Система и органы местного самоуправления

Под системой местного самоуправления понимается совокупность организационных форм и институтов, посредством которых населением решаются вопросы местного значения. К ним относятся местный референдум, выборы, собрания (сходы) и др.

В целях решения непосредственно населением вопросов местного значения проводится местный референдум на всей территории муниципального образования. Решение о назначении местного референдума принимается представительным органом муниципального образования:

1) по инициативе, выдвинутой гражданами России, имеющими право на участие в местном референдуме;

2) по инициативе, выдвинутой избирательными объединениями, иными общественными объединениями, уставы которых предусматривают участие в выборах и (или) референдумах и которые зарегистрированы в порядке и сроки, установленные федеральным законом;

3) по инициативе представительного органа муниципального образования и главы местной администрации, выдвинутой ими совместно.

В местном референдуме имеют право участвовать граждане Российской Федерации, место жительства которых расположено в границах муниципального образования. Граждане Российской Федерации участвуют в местном референдуме на основе всеобщего равного и прямого волеизъявления при тайном голосовании.

Итоги голосования и принятое на местном референдуме решение подлежат официальному опубликованию (обнародованию).

Принятое на местном референдуме решение подлежит обязательному исполнению на территории муниципального образования и не нуждается в утверждении какими-либо органами государственной власти, их должностными лицами или органами местного самоуправления.

Органы местного самоуправления обеспечивают исполнение принятого на местном референдуме решения в соответствии с разграничением полномочий между ними, определенным уставом муниципального образования.

Муниципальные выборы проводятся в целях избрания депутатов, членов выборного органа местного самоуправления, выборных должностных лиц местного самоуправления на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании.

Муниципальные выборы назначаются представительным органом муниципального образования в сроки, предусмотренные уставом муниципального образования.

Законом субъекта РФ в соответствии с федеральными законами устанавливаются виды избирательных систем, которые могут применяться при проведении муниципальных выборов, и порядок их применения.

Выборы депутатов представительных органов поселений (за исключением городских округов) с численностью населения менее 3000 человек, а также представительных органов поселений (включая представительные органы городских округов) с численностью менее 15 депутатов проводятся по одномандатным и (или) многомандатным избирательным округам.

В поселении с численностью жителей, обладающих избирательным правом, не более 100 человек для решения вопросов местного значения проводится сход граждан. В поселении с численностью жителей, обладающих избирательным правом, более 100, но не более 300 человек для решения вопросов местного значения может проводиться сход граждан. Сход граждан правомочен при участии в нем более половины жителей поселения, обладающих избирательным правом.

Сход граждан осуществляет полномочия представительного органа муниципального образования, в том числе отнесенные к исключительной компетенции представительного органа муниципального образования.

Сход граждан может созываться главой муниципального образования самостоятельно либо по инициативе группы жителей поселения численностью не менее 10 человек.

На сходе граждан председательствует глава муниципального образования или иное лицо, избираемое сходом граждан. Решение схода граждан считается принятым, если за него проголосовало более половины участников схода граждан. Решения, принятые на сходе граждан, подлежат обязательному исполнению на территории поселения.

Органы местного самоуправления и должностные лица местного самоуправления обеспечивают исполнение решений, принятых на сходе граждан, в соответствии с разграничением полномочий между ними, определенным уставом поселения. Решения, принятые на сходе граждан, подлежат официальному опубликованию (обнародованию).

Наряду с названными формами непосредственного осуществления населением местного самоуправления граждане вправе участвовать в осуществлении местного самоуправления в иных формах, не противоречащих Конституции и законодательству (территориальное общественное самоуправление, конференция граждан (собрание делегатов), собрание граждан, публичные слушания и др.).

Согласно ч. 1 ст. 131 Конституции РФ структура органов местного самоуправления определяется населением самостоятельно. В соответствии с Уставом города Пензы на территории города установлена следующая структура органов местного самоуправления:

1. Пензенская городская Дума (городская Дума) – представительный орган города Пензы;

2. Глава муниципального образования (Глава города Пензы) – высшее должностное лицо города Пензы, избираемое Пензенской городской Думой из своего состава и исполняющее полномочия председателя Пензенской городской Думы;

3. Администрация города Пензы – исполнительно-распорядительный орган города Пензы;

4. Иные органы местного самоуправления, предусмотренные Уставом города Пензы.

Городская Дума избирается на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании сроком на пять лет.Городская Дума состоит из 35 депутатов и является постоянно действующим представительным органом города Пензы. Срок полномочий депутата городской Думы составляет пять лет.

Из 35 депутатов городской Думы 17 депутатов избираются по одномандатным избирательным округам, 18 депутатских мандатов распределяются между списками кандидатов, выдвинутыми избирательными объединениями, пропорционально числу голосов избирателей, полученных каждым из списков кандидатов.

Депутаты осуществляют свои полномочия, как правило, на непостоянной основе. На постоянной основе работают Глава города Пензы и два заместителя председателя городской Думы.

Глава города Пензы является высшим должностным лицом города Пензы. Глава города избирается Пензенской городской Думой из своего состава. Глава города Пензы исполняет полномочия Председателя Пензенской городской Думы. Глава города Пензы осуществляет свою деятельность на штатной оплачиваемой основе.Глава города избирается на сессии Пензенской городской Думы из числа депутатов Пензенской городской Думы тайным голосованием.

Глава города Пензы подконтролен и подотчетен населению города и Пензенской городской Думе.

Администрация города Пензы – является исполнительно-распорядительным органом города Пензы. Администрацией города руководит глава администрации города на принципах единоначалия.

Структура администрации города утверждается решением городской Думы по представлению главы администрации города Пензы.

Задачи и полномочия структурных подразделений администрации города определяются в положениях об этих подразделениях, утверждаемых главой администрации города Пензы.

Решением городской Думы структурные подразделения администрации города могут учреждаться в качестве юридических лиц в форме муниципальных казенных учреждений, положения о которых утверждаются городской Думой по представлению Главы администрации города Пензы.

Представителем нанимателя в отношении муниципальных служащих и иных работников структурных подразделений администрации города, наделенных правом юридического лица, является его руководитель.

Иные органы местного самоуправления (администрации районов, управления, комитеты) – органы, образуемые по отраслевому и территориальному принципам и обладающие собственными полномочиями по решению вопросов местного значения.

Контрольно-счетная палата города Пензы является постоянно действующим органом внешнего муниципального финансового контроля. Контрольно-счетная палата города Пензы образуется решением Пензенской городской Думы сроком на 5 лет и подотчетна Пензенской городской Думе.

Наши рекомендации