Полит.процесс: понятие, субъекты, виды, стадии
Политический процесс–целостная динамичн сов-ть взаимосвязан и последоват обществ событий, явлений,действий, поведений,выступлений,отражающ.динамику борьбы и соперничества разл общностей за статусы и ресурсы власти, хар-р и степень участия полит.сил, соц.групп и индивидов в общест-полит жизни, формир-е, изм-е, преоб-е и функционир-е полит системы в целом. Струк-ра:полит.элита в кач-ве субъекта процесса(реальная власть или ее носитель), соц среда в кач-ве объекта, его цели, сред-ва, методы, рес-сы, исполнителей,кот связ субъект(власть) и объект(цель) процесса
Типология:
По структуре: внутриполит., внешнеполит.
По значимости для общества: базовые, периферийные
По организации власти: демократ., недемократ.
С точки зрения публичности: открытый, скрытый
По темпам изменений: революционные, эволюционные
По устойчивости полит. системы: стабильный, нестабильный
Стадии: 1.Возникновение проблемы, нуждающейся в общественном внимании 2. Осмысление проблемы(нах свое выр-е в артикуляции, аккумуляции и интеграции действий заинтересованных сил, примен. разл ср-ва акции, опросы и т.д) 3.Формирование и анализ проблемы субъект должен выраб цель, обосн. в соответствии с целью опред задачиЗаканчив эта фаза предост-ем обоснован и оформлен полит интересов.4.Выбор модели принятия решений (принятие решения-главн.составляющая полит процесса, выработка оптим и эффективн реш-я. подходы: компромисс и голосование)5. Выполнение решений (сопровожд. изданием соотв директивн актов, в них указыв. когда начинать, что предлагать, как действовать, чтобы достиг-ть цели) 6.Процесс реализации решений(умение властей добиваться реализации принятых реш-ий, выбор стратегии реализ-ции м.б. основан на популизме, элитизме, консерватизме, радикализме, демократизме).На этом этапе наступает фаза контроля 6Контроль(завершающая стадия). Но полит жизнь общ-ва , эволюция указан процесса не заканчив-ся. Вслед за ним начин другой цикл, зате 3 и т.д
Политические решения
Полит решение -разработка, выбор, обоснование и принятие проектов полит действий, напр на достижение поставленных полит целей, на реализацию общего интереса определ соц групп или интересов общества в целом.
Стратег решенияпредусматр достижение генеральн целей развития полит системы или отдельн ее элементов, рассчит на длительный период времени. Оперативно-тактические решениянаправлены на быструю реализацию злободневных, как правило, частных политических задач. ЭТАПЫ:
• выявление неудовлетворенных интересов общества или его групп, социальных и политических противоречий;
• изучение общественных проблем и поиск путей их устранения, разработка проектов политических решений;
• публичное обсуждение проектов политических решений;
• окончательное оформление и принятие политических решений;
• реализацию политических решений.
На первом этапе субъекты политики принимают к сведению сигналы о неудовлетвор обществ интересов. На втором этапе принятые к сведению неудовлетворенные полит интересы и выявленные противоречия изучаются учеными. Наличие в полит процессе третьего этапа обусловлено желанием гос органов или полит лидеров знать обществ мнение о тех или иных проектах. На четв этапе полит решения окончательно оформл и утвержд. Компромисс— это согл-договоренн между противоборств сторонами, достигнут путем взаимных уступок, как правило, по непринцип вопросам; это уступки ради достижения общей цели.Консенсус — это принятие решений на основе общего согласия без провед формальн голосования, что дает возмож решать многие вопросы и выходить из затрудн ситуаций.
Требования к решениям:
• обеспечения решений необходимыми ресурсами
• прогнозир последств решения, их влияния на разл сферы жизнед общества;
• обознач сроков исполн и конкр учрежд и лиц, отвеч за реализ решений.
При реализ решений следует не только обеспеч поддержку этих решений как можно большим числом людей, но и нейтрализ противодейств силы. Надо избегать полит решений, вызывающ негативн отношение к ним широких масс населения, в частности из-за ухудш их матер положения. Любое полит решение должно хотя бы немного, но улучшать экономическое благосостояние и соц комфорт.
30. Политическая модернизация в РБ. Традиции и инновации.РБ осущ-т системную модернизацию общества. Со времени принятия Конституции (1994) в респ-ке сложилась собственная модель общественного развития. В 2007 РБ впервые вошла в группу стран с высоким уровнем чел-го развития, опередив все гос-ва СНГ. Важнейшим условием поступательного развития РБ явл-ся переход к кач-но более высокому ур-ню государства, т.е. приближение власти к народу, формирование эффективных институтов гос-ва, его трансформации по принципу «гос-во для народа», действующего от имени общ-ва и в его интересах. Для этого проводятся мероприятия по совершенствованию стр-ры, функций, мех-ма работы гос-х институтов. Новый этап гос-го строительства предусматривает повышение кач-ва и культуры управления, эф-ть, прозрачность, подконтрольность гражданам властных структур, внедрение гос-х стандартов, информационно-коммуникационных технологий. Реализ-ся меры по укреплению общ-й безопасности, внедрение эф-х методов работы с населением, повышению роли органов местного управления, проведение аттестации гос-х служащих, их соответствия морально-этическим стандартам и нормам поведения. Ход политич. модернизации в РБ связан с выдвижением гос-ва на передний план общественных преобразований. Укрепляютя политич. процессы становления и развития институтов и отношений гражданского общ-ва. Важнейшие вопросы стали решаться только через прямое волеизъявление граждан (референдумы, выборы, собрания), что хар-но для демократич-х гос-в. Участники политич-го процесса призваны обеспечить связь народа с органами власти, вовлекать граждан в активное госуд-е и гражданское строительство, увеличение членства и повышение активности всех обществ-х институтов, включение граждан в политич процесс. С 2009 при Администрации Президента функционирует Общественно-консультативный совет с участием оппозиции. Приоритетная роль гос-ва просматривается также и в соц-экон-й и духовно-эдеологич-й сфере. В экономич.: либерализация и открытость экономики, совершенствование отраслевой и технологической стр-ры произв-ва, преход к экономике инноваций, ресурсосбережений (по рейтингу Всемирного банка за 2008, 2009 РБ заняла 4 место среди стран. Которые наиболее активно реформируют экономику). Соц-я область: повышение ур-ня и кач-ва жизни нас-я. В духовной: обновление и обогащение интеллектуального и творческого потенциала людей, их всестороннее развитие. Стране нужна не только модернизация техники и технологий, но и сознания, изменение стиля работы..Реформы проводятся с соблюдением конституционных, правовых процедур, с учётом общественного мнения. Насилие применяется лишь при нарушении отдельными гражданами норм законности и правопорядка.
Политическая деятельность
Политическая деятельность - совокуп действия суб-ов политики по реализации общественно значимых целей, потребностей и интересов больших общностей людей посредством испол-ия властного механизма.
Политическое действие - готовность субъекта к определенному поведению в фиксированной политической ситуации. Формы- мирную и насильственную.
Цель: поддержание и укрепление существ. общ. отношений или их част. преобразовании.
Важнейшим мирным политическим действием является реформа, под которой понимается изменение, преобразование, переустройство общественной жизни при сохранении основ существующего строя, не предполагают принципиальных перемен в способах осуществления власти. Вместе с тем они являются эффективным средством совершенствования общественных отношений, способствуют экономическому и социальному прогрессу. К мирным способам политического действия примыкает конформизм(характеризуется пассивным поведением граждан в сложившейся политической ситуации).Он не предполагает активного участия индивида в выработке и осознании интересов и потребностей различных общностей людей, соотношение собственного поведения с их интересами. Конформисты покорно следуют за любым политическим курсом. Наиболее характерными насильственными действиями являются война, революция, контрреволюция, восстание, заговор, путч, переворот. Революция - это качественное изменение в развитии природы, общества и познания. Вопрос о завоевании власти - главный вопрос любой революции.
Контрреволюция - реакция свергаемого или свергнутого класса на социальную революцию, борьбу за подавление новой власти и реставрацию старого строя. Вооруженное восстание - крайнее средство завоевания политической власти. Это - форма открытой борьбы субъектов политики с оружием в руках за утверждение власти, один из способов насильственного завоевания государственной власти.Заговор - тайное соглашение нескольких лиц о совместных действиях против кого-либо для достижения определенных полит целей.Путч- заговор небольшой группы лиц для захвата государственной власти.
Государственный переворот - вооруженное выступление группы заговорщиков, в котором не участвуют широкие слои общества, с целью завоевания государственной власти.
32. Полит-е участие
Политическое участие-восприятие, осмысление и оценивание политической жизни об-ва, реагирование граждан на полит-е события, их вовлеч-ть в решение полит-х проблем, осущест-е политич-й практики. Оно может быть организованным или стихийным, постоянным или спорадическим, мирным или насильственным, законным или незаконным, эффективным или неэффективным. Формы: активную и пассивную. Активная может быть организованной(участие в выборах, референдумах; в качестве доверенного лица, члена группы поддержки, клуба избирателей, наблюдателя при проведении избирательных кампаний; в выборных органах государственной власти; в деятельности политических партий и других общественно-политических объединениях) и автономной(обращении граждан в государственные и партийные органы, в редакции газет, журналов и т.д. с инициативой общественного характера;'участии в формировании общественного мнения; оказании влияния на принятие решений ). Самым распространенным видом пассивного участия граждан в политической жизни является чтение политической литературы и периодики, прослушивание и просмотр политических радио и телепередач. Основная проблема, с которой сталкиваются современные общества, состоит в том, что граждане, проявляющие активность и особый интерес к политике, обычно составляют меньшинство по отношению к их общему числую Политическая апатия и безразличие, политическое бездействие являются характерными признаками многих государств.