Вопрос 2. типология духовных формаций государства и права
Типология духовных формаций в понимании Гегеля основывалась на классификации государства и права проводимой с позиции всемирно-исторического процесса развития духовных формаций, представляющих собой прогрессирующие ступени осуществления разума и свободы. Четыре всемирно-исторических царства: 1) восточное, 2) греческое, 3) римское, 4) германское, представляют собой объективно-исторические формации мирового духа - развитие идей разума и свободы во всемирной истории. Со сменой этих царств, происходит смена соответствующих форм государства. Восточному царству соответствует теократия (свобода одного, верховного правителя – Монголия в 1911 г.), греческому и римскому царствам - демократия или аристократия (свобода некоторых, части населения), германскому царству – монархия Нового времени с представительной системой (свобода всех). Под «германским миром» Гегель имел в виду страны северо-западной Европы, а под монархией - конституционную монархию с системой представительства и разделением властей. Данная типология предполагает следующие типы (формы) государства - теократия, демократия или аристократия и конституционная монархия. Недостатки: некоторые из приводимых форм (например демократия, республика) относятся не только к античности, но и к последующим эпохам истории, вплоть до современности. Искомый идеал формообразования - представительная монархия, еще и во времена самого Гегеля, когда уже после буржуазных революций вновь появились республиканские формы правления в Голландии, США и Франции, не была высшей и последней формой государства, олицетворявшей вершину исторического прогресса.
Вопрос 3. Права человека: понятие, характеристика
Права человека -это совокупность правовых норм, выражающих минимально-необходимый уровень притязаний человека в современном государственно-организованном обществе. Эта универсальная категория приобрела широкое распространение в последнее время. Она является общепризнанной нормой международного права и составляет основу для формирования национального законодательства различных государств. Права человека подразделяются на: А. личные (гражданские) права; Б. политические права; В. социально-экономические, культурные права.
Права человека имеют свои характерные признаки: 1) возникают и развиваются на основе биологической и социальной сущности человека; 2) складываются объективно, существуют вне зависимости от государственного признания; 3) принадлежат человеку от рождения; 4) имеют неотчуждаемый, естественный характер; 5) являются непосредственно действующими; 6) признаются наивысшей ценностью в государстве; 7) составляют основу взаимоотношений между личностью и государством. Для обладания правами человека (правом на жизнь, свободу, равенство) достаточно одного факта рождения. Права человека имеют выраженный моральный, духовный факторы.
Билет для проведения государственного экзамена № 13
Вопрос 1. Теологическая теория происхождения государства и права
Теологическая теория получила широкое распространение в ХII-ХIII в. По мнению представителей теологической концепции, государство - продукт божественной воли, в силу чего государственная власть вечна и незыблема, причем само государство зависимо от божественной воли, которая проявляется через церковь, ее деятелей и другие религиозные организации. Поэтому каждый обязан подчиняться государю во всем как власти от Бога. Церковь - посредник между богом и государственной властью. Существующее социально-экономическое и правовое неравенство людей предопределено той же божественной волей, с чем необходимо смириться. Оказание сопротивления, непослушания государственной власти расценивается как непослушание власти бога. Правители в государстве окружены ореолом святости, престижа.
Недостатки данной теории в том, что она слабо учитывает влияние социально-экономических и иных причин на государство, не позволяет определить, как совершенствовать форму государства, государственное устройство. К тому же теологическая теория с научной точки зрения недоказуема и построена в основном построена на вере.