Вопрос 2. Общая характеристика основных типов государства и права

Тип государства - взятая в единстве система наиболее общих свойств и признаков, которые имеют схожее проявление в различных государствах.

Античная типология. Основные представители: Сократ, Платон, Аристотель, Цицерон делили различные формы государства на две группы: правильные и неправильные. К группе правильных форм государства они при этом относили те, где власть осуществляется на основе законов и в общих интересах, а к неправильным формам - те, где власть не опирается на законы и служит интересам лишь правителей.

Типология духовных формаций в понимании Гегеля основывалась на классификации государства и права проводимой с позиции всемирно-исторического процесса развития духовных формаций, представляющих собой прогрессирующие ступени осуществления разума и свободы. Четыре всемирно-исторических царства: 1) восточное, 2) греческое, 3) римское, 4) германское, представляют собой объектив­но-исторические формации мирового духа - развитие идей разума и свободы во всемирной истории. Данная типология предполагает следующие типы (формы) государства - теократия, демократия или аристократия и конституционная монархия.

Типология экономических формаций разработана К.Марксом, Ф.Энгельсом. До последнего времени в теории государства и права преобладал формационный подход. В основе типологии лежат различия в экономических (производственных) отношениях, составляющие базис общества, которыми обусловливается соответствующая ему надстройка, включая государство и право. Вся история человечества делится на пять общественно-экономических формаций: первобытнообщинный строй, рабовладельческий строй, феодальный строй, капиталистический строй и коммунистический строй.

Культурологические и цивилизационные типологии. Наряду с формационным подходом широко применяется цивилизационный, в основе которого тоже лежит признак соотношения государства и социально-экономического строя, но с учетом индивидуальных, духовно-нравст­венных и культурных факторов. Каждой цивилизации присущи свои социальные, политические, экономические, культурные, психологические, этнические, религиозные ценности. Основные признаки типологии: религия, формы ее организации и степень удаленности от того места, где данное общество первоначально возникло. Эта типология не столько государства, сколько общества.

Либертарно-юридическая типология (Основной представитель – В.С. Нерсесянц) в своей основе имеет зависимость от определенной теоретико-концептуальной сущности и назначения права и государства. Аргументацией для проведения данной типологии служит следующее объяснение. Типы права и государства - это исторические формообразования и конкретизация определенным образом понимаемой сущности права и государства. В зависимости от определенного понимания права и государства, проводится соответствующая типология. Основа типологии – прогресс свободы формально закрепленной в обществе.

Этнический тип государства и права.В государствах древнего мира индивид является свободным человеком, субъектом государства и права, но есть ограничения по этническому критерию. Основное отличие в том, что свобод­ные - это субъекты права и государства, а несвободные (рабы) - это объекты права и государства. Сословный тип государства и права. Преодоление рабства ведет к становлению в средние века государства и права сословного типа. Свобода здесь носит характер сословных ограничений и привилегий. Индивидуалистический тип государства и права. С преодолением феодализма, сословный строй в Новое время трансформируется в индивидуалистический тип государства и права. При этом человек становится субъектом права и государства как самостоятельный политический индивид, как отдельный гражданин, а не как член этнической или сословной группы. Гуманитарно-правовой тип государства и права (закона). Современным и распространенным в настоящий период типом права и государства является правовое государство. Унификационный тип государства и права. Продолжение прогресса свободы, уже породил но­вый тип государства и права, новую форму признания и возможности осуществления свободы людей нашедшая выражение, например, в стирании правовых различий (прав, обязанностей) между гражданами различных государств. Первым примером на пути к формированию нового типа государства и права, можно признать появление и укрупнение Европейского союза.

Наши рекомендации