Можно обозначить следующие функции, выполняемые поли-

тическими лидерами: аналитическая, разработки программы дейст-

вий, мобилизации на выполнение принятой программы, новаторская,

координационная, интегративная.

Аналитическая функция, или функция постановки диагноза,

представляет собой глубокий и всесторонний анализ причин сложив-

шейся ситуации, изучение совокупности объективных и субъектив-

ных факторов и реалий.Функция разработки программы действий направлена на реа-

лизацию личностных качеств политического лидера: решительность,

энергия, ум, интуиция, смелость, способность брать на себя большую

ответственность.Функция мобилизации на выполнение принятой программы -

мобилизация народных масс на воплощение политических программ

и решений в жизнь.Новаторская функция означает, что политический лидер вно-

сит новые, конструктивные идеи социального устройства общества.

Координационная функция направлена на согласование дейст-

вий всех субъектов политических преобразований – институтов и

учреждений власти, а также практических исполнительских решений

(включает в себя корреляцию, координацию деятельности всех ветвей

власти: парламента, органов исполнительной и судебной властей).

Интегративная функция направлена на поддержание целост-

ности и стабильности общества, гражданского мира и общественного

согласия.Таким образом, функции, выполняемые политическими лиде-

рами, во многом предопределяются теми целями, которые они ставят,

и той ситуацией, средой, в которой им приходится действовать.Политический лидер формируется в результате

многих факторов. Вследствие этого существуют различные типы ли-

деров.

Самая распространенная типология акцентирует внимание на

характере взаимоотношений политика с ближайшим окружением

(командой политика) – стиль руководства. Соответственно различа-

ют: авторитарный стиль (предполагает единоличное направляющее

воздействие лидера; основной метод руководства - директивы, прика-

зы и поручения, основанные на угрозе применения наказания; от под-

чиненных требуется безотказное выполнение его воли и беззаветная

преданность); демократический стиль (для лидера характерен учет

интересов и мнений окружающих его людей, привлечение их к при-

нятию решений и стимулирование инициативы; основной метод ру-

ководства - поощрение и похвала окружающих); попустительский

(отстраненный) стиль (пассивная позиция лидера при осуществле-

нии им управленческих функций и предоставлении большой само-

стоятельности исполнителям, а также в желании избежать возможных

конфликтов; основной метод руководства - просьбы, уговоры, сове-

ты; возможны ситуации, когда само ближайшее окружение начинает

манипулировать политиком).

По форме влияния различают формальное и неформальное

лидерство. Формальное лидерство представляет собой приоритетное

влияние определенного лица на членов организации, закрепленное в

ее нормах и правилах и оценивающееся на положении в обществен-

ной иерархии, месте в ролевых структурах. Формальный лидер связан

с установленными правилами назначения руководителя. Неформаль-

ное лидерство характеризуется субъективной способностью и готов-

ностью человека к выполнению роли лидера, а также признанием за

ним права на руководство со стороны членов группы, организации,

общества. Неформальный лидер возникает на основе личных отноше-

ний участников.Одним из обобщающих критериев для типологии политиче-

ских лидеров являются цели, которые они ставят, и воздействие,

оказываемое ими на общество. В связи с этими критериями амери-

канский политолог Роберт Такер выделяет три типа политических

лидеров: консерваторы, реформаторы и революционеры. Позиция

консерваторов состоит в сохранении статус-кво общества. Соответ-

ственно вся активность политического лидера, его программа и все

его действия направлены на обоснование необходимости сохранения

общества в его современном виде. Реформаторы стремятся к ради-

кальному преобразованию общественного устройства посредством

проведения широкомасштабного реформирования, прежде всего, вла-

стных структур. Революционеры ставят целью переход к принципи-

ально иной общественной системе.

Политические элиты.

Политическая практика показывает, что процесс распределе-

ния и реализации власти не предполагает равноправного участия в

нем всех граждан государства. Реальная политическая власть сосре-

доточена в руках меньшинства - элиты, формирующей цели развития

общества и принимающей важные политические решения. В связи с

этим для современной политической науки характерно признание

элитарности существующего общества.Понятие «элита» происходит от латинского «eligere» (отби-

рать) и французского «elite» (отборный).элита - социальная общ-

ность, представленная людьми, имеющими высокое положение в об-

ществе, обладающими престижем, властью, богатством, активными в

политической и иных сферах деятельности. Критерием определения

сущности элиты является способность и возможность элитарного

субъекта принимать и реализовывать общезначимые политические

решения.В политологии принято делить элиту на две составные части:

«властвующую элиту» и «политическую элиту». Причем особо под-

черкивается, что понятия «властвующая элита» и «политическая эли-

та» соотносятся как целое и часть. Властвующая элита включает в

себя различные группы, непосредственно или опосредованно участ-

вующие во властных процессах в различных сферах жизнедеятельно-

сти общества (политическая, экономическая, военная, идеологическая

и другие виды элит).Следовательно, политическая элита – это лишь часть власт-

вующей элиты, которая характеризуется следующими чертами: не-

большая, достаточно самостоятельная социальная группа; высокий

социальный статус; значительный объем государственной и инфор-

мационной власти; непосредственное участие в осуществлении вла-

сти; организаторские способности и талант.Появление и существование политической элиты обусловлено

следующими факторами :

психологическими и социальными особенностями людей, их

неодинаковыми способностями, возможностями и желанием участ-

вовать в политике;

законом разделения труда, который требует профессиональ-

ного занятия управлением, определенной специализации;

высокой социальной значимостью управленческого труда и

его соответствующим стимулированием;

широкими возможностями использования управленческой

деятельности для получения социальных привилегий (ибо она прямо

связана с распределением ценностей);

практической невозможностью осуществления всеобъемлю-

щего контроля за политическими руководителями;

политической пассивностью широких масс населения, главные

интересы которых обычно лежат вне политики.Современная элита делится на четыре группы: правящую,

высшую, среднюю и административную. Правящая элита – это те,

кто непосредственно обладает государственной властью. Высшую

элиту составляют те, кто непосредственно участвует или оказывает

существенное влияние на процесс принятия решений. Их не так мно-

го, это 100-200 человек, занимающих стратегические посты в прави-

тельстве, крупных политических партиях, группах давления, сюда же

входят законодатели. Принадлежность к средней элите определяется

по трем показателям – уровню доходов, профессиональному статусу,

образованию. Средняя элита составляет 5 % взрослого населения

(главы исполнительной власти в субъектах федерации, лидеры поли-

тических партий). К административной элите относится высший

слой государственных служащих, занимающих руководящие посты в

министерствах, департаментах и других органах управления. В адми-

нистративную элиту входят и те высокообразованные управленцы,

которые сохраняют нейтралитет и не проявляют своих партийных

симпатий.

Структура и социальная представительность политической

элиты непостоянны. Изменения, происходящие в обществе под влия-

нием его прогресса, оказывают большое влияние на состав элиты. В

подготовке политической элиты огромная роль принадлежит парти-

ям, которые выдвигают из своей среды политических лидеров, спо-

собных отстаивать интересы тех или иных социальных групп. Роль

правящей элиты, как составной части политической элиты, наглядно

демонстрируют ее функции, которые зависят от особенностей самой

элиты:

стратегическая (определение политической программы дей-

ствий путем генерирования новых идей, отражающих интересы об-

щества, классов, слоев и т.п.);

организаторская (осуществление на практике выработанного

курса, воплощение политических решений в жизнь);

коммуникативная (эффективное представление, выражение и

отражение в политических программах интересов и потребностей

(политических, экономических, культурных, региональных, профес-

сиональных и др.) различных социальных групп и слоев населения и

реализацию их в практических действиях);

интегративная (укрепление стабильности и единства общест-

ва, устойчивости его политической и экономической систем, недопу-

щение и разрешение конфликтных ситуаций).

Наши рекомендации