Обращаясь к расовым теориям, Моска замечал, что в его время произошла
настоящая экспансия этих теорий в социальные науки. По его мнению,
учения, в которых общественный прогресс и политическая организация народов
зависят от расовых признаков, обязаны своим рождением учению Дарвина и таким
наукам, как сравнительная лингвистика и антропология. Моска отверг точку
зрения о врожденном превосходстве представителей какой-либо расы. Чтобы
показать ненаучность идей социал-дарвинистов об изначальной этнобиологической
неоднородности общества как важнейшей причине социальной дифференциации, Моска
обратился к примерам смены поколений дворянской аристократии. Если бы
закономерности биологической эволюции действовали и в обществе, то они
приводили бы к накоплению положительных качеств и к улучшению «породы
властителей», чего не наблюдается. Так, французское дворянство постепенно
утратило свои высокие личностные качества и в XVIII в. уступило свою власть
буржуазии. Борьба за существование и естественный отбор, характерные для
животного мира и первобытных гоминидов, не заметны в человеческом обществе
даже на ранней стадии культуры. Применительно к обществу скорее следует
говорить о борьбе за господство и первенство.
Выражая отношение к социальным теориям своего времени, Моска определил
собственное понимание предмета и метода социологической науки. Ее задачу он
видит в раскрытии законов и стабильных психологических тенденций,
Которым подчиняются действия масс, и в этом его позиция близка к исходным
тезисам «Трактата общей социологии» Парето. Но если у Парето
социология выступает в духе Конта как некое обобщенное выражение всех наук,
исследующих общество, то Моска по сути не выделил предмет социологии из всего
комплекса политологических исследований. Предложенное Контом содержание
предмета социологии Моска расценил как слишком широкое и неопределенное и
предпочел назвать ее политической наукой. Ее главной задачей он считал
исследование устойчивых тенденций, определяющих устройство политической
власти, ибо система власти во многом говорит нам о том, что представляет собой
общество в данное время и почему оно развивается в таком, а не в ином
направлении.
Критерием научности универсальной политической теории Моска считал наличие в
ней комплекса признаваемых всеми исследователями и не подвергаемых сомнению
истин и использование ею универсального метода, основные требования которого
состоят в следующем: а) полном исключении субъективной компоненты из
познавательного процесса в области политики и истории; б) абстрагировании от
убеждений, распространенных в данную эпоху и связанных с принадлежностью к
какому-либо «социальному и национальному типу»; в) опоре на возможно большее
число фактов. Но таким требованиям не удовлетворяли исследования самого
Моска; по замечанию Б. Кроче, в них наилучшие результаты получены «методом,
отличным от индуктивного и натуралистического» [8, IX]. В действительности
любой исследователь, даже прокламирующий свою абсолютную объективность, не
может избежать субъективности. Так, используемые Моска основные понятия:
политического класса, социального типа и политической формулы — не были
взяты непосредственно из исторической реальности, но были сконструированы
исследователем и в этом смысле — субъективны.
Социологическая теория политического класса
Содержание используемого Моска понятия «класс» не совпадает с марксистской
трактовкой, поскольку за основу берется не экономический признак, но
положение, занимаемое в иерархии власти. Факт наличия отношений между
управляющими и управляемыми не требует каких-либо доказательств. Эти две группы
людей существовали и существуют в любом обществе с начала цивилизации, причем
численно правящий класс всегда значительно меньше управляемого им большинства.
Именно с этих очевидных положений Моска начинал свое исследование. Он исключил
системы, при которых «все в равной мере были бы подчинены только одному
человеку, или же в равной мере и без всякой иерархии ведали бы политическими
делами» [8]. «...Даже если мы предположим, что недовольная масса может
свергнуть с престола правящий класс, то тогда внутри нее самой неизбежно
появится новое организованное меньшинство, которое станет выполнять функции
вышеназванного класса. Иначе бы разрушились любая организация и любое
общество» [8].
Моска согласился со Спенсером в том, что во всякой политической организации
общества сосуществуют элементы демократического, монархического и
аристократического принципов правления, и отверг идею •народовластия,
которую поддерживало идущее от Руссо демократическое течение. Но если легко
признать невозможность для одного индивида властвовать без опоры на
меньшинство, защищающего свои и его, индивида, интересы, то, как полагал
Моска, значительно труднее принять утверждение, что именно меньшинство
властвует над большинством, но не наоборот. Для доказательства Моска выдвигал
следующее положение: меньшинство властвует потому, что оно организованно, а
большинство не имеет власти и не способно на самоорганизацию, так как оно —
большинство. Превосходство организованного меньшинства над неорганизованным
большинством рассматривалось Моска как некий неизменный и вечный исторический
закон, что вполне отвечает методологии позитивизма, критикуемого им во
многих других отношениях.
Кроме преимущества в организации, представители правящего класса отличаются
от управляемой массы и определенными качествами, «дающими им материальное,
интеллектуальное, а также моральное превосходство» [8]. Моска считал
воинскую доблесть именно тем качеством, которое в примитивных обществах легче
всего позволяло индивиду войти в правящий класс. Теорию внешнего насилия он
отвергал и, вопреки позитивистскому методу, обращался не только к
исследованию классовых отношений, но и к проблеме образования классов.
Здесь он был вынужден признать, что в этом процессе наряду с военными
походами и завоеваниями большую роль сыграло появление частной
собственности на землю.