Можно обозначить следующие функции, выполняемые поли-
тическими лидерами: аналитическая, разработки программы дейст-
вий, мобилизации на выполнение принятой программы, новаторская,
координационная, интегративная.
Аналитическая функция, или функция постановки диагноза,
представляет собой глубокий и всесторонний анализ причин сложив-
шейся ситуации, изучение совокупности объективных и субъектив-
ных факторов и реалий.Функция разработки программы действий направлена на реа-
лизацию личностных качеств политического лидера: решительность,
энергия, ум, интуиция, смелость, способность брать на себя большую
ответственность.Функция мобилизации на выполнение принятой программы -
мобилизация народных масс на воплощение политических программ
и решений в жизнь.Новаторская функция означает, что политический лидер вно-
сит новые, конструктивные идеи социального устройства общества.
Координационная функция направлена на согласование дейст-
вий всех субъектов политических преобразований – институтов и
учреждений власти, а также практических исполнительских решений
(включает в себя корреляцию, координацию деятельности всех ветвей
власти: парламента, органов исполнительной и судебной властей).
Интегративная функция направлена на поддержание целост-
ности и стабильности общества, гражданского мира и общественного
согласия.Таким образом, функции, выполняемые политическими лиде-
рами, во многом предопределяются теми целями, которые они ставят,
и той ситуацией, средой, в которой им приходится действовать.Политический лидер формируется в результате
многих факторов. Вследствие этого существуют различные типы ли-
деров.
Самая распространенная типология акцентирует внимание на
характере взаимоотношений политика с ближайшим окружением
(командой политика) – стиль руководства. Соответственно различа-
ют: авторитарный стиль (предполагает единоличное направляющее
воздействие лидера; основной метод руководства - директивы, прика-
зы и поручения, основанные на угрозе применения наказания; от под-
чиненных требуется безотказное выполнение его воли и беззаветная
преданность); демократический стиль (для лидера характерен учет
интересов и мнений окружающих его людей, привлечение их к при-
нятию решений и стимулирование инициативы; основной метод ру-
ководства - поощрение и похвала окружающих); попустительский
(отстраненный) стиль (пассивная позиция лидера при осуществле-
нии им управленческих функций и предоставлении большой само-
стоятельности исполнителям, а также в желании избежать возможных
конфликтов; основной метод руководства - просьбы, уговоры, сове-
ты; возможны ситуации, когда само ближайшее окружение начинает
манипулировать политиком).
По форме влияния различают формальное и неформальное
лидерство. Формальное лидерство представляет собой приоритетное
влияние определенного лица на членов организации, закрепленное в
ее нормах и правилах и оценивающееся на положении в обществен-
ной иерархии, месте в ролевых структурах. Формальный лидер связан
с установленными правилами назначения руководителя. Неформаль-
ное лидерство характеризуется субъективной способностью и готов-
ностью человека к выполнению роли лидера, а также признанием за
ним права на руководство со стороны членов группы, организации,
общества. Неформальный лидер возникает на основе личных отноше-
ний участников.Одним из обобщающих критериев для типологии политиче-
ских лидеров являются цели, которые они ставят, и воздействие,
оказываемое ими на общество. В связи с этими критериями амери-
канский политолог Роберт Такер выделяет три типа политических
лидеров: консерваторы, реформаторы и революционеры. Позиция
консерваторов состоит в сохранении статус-кво общества. Соответ-
ственно вся активность политического лидера, его программа и все
его действия направлены на обоснование необходимости сохранения
общества в его современном виде. Реформаторы стремятся к ради-
кальному преобразованию общественного устройства посредством
проведения широкомасштабного реформирования, прежде всего, вла-
стных структур. Революционеры ставят целью переход к принципи-
ально иной общественной системе.
Политические элиты.
Политическая практика показывает, что процесс распределе-
ния и реализации власти не предполагает равноправного участия в
нем всех граждан государства. Реальная политическая власть сосре-
доточена в руках меньшинства - элиты, формирующей цели развития
общества и принимающей важные политические решения. В связи с
этим для современной политической науки характерно признание
элитарности существующего общества.Понятие «элита» происходит от латинского «eligere» (отби-
рать) и французского «elite» (отборный).элита - социальная общ-
ность, представленная людьми, имеющими высокое положение в об-
ществе, обладающими престижем, властью, богатством, активными в
политической и иных сферах деятельности. Критерием определения
сущности элиты является способность и возможность элитарного
субъекта принимать и реализовывать общезначимые политические
решения.В политологии принято делить элиту на две составные части:
«властвующую элиту» и «политическую элиту». Причем особо под-
черкивается, что понятия «властвующая элита» и «политическая эли-
та» соотносятся как целое и часть. Властвующая элита включает в
себя различные группы, непосредственно или опосредованно участ-
вующие во властных процессах в различных сферах жизнедеятельно-
сти общества (политическая, экономическая, военная, идеологическая
и другие виды элит).Следовательно, политическая элита – это лишь часть власт-
вующей элиты, которая характеризуется следующими чертами: не-
большая, достаточно самостоятельная социальная группа; высокий
социальный статус; значительный объем государственной и инфор-
мационной власти; непосредственное участие в осуществлении вла-
сти; организаторские способности и талант.Появление и существование политической элиты обусловлено
следующими факторами :
психологическими и социальными особенностями людей, их
неодинаковыми способностями, возможностями и желанием участ-
вовать в политике;
законом разделения труда, который требует профессиональ-
ного занятия управлением, определенной специализации;
высокой социальной значимостью управленческого труда и
его соответствующим стимулированием;
широкими возможностями использования управленческой
деятельности для получения социальных привилегий (ибо она прямо
связана с распределением ценностей);
практической невозможностью осуществления всеобъемлю-
щего контроля за политическими руководителями;
политической пассивностью широких масс населения, главные
интересы которых обычно лежат вне политики.Современная элита делится на четыре группы: правящую,
высшую, среднюю и административную. Правящая элита – это те,
кто непосредственно обладает государственной властью. Высшую
элиту составляют те, кто непосредственно участвует или оказывает
существенное влияние на процесс принятия решений. Их не так мно-
го, это 100-200 человек, занимающих стратегические посты в прави-
тельстве, крупных политических партиях, группах давления, сюда же
входят законодатели. Принадлежность к средней элите определяется
по трем показателям – уровню доходов, профессиональному статусу,
образованию. Средняя элита составляет 5 % взрослого населения
(главы исполнительной власти в субъектах федерации, лидеры поли-
тических партий). К административной элите относится высший
слой государственных служащих, занимающих руководящие посты в
министерствах, департаментах и других органах управления. В адми-
нистративную элиту входят и те высокообразованные управленцы,
которые сохраняют нейтралитет и не проявляют своих партийных
симпатий.
Структура и социальная представительность политической
элиты непостоянны. Изменения, происходящие в обществе под влия-
нием его прогресса, оказывают большое влияние на состав элиты. В
подготовке политической элиты огромная роль принадлежит парти-
ям, которые выдвигают из своей среды политических лидеров, спо-
собных отстаивать интересы тех или иных социальных групп. Роль
правящей элиты, как составной части политической элиты, наглядно
демонстрируют ее функции, которые зависят от особенностей самой
элиты:
стратегическая (определение политической программы дей-
ствий путем генерирования новых идей, отражающих интересы об-
щества, классов, слоев и т.п.);
организаторская (осуществление на практике выработанного
курса, воплощение политических решений в жизнь);
коммуникативная (эффективное представление, выражение и
отражение в политических программах интересов и потребностей
(политических, экономических, культурных, региональных, профес-
сиональных и др.) различных социальных групп и слоев населения и
реализацию их в практических действиях);
интегративная (укрепление стабильности и единства общест-
ва, устойчивости его политической и экономической систем, недопу-
щение и разрешение конфликтных ситуаций).