Вопрос 3. Норма права: понятие, характеристика
Норма права – конкретная, общеобязательная, формально определенная юридическая норма, устанавливаемая и обеспечиваемая государством, регулирующая общественные отношения, являющаяся первичным элементом права. Совокупность норм права образует собственно право. Отдельная норма права выступает как часть, отдельная единица из которых состоит целое. Норма права, также как и право имеет смысловое содержание и внешне выражение - форму. Однако, имея много схожего с правом, она обладает характерными признаками: указывает на конкретное правило поведения; является первичным элементом, частью права, имеет собственную структуру; рассчитана на применение неопределенным кругом лиц; общеобязательна к исполнению.
В современных условиях совершенствование законодательства идет в направлении качественного улучшения норм права. Улучшая частное, мы облагораживаем общее, развиваем его. Сопутствующим условием, позволяющим добиться совершенствования права является соблюдение требования системности, непротиворечивости одних норм права другим. В результате право более точно выражает интересы людей и эффективнее регулирует общественные отношения. Нормы права классифицируют: по форме воздействия на обязывающие, управомочивающие, запрещающие, рекомендательные.
Анализируя структуру любого явления, в том числе нормы права, следует исходить из философских категорий: системность, часть, целое, содержание, структура, форма. Структура нормы права – упорядоченное единство элементов выступающих самостоятельными частями нормы права, раскрывающих смысловой объем, логическую модель регулируемого поведения. Структура нормы права подразумевает логическую связь между ее элементами. Норма права имеет целостный вид. Она включает в себя некоторые элементы, которые находятся в тесной, внутренней, неразрывной взаимосвязи. Нормы права – форма, выражающая содержание сразу трех ее составляющих: гипотезы, диспозиции, санкции.
Классификация норм права происходит по разным основаниям. 1. По отраслевой принадлежности (нормы международного права, нормы конституционного права, нормы гражданского права, нормы административного права, нормы уголовного права, семейного права и др.). 2. По юридической силе, на нормы содержащиеся в законах и подзаконных актах. 3. По уровню обобщенности содержания, на нормы принципы, общие, конкретные. 4. По функциональной роли, на регулятивные и охранительные. 5. По методам правового регулирования, на императивные («не влезай убьет»), диспозитивные, поощрительные, рекомендательные «используй пониженную передачу при затяжном спуске»). 6. По характеру действия, на материальные и процессуальные. 7. по времени действия, на постоянные, временные. 8. По форме регулирования, на обязывающие, управомочивающие, запрещающие. 9. По техническим приемам, на нормы определенные, бланкетные и отсылочные. Указанное деление дает возможность выяснить, на чем сделан акцент в поведенческой направленности нормы. Каждая из существующих классификаций имеет право на существование. Тем боле, что в процессе реализации норм права субъекты всегда взаимодействуют друг с другом как носители прав и обязанностей. Без тесной связи нормы права неосуществимы.
Применительно к различным отраслям права можно привести пример наиболее встречающихся норм. Например, в административном праве - обязывающие нормы, в гражданском, семейном, трудовом, земельном – управомочивающие, в уголовном - запрещающие. В нормах уголовно-исполнительного законодательства присутствуют все три - обязывающие, запрещающие, управомочивающие.
Императивные нормы категорически формулируют однозначное правило поведения, исключая какой-либо выбор. Диспозитивные предоставляют субъектам свободу усмотрения, право определять конкретное содержание своих прав и обязанностей. Определенные нормы непосредственно описывают правило поведения в статье, куда включена норма. Бланкетные нормы делают отсылку в самом общем виде к целому нормативно-правовому акту или к его части. Отсылочные нормы имеют конкретное указание на правило поведения, содержащееся в конкретной статье, конкретного нормативно-правового акта