Психологические концепции и интерактивный анализ.

Природа политического лидерства достаточно сложна и не поддается однозначной интерпретации. Прояснить его субъективные механизмы помогают психологические теории и, в частности, психоаналитическое объяснение лидерства. Как считал основоположник психоанализа 3. Фрейд, в основе лидерства лежит подавленное либидо — преимущественно бессознательное влечение сексуального характера. В процессе сублимации оно проявляется в стремлении к творчеству, в том числе и к лидерству.

У многих людей обладание руководящими позициями выполняет субъективно-компенсаторские функции, позволяет подавлять или преодолевать различного рода комплексы, чувство полноценности и т.п. Определенные психологические потребности отражает и подчинение лидеру. Субъективное принятие лидерства закладывается еще в детстве, когда ребенок нуждается в покровительстве и авторитете родителей. И в этом смысле авторитет руководителя государства подобен авторитету отца семейства.

Заметный вклад в развитие психоанализа внесли ученые франкфуртской школы Эрих Фромм, Теодор Адорно и другие. Они выявили тип личности, предрасположенный к авторитаризму и стремящийся к власти. Такая личность формируется в нездоровых общественных условиях, порождающих массовые фрустрации и неврозы и стремление человека убежать от всего этого в сферу господства и подчинения. Для авторитарной личности власть является психологической потребностью, позволяющей избавиться от собственных комплексов путем навязывания своей воли другим людям.

Обладание безграничной властью над другими, их полное подчинение доставляет такому человеку особое наслаждение. Оно является формой своеобразного садизма. Одновременно авторитарная личность имеет мазохистские черты – при столкновении с превосходящей силой такая личность восхищается ею и поклоняется ей. Слабость же других вызывает у индивидов авторитарного типа презрение и желание унизить их.

Такой тип поведения в психологическом смысле служит проявлением не силы, а слабости. Авторитарная личность, не имея подлинной внутренней силы, пытается убедить себя в обладании ею с помощью господства над другими. Эта личность иррациональна, склонна к мистике, руководствуется в первую очередь эмоциями и не терпит равенства и демократии. Она воспринимает других людей и мир в целом сквозь призму отношений силы – слабости, садомазохизма.

Эмпирические исследования, проведенные Ардоно и другими учеными, подтвердили реальное существование авторитарного типа личности, выявили ее некоторые новые черты. В целом же это направление психоанализа значительно расширило представления о внутренних мотивациях стремления к лидерству, хотя, конечно же, не исчерпывает все типы таких мотиваций. Как уже отмечалось, существуют и некоторые другие типы психологического отношения к лидерству, например игровой, инструментальный и др.

Совокупность различных интерпретаций позволяет увидеть разноодразные стороны политического лидерства, однако еще не дает его целостной картины. Попытку решить эту задачу, осуществить комплексное исследование лидерства представляет собой интерактивный анализ. Он учитывает четыре главных момента лидерства: черты лидера; задачи, которые он призван выполнять; его последователей и конституентов; систему их взаимодействия, механизм взаимоотношений лидера и его конституентов. И все же создать единую, универсальную концепцию лидерства, по всей вероятности, невозможно, поскольку это явление чрезвычайно многообразно по своим проявлениям и функциям, зависит от исторических эпох, типов политических систем, особенностей лидеров и их конституентов и других факторов.

Теории обоснования лидерства.

Теории обоснования лидерства.

Основные типы политических лидеров.

Вопросы политического лидерства в Казахстане

Роль личности в истории – пожалуй, одна из самых интересных и в то же время сложных тем в исторической и политической науке. В последние десятилетия, в период развития новых государств на территории бывшего СССР, о феномене национального лидерства здесь все чаще говорят видные ученые и общественные деятели. По сути, это совершенно новый для ментальности и политической культуры новых независимых государств тип политического лидерства. Поэтому следует более четко определить значение феномена национального лидерства не только в контексте политики, но и в историческом аспекте

Современный этап развития нашей страны некоторые политологи, собственно, определяют как состоявшееся эффективное полиэтничное государство. У нас есть гражданская общность, государство-нация. Жизненно важно сохранить эту общность, основанную на простых и понятных самым разным людям интересах большинства. И вопрос о том, кто должен быть лидером нации на сегодня, кто задал Казахстану этот вектор развития и кому, в конечном счете, общество может доверять как национальному лидеру, возник, очевидно, не на пустом месте. Это не тема для отвлеченных дискуссий политологов, это скорее реальный политический вопрос, по которому у консервативного большинства казахстанцев должно быть свое мнение. Это важно для нас хотя бы потому, что общество заинтересовано в предсказуемости развития, в сохранении принятого курса.

Осознание роли в истории Казахстана его первого президента Нурсултана Назарбаева имеет для нас смысл именно сейчас, поскольку обществу нужно понимание дальнейших перспектив развития. Что сделал Назарбаев? В каком направлении под его руководством развивается Казахстан? Является ли Назарбаев признанным национальным лидером? Вопросы на самом деле не столь сложные.

Первый президент возглавил страну в непростое время. Независимость Казахстана прочно связана с его деятельностью. В ходе реализации предложенной им долгосрочной Стратегии «Казахстан-2030» страна добилась признанного успеха в построении экономически эффективного и при этом социально комфортного государства, став примером для многих других стран региона.

Президент является автором многих значимых международных инициатив. Сегодня в нашей стране проводятся крупные международные форумы, состоялись саммиты СНГ, ШОС, ЕврАзЭС и ОДКБ. Прошли три съезда лидеров мировых и традиционных религий. Сейчас эти международные структуры признаны, уважаемы и достаточно эффективны. Стоит вспомнить, что все эти организации создавались по инициативе или при активном участии Нурсултана Назарбаева.

Председательство Республики Казахстан в ОБСЕ в 2010 году и в Организации Исламская конференция в 2011-м году также выглядит как безусловное признание международным сообществом реальных успехов внешней казахстанской политики, которая формируется под руководством общенационального лидера Нурсултана Назарбаева.

Наконец, что самое главное – казахстанский лидер нации на протяжении всей нашей истории был и остается объединяющим фактором всего казахстанского общества. Итоги всех президентских выборов, проходивших в республике, свидетельствуют о том, что курс Назарбаева поддержан подавляющим большинством населения.

Интересно и другое. При проведении исторических параллелей отмечается определенная особенность Назарбаева как национального лидера. Все выдающиеся лидеры ХХ века, каждый в свое время, были призваны решить определенную стратегическую задачу для своей нации и страны. Так, например, Рузвельт обеспечил выход США из Великой депрессии, Ататюрк создал основные направления дальнейшего развития Турции, Ли Куан Ю реализовал программу модернизационного рывка Сингапура, Дэн Сяопин решил задачу возрождения Китая после времени «смуты». В деятельности Нурсултана Назарбаева и развитии Казахстана мы видим те же параллели – решение комплексных стратегических задач, имеющих значение для всего будущего развития страны и ее населения: как сугубо экономических, так и политических, социальных и культурно-нравственных. Именно поэтому в 1990-х годах был распространен термин «феномен Назарбаева», который обозначал динамизм, стремление к реформам, проведение политики центризма без «правых» и «левых», гибкую философию отсутствия крайностей, уникальное сочетание прагматизма и высокой эффективности управления – все то, что в итоге привело к формированию сильной экономики и к появлению казахстанской идентичности.

Вывод прост: феномен лидера нации – это сегодня не столько предмет теоретических дискуссий, сколько уже состоявшийся факт новейшей истории современного Казахстана.

Показательно здесь и такое наблюдение. Если проследить генезис, развитие отношения казахстанского общества к личности своего лидера, то можно заметить, что в конце 1980-х годов и на заре независимости личность Нурсултана Назарбаева ассоциировалась в основном лишь с образом реформатора, первого президента, главы молодого независимого государства. Сейчас, спустя почти 20 лет, с высоты множества пройденных страной испытаний и этапов развития, оценка Назарбаева со стороны общественности качественно поменялась. В 1990-х годах «феномен Назарбаева» формировали динамизм, стремление к экономическим реформам и одновременно призыв строить внутреннюю политику без «правых» и «левых» (то есть политику без крайностей), рационализм и трезвый расчет. Сегодня ассоциативный ряд расширился. Теперь речь идет также об основательности и надежности, об общественной стабильности и благополучии, об успешности реформ, реализации региональных интересов в глобальной политике, инновациях. Это, в широком смысле, уже не просто успешность Казахстана как государства-нации, а стремление быть впереди.

Основа его феномена, очевидно, состоит в том, что он не просто разработал генеральный курс развития страны. Самое главное – те простые и естественные ценности, которые он провозгласил, с годами оформились в самостоятельные ценности и приоритеты казахстанского общества, в факторы казахстанской идентичности. Они стали фундаментом общественной идеологии. Феномен Назарбаева – это стабильное развитие, межэтническое и межконфессиональное согласие, национальное единство. Общество впитало эти ценности, оно живет с ними. Именно приверженность этим базовым ценностям стала объединяющим фактором казахстанского общества. Поэтому сегодня Назарбаев для Казахстана – лидер, необходимый своей нации, прежде всего в качестве ее объединяющего начала. Сам по себе такой общественный статус первого президента вряд ли можно подвергнуть сомнению, но вокруг этого возникает много других вопросов. Можно ли говорить о том, что в Казахстане сложилась политическая модель управления, основанная на деятельности национального лидера? Или феномен национального лидерства в нашей стране связан только с феноменом Назарбаева как человека и политика? Можно ли строить долгосрочные прогнозы развития казахстанского общества с учетом того влияния, которое оказал на него Назарбаев, или же с его уходом из политики все может измениться?

Определиться с ответом на эти вопросы сегодня важно, на наш взгляд, прежде всего для самих казахстанцев, а не для историков или политологов.

65. Признаки политических партий.

Политическая партия — это непрерывно действующая организация, существующая как на национальном, так и на местном уровнях, нацеленная на получение и отправление власти и стремящаяся с этой целью к широкой массовой поддержке.

Партии объединяют наиболее активных представителей социальных групп, имеющих схожие идейно-политические взгляды и стремящихся к государственной власти.

Признаками партии являются:

§ функционирование на долговременной основе, организованность, наличие формальных норм и правил внутрипартийной жизни, отраженных в уставе;

§ наличие местных отделений (первичных организаций), поддерживающих регулярные связи с национальным руководством;

§ направленность на завоевание политической власти и распоряжение ею (группы, которые не ставят такой цели, называют группами давления);

§ наличие народной поддержки, добровольность членства;

§ наличие общей идеологии, цели и стратегий, выраженных в политической программе.

Признаки политической партии:

§ наличие организационной структуры;

§ программа и устав;

§ уплата членских взносов;

§ партийная дисциплина;

§ организационная связь между членами партии;

§ формирование общественного мнения;

§ участие в формировании парламентских и правительственных учреждений.

Роль политической партии в жизни общества:

§ связующее звено народных масс и государства;

§ регулятор социально-политической жизни общества;

§ руководитель классовой борьбы в обществе.

Главная задача политической партии — захват и участие во власти.

66. Функции политических партий.

В современном обществе партии выполняют ряд специфических внутренних и внешних функций.

Внутренние функции касаются набора новых членов, обеспечения финансирования партии, налаживания эффективного взаимодействия между руководством и местными отделениями и т.д.

Внешние функции являются определяющими для партийной деятельности:

§ выражение, отстаивание и защита интересов больших социальных групп и слоев; о интеграция людей внутри социальных групп на основе общих целей, мобилизация масс для решения важных социальных задач;

§ разработка идеологии, формирование общественного мнения,распространение политической культуры;

§ создание возможностей для политической социализации личности;

§ подготовка кадров для политических институтов, участие в формировании политической элиты;

§ организация избирательных кампаний и участие в них;

§ борьба за государственную власть и участие в политическом управлении.

Наши рекомендации