) по структурным элементам.
Так, по отраслям права можно выделить: 1) конституционно‑правовые; 2) уголовно‑правовые; 3) административно‑правовые.
В зависимости от внешней формы акты толкования могут быть: 1) письменными, 2) устными.
В зависимости от органов, дающих толкование, различают акты:
1) органов государственной власти;
2) органов управления;
3) судебных, прокурорских органов и т. д.
В зависимости от характера толкуемых норм акты могут быть:
1) материальные;
2) процессуальные.
По своей юридической природе различаются: 1) акты правотворчества; 2) акты правоприменения.
По структурным элементам можно разделить акты: 1) на акты толкования гипотезы; 2) акты толкования диспозиции; 3) акты толкования санкции; 4) комплексные акты толкования.