Уголовное право и процесс
Образование государства
Общественный строй
Государственный строй Древней Индии.
4. Гражданское право по Законам Ману.
Брачно-семейное право.
Уголовное право и процесс.
1.
Индия — одна из колыбелей человеческой цивилизации. Она была заселена еще вглубокой древности.
Первыми жителями Древней Индии были дравиды. В последующем дравидов сменили другие многочисленные племена, отличавшиеся друг от друга укладом жизни, языком, религией, культурой. Мохенджо-Даро и Хараппа – два самых больших городами – столицами политических объединений. Источники не дают достоверных сведений о классовой структуре и политической организации общества хараппской цивилизации. В XVIII—XVII вв.до н. э. она переживает упадок. Центры ее приходят в упадок. Это было вызвано внутренними явлениями. Приход индоарийских племен в середине 2-го тыс. до н. э. завершил, упадок главных хараппских центров.
Период с середины 2-го тыс. до н. э. до первой половины 1-го тыс. до н.э., называется ведийский. Отмечен образованием классового общества и государства. Крупные достижения в области производства повлекли за собой расслоение общества.
С усилием общественного неравенства военный вождь племени (раджа), который ранее выбирался и смещался собранием, все более возвышался над племенами, подчиняя себе органы племенного управления. За должность раджи велась борьба между представителями знатных и могущественных родов в племени. Со временем эта должность становится наследственной.
Постепенно из собрания соплеменников они становились собранием знати, приближенных раджи. Уменьшение роли народных собраний связано с усилением власти раджи.
Институты племенного управления превращались в государственные органы. Высшие должности занимались представители рабовладельческой знати. Все большее значение приобретает царский жрец (пурохита), который являлся также астрологом, советником раджи.
Племенная дружина превращается в постоянное войско во главе с начальником (сенапати).
Добровольные подношения вождю племени или дары богу, превратилось в обязательный и строго фиксированный налог, уплачиваемый царю через специальных чиновников.
Так на базе родо-племенных коллективов возникают государственные образования, обычно небольшие по территории, принимавшие форму монархий или республик.
Самым крупным и сильным государством того времени была Магадха. Наивысшего могущества это государство достигло в IV—III вв. до н. э. при династии Маурьев, объединившей под своей властью почти всю территорию Индостана. Эпоха Маурьев рассматривается как особая веха в развитии древнеиндийской государственности. Это был период крупных политических событий. Создание объединенного индийского государства способствовало общению различных народов, взаимодействию культур, стиранию узких племенных рамок. В эпоху Маурьев были заложены основы многих государственных институтов, получивших развитие в последующий период.
Между тем империя Маурьев являлась конгломератом племен и народов, стоявших на разных ступенях развития. Несмотря на сильную армию, отлаженный аппарат управления, во II в. до н. э. Империя Маурьев распалась на множество государственных образований.
2.
Образование варн.С разложением первобытно-общинного строя и развитием общественного и имущественного неравенства связано появление сословий — варн. Варны возникают еще в доклассовом обществе, но юридическое закрепление и освящение получают в классовом обществе. Все прежде равноправные свободные стали делиться на группы, не равные по своему общественному положению, в т.ч. по объемуправам и обязанностям. В последующем варны становились все более замкнутыми. Утверждаются строгая эндогамность (заключение браков между представителями одной варны), определенная, наследственно закрепленная профессия, поклонение одним богам.
В древнеиндийском обществе было 4 варн: брахманы — члены жреческих родов, кшатрии — военная аристократия, вайшья — рядовые общинники, шудры — неравноправные члены общества. При этом брахманы, выполнявшие жреческие функции и знавшие священное учение, занимали наиболее почетное место в обществе. Их называли «авадхья» — неприкосновенные. Возникновение варны шудр связывается с участившимися войнами и усилением имущественного и общественного неравенства. В результате чего появляется большое число людей — нечленов общин — шудр. Чужаки, принятые в общину, не получали равных со свободными общинниками прав. Они не допускались к решению общественных дел, не участвовали в племенном собрании, не проходили обряда посвящения — «второго рождения», на которое имели право только свободные члены общины, называвшиеся «дважды рожденными» (двиджати). Шудры, составлявшие четвертую, низшую варну, являлись «единожды рожденными».
Деление всех свободных на четыре варны было освящено религией и объявлено вечным. По наиболее распространенной богословской версии,— творец всего существующего — бог Брахма сотворил брахманов из своих уст, кшатриев — из рук, вайшьев — из бедер и шудр — из ступней.
Для каждой варны был сформулирован свой закон образа жизни — дхарма. Государственное управление оставалось в ведении двух первых варн. Вайшьям было предписано заниматься земледелием, скотоводством, ремеслом и торговлей. Шудрам должны были быть в услужении у трех высших варн.
Запрещался переход из одной варны в другую. За проступки члена высшей варны по отношению к члену низшей полагалось более мягкое наказание, чем в обратном случае.
Со временем варны переросли в касты. Линия раздела проходила главным образом между брахманами и кшатриями, с одной стороны, и вайшьями и шудрами — с другой. Варны вайшьев и шудр, представлявшие собой общеиндийские социальные группы, преобразовались в касты, более мелкие группы, включавшие лиц, проживавших на определенной территории и занимавшихся определенной деятельностью. В рамках каст существовали свои органы управления, система взаимопомощи. Число каст достигало пятнадцати. Особое место занимала каста неприкасаемых. Это были палачи, мусорщики, могильщики. Будучи свободными, они являлись совершенно бесправными и составляли особую.
Помимо
Сельская община. Одним из важнейших компонентов социального, общественного и экономического строя в Маурийский период являлась община. В общины объединялась значительная часть населения — свободные земледельцы. Самой распространенной формой общины была сельская, хотя в отсталых районах империи еще существовали примитивные родовые общины.
Процесс имущественной дифференциации уже глубоко проник в общину: наряду с общинниками, которые сами работали на своих участках, была и верхушка, эксплуатировавшая и рабов, и наемных работников. Некоторые общинники разорялись, лишались земли и орудий труда и были вынуждены работать в качестве арендаторов. Различным было и положение деревенских ремесленников: часть их работала самостоятельно, имея собственные мастерские, другие нанимались на работу за определенную плату. Община еще сохраняла черты единого коллектива и старые общеобщинные традиции. В определенном отношении она была самостоятельна в своих внутренних делах. Свободные жители на собраниях решали различные вопросы управления, хотя все большее значение приобретали главы деревни. Вначале глава общины выбирался на собрании общинников, затем утверждался государственной властью, превращаясь постепенно в ее представителя. В течение долгого времени общины были изолированы друг от друга, но постепенно эта ограниченность и замкнутость нарушалась.
Рабство в Древней Индии. Древнеиндийское государство возникло как рабовладельческое, тем не менее в его праве отсутствует отчетливое противопоставление свободных и рабов. Варны заслоняли собой классы. Это выразилось в том, что сборники законов гораздо определеннее говорят об отношениях между варнами, чем между классами, так как именно деление общества на варны древнеиндийское законодательство провозглашает основным делением людей, существующим извечно, и именно изложение прав и обязанностей каст является основным содержанием древнеиндийских сборников законов.
Рабский труд не играл значительной роли в решающих отраслях экономики Древней Индии.
Существенной особенностью древнеиндийского рабства было наличие государственного законодательства, направленного на ограничение произвола хозяина по отношению к рабам. Например, запрещалось продавать детей-рабов без родителей.
Индийские рабы могли иметь семьи, собственность, право на наследование, право собственности на получаемые дары. Свободный, становясь рабом, не терял своих семейных, родовых и кастовых связей. Таким образом, особенностью древнеиндийского рабства является его неразвитость: наряду с рабовладельческими отношениями продолжали сохраняться значительные пережитки первобытно-общинного строя.
Наиболее характерной черта, отличающей раба от других эксплуатируемых,— отсутствие права на свою личность: он был вещью в образе человека, полностью находящейся во власти другого.
3.
Эпоха Маурьев характеризуется усилением монархической власти и падением роли институтов племенного управления. Основой государства считался царь. Принцип наследования соблюдался очень строго. Правящий царь назначал наследником одного из своих сыновей.
В эпоху Маурьев оформилась концепция «чакравартина» — единоправителя, власть которого будто бы распространялась на огромные территории. Царь стоял во главе государственного аппарата и обладал законодательной властью, был верховным судьей. Он же считался командующим армией, численность которой была огромна.
Особое внимание уделялось охране царя и слежке.
Хотя раджа сам выбирал себе надежных помощников, за ними также была установлена секретная слежка. В целом службе надзора придавалось большое значение. Под надзором находились не только должностные лица, но и жители городов и деревень.
Большую роль при дворе играл царский жрец, принадлежавший к влиятельному брахманскому роду.
Совет царских сановников — паришад существовал и ранее, но именно в эпоху Маурьев приобрел функции политического совета. Он занимался проверкой всей системы управления и выполнением приказов царя. Кроме паришада, действовал тайный совет, состоящий из нескольких особо доверенных лиц. В случае крайне неотложных дел члены обоих советов могли вместе собираться.
Паришад состоял из знати, которая стремилась ограничить абсолютную власть правителя. Постепенно состав паришада сокращается, а его роль сводится к выполнению совещательных функций при царе. Однако все-таки правители не могли не считаться с ним.
Подобные изменения претерпела и сабха – собрание знати и представителей городского и сельского населения. В эпоху Маурьев состав сабхи становится значительно уже, она тоже приобретает характер царского совета (раджа-сабхи). Иногда раджа-сабха выполняла роль противовеса паришаду.
Власть раджи не имела абсолютного характера на всем протяжении истории Древней Индии.
Территория государства в эпоху Маурьев делилась на главные провинции, обладавшие широкой автономией, Во главе четырех провинций находились царевичи. Царевичи в главных провинциях посылать специальных инспекторов для проверки действий местных чиновников. Помимо деления на главные провинции существовало деление на обычные провинции, области, округа. Низшей единицей являлась деревня.
Во главе обычных провинций стояли крупные государственные чиновники – раджуки. В главных городах округа имелись специальные канцелярии. Высокое положение занимали специальные чиновники по охране границ.
Проводя политику строгой централизации, Маурьи не предприняли ломки многих старых институтов и традиций. В частности, в государстве сохранились автономные политические образования, сохранявшие старую политическую организацию. Некоторые черты самоуправления сохранились и в городах, хотя центральная власть и стремилась лишить городские советы независимости.
4.
В Древней Индии понятие права как совокупности самостоятельных норм, регулирующих общественные отношения, было неизвестно. Повседневная жизнь индийцев подчинялась правилам, которые по своему характеру были скорее этические, чем правовые. Данные нормы носили ярко выраженный религиозный характер. Нормы, определяющие поведение людей в их повседневной жизни (дхармы), содержались в сборниках – дхармашастрах. Наиболее известной дхармашастрой являются законы Ману (Ману — мифический бог). Время их составления датируется между II в. до н. э. и II в. н. э.
Законы Ману состоят из 2685 статей, написанных в форме двустиший (шлок). Законы состоят из 12 глав, а непосредственно правовое содержание имеют немногочисленные статьи, содержащиеся в основном в главах VIIIи IX (всего в законах 12 глав). Главное в законах Ману — закрепление варнового устройства и его описание.
Впериод создания законов Ману в Индии уже хорошо понимали разницу между собственностью и владением. Охране частной собственности уделялось значительное внимание. Законы указывают такие способы возникновения права собственности: наследование, дарение, находка, покупка, завоевание, ростовщичество, исполнение работы, получение милостыни, давность владения (10 лет). При этом подчеркивалось, что только при законном подтверждении человек из владельца превращался в собственника. Приобретать вещь можно было только у собственника. Если у добросовестного приобретателя обнаруживалась украденная вещь, она возвращалась прежнему собственнику.
Среди основных видов собственности называется земля. Земельный фонд составляли земли царские, общинные и частных лиц. Царь не рассматривался как верховный собственник земли.
Вмешиваться в дела собственника запрещалось. В законах Ману говорится, что если несобственник засевает чужое поле своими семенами, он не имеет права на урожай. Наиболее значительным движимым имуществом называются рабы, скот, инвентарь.
В законах Ману упоминается о судебных спорах о границах между общинами, об общинных колодцах, каналах. При рассмотрении этих споров прежде всего учитывалось мнение родственников и соседей. Они же имели право преимущественного приобретения земли.
Устанавливая положения, регулирующие отдельные виды договоров, законы сформулировали и некоторые общие для всех правила. Так, договор являлся недействительным, если был заключен пьяным, безумным, ребенком, старым рабом, неуполномоченным. Недействительными являлись сделки, совершенная с обманом, с принуждением, а также соглашение, заключенное в нарушение дхармы, принятой в деловых отношениях. Устанавливалось также, что сделка расторгается таким же образом, как и заключалась.
В основном в законах говорится о договорных обязательствах. Наиболее тщательную разработку получил договор займа. Законодательно устанавливалась нерушимость и преемственность долговых обязательств. В случае неисполнения должником обязательства в срок он должен был его отработать. При этом кредитор, принадлежавший к низшей касте, не мог заставить отрабатывать долг должника, принадлежавшего к высшей касте. Такой должник отдавал долг постепенно. Допускалось получение долга с помощью силы, хитрости, принуждения. После уплаты долга с процентами должник становился свободным. Долговые обязательства могли переходить по наследству.
Значительное внимание уделяется договору личного найма. По своей варновой принадлежности наемные работники (кармакары) в основном относились к шудрам, но, вероятно, среди них были вайшьи. Кармакары, занятые на земледельческих работах, получали 1/10 урожая, в скотоводстве — 1/10 масла от молока коров, за которыми ухаживали. Неисполнение договора влекло штраф и не выплату жалованья. Если же невыполнение работы было вызвано болезнью и, выздоровев, нанявшийся исполнял работу, он мог получить жалованье даже спустя долгое время.
В Древней Индии были известены договор дарения, договор аренды земли, договор купли-продажи. Последний считался действительным, если совершался в присутствии свидетелей, а в качестве продавца выступал собственник вещи. Закон запрещал продавать товар плохого качества или недостаточного по весу. В течение 10 дней после совершения купли-продажи сделку можно было расторгнуть без каких-либо уважительных причин. В Индии существовало ограничение торговлей людьми, сама а торговля рассматривалась как недостойное занятие для высших каст.
Законам Ману известны были и обязательства из причинения вреда. Основаниями возникновения таких обязательств были порча имущества (потрава посевов скотом на огороженном участке, потеря пастухом животного), вред, причиненный движением повозки по городу. Причинитель вреда не только компенсировал вред, но и уплачивал штраф царю.
5.
Для Древней Индии была характерна большая патриархальная семья. Главой семьи был муж. Женщина полностью зависела от своего супруга и сыновей. Брак представлял собой имущественную сделку, в результате которой муж покупал себе жену и она становилась его собственностью.
Законы Ману так определяли положение женщины: в детстве ей полагалось быть под властью отца, в молодости — мужа, после смерти мужа — под властью сыновей, ибо «женщина никогда непригодна для самостоятельности». Законы Ману прямо требуют от жены почитать своего мужа как бога, даже если он лишен добродетели.
Хотя законы Ману провозглашают между мужем и женой «взаимную верность до смерти», муж мог иметь несколько жен, развестись с женой. Жена же не могла покинуть семью, даже если муж ее продал, она продолжала считаться его женой. За измену жена подвергалась наказывалась вплоть до смертной казни. Жена должна была принадлежать той же варне, что и муж. Мужчинам разрешалось в исключительных случаях вступать в брак с женщинами из низшей варны, но женщине из высшей варны вступать в брак с мужчиной низшей группы запрещалось. Особенно серьезным грехом считалась женитьба шудры на брахманке.
Всесильной была и власть отца над своими детьми.
Имущество семьи формально было ее общим достоянием, но управлялось главой семьи. После смерти родителей имущество либо делилось между сыновьями, либо оставалось у старшего сына, который становился опекуном для младших братьев. Дочери от наследования устранялись, но братья должны были выделить им по ¼ своей доли для приданого. Наследования по завещанию древнеиндийское право не знало.
6.
Степень разработки уголовно-правовых норм Законов Ману отличается дуализмом. С одной стороны, уголовное право, отличается высоким для своего времени уровнем развития, что проявляется в указании на формы вины (умысел и неосторожность), на рецидив, на соучастие, на тяжесть преступления в зависимости от принадлежности потерпевшего и виновного к определенной варне. С другой стороны, законы отражают пережитки старины, такие как талиона, ордалий, ответственность общины за преступление, совершенное на ее территории, если преступник неизвестен.
На первом месте стоят государственные преступления, такие как служба врагам царя, поломка городской стены, городских ворот. Полного перечня этого вида преступлений законы не дают, что характерно для всех древних кодификаций.
Более подробно законы описывают преступления против собственности и против личности.
Среди имущественных преступлений большое внимание уделяется краже, при этом царь призывается к обузданию воров. Следует отметить, что законы четко различают кражу как тайное похищение имущества от грабежа, совершаемого в присутствии потерпевшего и с применением насилия к нему. Меры наказания, применяемые к вору, зависели от того, был ли он задержан на месте преступления или нет, совершена кража днем или ночью. Пойманного с краденым и с воровским инструментом законы предписывали казнить не колеблясь. Воров, совершающих кражу ночью, следовало, отрубив обе руки, посадить на кол. При первой краже вору отрезали два пальца, при второй — руку и ноги, третья кража влекла за собой смертную казнь. Наказание несли также лица, видевшие кражу, но не сообщившие о ней; укрыватель вора нес такое же наказание, как если бы он сам украл.
Законы Ману осуждали всякое насилие, совершенное над личностью. Насильника считали худшим злодеем, чем ругателя, вора и ударившего палкой. К насилию относились и убийство, и телесные повреждения. Умышленное убийство влекло за собой смертную казнь. Убийство при защите себя, охране жертвенных даров, защите женщин и брахманов (необходимая оборона) не наказывалось.
Довольно много статей направлено на укрепление семейных отношений. Законы устанавливали суровое наказание за прелюбодеяние, за посягательство на честь женщины.
Законы Ману определяли наказание как силу, которая правит людьми и охраняет их, предписывая применять его с учетом всех обстоятельств совершения преступления, степени его осознанности. Несправедливое наказание «лишает неба в другом мире».
Вместе с тем при определении наказания за телесные повреждения и оскорбления довольно ярко проявляется классовая сущность древнеиндийского права, поскольку наказание зависело от принадлежности виновного и потерпевшего к определенной варне.
Среди видов наказания следует назвать смертную казнь (для брахмана она заменялась бритьем головы) в различных вариантах: посажение на кол, сожжение на костре, утопление, затравливание собаками и др.; членовредительские наказания (отрезание пальцев, рук, ног); штрафы, изгнание, тюремное заключение, и др. Кровная месть в законах не упоминается.
Отделения суда от администрации не существовало. Верховный суд вершил царь с брахманами. Различия между уголовным и гражданским процессом не было. Процесс носил состязательный характер. Закон называл 18 поводов судебного разбирательства, среди них: неуплата долга, заклад, продажа чужого, соучастие в объединении, неотдача данного, неуплата жалованья, нарушение соглашения, отмена договора купли-продажи, спор хозяина с пастухом, спор о границе, клевета и оскорбление, кража, насилие, прелюбодеяние, раздел наследства, игра в кости и битье об заклад. Дела тяжущихся сторон рассматривались, следуя порядку варн.
Основным источником доказательств служили свидетельские показания. Ценность показаний зависела принадлежности свидетеля к определенной варне. Лжесвидетельство, несообщение суду известных сведений считались тяжким грехом. В качестве свидетелей не могли выступать заинтересованные лица и женщины «вследствие непостоянства женского ума». При отсутствии свидетелей в качестве доказательств применялись ордалии различных видов – испытание огнем, весами, водой и некоторые другие.