Введение в политическую науку.

Лекции по политологии.

Введение в политическую науку.

Политология – наука о политике. Понятие политики. Её структура и функции.

Предмет и задачи политологии.

Методы и функции политологии.

«Вы можете не заниматься политикой, она всё равно займется вами».

«Нежелание заниматься политикой не освобождает от её результатов». О. Бисмарк.

Абсолютно любая проблема может быть политической.

Политика происходит от слова police–город.

Существуют различные определения политики.

Экономические определения представлены в марксизме. По Ленину политика – это концентрированное выражение экономики. Политика не является самостоятельным элементом, утрачивает своё самостоятельное значение.

Стратификационное определение. Политика – соперничество определенных общественных групп, классов, наций. Молодёжная политика, женская политика, семейная политика и т.п.

Правовая концепция политики. Политика – производная от права и прежде всего от естественных прав человека.

Этический подходпредлагает рассматривать политику исходя из идеалов, ценностей, целей, норм которые она должна реализовать. Политика как деятельность направлена на достижение общего блага. Представители – Платон и Аристотель.

«Политика – это ложь и грязь» - Н. Бердяев.

Субстанциональное определение.Ориентировано на раскрытие первоосновы той ткани, из которой состоит политика. Основа – власть. Представитель – М. Вебер «Политика – это участие во власти».

Институциональное определение.Характеризует политику через институты – государство и партии. Ключевский – «Политика это совокупность разнообразных практических мер по достижению государственных целей».

Антропологическое определение.Источник политики лежит в человеческой природе. Согласно этому подходу политика – форма общения людей, способ коллективного существования человека.

Современные западные политологи рассматривают политику как конфликты. Политика – конфликтно-консенсусный процесс.

Политика –это сфера деятельности людей, связанная с управлением общественными делами, с отношениями по поводу завоевания, удержания и использования власти.

Политика – это стратегия и реализация своих интересов. В таком понимании политика это любая целенаправленная деятельность.

Церковь – субъект политической деятельности.

Уровни политической деятельности:

· Личностный или местный уровень

· Губернский уровень

· Региональный уровень

· Федеральный уровень

· Межнациональный уровень

· Межгосударственный уровень

· Глобальный уровень

Политика существует в виде мышления, говорения и поведения людей.

Структура политики:

Форма, содержание и отношения.

Форма политики – это её организационные структуры или институты (государство, партии), а также нормы и законы предающие её устойчивость, стабильность и позволяет регулировать политическое поведение людей.

Содержание политики выражается в её целях, ценностях, проблемах которые она решает, мотивах и механизмов принятия политических решений.

Политология – это наука о политике, её взаимодействии с личностью, обществом и миром. Предмет политологии – закономерности становления функционирования и изменения политической власти, политической системы общества. Объект – политика. Задача – изучить политику как целостное общественное явление, определить тенденции которые действуют в сфере политики и прогнозировать ближайшие и конечные перспективы политического развития.

Методы политологии делятся на три группы:

· Общие методы:

Социологический метод. Определяет зависимость политики от социальных факторов – экономики, идеологии и т.п.

2. Функциональный метод. Как связаны, как проявляются политические явления на опыте. Например, экономическое развитие и политический строй.

Системный подход. Взаимосвязь политики с внешней средой, т.е. другими сферами общественной жизни.

Институциональный. Изучение институтов.

Бихевиористский. Личностное измерение политики, поведение отдельного человека.

Антропологический. Насколько политика обусловлена природой человека и его инстинктами.

Деятельностный. Политика как процесс.

Сравнительный. Партии, режимы, системы.

Субстанциональный. Определяют первооснову политики.

Психологический.

· Обще логические методы. Анализ, синтез, индукция, дедукция, абстрагирование, моделирование

· Эмпирические исследования.

Функции политологии:

1. Методологическая.

2. Гносеологическая.

3. Мировоззренческая.

4. Мотивационно-регулятивное.

5. Прогностическая.

6. Ценностная или Аксиологическая.

7. Социализаторская.

8. Политикообразовательная. Формирование политической культуры.

3 политологические школы:

· Нормативистская (Платон и Аристотель). Говорит о том, что есть некая норма и так должно быть. (Демократия)

· Эмпирическо-аналитическая. Говорит о том, что нужно исследовать не то, как должно быть, а то как есть.

· Историко-диалектическая. Считает, что каждое явление надо рассматривать исторически.

Основными являются первые две.

Управление конфликтами.

Методы осуществления политической власти:

1. Демократические (Убеждение, разъяснение, учёт общественного мнения).

2. Авторитарные.

3. Тоталитарные.

4. Деспотические.

5. Либеральные.

Уровни политической власти:

· Макроуровень. Центральные институты власти.

· Мезауровень. Органы, которые подчиняются центральным институтам.

· Микроуровень. Местные органы власти.

· Мегауровень. Власть международного сообщества.

Власть должна обладать суверенитетом.

Теория о соотношении властей была выдвинута Д. Локком. Это распределение власти между несколькими субъектами, разделение права на её использование.

Легитимность и легальность власти. Каждая власть хочет быть легитимной. Понятие «легитимность» ввёл М. Вебер. Это обретение властью законности.

Политическое лидерство.

Вопросы:

1. Понятие лидерство.

2. Проблема лидерства в истории политической мысли. Теории политического лидерства.

3. Типологии лидерства.

Вопрос 1

Leader – ведущий, вождь, руководитель. Термин появился в 1300 году, а лидерство около 1800 года.

Становление лидера процесс объективно-универсальный. Термин лидер имеет 2 значения:

1. Индивид, обладающий ярко выраженными, полезными для данной группы качествами.

2. Лицо, способное сплачивать, объединять силы команды.

Политические элиты.

Вопросы:

1. Понятие «политическая элита».

2. Теории политической элиты.

3. Классификация и рекрутирование политической элиты.

Термин элита переводится с французского как лучший, отборный, избранный. Начиная с 17-го века этот термин употребляли купцы для обозначения товаров наивысшего качества, а затем им стали именовать избранных людей, прежде всего знать, высшую социальную группу в иерархии общества.

Политическая элита –составляющая меньшинство общества, достаточно самостоятельная, высшая, привилегированная группа, обладающая особыми психологическими, социальными и политическими качествами и непосредственно участвующие в принятии и осуществлении политических решений.

Политическая элита немногочисленный слой общества, который занимает руководящие посты в органах государственной власти, политических партиях, общественных организациях влияющий на выработку и осуществление политики в стране. Узкий слой – 4-5 человек. В основном это профессиональные политики высокого ранга.

Сейчас элиты не обозначают лучшие, однако смысловая нагрузка предполагает, что представители элиты обладают некими качествами и ресурсами по сравнению с другими группами.

Социальная представленность. Политики, чиновничество, интеллектуалы, бизнесмены, технократы.

Профессиональный состав элиты меняется, но её должностная структура практически неизменна. Современные элиты – монархи, президенты, вице-президенты, премьер-министры, министры, руководители законодательных и исполнительных органов, депутаты, члены верховного суда, дипломаты, высший дипломатический корпус.

Средний возраст – 50-65 лет. Большинство окончили 1-2 высших учебных заведения. Подавляющая часть собственники. Возраст российской элиты 50-51 год. Средний возраст губернаторов снизился с 63 до 48 лет. В правящем слое России нет выходцев из села, нет рабочих. Это не технократы, а экономисты и интеллектуалы.

Н. Бердяев вывел коэффициент элиты. Отношение высокоинтеллектуальной части общества к общему числу грамотных. По его теории, если коэффициент элиты менее 1-го процента, то в обществе наблюдается застой. В государстве наступает нестабильность.

В 90-х годах по оценкам западных политологов коэффициент был равен 0,05%.

Характерные черты политической элиты:

1. Небольшая, достаточно самостоятельная социальная группа.

2. Высокий социальный статус.

3. Значительный объем государственной и информационной власти.

4. Непосредственное участие в осуществлении власти.

5. Организаторские способности.

6. Талант.

Неизбежность существования элиты объясняется как объективными так и субъективными факторами:

· Психологические и социальные особенности людей.

· Неодинаковость способностей, возможностей и желания участвовать в политике.

· Обусловлено законом разделения труда, которое требует профессионального занятия управлением и определенной специализации.

· Обусловлено высокой социальной значимостью управленческого труда и его соответствующим стимулированием.

· Широкие возможности в использовании управленческой деятельности для получения социальных привилегий.

· Способствует сама структура политической организации общества, необходимость выделения особого аппарата управления общественными процессами.

· Выделяется аппарат управления общественными процессами, появляются профессиональные политики.

· Политическая пассивность широких масс населения, главные интересы которых лежат вне политики.

Функции политической элиты:

1. Изучение и анализ интересов различных социальных групп.

2. Субординация интересов различных социальных общностей.

3. Отражение интересов в политических решениях.

4. Выработка политической идеологии.

5. Создание механизмов реализации политических решений.

6. Организация деятельности государства, партий.

7. Создание и коррекция институтов политической системы.

8. Выдвижение политических лидеров.

Элита может деградировать. Гарантии против деградации элит:

· Широкая гласность. Свобода слова, альтернативные СМИ и др.

· Политический плюрализм. Свободная конкуренция, соперничество политических элит.

· Разделение властей.

· Открытость элит для социальной мобильности (Установление сроков власти).

Критерии оценки деятельности политической элиты:

· По благосостоянию народа.

· По уровню прогресса.

· Политической стабильности.

· Национальной безопасности.

Теория элит.Это совокупность социально-политических концепций утверждающих, что необходимым частями любой социальной структуры являются высшие привилегированные слои, меньшинство господствующее над остальным населением.

Свой облик «элитизм» обрёл в начале 20-го века в Италии, где независимо друг от друга 2 учёных Г. Моска и В. Парето положили начало концепции элитарности общества. Моска – юрист, социолог первым ввёл понятие политический правящий класс. Нехотя, 2 этих учёных внесли лепту в развитие фашизма.

По Моске. Элита – наиболее активные в политическом отношении люди, ориентированные на власть организованным меньшинством общества. Он считал, что общество неизбежно делится на 2 неравные по социальному положению и роли группы: управляющих и управляемых. Организационный подход.

Парето считал, что правила и должна править избранная наделенное особыми психологическими и социальными качествами меньшинство, элита. Элита – это группа наиболее продуктивных и наиболее способных людей. История человечества – это история постоянной смены элит, одни возвышаются другие приходят в упадов. Он говорит о циркуляции элит. Путём циркуляции осуществляются политические изменения. Происходит, когда элита психологически непригодна для управления. Даёт психологические основания для классификации элит. Подход назван психологическим.

Вклад в теории элит внёс немецкий учёный Михельс в 30-е годы. Открыл «Железный закон олигархических тенденций». Развитие любой организации ведет к неизбежному формирования правящего ядра, которое рано или поздно выходит из под контроля рядовых членов общества, которые пассивны и равнодушны. Любым демократическим режимом правит элита.

Все 3 учёных сторонники концепций Макиавелли, который утверждал, что любому обществу присуща элитарность. Элита характеризуется особыми организаторскими качествами. Массы признаю право элиты на власть, т.е. её легитимность. Элиты сменяют друг друга в ходе борьбы за власть.

Современные теории. Теория демократическогоэлитизма или элитной демократии. Представитель – Роберт Даль. Общие положения:

· Демократия – конкурентная борьба претендентов на руководство обществом во время избирательных компаний.

· Элита борется за поддержку на выборах и её самосознание меняется и её политическая судьба зависит от рядовых граждан => элита не властвует, а осуществляет руководство массами с их согласия посредством свободных выборов.

Ценностные теории. Элита – наиболее ценный и конструктивный элемент общества, обладающий наиболее высокими способностями и показателями в важнейших для всего государства сферах деятельности. Положение элиты выгодно обществу и не противоречит демократии.

Плюрализм элит. Элита не является сплоченной группой, она влияет на все сферы, однако повлиять на всё сразу не может. Теория утверждает, что элита контролируется массами посредством выборов, референдумов, опросов и СМИ. Конкуренция между элитами предотвращает формирование целостной элитарной группы и делает возможным контроль со стороны масс. Границы между элитами и массами условны. Доступ в элиту открыт всем, если у тебя есть выдающиеся способности.

Леволиберальная концепция. Общество управляется исключительно одной элитой. Господствующая, сплочённая группа, закрытая для простых граждан. Элита находится слишком высокого и не допускает массы до участия в политике, а возможности выборов и референдумов незначительны. Элита рекрутируется из своей собственной среды. Между элитами и массами – пропасть, преодолеть которую невозможно.

Все теории отрицают существование социального равенства и народовластия как утопические идеи. Все стремятся приспособить элитарную теорию к демократии.

Историко-эволюционные типы элит:

1.Элиты крови в доиндустриальном обществе.

2.Элита богатства в индустриальном обществе.

3.Элита знаний в постиндустриальном обществе.

Элиты делятся на открытые и закрытые, наследственные, функциональные, профессиональные, демографические, этнические, религиозные.

По результатам деятельности – элита, анти-элита, псевдоэлита.

По отношению к власти – правящая и контр-элита.

Основной критерий для выделения политических элит является уровень компетенции и объем властных функций.

В национальную элиту входит 100-200 человек, которые принимают решения, касающиеся миллионов.

Средняя элита выбирается из огромного количество выборных должностных лиц.

Бюрократическая элита – высший слой государственных служащих.

Система отбора и рекрутирования элит.

Система Гильдий Правила отбора: · Закрытость (из нижних слоёв элиты) · Количество фильтров (Возраст, пол, партийность, происхождения) · Селекторат (Вышестоящий орган или первый руководитель) · Конкурентность отбора отсутствует. Главное вера, преданность, лояльность к лидеру. Система характерна для авторитарных государств. Плюсы системы: 1. Уравновешенность. 2. Прогнозируемость. 3. Стабильность. Минусы: 1. Бюрократизм. 2. Консерватизм. 3. Конформизм. 4. Меньшая приспособленность к динамизму современной жизни.   Антрепренерская система. Правила отбора: · Открытость. · Небольшое количество фильтров. · Электорат (Все избиратели страны) · Высокаяконкурентность отбора. Первостепенность личностных качеств.

Политическая идеология.

Политическое развитие – Это возрастание способности политической системы постоянно адаптироваться к новым целям и создавать новые институты, обеспечивающие каналы для диалога между правительством и населением.

Политическая модернизация как один из видов политического развития – процесс перемен в системе в рамках основных принципов политического устройства:

· Парламентаризма.

· Плюрализма.

· Прав человека.

· Разделения властей.

Политическая трансформация – переход современной политической системы от одного типа к другому.

Политическое развитие как процесс может происходить 2-мя путями – революционным и эволюционным.

Теория модернизации – альтернатива марксизму.

Модернизация – совокупность процесс индустриализации бюрократизации, секуляризации (переход к светскому обществу), урбанизации, становления системы всеобщего образования, представительной политической власти, ускорения пространственной социальной мобильности, которые ведут к формированию современного открытого общества в противоположность традиционному-закрытому обществу. Процесс обновления, осовременивания отсталого, устаревшего, традиционалистского общественного и государственного устройства в духе древнего и современности. Это постоянное усложнения политических структур.

Концепция политической модернизации возникли в 50-е годы 20-го столетия.

Основой отношений с развивающимися странами стала концепция модернизации. Она определяла направления развития от традиционного общества к рациональному и пути реализации этого направления (НТП, социально-структурные изменения, преобразования нормативных и ценностных систем). Создана общая модель глобального процесса модернизации.

Наиболее известные представители этой теории американские политологи – Алмонд, Верба, Пай, Хантингтон.

Под политической модернизацией понимается формирование, развитие и распространение современных политических институтов, практик, а также современной политической структуры. Наиболее часто используемый механизм – заимствование, копирование, имитация образцов.

В зависимости от используемого механизма модернизации выделяют следующие типы этого процесса:

· Оригинальная, органичная-первичная или спонтанная модернизация (Западная Европа, США, Канада). Страны, которые совершают переход к рациональным общественным структурам в результате постепенного развития внутренних процессов (естественный путь) Логика: изменения в духовной сфере, потом в экономической, потом в духовной.

· Вторичная, отраженная. Свойственна странам которые отстали в своём развитии и совершают осовремениваниев догонку (Россия, Турция, Бразилия).

Толчком к модернизации выступают внешние факторы. В России – Пётр I, Витте.

Более совершенная типология модернизации:

1. Эндогенная. Осуществляемая на своей собственной основе, вызванная внутренними причинами (Европа, США).

2. Эндогенно-экзогенная. Осуществляемая на собственном опыте, а также на основе заимствования (Россия, Турция, Греция).

3. Экзогенная. Осуществляемая на основе заимствования при отсутствии собственных оснований.

В 70-е годы теоретики пришли к выводу, что не может быть линейного развития по западному образцу. Модернизация возможно не при ослаблении, а при усилении национальных традиций, национальной культуры и т.д. В 70-е, 80-е годы теория модернизация была пересмотрена, и пришли к выводу, что вне западной экономической модели можно осуществлять модернизацию, традиционные институты не препятствуют модерну. Модернизация – относительно-длительный этап на котором возможно не только развитие но и воспроизводства ранее существующих структур а также упадок. Кроме догоняющей стали говорить о частичной модернизации, рецидивирующей, тупиковой.

Цели модернизации:

Экономический рост.

Демократия.

Стабильность.

Благосостояние.

Справедливость.

Порядок.

Освобождение от бедности.

Лекции по политологии.

Введение в политическую науку.

Наши рекомендации