ПРИЛИВНОЕ ТРЕНИЕ. КАНТ И ТОМСОН— ТЕЙТ 12 страница
Притяжение и тяготение. Все учение о тяготении покоится на утверждении, что притяжение есть сущность материи. Это, конечно, неверно. Там, где имеется притяжение, оно должно дополняться отталкиванием. Поэтому уже Гегель вполне правильно заметил, что сущность материи составляют притяжение и отталкивание437, И действительно, мы все более и более вынуждены признать, что рассеяние материи имеет границу, где притяжение превращается в отталкивание, и что, наоборот, сгущение оттолкнутой материи имеет границу, где оно становится притяжением* .
Превращение притяжения в отталкивание и обратно у Гегеля мистично, но по сути дела он здесь предвосхитил позднейшие естественнонаучные открытия. Уже в газе — отталкивание молекул, еще значительнее — в более тонко распыленной материи, например в кометных хвостах, где оно действует даже с колоссальной силой. Гегель гениален даже в том, что он выводит притяжение как вторичный момент из отталкивания как первичного: солнечная система образуется только благодаря тому, что притяжение берет постепенно верх над господствовавшим первоначально отталкиванием. — Расширение посредством теплоты = отталкиванию. Кинетическая теория газов.
Ср. заметку «Сцепление» (настоящий том, стр. 601). Ред.
«ДИАЛЕКТИКА ПРИРОДЫ». ЗАМЕТКИ И ФРАГМЕНТЫ_________________ 560
* * *
Делимость материи. Вопрос этот для науки практически безразличен. Мы знаем, что в химии имеется определенная граница делимости, за которой тела не могут уже более действовать химически — атом, и что несколько атомов всегда находятся в соединении — молекула. Точно так же и в физике мы вынуждены принять известные, для физического исследования наименьшие частицы, расположение которых обусловливает форму и сцепление тел и колебания которых проявляются л виде теплоты и т. д. Но мы и до сих пор ничего не знаем о том, тождественны ли между собой или различны физические и химические молекулы. — Гегель очень легко разделывается с этим вопросом о делимости, говоря, что материя — и то и другое, и делима и непрерывна, и в то же время ни то, ни другое438, что вовсе не является ответом, но теперь почти доказано (см. лист 5, 3 внизу: Клаузиус)* .
Делимость. Млекопитающее неделимо, у пресмыкающегося еще может вырасти нога. — Эфирные волны делимы и измеримы до бесконечно малого. — Каждое тело делимо, на практике, в известных границах, например в химии.
* * *
«Его» (движения) «сущность заключается в непосредственном единстве пространства и времени... К движению принадлежат пространство 11 время; скорость, количество движения, это — пространство в отношении к определенному протекшему времени» («Философия природы», стр. 65). «Пространство и время наполнены материей... Подобно тому как нет движения без материи, так нет и материи без движения» (стр. 67)439.
Неуничтожимость движения выражена в положении Декарта, что во вселенной сохраняется всегда одно и то же количество движения440. Естествоиспытатели, говоря о «неунич-
то-
Энгельс ссылается на заметку «Кинетическая теория газов», которая в рукописи «Диалектики природы» находится в конце 3-й страницы 5-го двойного листа (см. настоящий том, стр. 601—602). Ред.
___________________ ФОРМЫ ДВИЖЕНИЯ МАТЕРИИ. КЛАССИФИКАЦИЯ НАУК_______________ 561
жимости силы», выражают эту мысль несовершенным образом. Чисто количественное выражение Декарта тоже недостаточно: движение как таковое, как существенное проявление, как форма существования материи, неуничтожимо, как и сама материя, — эта формулировка включает в себя количественную сторону дела. Значит, и здесь естествоиспытатель через двести лет подтвердил философа.
* * *
Неуничтожимость движения. Неплохое место у Грова стр. 20 и следующие441.
* * *
Движение и равновесие. Равновесие неотделимо от движения* . В движении небесных тел движение находится в равновесии и равновесие — в движении (относительно). Но всякое специально относительное движение, т. е. в данном случае всякое отдельное движение отдельных тел на каком-нибудь движущемся небесном теле, представляет собой стремление к установлению относительного покоя, равновесия. Возможность относительного покоя тел, возможность временных состояний равновесия является существенным условием дифференциации материи и тем самым существенным условием жизни. Ha Солнце нет никакого равновесия отдельных веществ, а только равновесие всей массы, или же, если там и имеется какое-нибудь равновесие отдельных веществ, то только весьма ничтожное, обусловленное значительными различиями плотности; на поверхности — вечное движение, волнение, диссоциация. На Луне, по-видимому, царит исключительное равновесие, без всякого относительного движения — смерть (Луна = отрицательность). На Земле движение дифференцировалось в виде смены движения и равновесия: отдельное движение стремится к равновесию, а совокупное движение снова уничтожает отдельное равновесие. Скала пришла в состояние покоя, но процесс выветривания, работа морского прибоя, действие рек, глетчеров непрерывно уничтожают равновесие. Испарение и дождь, ветер, теплота, электрические и магнитные
Пометка на полях: «Равновесие = преобладанию притяжения над отталкиванием». Ред.
_____________________ «ДИАЛЕКТИКА ПРИРОДЫ». ЗАМЕТКИ И ФРАГМЕНТЫ_________________ 562
явления дают нам ту же самую картину. Наконец, в живом организме мы наблюдаем непрерывное движение как всех мельчайших частиц его, так и более крупных органов, которое имеет своим результатом, во время нормального периода жизни, постоянное равновесие всего организма и тем не менее никогда не прекращается, — живое единство движения и равновесия.
Всякое равновесие лишь относительно и временно.
* * *
1) Движение небесных тел. Приблизительное равновесие между притяжением и отталки
ванием в движении.
2) Движение на отдельном небесном теле. Масса. Поскольку это движение проистекает из
чисто механических причин, здесь тоже имеется равновесие. Массы покоятся на своей осно
ве. Это осуществилось на Луне, по-видимому, полностью. Механическое притяжение пре
одолело механическое отталкивание. С точки зрения чистой механики нам неизвестно, что
сталось с отталкиванием, и чистая механика точно так же не объясняет, откуда берутся те
«силы», посредством которых тем не менее, например на Земле, массы приводятся в движе
ние в направлении против силы тяжести. Она принимает этот факт как нечто данное. Здесь,
таким образом, имеет место простая передача отталкивающего, удаляющего механического
движения от массы к массе, причем притяжение и отталкивание равны между собой.
3) Но огромное большинство всех движений на Земле представляет собой превращение
одной формы движения в другую — механического движения в теплоту, в электричество, в
химическое движение — и каждой формы в любую другую; следовательно, либо* переход
притяжения в отталкивание — механического движения в теплоту, электричество, химиче
ское разложение (переход этот есть превращение в теплоту первоначального поднимающего
механического движения, а не движения падения, как это кажется на первый взгляд) [, — ли
бо переход отталкивания в притяжение].
4) Вся энергия, действующая на Земле в настоящее время, есть превращенная солнечная
теплота
Этому «либо» («entweder») в дальнейшем не соответствует никакого второго «либо» («oder»). Можно предположить, что Энгельс хотел в конце этого предложения указать также и на обратный переход отталкивания в притяжение, но не осуществил этого намерения. Предположительное окончание этого предложения дается в квадратных скобках. Ред.
ФОРМЫ ДВИЖЕНИЯ МАТЕРИИ. КЛАССИФИКАЦИЯ НАУК_______________ 563
* * *
Механическое движение. У естествоиспытателей движение всегда отождествляется с механическим движением, перемещением, и это отождествление считается чем-то само собой разумеющимся. Это перешло по наследству от дохимического XVIII века и сильно затрудняет ясное понимание процессов. Движение, в применении к материи, — это изменение вообще. Из подобного же недоразумения вытекает и яростное стремление свести все к механическому движению, — уже Гров
«сильно склонен думать, что прочие состояния материи являются модификациями движения и в конце концов будут сведены к ним» (стр. 16)443,
чем смазывается специфический характер прочих форм движения. Этим отнюдь не утверждается, будто каждая из высших форм движения не бывает всегда необходимым образом связана с каким-нибудь действительным механическим (внешним или молекулярным) движением, подобно тому как высшие формы движения производят одновременно и другие формы движения и подобно тому как химическое действие невозможно без изменения температуры и электрического состояния, а органическая жизнь невозможна без механического, молекулярного, химического, термического, электрического и т. п. изменения. Но наличие этих побочных форм не исчерпывает существа главной формы в каждом рассматриваемом случае. Мы, несомненно, «сведем» когда-нибудь экспериментальным путем мышление к молекулярным и химическим движениям в мозгу; но разве этим исчерпывается сущность мышления?
* * *
Диалектика естествознания444. Предмет — движущееся вещество. Различные формы и виды самого вещества можно познать опять-таки только через движение; только в движения обнаруживаются свойства тел; о теле, которое не находится в движении, нечего сказать. Следовательно, природа движущихся тел вытекает из форм движения.
1. Первая, наипростейшая форма движения — это механическая, простое перемещение.
_____________________ «ДИАЛЕКТИКА ПРИРОДЫ». ЗАМЕТКИ И ФРАГМЕНТЫ_________________ 564
a) Движения отдельного тела не существует, — [о нем можно говорить]* только в относи
тельном смысле — падение.
b) Движение обособленных тел: траектория, астрономия, — кажущееся равновесие, — ко
нец всегда контакт.
c) Движение соприкасающихся тел в их отношении друг к другу — давление. Статика.
Гидростатика и газы. Рычаг и другие формы собственно механики, которые все в своей наи
простейшей форме контакта сводятся к трению и удару, отличающимся между собой только
по степени. Но трение и удар, т. е. в сущности контакт, имеют и другие, здесь никогда не
указываемые естествоиспытателями следствия: при определенных обстоятельствах они про
изводят звук, теплоту, свет, электричество, магнетизм.
2. Эти различные силы (за исключением звука) — физика небесных тел —
a) переходят друг в друга и взаимно замещают друг друга, и
b) на известной ступени количественного нарастания каждой из этих сил, различной для
каждого тела, в подвергающихся их действию телах — будут ли это химически сложные те
ла или несколько химически простых тел — появляются химические изменения. И мы попа
даем в область химии. Химия небесных тел. Кристаллография — часть химии.
3. Физика должна была или могла оставлять без рассмотрения живое органическое тело,
химия же находит настоящий ключ к истинной природе наиважнейших тел только при ис
следовании органических соединений; с другой стороны, она синтезирует такие тела, кото
рые встречаются только в органической природе. Здесь химия подводит к органической
жизни, и она продвинулась достаточно далеко вперед, чтобы гарантировать нам, что она од
на объяснит нам диалектический переход к организму.
4. Но действительный переход только в истории — солнечной системы, Земли; реальная
предпосылка органической природы.
5. Органическая природа.
Классификация наук, из которых каждая анализирует отдельную форму движения или ряд связанных между собой и переходящих друг в друга форм движения, является вместе
Заключенные в квадратные скобки слова добавлены из письма Энгельса Марксу от 30 мая 1873 года. Ред.
___________________ ФОРМЫ ДВИЖЕНИЯ МАТЕРИИ. КЛАССИФИКАЦИЯ НАУК_______________ 565
с тем классификацией, расположением, согласно внутренне присущей им последовательности, самих этих форм движения, и в этом именно и заключается ее значение.
В конце прошлого века, после французских материалистов, материализм которых был по преимуществу механическим, обнаружилась потребность энциклопедически резюмировать все естествознание старой ньютоно-линнеевской школы, и за это дело взялись два гениальнейших человека — Сен-Симон (не закончил) и Гегель. Теперь, когда новое воззрение на природу в своих основных чертах готово, ощущается та же самая потребность и предпринимаются попытки в этом направлении. Но так как теперь в природе выявлена всеобщая связь развития, то внешняя группировка материала в виде такого ряда, члены которого просто прикладываются один к другому, в настоящее время столь же недостаточна, как и гегелевские искусственные диалектические переходы. Переходы должны совершаться сами собой, должны быть естественными. Подобно тому как одна форма движения развивается из другой, так и отражения этих форм, различные науки, должны с необходимостью вытекать одна из другой.
* * *
Как мало Конт является автором своей, списанной им у Сен-Симона, энциклопедической иерархии естественных наук445, видно уже из того, что она служит ему лишь ради расположения учебного материала и в целях преподавания, приводя тем самым к несуразному enseignement integral* , где каждая наука исчерпывается прежде, чем успели хотя бы только приступить к другой, где правильная в основе мысль математически утрируется до абсурда.
Гегелевское (первоначальное) деление на механизм, химизм, организм446 было совершенным для своего времени. Механизм — это движение масс, химизм — это молекулярное (ибо сюда включена и физика, и обе — как физика, так и химия — относятся ведь к одному и тому же порядку) и атомное движение; организм — это движение таких тел, в которых одно от
— интегральному обучению. Ред.
_____________________ «ДИАЛЕКТИКА ПРИРОДЫ». ЗАМЕТКИ И ФРАГМЕНТЫ_________________ 566
другого неотделимо. Ибо организм есть, несомненно, высшее единство, связывающее в себе в одно целое механику, физику и химию, так что эту троицу нельзя больше разделить. В организме механическое движение прямо вызывается физическим и химическим изменением, и это относится к питанию, дыханию, выделению и т. д. в такой же мере, как и к чисто мускульному движению.
Каждая группа, в свою очередь, двойственна. Механика: 1) небесная, 2) земная. Молекулярное движение: 1) физика, 2) химия. Организм: 1) растение, 2) животное.
* * *
Физиография* . После того как сделан переход от химии к жизни, надо прежде всего рассмотреть те условия, в которых возникла и существует жизнь, — следовательно, прежде всего геологию, метеорологию и остальное. А затем и сами различные формы жизни, которые ведь без этого и непонятны.