Первая религиозная реформа
Развитие экономики, рост, укрепление гос-ва è
нужно изменение идеологии!
Владимир попытался создать единый пантеон богов (980 г.).
Собрал у княжеского двора статуи Перуна, Даждьбога, Хороса, Симарагла, Стрибога, Мокоши и устроил общее жертвоприношение.
Попытка объединить божества, которым подчинялись в разных частях страны.
Культ Перуна как главного бога насаждался жестокими мерами.
НО попытка введения единой языческой религии потерпела крах, т.к. многие продолжали верить в старых богов, отвергая насилие власти.
Принятие христианства. 988 г.
988 г. – вторая религиозная реформа.
Новая государственная религия – христианство.
«Выбор веры» - плод фантазии позднейших книжников, однако даже ПВЛ упоминала о самом факте сомнений (Почему В1 выбрал православие? Иудаизм – в Хазарии – «нет своей земли у иудеев», мусульманство (ислам) – Волжская Булгария – «мяс свиных не ести», православие – Византия – самое могущ. гос-во: о западном варианте христианства, католичестве известно, но влияние Византии было сильнее влияния Рима, а антагонизма между этими двумя «ветвями» не было)
Андрей Первозванный («ПВЛ»): поднялся до Среднего Днепра à установил на киевских холмах крест (будет «матерью городов русских» à Новгород (русские бани!!!) à Балтика à Европа à Рим
988 г., Корсунь (Херсонес) – ВI крестится сам, затем крестит бояр, потом – весь народ
Распространение христианства встречало сопротивление населения.
На окраинах оно установилось много похже, чем в Киеве и Новгороде.
Принятие христианства =
U укрепляло государственную власть и территориальную целостность
U Русь становилась равной другим христианским странам
U развитие культуры (влияние Византии, а через нее – античной культуры)
Владимир Красное Солнышко канонизирован, «равноапостольный».
Церковь
Церковь – особая феодально-религиозная организация.
Митрополичья кафедра, епископы, монастыри – крупнейшие феодальные собственники.
Налог «десятина» (на все население) (1/10 часть дохода)
Впоследствии размер налога изменялся.
Киево-Печерский монастырь – первая половина XI века.
В домонгольское время – 70 монастырей.
Церковный суд:
~ антирелигиозные преступления
~ нарушения нравственных и семейных норм
Ярослав Мудрый (1019-1054)
Наместники великого князя киевского – сыновья-посадники.
Территории правления посадников – волости.
Границы волостей изменялись в ходе присоединений и междоусобиц.
Двенадцать сыновей ВI управляют крупшейшими волостями на Руси.
После V ВI – Святополк Окаянный (1015-1019).
В междоусобице убиты любимцы ВI – Борис Ростовский и Глеб Муромский (причислены к лику святых).
Ярослав, княживший в Новгороде, выступает против Святополка и изгоняет «Святошку Окаянного» за границу России в Польшу.
При Ярославе Мудром Киевская Русь достигла наивысшего могущества.
- удалось обезопасить русь от набегов печенегов
- укрепил позиции в Прибалтике (походы на чудь (1030); г.Юрьев (Тарту) на берегу Чудского озера)
- Киев – соперник Константинополя, один из наиболее развитых городов в Европе. Софийский собор, Златые ворота (1037)
- развитие культуры, образования и просвещения; переписка и перевод книг на русский язык, обучение грамоте
- 1051 г. – впервые назначен русский митрополит – Илларион
1035 г. – смерть Мстислава Тмутараканского, Ярослав – единовластный правитель Руси.
Князь назывался «царем», как в Византии. Источник: надгробие.
Русь достигла широкого международного признания.
- Ярослав женат на шведской принцессе
- Дочери замужем за французским, венгерским, норвежским королями
- Сестра вышла замуж за польского короля
- Внучка вышла замуж за германского императора
- Сын Всеволод женился на дочери византийского императора Константина Мономаха (отсюда и прозвище сына Всеволода Владимира)
«Не в плохой земле они были владыками, но в русской, которая ведома и слышима во всех концах земли» (Митрополит Илларион)